Рубрики
Приказы и распоряжения

Распоряжение ОАО РЖД от 18.12.2009 N 2621р



ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»


РАСПОРЯЖЕНИЕ



от 18 декабря 2009 г. N 2621р


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ОБХОДЧИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ, ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ И МОНТЕРОВ ПУТИ, НАЗНАЧАЕМЫХ ДЛЯ ОСМОТРА

(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 14.09.2010 N 1923р)

В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 февраля 2010 г. прилагаемую Инструкцию по охране труда для обходчиков железнодорожных путей, искусственных сооружений и монтеров пути, назначаемых для осмотра.

2. Начальникам железных дорог — филиалов ОАО «РЖД»:

довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников;

обеспечить в установленном порядке изучение Инструкции по охране труда для обходчиков железнодорожных путей, искусственных сооружений и монтеров пути, назначаемых для осмотра, утвержденной настоящим распоряжением.

Старший вице-президент

ОАО «РЖД»

В.А.Гапанович

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением ОАО «РЖД»

«18» декабря 2009 г. N 2621р




ИНСТРУКЦИЯ



ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ОБХОДЧИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ



ПУТЕЙ, ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ И МОНТЕРОВ ПУТИ,



НАЗНАЧАЕМЫХ ДЛЯ ОСМОТРА

(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 14.09.2010 N 1923р)

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает основные требования охраны труда при выполнении работ обходчиками железнодорожных путей и искусственных сооружений (далее — обходчик пути), а также монтерами пути, назначаемыми для осмотра железнодорожных путей (далее — осмотрщик пути).

В дистанциях пути на основе настоящей Инструкции с учетом местных условий разрабатываются инструкции по охране труда для обходчиков (осмотрщиков) пути.

1.2. К самостоятельной работе обходчика пути допускаются мужчины не моложе 18 лет, имеющие стаж работы по профессии, связанной с движением поездов, не менее шести месяцев, прошедшие обязательный (при поступлении на работу) предварительный медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, инструктаж по пожарной безопасности, профессиональное обучение с получением соответствующего квалификационного удостоверения, стажировку, проверку знаний требований охраны труда и обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

Монтер пути, назначаемый для осмотра железнодорожных путей, должен пройти обучение по профессии обходчик пути и искусственных сооружений и иметь квалификационное удостоверение по этой — второй профессии.

Запрещается допускать к самостоятельной работе обходчиков пути и назначать для осмотра железнодорожного пути монтеров пути, первый год работающих (первозимников).

1.3. В процессе работы обходчик (осмотрщик) пути должен проходить повторные — не реже одного раза в три месяца, в установленном порядке внеплановые и целевые инструктажи по охране труда, не реже одного раза в год — обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, в установленные сроки — проверку знаний (в объеме своих обязанностей) нормативных документов, указанных в пункте 1.4 настоящей Инструкции, и периодические медицинские осмотры.

При выполнении путевых работ на участке обхода обходчик пути по распоряжению дорожного мастера или бригадира пути может включаться в состав бригады в качестве сигналиста. В этом случае обходчик пути должен получить от мастера или бригадира пути целевой инструктаж по охране труда для исполняющего обязанности сигналиста и ознакомиться со схемой ограждения места производства работ.

Сигналистами могут назначаться обходчики пути, прошедшие обучение по профессии сигналиста в дорожных учебных центрах или дорожных технических школах и имеющие соответствующее удостоверение, выданное этими учебными заведениями.

1.4. Обходчик (осмотрщик) пути в объеме своих обязанностей должен пройти обучение и проверку знаний:

Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;

Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации;

Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации;

Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации;

должностной инструкции и других нормативных документов, устанавливающих его обязанности;

правил и инструкций по охране труда;

обязанности сигналиста;

Правил по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО «РЖД» (при проведении осмотров на скоростных и высокоскоростных линиях).

(Абзац введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 14.09.2010 N 1923р)

1.5. При следовании на работу, с работы или передвижениях по территории железнодорожной станции (далее — станции), территории дистанции пути обходчик (осмотрщик) пути должен соблюдать следующие требования безопасности:

переходить железнодорожные пути по специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, дорожкам (настилам), переездам, путепроводам, по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями «Служебный проход», а при отсутствии специально оборудованных мест перехода переходить железнодорожные пути, соблюдая требования пункта 1.6 настоящей Инструкции;

соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов;

следить за передвижением локомотивов, вагонов, грузоподъемных кранов, автомобилей и другого транспорта.

1.6. При нахождении на железнодорожных путях обходчик (осмотрщик) пути должен соблюдать следующие требования безопасности:

проходить вдоль путей по обочине или по середине междупутья, обращая внимание на движущиеся по смежным путям локомотивы, вагоны и другой подвижной состав;

переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельсы, не наступая на концы железобетонных шпал и масляные пятна на шпалах, и предварительно убедившись в том, что к месту перехода не приближается подвижной состав (локомотив, моторвагонный подвижной состав, вагоны), дрезина или другое транспортное средство;

при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, пользоваться переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем сойти с переходной площадки вагона на междупутье необходимо осмотреть место схода и убедиться в исправности подножек, поручней, а также отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава, и нет ли на междупутье посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе. При подъеме на переходную площадку вагона и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону;

проходить между расцепленными вагонами, локомотивами и секциями локомотивов, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м;

обходить группу вагонов или локомотивы, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.

1.7. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:

становиться или садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные устройства;

подниматься в вагон, дрезину, мотовоз, автомотрису и другие подвижные единицы и сходить с них во время движения;

находиться на подножках, лестницах и других наружных частях вагона, дрезины, мотовоза, автомотрисы и других подвижных единиц при их движении;

переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, в желоб на стрелочном переводе;

переходить или перебегать через пути перед движущимся поездом, подвижным составом;

пролезать под стоящими вагонами, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под вагонами инструмент и материалы;

находиться в междупутье при безостановочном движении поездов по смежным путям;

находиться на территории железнодорожной станции, дистанции пути и других производственных подразделений в местах, отмеченных знаком «Осторожно! Негабаритное место», а также около этих мест при прохождении железнодорожного подвижного состава или специального самоходного подвижного состава.

1.8. Выходя на путь из помещения, а также из-за стрелочных постов, платформ, зданий, путевых и других сооружений, затрудняющих видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава.

1.9. После выхода из помещения в темное время суток необходимо остановиться и выждать некоторое время пока глаза привыкнут к темноте и установится нормальная видимость окружающих предметов.

1.10. Обходчик (осмотрщик) пути должен знать:

безопасные приемы выполнения работ;

видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения поездов, знаки безопасности и порядок ограждения возникшего препятствия для движения поездов и места производства путевых работ;

требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности;

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, и меры защиты от их воздействия;

сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре;

правила применения и использования первичных средств пожаротушения;

способы оказания первой помощи пострадавшим;

места хранения аптечки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами;

требования настоящей Инструкции.

Каждый тоннельный обходчик должен знать правила пользования противогазом и ухода за ним.

1.11. Обходчик (осмотрщик) пути должен:

выполнять только входящую в его должностные обязанности или порученную мастером (бригадиром) работу;

применять безопасные приемы выполнения работ;

содержать в исправном состоянии и чистоте приспособления, инструмент, инвентарь, спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;

при работе в составе бригады следить за сигналами и распоряжениями мастера (бригадира) и выполнять его команды;

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков и надписей, объявлений по громкоговорящей связи, световых и звуковых сигналов, подаваемых машинистами локомотивов, моторвагонного подвижного состава, водителями специального самоходного подвижного состава, составителями поездов;

быть предельно внимательным в местах движения транспорта;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;

соблюдать требования пожарной безопасности,

уметь оказывать первую помощь пострадавшему.

1.12. Обходчику (осмотрщику) пути запрещается:

приступать к выполнению новой, не связанной с его прямыми обязанностями работе, без получения от мастера (бригадира) инструктажа о безопасных приемах ее выполнения;

прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим токоведущим частям электрооборудования;

наступать на электрические провода и кабели;

находиться на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

1.13. Во время работы на обходчика (осмотрщика) пути могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

движущийся подвижной состав, путевые машины, специальный самоходный подвижной состав и другие транспортные средства;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

пониженная или повышенная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;

пониженная или повышенная температура поверхностей оборудования, инвентаря, инструмента и металлических частей верхнего строения пути;

недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток и при работе в тоннелях;

повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

неблагоприятные погодные условия — туман, метель, ливень;

нервно-психические перегрузки при выполнении работ на железнодорожных путях, мостах и тоннелях во время движения поездов.

1.14. Обходчик пути должен обеспечиваться следующими средствами индивидуальной защиты:

комплектом «Путеец-Л»;

сапогами юфтевыми на маслобензостойкой подошве или ботинками юфтевыми на маслобензостойкой подошве;

плащом для защиты от воды;

перчатками комбинированными или перчатками с полимерным покрытием;

очками защитными открытыми или щитком защитным лицевым;

жилетом сигнальным со световозвращающими полосами.

При выполнении работ на тоннельных участках дополнительно:

костюмом для защиты от воды прорезиненным или комплектом для защиты от воды;

каской защитной с фонарем шахтерским;

наушниками противошумными;

сапогами резиновыми или сапогами резиновыми рыбацкими;

респиратором противогазоаэрозольным;

перчатками резиновыми или перчатками из полимерных материалов;

противогазом фильтрующиим.

Зимой дополнительно:

комплектом для защиты от пониженных температур «Путеец» (по климатическим поясам);

полушубком (по климатическим поясам) или полупальто на меховой подкладке (по климатическим поясам), или курткой на меховой подкладке (по климатическим поясам);

шапкой-ушанкой со звукопроводными вставками (по климатическим поясам);

шапкой трикотажной;

рукавицами утепленными (по климатическим поясам), или перчатками утепленными (по климатическим поясам), или перчатками утепленными с защитным покрытием, нефтеморозостойкими (по климатическим поясам);

сапогами юфтевыми утепленными на нефтеморозостойкой подошве в I и II климатических поясах;

сапогами кожаными утепленными «СЕВЕР ЖД» в III, IV и особом климатических поясах или валенками (сапогами валяными) с резиновым низом в III, IV и особом климатических поясах.

При выполнении работ на тоннельных участках дополнительно:

подшлемником для защиты от пониженных температур со звукопроводными вставками (под каску) — по климатическим поясам;

свитером полушерстяным.

По условиям выполнения отдельных видов работ обходчику пути должны выдаваться другие соответствующие средства индивидуальной защиты.

В районах распространения гнуса, комаров, мошки обходчик (осмотрщик) пути с целью защиты от них должен обеспечиваться репеллентами, имеющими санитарно-эпидемиологические заключения, выданные в установленном порядке, а также противомоскитными сетками и спецодеждой, обеспечивающими защиту от укусов насекомых.

Спецодежда и спецобувь должны быть подобраны по росту и размеру и не должны стеснять движений при работе.

Осмотрщик пути обеспечивается спецодеждой и спецобувью по нормам монтера пути.

Обходчик (осмотрщик) пути при получении средства индивидуальной защиты (противогаза, защитных очков, респиратора) должен получить инструктаж по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности этих средств, а также пройти тренировку по их применению.

1.15. Личную одежду и спецодежду необходимо хранить отдельно в шкафах гардеробной. Уносить спецодежду за пределы дистанции пути (путевого околотка) запрещается. Зимняя спецодежда в летний период должна быть сдана на хранение в кладовую.

В отдельных случаях там, где по условиям работы указанный порядок не может быть соблюден (при невозможности сдачи на хранение по объективным причинам — удаленность, позднее прибытье на станцию, отсутствие в дистанции пути (путевом околотке) соответствующих гардеробных и в других случаях), спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты могут оставаться в нерабочее время у обходчиков (осмотрщиков) пути, если это предусмотрено в соответствующих коллективных договорах и соглашениях или в правилах внутреннего трудового распорядка дистанции пути.

1.16. Обходчик (осмотрщик) пути должен следить за исправностью спецодежды, своевременно сдавать ее в стирку и ремонт, а также содержать шкафы для хранения личной одежды и спецодежды в чистоте и порядке.

1.17. Обходчик (осмотрщик) пути должен выполнять следующие требования пожарной безопасности:

курить только в установленных и приспособленных для этого местах;

не подходить с открытым огнем к подвижному составу, путевым машинам, легковоспламеняющимся материалам и емкостям с легковоспламеняющимися жидкостями;

не пользоваться электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих материалов.

1.18. Принимать пищу следует в столовых или специально отведенных для этого помещениях, имеющих соответствующее оборудование.

Перед едой необходимо тщательно вымыть руки водой с мылом или очищающими пастами, разрешенными к применению в установленном порядке.

1.19. При получении травмы или заболевании обходчик (осмотрщик) пути должен прекратить работу, поставить в известность дорожного мастера (бригадира) и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.

В случае получения травмы другим работником обходчик (осмотрщик) пути должен прекратить работу, принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему и немедленно сообщить о несчастном случае мастеру (бригадиру), а в его отсутствие — вышестоящему руководителю.

1.20. Обходчик (осмотрщик) пути, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом работы обходчик (осмотрщик) пути должен:

надеть полагающуюся ему исправную спецодежду, спецобувь, сигнальный жилет и привести их в порядок (застегнуть на пуговицы обшлага рукавов, заправить одежду так, чтобы не было свисающих концов);

перед проведением осмотра объектов инфраструктуры получить от руководителя работ целевой инструктаж о мерах безопасности, о маршруте следования к месту осмотра пути и обратно, порядке схода с пути на время проследования поездов, погодных условиях (туман, метель, дождь, повышенная или пониженная температура воздуха) и требованиях безопасности при данных погодных условиях с учетом местных особенностей, с записью в журнале регистрации инструктажей по охране труда;

получить переносную радиостанцию, сигнальные принадлежности, выписку из расписания движения высокоскоростных, скоростных, пассажирских и пригородных поездов, иметь при себе часы;

проверить работоспособность переносной радиостанции, как это предусмотрено документацией завода-изготовителя по ее эксплуатации (руководством пользователя);

проверить состояние инструмента, сигнальных принадлежностей и средств индивидуальной защиты (очки защитные или щиток защитный лицевой, респиратор, противогаз не должны иметь механических повреждений).

При осмотре противогаза необходимо проверить по штампу дату следующего его испытания и убедиться в исправности клапанов, отсутствии внешних повреждений маски, шланга и коробки.

Запрещается пользоваться противогазом с истекшим сроком испытания.

Спецодежду и спецобувь обходчик (осмотрщик) пути не должен снимать в течение всего рабочего времени.

Не допускается носить спецодежду расстегнутой и с подвернутыми рукавами.

(Пункт дан в ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 14.09.2010 N 1923р)

2.2. Подготовленный к работе инструмент должен удовлетворять следующим требования.

Бойки (ударная часть) костыльного молотка должны иметь гладкую, слегка выпуклую поверхность без косины, сколов, выбоин, трещин, заусенцев и наплывов металла.

Рукоятка костыльного молотка должна быть изготовлена из сухой древесины твердых лиственных пород (березы, дуба, клена, ясеня, рябины, кизила) без сучков и косослоя, иметь по всей длине в сечении овальную форму, быть гладкой и не иметь трещин и заусенцев.

Рабочие поверхности путевого гаечного ключа не должны иметь сбитых скосов, отогнутых губок головок, а рукоятка ключа — заусенцев.

2.3. О выявленных неисправностях инструмента и средств индивидуальной защиты обходчик (осмотрщик) пути должен сообщить мастеру (бригадиру) и записать в журнал формы ПУ-35.

Работа неисправным инструментом запрещается.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Общие требования

3.1.1. Осмотр железнодорожных путей и искусственных сооружений на скоростных и высокоскоростных участках должен проводиться в два лица, монтерами пути не ниже 3 разряда. Один из монтеров пути назначается руководителем работ и выполняет функции сигналиста. Сигналист, так же как и обходчик должен иметь переносную радиостанцию, сигнальные принадлежности, выписку из расписания движения поездов, часы.

Работник, выполняющий функции сигналиста (старший группы) должен следовать вместе с работником, выполняющим осмотр пути.

Допускается осмотр железнодорожных путей и искусственных сооружений на скоростных и высокоскоростных участках в одно лицо при закрытом для движения поездов пути, монтерами пути не ниже 3 разряда.

На участках путей скоростных и высокоскоростных линий осмотр пути, искусственных сооружений и других объектов инфраструктуры должен быть прекращен не менее чем за 20 минут до проследования скоростного или высокоскоростного поезда. Путь, сооружения и устройства должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасный пропуск поезда, материалы и инструмент убраны с пути и не менее чем за 10 минут до прохода поезда обходчики должны отойти на расстояние не менее чем 5 метров от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд. Возобновление работ разрешается только после прохода поезда.

Осмотр пути, расположенного рядом с тем, по которому ожидается проследование высокоскоростного или скоростного поезда должен быть прекращен и обходчик пути должен отойти на обочину этого пути на расстояние не менее 5 метров от крайнего рельса за 10 минут до его прохода.

Запрещается нахождение обходчиков пути на междупутье при пропуске высокоскоростного и скоростного поездов на перегонах на участках пути, расположенных на совмещенном земляном полотне.

(Пункт дан в ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 14.09.2010 N 1923р)

3.1.2. В холодное время года обходчик (осмотрщик) пути должен носить теплую одежду и обувь, а при сильных морозах до выхода на открытый воздух смазать открытые части тела кремом на безводной основе от обморожения. Спецобувь не должна стеснять стопы ног.

При работе на открытом воздухе в зимнее время при низких температурах следует предусматривать защиту лица и верхних дыхательных путей.

Во избежание обморожения при сильных морозах нельзя прикасаться голыми руками к металлическим предметам и деталям (рельсам, скреплениям, инструменту).

3.1.3. Во время обхода участка пути обходчик (осмотрщик) пути должен иметь:

красный и желтый сигнальные флаги в чехлах;

сигнальный рожок;

петарды — одну коробку (6 штук) на однопутных и две коробки (12 штук) на двух- и многопутных участках;

переносную радиостанцию (на участках, оборудованных данным видом связи) или ключи от телефонов переговорной сети и телефонную трубку для пользования этой связью;

график обхода и выписку из расписания движения высокоскоростных, скоростных, пассажирских и пригородных поездов, часы;

при работах в тоннеле, а также в темное время суток на перегоне — ручной сигнальный фонарь с показаниями красного и прозрачно-белого огней;

дополнительно при работе в тоннеле — карманный фонарь и противогаз;

при осмотре железнодорожного пути на лавиноопасном участке — бинокль полевой, радиомаячок или лавинный шнур.

(Пункт дан в ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 14.09.2010 N 1923р)

3.1.4. Петарды должны постоянно находиться в специальных коробках, обеспечивающих их сохранность.

Запрещается:

производить припайку к петардам оторвавшихся от них пружин и лапок;

подвергать петарды ударам и нагреву, вскрывать;

стоять от петард, положенных на рельсы, ближе 20 м в момент наезда на них подвижного состава;

хранить петарды возле огня или отопительных приборов;

пользоваться петардами, если срок их годности истек.

3.1.5. Перед выходом на путь, старший группы работников, назначаемых для осмотра пути, должен сообщить дежурным по станциям, ограничивающим перегон (поездному диспетчеру при диспетчерской централизации), о времени и месте начала работы на участке, а также сверить с ними часы.

Запрещается использование мобильных телефонов во время следования к месту работ и обратно, а также во время работы.

(Пункт дан в ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 14.09.2010 N 1923р)

3.1.6. При выполнении работы следует располагаться лицом в сторону ожидаемого поезда.

3.1.7. При приближении поезда на пути (искусственном сооружении), где разрешено движение со скоростью до 140 км/ч, обходчик (осмотрщик) пути должен убрать инструмент и сойти с пути на ближайшую обочину земляного полотна на расстояние не менее 2 м от крайнего рельса, когда поезд находится на расстоянии не менее 400 м.

3.1.8. В случае, когда поезд по расписанию не проследовал, необходимо проявлять особую бдительность и, по возможности, (по радиосвязи, телефону или другим имеющимся средствам связи) через дежурного по станции или поездного диспетчера уточнить время его проследования.

3.1.9. После прохода поезда перед выходом на путь необходимо убедиться в том, что ни с одной, ни с другой стороны не идет поезд, локомотив или другая подвижная единица.

3.1.10. На время перерыва в работе обходчик (осмотрщик) пути должен сойти с железнодорожного пути. Запрещается садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, внутри рельсовой колеи, в междупутье, а также на стеллажи покилометрового запаса рельсов.

3.1.11. Во избежание поражения молнией с приближением грозы необходимо прекратить обход и уйти с пути. Нельзя прятаться под деревьями, прислоняться к их стволам, а также подходить к молниеотводам или высоким одиночным предметам (столбам, деревьям) на расстояние менее 10 м. Опасно находиться во время грозы на возвышенных местах, открытых равнинах. Во время грозы рекомендуется укрываться в закрытых помещениях, а при удаленности от них — в небольших углублениях на склонах холмов или откосах насыпей или выемок.

При грозе нельзя держать при себе или нести инструмент и другие металлические предметы.

Интересно почитать:   ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕРКЕ ГОТОВНОСТИ СУБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ ОАО "РЖД" К РАБОТЕ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД (часть 4) от 17 июля 2012 г. N 216

3.2. Требования охраны труда при следовании к месту проведения работ и обратно

3.2.1. Следовать к месту проведения работ (осмотра пути) и обратно обходчик (осмотрщик) пути должен, как правило, в стороне от пути или по обочине земляного полотна.

При невозможности прохода на перегоне в стороне от пути или по обочине земляного полотна (в тоннелях, на мостах, при разливе рек, отсутствии обочин, во время снежных заносов и других случаях) и отсутствии другой дороги допускается проход по железнодорожному пути с соблюдением следующих мер предосторожности.

На двухпутном участке, ориентируясь по показаниям светофоров, необходимо идти навстречу поездам правильного направления движения, помня о возможности следования поездов и по неправильному направлению.

На многопутных участках и перегонах, оборудованных двухсторонней автоблокировкой, для определения направления движения поездов следует ориентироваться по показаниям светофоров.

3.2.2. В случае следования по железнодорожному пути в ночное время или днем при плохой видимости (туман, метель, ливень, снегопад), а также в тоннелях обходчик (осмотрщик) пути должен включить сигнальный фонарь с двусторонним сигнальным показанием.

3.2.3. При следовании к месту проведения работ в пределах железнодорожной станции необходимо соблюдать требования пункта 1.5 настоящей Инструкции.

При проходе вдоль путей на станции нужно идти по междупутью или обочине земляного полотна, не ослабляя внимания к передвижениям подвижного состава на смежных путях. При этом нужно смотреть и под ноги, учитывая, что на междупутье могут быть предельные столбики, лотки, водоотводные канавы и другие препятствия.

3.2.4. В зимнее время при проходе вдоль станционных путей в местах, где убранный с путей снег уложен валами, на время подхода поезда необходимо укрыться в разрыве между валами снега, а при следовании на перегоне, где расчистка пути от снега произведена траншеями, — в ближайшей из ниш, сделанных в откосах траншеи.

3.2.5. При приближении поезда обходчик (осмотрщик) пути должен заблаговременно сойти с пути на расстояние не менее чем указано в пункте 3.1.7 настоящей Инструкции.

3.3. Требования охраны труда при обходе и осмотре железнодорожных путей

3.3.1. Обходчик (осмотрщик) пути, как правило, выполняет обход и работу на пути и искусственных сооружениях в одно лицо.

На особо сложных участках по плану и профилю, в условиях плохой видимости (в крутых кривых, глубоких выемках, в лесистой или застроенной местности, а также в темное время, в туман, метель и других случаях) и слышимости, на многопутных участках пути обход и осмотр должен осуществляться двумя работниками, один из которых является сигналистом. С перечнем и схемами таких участков пути с указанием маршрутов их осмотра, утвержденными начальником дистанции пути, обходчик (осмотрщик) пути должен ознакомиться под роспись.

3.3.2. При осмотре пути на особо сложных участках пути сигналист должен следовать спереди обходчика (осмотрщика) пути на расстоянии 50 — 250 метров, в зависимости от условий видимости, но так, чтобы приближающийся по осматриваемому пути поезд был виден ему на расстоянии не ближе 800 м от обходчика (осмотрщика) пути при установленной скорости движения поезда до 140 км/ч.

При подаче сигналистом сигнала о приближении поезда или поступлении непонятных сигналов обходчик (осмотрщик) пути должен сойти с пути.

3.3.3. Во время осмотра пути и сооружений при движении по обслуживаемому участку обходчик (осмотрщик) пути должен руководствоваться требованиями пунктов 3.2.1, 3.2.2 настоящей Инструкции.

Ночью и при неблагоприятных условиях погоды (туман, метель, ливень, снегопад), когда требуется применение ночных сигналов, обходчику (осмотрщику) пути разрешается производить путевой обход по обочине земляного полотна и встречать там поезда обоих направлений.

3.3.4. При пропуске работающих путевых машин обходчик (осмотрщик) пути должен за 400 м от них сойти с железнодорожного пути и отойти от крайнего рельса на расстояние:

при работе электробалластера, снегоуборочной машины, рельсошлифовального поезда и других машин тяжелого типа — не менее 5 м;

при работе путевого струга — не менее 10 м;

при работе путевых машин, оборудованных щебнеочистительными устройствами, двухпутных и роторных снегоочистителей — 5 м в сторону, противоположную выбросу снега, льда или засорителей;

при работе однопутных снегоочистителей — 25 м.

3.3.5. При пропуске поездов, загруженных углем и рудными материалами, встрече поездов на участках пути с асбестовым балластом при его пылении и в других случаях, когда это требуется, обходчик (осмотрщик) пути должен пользоваться защитными очками и респиратором.

3.3.6. При осмотрах и работе на участках с радиационным загрязнением обходчик (осмотрщик) пути периодически должен получать информацию о степени загрязненности и, в зависимости от нее, определять меры и средства индивидуальной защиты, которые устанавливаются начальником дистанции пути по согласованию с территориальным отделом Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту.

Осмотр и работа на участках пути с радиационным загрязнением должны выполняться по наряду-допуску, выдаваемому на определенный срок.

3.3.7. Осматривать путь и работать на нем после обработки ядохимикатами по уничтожению растительности до полного исчезновения запаха следует с применением респираторов.

3.4. Требования охраны труда при осмотре пути на мостах, в тоннелях и других искусственных сооружениях

3.4.1. При осмотре пути на мостах, в тоннелях и других искусственных сооружениях обходчик (осмотрщик) пути должен соблюдать требования пунктов 3.2.1, 3.2.2 настоящей Инструкции.

3.4.2. При осмотре и работе на мостах длиной до 50 м обходчик (осмотрщик) пути должен заблаговременно, до подхода поезда, уйти за пределы моста, а при длине моста 50 м и более — укрыться на специальной площадке-убежище с перилами. Стоять на тротуаре моста вне площадки-убежища во время прохода поезда запрещается.

3.4.3. В тоннеле разрешается находиться только во время осмотра и работы. При перерывах на обед и по окончании осмотра оставаться в тоннеле запрещается.

3.4.4. При осмотре и работе в тоннелях длиной до 50 м, а также на предпортальных участках, где крутые откосы выемок, подпорные стены и другие устройства не позволяют разместиться сбоку от рельсовой колеи, необходимо так рассчитать время, чтобы к моменту прохода поезда находиться за пределами тоннеля и его предпортального участка.

При длине тоннеля 50 м и более перед проходом поезда необходимо укрыться в одной из ниш тоннеля, расположение которых следует определять по стрелкам на стенах тоннеля, указывающим направление к ближайшей нише.

3.4.5. На время пропуска путевых машин, поездов на тепловозной и паровозной тяге и проветривания тоннеля после их прохода, а также при визуально определяемой стойкой его задымленности, из-за выхода из строя вентиляционных установок, обходчик (осмотрщик) пути, работающий в тоннеле должен надеть противогаз.

3.4.6. Выходить из ниши и приступать к работе после прохода поезда можно только убедившись по работе автоматической оповестительной сигнализации, а при ее отсутствии или неисправности — зрительно и по слуху в отсутствии движущихся поездов как по одному, так и по другому пути.

3.5. Требования охраны труда при осмотре пути на скально-обвальных и лавиноопасных участках

3.5.1. На скально-обвальных и лавиноопасных участках надзор за состоянием пути, нагорного откоса (склона), земляного полотна и его обустройств — укрепительных, защитных и водоотводных сооружений в пределах своего поста обходчик пути должен осуществлять в соответствии с графиком обхода, утвержденным начальником дистанции пути.

3.5.2. В целях предупреждения несчастных случаев на лавиноопасных (в лавиноопасный период) и скально-обвальных участках запрещается:

производить проверку состояния пути, земляного полотна и его обустройств одному обходчику пути без сопровождения его другим работником (сигналистом), обязанным предупреждать его установленным порядком о приближении поезда, срыве скальной породы, падении снежных карнизов, возникновении опасности схода или сходе лавины и другой опасности;

работать на пути и сооружениях, расположенных в лавиноопасной зоне, во время снегопада, метели, дождя, продолжительной (более двух суток) оттепели.

3.5.3. Во время сопровождения обходчика пути на скально-обвальных и лавиноопасных участках сигналист также как и обходчик пути должен иметь переносную радиостанцию и радиомаячок или лавинный шнур.

3.5.4. До входа на лавиноопасный участок пути, обходчик пути и сигналист должны сойти с пути в пределы габарита приближения строения и с помощью бинокля внимательно осмотреть участки возможного схода снежных лавин.

3.5.5. На время записи результатов осмотра земляного полотна и его обустройств обходчик пути и сигналист, производящие обследование, должны сойти с железнодорожного пути и находиться в пределах габарита приближения строений. При этом запрещается находиться под скальными нависаниями и козырьками.

3.5.6. Проходить лавиноопасный участок пути обходчик пути и сигналист должны по одному. После прохода сигналистом лавиноопасного участка проход участка осуществляет обходчик пути под наблюдением сигналиста.

В случае отсутствия радиомаячка проходить лавиноопасный участок пути следует с распущенными лавинными шнурами.

3.5.7. В солнечные дни весной (до схода снега со склонов) осмотр пути, земляного полотна и его обустройств, и работу в пределах лавиноопасных участков пути следует производить в первой половине дня (до 12 часов местного времени).

3.5.8. Во время прохода к месту осмотра и во время осмотра пути, земляного полотна и его обустройств обходчик пути и сопровождающий его работник должны соблюдать требования пункта 3.1.7 настоящей Инструкции.

3.6. Требования охраны труда при работе с ручным путевым инструментом

3.6.1. Обходчик (осмотрщик) пути должен пользоваться исправным ручным инструментом и регулярно проверять надежность насадки ударных инструментов.

3.6.2. При завинчивании (отвинчивании) гаек стыковых болтов надо пользоваться типовым гаечным ключом. При выполнении этой операции обходчик (осмотрщик) пути должен стать над рельсом лицом вдоль пути, расставив ноги так, чтобы выставленная вперед нога опиралась на шпалу и движением ключа на себя завинчивать (отвинчивать) гайку. Запрещается бить чем-либо по ключу, увеличивать его длину, наращивая вторым ключом или трубой, а также применять неисправный ключ, вставлять прокладки между гайкой и губками ключа.

При забивке костылей или креплении гаек клеммных болтов нужно также стоять над рельсом лицом вдоль пути.

3.6.3. При работе ударным ручным инструментом обходчик (осмотрщик) пути должен пользоваться защитными очками.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. Действия обходчика (осмотрщика) пути при возникновении аварии и аварийной ситуации

4.1.1. Во время осмотра железнодорожного пути и искусственных сооружений могут произойти или возникнуть следующие аварии и аварийные ситуации:

сход подвижного состава с рельсов;

нарушение целостности верхнего строения пути, могущее привести к сходу подвижного состава;

загорание подвижного состава, искусственного сооружения или другое, могущее привести к пожару или взрыву;

обрыв контактного провода или провода воздушной линии электропередачи;

разлив или рассыпание опасных и вредных веществ;

загромождение пути обвалом или отдельными обломками скального грунта на скально-обвальных участках железной дороги;

сход снежной лавины на железнодорожный путь.

4.1.2. При возникновении аварийной ситуации обходчик (осмотрщик) пути должен прекратить работу, немедленно сообщить о случившемся поездному диспетчеру, энергодиспетчеру или дежурному по станции, мастеру (бригадиру) и принять меры по предупреждению несчастных случаев или устранению возникшей аварийной ситуации.

4.1.3. При сходе подвижного состава с рельсов, загромождении пути обвалом или отдельными обломками скального грунта, сквозном поперечном изломе рельса или другом нарушении целости верхнего строения пути, могущем привести к сходу подвижного состава с рельсов, обходчик (осмотрщик) пути должен оградить место аварии сигналами остановки и сообщить об этом дежурному по станции, мастеру (бригадиру).

4.1.4. На электрифицированных участках при наличии сквозного поперечного излома рельса запрещается прикасаться руками или каким-либо инструментом к рельсу одновременно по обе стороны от излома до установки продольной или поперечных перемычек.

4.1.5. В случае пожара в подвижном составе, на искусственном сооружении, неохраняемом переезде или в полосе отвода и реальной угрозе движению поездов, безопасности окружающих и работников железнодорожного транспорта обходчик (осмотрщик) пути должен:

используя имеющиеся средства связи немедленно сообщить дежурному по станции, мастеру (бригадиру), а также, по возможности, в пожарную охрану, указав точное место возникновения пожара;

оповестить окружающих и, при необходимости, вывести их из опасной зоны;

при необходимости, оградить путь на подходе к месту пожара сигналами остановки;

при наличии первичных средств пожаротушения приступить к ликвидации пожара;

4.1.6. При пользовании воздушно-пенными, порошковыми, углекислотными огнетушителями струю огнетушащего вещества нельзя направлять в сторону людей. При попадании пены на незащищенные участки тела необходимо стереть ее платком или какой-либо тканью и тщательно смыть чистой водой.

При тушении электроустановок до 1000 В, находящихся под напряжением, следует применять только углекислотные и порошковые огнетушители, соблюдая указания по мерам безопасности, изложенным в руководстве по их эксплуатации. Подносить огнетушитель ближе 1 м к электроустановке и пламени запрещается.

Во избежание обморожения при пользовании углекислотным огнетушителем не браться рукой за раструб огнетушителя.

4.1.7. При тушении очага загорания кошмой пламя следует накрывать так, чтобы огонь из-под кошмы не попал на человека, тушащего очаг загорания.

4.1.8. При тушении очага загорания песком совок или лопату не следует поднимать на уровень глаз во избежание попадания в них песка.

4.1.9. При загорании на человеке одежды необходимо как можно быстрее погасить огонь, но при этом нельзя сбивать пламя незащищенными руками.

Воспламенившуюся одежду нужно быстро сбросить, сорвать либо погасить, заливая водой. На человека в горящей одежде можно накинуть плотную ткань, брезент, которые после ликвидации пламени необходимо убрать, чтобы уменьшить термическое воздействие на кожу человека. При этом нельзя укрывать голову человека, так как это может привести к поражению дыхательных путей и отравлению токсичными продуктами горения.

4.1.10. Тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 м от проводов и конструкций контактной сети, находящихся под напряжением, разрешается только углекислотными и порошковыми огнетушителями, не приближаясь к проводам контактной сети ближе 2 м.

Тушить очаг загорания водой можно только после сообщения руководителя работ или другого ответственного лица о том, что напряжение с контактного провода снято и он заземлен.

4.1.11. Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактного провода, находящегося под напряжением, допускается водой и любыми огнетушителями без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не приближалась к контактной сети и другим ее частям, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м.

4.1.12. При обнаружении оборванного провода контактной сети, волновода или провода воздушной линии электропередачи, а также свисающих с него посторонних предметов, необходимо принять меры к ограждению этого опасного места и сообщить об этом дежурному по станции, на ближайший дежурный пункт района контактной сети или района электроснабжения, или, по возможности, поездному диспетчеру и энергодиспетчеру.

Запрещается подходить ближе 8 м к оборванным проводам контактной сети, волновода, воздушной линии электропередачи, а также прикасаться чем-либо к ним и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются или не касаются они земли или заземленных конструкций.

Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода, для предотвращения попадания под шаговое напряжение, следует выходить из опасной зоны, передвигая ступни ног по земле и не отрывая их одну от другой.

До прибытия бригады района контактной сети (района электроснабжения) следует оградить место обрыва и следить за тем, чтобы никто не приближался к оборванному проводу ближе 8 м. В случае, если оборванные провода или другие элементы контактной сети и воздушной линии электропередачи выходят за габарит приближения строений и могут быть задеты при проходе поезда, необходимо это место оградить сигналами остановки.

4.1.13. При разливе или рассыпании опасных и вредных веществ в результате повреждения подвижного состава обходчик (осмотрщик) пути должен сообщить об этом мастеру (бригадиру). Приступать к работам по ликвидации аварии можно только после получения необходимых средств индивидуальной защиты, целевого инструктажа о мерах безопасности при выполнении работ и разрешения руководителя работ.

4.1.14. При попадании кого-либо из работников (обходчика пути или сигналиста) в снежную лавину другой работник должен:

проследить за направлением падения пострадавшего, чтобы определить место его поисков;

сообщить о случившемся по имеющимся средствам связи мастеру (бригадиру) или диспетчеру дистанции пути и немедленно приступить к спасательным работам;

после обнаружения и осмотра пострадавшего сообщить мастеру (бригадиру) или диспетчеру дистанции пути, а также, по возможности, в ближайшее медицинское учреждение о полученных пострадавшим травмах и приступить к оказанию ему первой помощи.

4.1.15. При попадании в снежную лавину следует:

закрыть рот и нос шарфом или шапкой, чтобы избежать удушья от снежной пыли;

стараться пропустить лавину, чтобы оказаться в ее хвосте;

стараться сохранить положение головой против движения лавины;

при погружении в лавинный снег прикрыть лицо руками и опустить его вниз, что спасает от быстрого замерзания;

при торможении лавины, которое сопровождается сжатием снега, создать в снегу как можно большую полость перед лицом;

сохранять спокойствие и не кричать, так как крик не слышен через снег;

пытаться высунуть руку или ногу на поверхность снега, чтобы привлечь внимание спасателей.

Интересно почитать:   Приказ ОАО РЖД от 30.08.2011 N 110

4.2. Действия обходчика (осмотрщика) пути по оказанию первой помощи пострадавшим

4.2.1. Механические травмы

При получении пострадавшим механической травмы, сопровождающейся венозным или артериальным кровотечением, необходимо остановить кровотечение.

При венозном кровотечении кровь темная, вытекает сплошной струей. Способ остановки кровотечения — наложение давящей повязки в области ранения, приподняв пострадавшую часть тела.

При сильном артериальном кровотечении — кровь алая, вытекает быстро пульсирующей или фонтанирующей струей. Способ остановки кровотечения — наложение жгута, закрутки или сдавливание артерии пальцами, или резкое сгибание конечности в суставе с фиксацией ее в таком положении.

Правила наложения жгута:

жгут на конечности накладывают выше места ранения, обводя его вокруг поднятой кверху конечности, предварительно обернутой какой-либо мягкой тканью (бинтом, марлей), и связывают узлом на наружной стороне конечности. После первого витка жгута необходимо прижать пальцами сосуд ниже места наложения жгута и убедиться в отсутствии пульса. Следующие витки жгута накладывают с меньшим усилием;

жгут на шею накладывают без контроля пульса, охватывая им вместе с шеей заведенную за голову руку, и оставляют до прибытия врача. Для герметизации раны накладывают чистую салфетку или многослойную ткань (упаковку бинта).

Под жгут (закрутку) обязательно следует положить записку с указанием времени его наложения. Жгут (закрутку) можно наложить не более чем на один час.

Дать пострадавшему обезболивающее средство.

При переломах, вывихах конечностей произвести обездвиживание сломанной конечности, наложив на поврежденную часть тела шину (стандартную или изготовленную из подручных средств, — доски, рейки, палки, фанеры), обернутую мягким материалом, с фиксацией двух смежных суставов или фиксацией руки к туловищу, ноги к ноге.

При открытых переломах необходимо смазать поверхность кожи вокруг раны 2% или 5% спиртовым раствором йода и наложить стерильную повязку до наложения шины.

Шину располагать так, чтобы она не ложилась поверх раны и не давила на выступающую кость.

При растяжении связок наложить на место растяжения тугую повязку и приложить холод.

При мелких ранах и ссадинах кожу вокруг них протереть спиртом (одеколоном), осуществляя движения в направлении от раны, смазать края раны 2% или 5% спиртовым раствором йода, наложить бактерицидный лейкопластырь или повязку стерильным бинтом.

При переломе позвоночника обеспечить пострадавшему полный покой в положении лежа на спине, на жестком щите. Необходимо помнить, что пострадавшего с переломом позвоночника следует перекладывать с земли на щит осторожно. Для этого пострадавшего необходимо уложить набок, положить рядом с ним щит и перекатить на него пострадавшего. При болях в шейном отделе позвоночника необходимо зафиксировать голову и шею. Пострадавшего с травмой позвоночника запрещается сажать или ставить на ноги.

4.2.2. Термические ожоги

При ожоге первой степени (наблюдается покраснение кожи) следует охладить обожженную часть тела струей холодной воды (в течение 10-15 минут) или приложить холод на 20 — 30 минут (пакет со льдом, снегом), смазать кремом, вазелином и др.

При ожоге второй степени (образуются пузыри, наполненные жидкостью) необходимо наложить на обожженное место стерильную повязку.

При тяжелом ожоге (некроз тканей) следует наложить на обожженное место стерильную повязку. Пострадавшего необходимо обильно поить горячим чаем и дать ему обезболивающее средство.

При ожогах второй и третьей степени запрещается смазывать обожженное место жиром или мазями, вскрывать или прокалывать пузыри, отрывать пригоревшие к коже части одежды.

4.2.3. Ожоги кислотами и щелочами

При ожогах кислотами обожженный участок тела следует обмыть 2-процентным раствором питьевой соды. При отсутствии питьевой соды следует обильно поливать обожженный участок тела чистой водой.

При ожогах щелочами обожженный участок тела следует обмыть водой, подкисленной уксусной или лимонной кислотами, или обильно поливать чистой водой.

На обожженный участок тела наложить повязку стерильным бинтом и дать пострадавшему обезболивающее средство.

4.2.4. Электротравмы

При поражении электрическим током необходимо как можно быстрее освободить пострадавшего от действия тока: отключить электроустановку с помощью выключателя, рубильника, путем снятия предохранителей или разъема штепсельного соединения. При напряжении до 1000 В для освобождения пострадавшего от действия тока можно перерубить провод (разрубая провод каждой фазы отдельно) топором с сухой деревянной рукояткой или отбросить его от пострадавшего сухой палкой, доской или каким-либо другим сухим предметом, не проводящим электрический ток. Для отделения пострадавшего от токоведущих частей или провода можно оттащить пострадавшего от токоведущих частей за одежду, если она сухая и отстает от тела. Действовать при этом следует одной рукой, соблюдая меры безопасности, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью электрооборудования и под напряжением шага, находясь в зоне растекания тока замыкания на землю. При этом не прикасаться к пострадавшему голыми руками, пока он находится под действием тока. Для этого оказывающий помощь должен надеть диэлектрические перчатки или обмотать руку шарфом, натянуть рукав пиджака или пальто, накинуть на пострадавшего прорезиненную ткань (плащ) или сухую ткань.

При напряжении выше 1000 В для отделения пострадавшего от токоведущих частей оказывающий помощь должен надеть диэлектрические перчатки и боты и вместо подручных средств (сухой палки, доски, других не проводящих электрический ток предметов) действовать изолирующей штангой или изолирующими клещами (при их наличии), рассчитанными на соответствующее напряжение.

Если пострадавший находится на высоте, то до прекращения действия электрического тока следует принять меры по предотвращению падения пострадавшего и получения дополнительной травмы.

Порядок оказания первой помощи:

После освобождения пострадавшего от действия электрического тока, расстегнуть на пострадавшем одежду, обеспечить приток к телу свежего воздуха.

Если пострадавший от поражения электрическим током или молнией не дышит или дышит редко, судорожно, необходимо проводить искусственное дыхание. В случае отсутствия дыхания и пульса надо немедленно применить искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца делаются до тех пор, пока не восстановится естественное дыхание пострадавшего или до прибытия врача.

После того, как пострадавший придет в сознание, необходимо, при наличии у него электрического ожога, на место ожога наложить стерильную повязку.

4.2.5. Отравления

При отравлении недоброкачественными пищевыми продуктами необходимо вызвать у пострадавшего искусственную рвоту и промыть желудок, дав ему выпить большое количество (до 6-10 стаканов) теплой воды, подкрашенной марганцовокислым калием, или слабого раствора питьевой соды, а затем напоить молоком и дать выпить 1-2 таблетки активированного угля.

При отравлении газами пострадавшего необходимо вынести из помещения на свежий воздух или устроить в помещении сквозняк, открыв окна и двери.

При отравлениях газами не допускается употребление молока, кефира, растительных и животных жиров, так как они усиливают всасывание яда.

4.2.6. Травмы глаз

При ранениях и сильных ушибах глаза (глаз) следует наложить на оба глаза стерильную повязку. Не следует вынимать из глаза пострадавшего попавшие в него предметы, чтобы еще больше не повредить его.

При попадании в глаза пыли, химических веществ или ядовитых технических жидкостей глаза следует обильно промыть слабой струей проточной воды в течение 3-5 минут и наложить стерильную повязку.

При ожоге глаз горячей водой, паром промывать глаза не рекомендуется, на глаза следует наложить стерильную повязку.

4.2.7. Переохлаждение

При переохлаждении пострадавшего необходимо как можно быстрее доставить в теплое помещение. В помещении снять одежду, растереть тело, поместить пострадавшего в ванну с температурой воды 35 — 40 град.С (терпит локоть) или обложить его большим количеством теплых грелок (пластиковых бутылок с теплой водой). При отсутствии грелок (пластиковых бутылок) укрыть пострадавшего теплым одеялом или надеть на него теплую сухую одежду и дать теплое сладкое питье.

4.2.8. Обморожения

При обморожении доставить пострадавшего в теплое помещение с невысокой температурой.

С обмороженных конечностей одежду не снимать.

Немедленно укрыть поврежденные конечности от внешнего тепла охлажденной теплоизолирующей повязкой с большим количеством ваты или одеялом, одеждой.

Нельзя ускорять внешнее согревание обмороженных частей. Тепло должно возникнуть внутри с восстановлением кровообращения.

Дать пострадавшему обильное теплое питье, заставить двигаться Накормить пострадавшего.

Дать 1 — 2 таблетки анальгина.

Нельзя растирать или смазывать обмороженную кожу чем-либо, помещать обмороженные конечности в теплую воду или обкладывать их грелками.

4.2.9. Укусы змей и насекомых

При укусе змеи уложить пострадавшего и обеспечить ему покой. На место укуса наложить повязку (не слишком тугую). При укусе конечности обязательно наложить шину, придать конечности возвышенное положение.

Дать пострадавшему обильное питье (сладкую или подсоленную воду). При потере сознания положить пострадавшего на живот, повернув его голову на бок. При отсутствии дыхания и сердцебиения приступить к реанимации (проведению наружного массажа сердца и искусственного дыхания).

Для удаления клеща следует приложить к нему на 3 минуты тампон, смоченный бензином, керосином или нанести на него каплю растительного масла. Если не вылезет сам, как можно ближе к коже тела набросить на клеща петлю из тонкой прочной нити и, вращая, резко выдернуть его из кожи или взять клеща пальцами как можно ближе к его головке и вращая против часовой стрелки осторожно, чтобы не оставить в теле головку или часть насекомого, снять его.

4.2.10. Тепловой или солнечный удар

При тепловом или солнечном ударе перенести (перевести) пострадавшего в прохладное место, приложить холод к голове, шее, груди (можно вылить на грудь ведро холодной воды).

При судорогах повернуть пострадавшего на живот, прижать плечевой пояс и голову к полу.

При потере сознания более чем на 3 — 4 минуты повернуть пострадавшего на живот.

4.2.11. После освобождения из снежной лавины пострадавшего необходимо уложить на плотную подстилку (спальный мешок, одеяло).

Если он находится в бессознательном состоянии, следует:

немедленно освободить от снега рот и нос, ни в коем случае не вливать в рот спасенного каких-либо жидкостей до возвращения к нему сознания;

расстегнуть воротник и пояс, затрудняющие дыхание, но ни в коем случае не раздевать полностью;

в случае отсутствия дыхания и пульса надо немедленно применить искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца делаются до тех пор, пока не восстановится естественное дыхание пострадавшего или до прибытия врача;

после того, как пострадавший пришел в себя, дать ему выпита что-либо согревающее (горячий чай);

в случае переохлаждения или обморожения пострадавшего при оказании ему первой помощи соблюдать требования пунктов 4.2.7, 4.2.8 настоящей Инструкции.

4.2.12. Во всех случаях поражения электрическим током, получения механических травм, тяжелых термических и химических ожогов, отравлений пищевыми продуктами или ядовитыми жидкостями (газами), обморожения пострадавшего необходимо срочно доставить в ближайшее медицинское учреждение.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. По окончании работ обходчик (осмотрщик) пути должен:

о всех неисправностях и недостатках, замеченных во время работы, и о принятых мерах по их устранению сообщить мастеру (бригадиру);

сложить инструмент и инвентарь в специально предназначенные для них места или кладовые;

снять спецодежду и другие средства индивидуальной защиты и убрать в шкаф гардеробной.

По окончании работ по осмотру пути на скоростных и высокоскоростных участках старший группы работник, назначенный для осмотра пути, должен сообщить дежурным по станциям, ограничивающим перегон (поездному диспетчеру при диспетчерской централизации), о времени и месте окончании осмотра.

(Пункт дан в ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 14.09.2010 N 1923р)

5.2. Загрязненную и неисправную спецодежду обходчик (осмотрщик) пути, при необходимости, должен сдать в стирку, химчистку или ремонт.

5.3. После работы обходчик (осмотрщик) пути должен вымыть загрязненные участки тела теплой водой с мылом или принять душ.

5.4. При применении для защиты кожных покровов рук защитных паст, кремов, мазей вымытые с мылом руки смазать борным вазелином или ланолиновым кремом, слегка втирая его в кожу.

Не допускается применение керосина или других токсичных нефтепродуктов для очистки кожного покрова и средств индивидуальной защиты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности