Распоряжение ОАО РЖД от 03.03.2010 N 444Р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 марта 2010 г. N 444р
О СЛУЧАЕ СХОДА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА В ГРУЗОВОМ ПОЕЗДЕ N 2813 НА СТРЕЛОЧНОМ ПЕРЕВОДЕ N 1 СТАНЦИИ ИЛЬДАР СВЕРДЛОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
26 января 2010 г. на стрелочном переводе N 1 станции Ильдар Демьянской дистанции пути Сургутского отделения Свердловской железной дороги в прямом участке пути на спуске 1,3 о/оо в режиме тяги при скорости 60 км/ч допущен сход 3-х вагонов (32-го, 35-го и 43-го) в грузовом поезде N2813.
В результате схода повреждено 3 вагона в объеме текущего ремонта, 450 метров пути, стрелочный перевод N 1.
Полный перерыв в движении поездов составил 3 часа 08 минут.
Путь на месте схода: стрелочный перевод N 1, типа Р65, марки 1/П, проект 1740, брус железобетонный, балласт щебеночный. Уложен 12 октября 2001 г. Установленная скорость — 80/80 км/ч. План и профиль пути по ходу движения поезда — прямая, спуск — 1,3 о/оо.
По результатам прохода путеизмерительного вагона ПС-075 19 января 2010 г. (рабочим промером) путь на 260 км оценен в 40 баллов «хорошо» при 18 неисправностях II степени.
В ходе расследования установлено, что причиной схода вагонов в грузовом поезде N 2813 явился излом рельса в стыке соединительной рубки, примыкающей к корню правого остряка (левая нить по ходу километров) на стрелочном переводе N 1 из-за пропуска операторами дефекта по коду 53.1.
Данный рельс проверялся в период с декабря 2009 г. по январь 2010 г. 6 раз съемными средствами рельсовой дефектоскопии и данный дефект был пропущен 4 раза операторами дефектоскопных средств (Поповой Ф.М., Крапивиным Н.В., Харченко В.Ю., Коротенко Р.В.) при сплошном контроле.
23 января 2010 г. расшифровщик Демьянской дистанции пути Фетисова М.В. при проведении расшифровки выявила дефектный рельс (дефект 5 группы по коду 53.1) и выдала его на вторичный осмотр, сообщив исполняющему обязанности мастера цеха дефектоскопии Демьянской дистанции пути Матвееву В.П. и исполняющему обязанности дорожного мастера Цветку А.И. Для организации вторичного контроля данного рельса исполняющий обязанности мастера цеха дефектоскопии Матвеев В.П. через Фетисову М.В. вызвал оператора дефектоскопных средств Попову Ф.М., которой расшифровщиком Фетисовой М.В. была выдана ведомость контроля на данный рельс на повторную проверку, при этом ошибочно указано место нахождения дефекта, как рубка, прилегающая к рамному рельсу стрелочного перевода N 1, левая нить в болтовом отверстии отдающего конца с координатой 260 км пикете 6 плюс 39 метр.
Главный инженер Демьянской дистанции пути Белоусов М.Ю., который был ответственным дежурным 23 января 2010 г., самоустранился от организации и контроля за проверкой дефектного рельса. Исполняющий обязанности мастера цеха дефектоскопии Матвеев В.П. и исполняющий обязанности дорожного мастера Цветок А.И. мер к ограничению скорости движения до 40 км/ч не приняли, а главный инженер дистанции Белоусов М.Ю. не проконтролировал.
Оператор дефектоскопной тележки Попова Ф.М. без дефектоскопа, взяв с собой лупу и зеркало, совместно с исполняющим обязанности дорожного мастера Цветком А.И., выехали на станцию Ильдар для проверки дефекта. Проверку провели в стыке левого рамного рельса со вскрытием накладок с визуальным осмотром. По результатам осмотра остродефектных рельсов не обнаружено, о чем оператор Попова Ф.М., доложила исполняющему обязанности мастера цеха дефектоскопии Матвееву В.П. Проверку соседних стыков оператор Попова Ф.М. и исполняющий обязанности дорожного мастера Цветок А.И. не производили.
При расследовании случая излома рельса и в ходе повторной дешифрации дефектограмм установлено:
24 декабря 2009 г. РДМ-2 N 1740 на дефектограмме зафиксирован сигнал от дефекта кода 53.1 во 2-м болтовом отверстии рубки, примыкающей к корню остряка стрелочного перевода N 1;
5 января 2010 г. АВИКОН N 3570 обнаружен дефект по 5 группе;
6 января 2010 г. РДМ-2 N 1763 на дефектограмме зафиксирован развитый сигнал от дефекта кода 53.1;
19 января 2010 г. РДМ-2 N 2080 на дефектограмме обнаружен сигнал большого развития от дефекта кода 53.1;
22 января 2010 г. РДМ-2 N 1740 на дефектограмме зафиксированы сигналы от трещины, поразившей шейку и головку рельса;
18 января 2010 г. при проверке главного пути направления Тобольск — Сургут совмещенным вагоном дефектоскопом N 439 на дефектограмме по стрелочному переводу N 1 ст. Ильдар имеется сигнал о наличии дефекта 5 группы в корне остряка. Данный сигнал, как минимум, должен быть выдан при вторичной расшифровке под проверку средствами дефектоскопии.
Руководитель Демьянской дистанции пути, мастер цеха дефектоскопии, бригадир пути организовали проведение вторичного контроля на низком уровне, в результате чего остродефектный рельс обнаружен не был. При проведении ежесуточного анализа работы средств дефектоскопии руководитель дистанции пути не придал должного значения данному случаю, в результате чего произошел излом рельса.
Специалистами отдела дефектоскопии Дорожного центра диагностики пути Свердловской железной дороги проверки соблюдения и выполнения технологии контроля рельсов на совмещенных вагонах — дефектоскопах проводились нерегулярно, выводов по замечаниям не делалось. Начальники вагонов — дефектоскопов и их заместители при проверках участков дефектоскопии замечания в работе цехов дефектоскопии не выявляют, особенно в соблюдении технологии выполнения регламента расшифровки дефектограмм.
Дефекты 5 группы (коды 52, 53) составляют 12,6% от общего количества остродефектных рельсов на Свердловской железной дороге, выявленных за 2009 год, что выше среднесетевого показателя (10,1%) дефектов этой же группы по сети. Это говорит о неудовлетворительном текущем содержании пути. На дороге не разработан регламент взаимодействия при выдаче на вторичный осмотр дефектных рельсов.
На Демьянской дистанции пути не организованы работы по выполнению требований телеграфных указаний ОАО «РЖД» от 9 декабря 2009 г. N 20774, от 16 декабря 2009 г. N 21314, от 17 января 2010 г. N 409/433.
На Свердловской железной дороге нарушается порядок выдачи предупреждений, не установлен порядок выдачи предупреждений на вторичный осмотр дефекта, отсутствует система текущего содержания и организация неразрушающего контроля. Вопросам технической учебы не уделяется должного внимания. Имеют место низкие знания операторов средств дефектоскопии и расшифровщиков.
Негативное влияние на обеспечение безопасности движения поездов оказывает наличие длительных вакансий, несвоевременное их укомплектование. Так, с августа 2009 г. по настоящее время в Демьянской дистанции пути остаются вакантными три должности мастеров, в их числе цеха дефектоскопии.
В нарушение требований Положения о распределении обязанностей между руководителями Дорожного центра диагностики пути, определения подчиненности структурных подразделений и не входящих в них работников, системе работы и делопроизводства в центре диагностики пути от 25 декабря 2008 г., начальник Дорожного центра диагностики пути Свердловской железной дороги Алексеев А.Э. упустил контроль за работой средств рельсовой дефектоскопии в центре диагностики пути и в целом по дороге, не использовал факторный анализ и рейтинговую систему оценки ситуации по неразрушающему контролю.
В нарушение требований Положения о распределении обязанностей между руководителями службы пути, определения функций и подчиненности отделов и не входящих в эти отделы работников, системе работы и делопроизводств в службе от 12 января 2009 г., начальник службы пути Свердловской железной дороги Калинин В.А. не сделал выводы по случаям сходов подвижного состава, допущенным на дороге в 2009 году. Не организовал работы по стабилизации содержания верхнего строения пути, не обеспечил соблюдение трудовой и технологической дисциплины работников структурных подразделений, не обеспечил организацию работы средств диагностики пути.
В нарушение требований приказа от 14 сентября 2009 г. N 210/НОД «О распределении обязанностей между начальником Сургутского отделения Свердловской железной дороги — филиала ОАО «Российские железные дороги» заместителями начальника отделения дороги и главным инженером отделения дороги», заместитель начальника Сургутского отделения по инфраструктуре Свердловской железной дороги Иванов А.В. не обеспечил безаварийную работу путевого хозяйства, ослабил контроль за качеством проведения путевых работ, начальник Сургутского отделения Свердловской железной дороги Кирилюк А.Л. не обеспечил должный уровень организации безопасности движения поездов, ослабил контроль за работой руководителей дистанций пути Сургутского отделения Свердловской железной дороги по вопросам организации контроля рельсов средствами дефектоскопии.
ОАО «РЖД» принимает к сведению, что за допущенный сход вагонов в грузовом поезде N 2813 приказом начальника Свердловской железной дороги от 2 февраля 2010 г. N 65/Н причастные руководители службы пути, Сургутского отделения Свердловской железной дороги и Демьянской дистанции пути привлечены к дисциплинарной ответственности.
Считать недостаточными меры дисциплинарной ответственности, принятые начальником Свердловской железной дороги Супруном В.Н. в отношении причастных должностных лиц.
На основании разбора, проведенного в ОАО «РЖД» 3 февраля 2010 г., и в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 25 декабря 2006 г. N 163 данное событие, связанное с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, классифицировать как сход подвижного состава в грузовом поезде, и отнести к учету по ответственности за Демьянской дистанцией пути Сургутского отделения Свердловской железной дороги.
В целях недопущения подобных случаев нарушения безопасности движения поездов и предотвращения сходов подвижного состава в поездах:
1. Начальникам железных дорог:
а) ознакомить с обстоятельствами и причинами схода вагонов в грузовом поезде N 2813 на стрелочном переводе N 1 станции Ильдар Сургутского отделения Свердловской железной дороги всех причастных работников, связанных с движением поездов, под роспись;
б) обеспечить неукоснительное выполнение требований распоряжения ОАО «РЖД» от 1 декабря 2009 г. N 2441р и телеграфных указаний от 16 декабря 2009 г. N 21314, от 17 января 2010 г. N 409/433, от 1 февраля 2010 г. N 1481;
в) обеспечить наличие на вагонах — дефектоскопах результатов последних двух проходов съемных дефектоскопов по контролируемому участку для проведения сравнительного экспресс-анализа;
г) ограничивать скорость движения поездов до 40 км/ч при выявлении на дефектограмме сигналов, требующих проведения вторичного контроля;
д) в обязательном порядке обеспечить при расшифровке дефектограмм сверку дефектограмм с последними 1-2 проходами съемных дефектоскопов, установить величины развития дефекта, необходимость проверки данного места при предыдущем проходе;
е) выполнять наиболее тщательный и детальный анализ дефектограмм в зоне стыков, стрелочных переводов, а также в местах наличия просадок III, IV степени по результатам проходов вагонов — путеизмерителей;
ж) считать необходимым условием для ограничения скорости движения поездов наличие на дефектограмме любого сигнала от дефектов 5-й группы (код 52, 53, 55);
з) обеспечить в Дорожном центре диагностики пути перешифровку дефектограмм по всем выявленным остродефектным рельсам для выявления случаев перебраковки, а также по участкам с контроленепригодными рельсами и участкам с пропущенным тоннажем более 600 млн. тонн брутто с дальнейшим принятием комиссионного решения о целесообразности дальнейшей эксплуатации рельсов в пути;
и) подготовить локальный нормативный акт, которым установить порядок обязательных доломов всех остродефектных рельсов, изъятых по показаниям дефектоскопов, с занесением результатов в специальный журнал, использовать результаты доломов остродефектных рельсов при организации технической учебы операторов и расшифровщиков;
к) при контроле за организацией работы средств дефектоскопии дистанций пути, составлении графиков проверки цехов дефектоскопии дорожными лабораториями и вагонами — дефектоскопами уделять первоочередное внимание дистанциям пути, находящимся в зоне повышенного риска по результатам факторного анализа и рейтинга цехов дефектоскопии.
2. Начальнику Свердловской железной дороги Супруну В.Н.:
а) определить приоритетные факторы, влияющие на безопасность движения поездов в путевом хозяйстве, и организовать в необходимом объеме выполнение работ по их устранению;
б) проанализировать положение с расстановкой руководящих кадров в путевом хозяйстве, обеспечить качественный подбор и расстановку руководящих кадров в путевом хозяйстве всех уровней;
в) привести штатное расписание операторов дефектоскопных средств и операторов с правом расшифровки дефектограмм в соответствие с расчетной потребностью согласно приказа от 25 февраля 1997 г. N 2ЦЗ «О совершенствовании системы контроля состояния рельсов средствами дефектоскопии» и других нормативных документов ОАО «РЖД».
3. Начальнику Департамента пути и сооружений Киреевнину А.Б. и исполняющему обязанности заместителя начальника Центральной дирекции по ремонту пути Раенку Д.Л. до 1 апреля 2010 г. доложить о выполнении распоряжения ОАО «РЖД» от 26 января 2010 г. N 145р.
4. За невыполнение требований приказа Минтранса России от 25 декабря 2006 г. N 163 в части упущения в организации обеспечения безопасности движения поездов в хозяйстве пути, приведшей к неоднократным сходам подвижного состава в организованных поездах, считать нецелесообразным нахождением Калинина В.А. в должности начальника службы пути Свердловской железной дороги.
5. За низкий уровень проведения профилактической работы по предупреждению аварийности, снижение требовательности к руководителям вагонов — дефектоскопов по организации действий в нестандартных ситуациях, невыполнение своевременных мероприятий по изъятию из пути остродефектного рельса начальнику Дорожного центра диагностики пути Свердловской железной дороги Алексееву А.Э. объявить выговор.
6. За необеспечение безаварийной работы путевого хозяйства Сургутского отделения и ослабление контроля за качеством проведения путевых работ заместителю начальника Сургутского отделения по инфраструктуре Свердловской железной дороги Иванову А.В. объявить замечание.
7. За ослабление требовательности к руководителям дистанций пути, упущение контроля за организацией работы подразделений неразрушающего контроля рельсов начальнику Сургутского отделения Свердловской железной дороги Кирилюку А.Л. объявить замечание.
8. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Воробьева В.Б.
Первый вице-президент
ОАО «РЖД»
В.Н. Морозов