Рубрики
Приказы и распоряжения

Стандарт ОАО РЖД N СТО РЖД 1.02.027-2010 от 14.09.2010 г. N 1924р



ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

УТВЕРЖДЕН

распоряжением ОАО «РЖД»

от 14 сентября 2010 г. N 1924р

СТО РЖД 1.02.027-2010




СТАНДАРТ ОАО «РЖД»


БЕЗОПАСНОСТЬ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА.



ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОХРАНЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ.



ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ



Предисловие

1 РАЗРАБОТАН открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (ОАО «НИИАС»)

2 ВНЕСЕН Департаментом безопасности ОАО «РЖД»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением ОАО «РЖД» от 14 сентября 2010 г. N 1924р.

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ



1  Область применения

Настоящий стандарт устанавливает технические требования к инженерно-техническим средствам охраны, применяемым для обеспечения безопасности железнодорожного пути для движения высокоскоростного железнодорожного транспорта (далее — путь) и иных составных частей подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, расположенных в охраняемой зоне от актов незаконного вмешательства, за исключением пассажирских платформ, пересечений и примыканий, искусственных сооружений (мостов, тоннелей, эстакад и водотоков) и тяговых подстанций.

Перечень составных частей подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта приведен в приложении N 1 технического регламента [1].

Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», филиалами ОАО «РЖД» и иными структурными подразделениями ОАО «РЖД».

Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».



2  Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний.

ГОСТ Р 52435-2005 Технические средства охранной сигнализации. Классификация. Общие технические требования и методы испытаний.

ГОСТ 14254-96 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками. (код IP).

СТО РЖД 1.02.014-2009 Безопасность объектов высокоскоростного железнодорожного транспорта. Средства защиты объектов от актов незаконного вмешательства. Термины и определения.

СТО РЖД 1.02.017-2009 Безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта. Технические средства ограждения и охраны объектов. Технические требования.

СТО РЖД 1.02.018-2009 Безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта. Инженерные средства ограждения и охраны объектов. Технические требования.

СТО РЖД 1.02.019-2009 Безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта. Инженерные и технические средства ограждения и охраны объектов. Общие требования к эксплуатации и техническому обслуживанию.

СТО РЖД 1.02.020-2009 Безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта. Инженерные и технические средства ограждения и охраны объектов. Общие требования к ремонту.

СТО РЖД 1.02.029-2010 Требования по организации охраны участков высокоскоростного движения и расположенных на них объектов (подвижного состава, искусственных сооружений, пассажирских терминалов, пунктов досмотра пассажиров и багажа, пунктов посадки и высадки пассажиров, пунктов отстоя и технического обслуживания подвижного состава).

Примечание —  При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году, а также по ежегодно издаваемому указателю стандартов ОАО «РЖД». Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.



3  Термины, определения, обозначения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по СТО РЖД 1.02.014, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 путь для движения высокоскоростного железнодорожного транспорта (путь ВСЖТ): часть высокоскоростной железнодорожной линии с полосой отвода, предназначенная для безопасного движения высокоскоростного подвижного состава.

3.1.2 главный путь: путь ВСЖТ, включающий путь перегонов, а также путь станций, являющийся непосредственным продолжением пути прилегающих перегонов.

3.1.3 станционный путь: путь ВСЖТ, расположенный в границах раздельных пунктов.

3.1.4 охраняемая зона пути: охраняемая часть (фрагмент) пути.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АНВ        — акт незаконного вмешательства;

ВСЖТ       — высокоскоростной железнодорожный транспорт;

ИТСО       — инженерно-технические средства охраны;

ИСО        — инженерные средства охраны;

КПП        — контрольно-пропускной пункт;

ОПО        — пункт централизованной охраны;

ОС         — охранная сигнализация;

ППКО       — прибор приемно-контрольный охранный;

ПЦН        — пульт централизованного наблюдения;

СОС        — система охранной сигнализации;

СОТ        — система охранного телевидения;

ТК         — телевизионная камера;

ТСО        — технические средства охраны;

ШС         — шлейф сигнализации.



4  Общие положения

4.1 Безопасность пути должна быть обеспечена выполнением организационно-правовых мер и технических мероприятий, направленных на обнаружение и предотвращение угроз безопасности, пресечение и своевременную ликвидацию последствий возможных АНВ.

Требования по организации охраны пути устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.029 (раздел 4).

К техническим мероприятиям относятся:

— разработка требований к комплексу ИТСО;

— проектирование комплекса ИТСО;

— оснащение пути ИТСО.

4.2 Комплекс ИТСО должен обеспечивать:

— обнаружение и фиксацию попыток несанкционированного доступа в охраняемые зоны пути;

— обнаружение и фиксацию попыток несанкционированного воздействия на элементы ИТСО с целью нарушения их работоспособности (функционирования);

— непосредственное обнаружение нарушителя, осуществляющего проникновение в охраняемые зоны пути;

— задержку продвижения нарушителя на время, достаточное для фиксации факта несанкционированного доступа, формирования извещения о несанкционированном доступе и принятия мер противодействия;

— затруднение проведения возможных АНВ в охраняемых зонах пути;

— дистанционный контроль охраняемых зон пути;

— контролируемый доступ персонала в охраняемые зоны пути;

— постановка на охрану и снятие с охраны всей охраняемой зоны или части охраняемой зоны пути;

Охраняемые зоны включают охраняемые главные и станционные пути, а также прилегающую к ним территорию в пределах полосы отвода. Размер прилегающей территории определяется на этапе проектирования ИСО с учетом географических особенностей местности и наличия вблизи железнодорожного полотна объектов транспортной и другой инфраструктуры.

4.2.1 Комплекс ИТСО разрабатывают с учетом обследования пути и следующих вероятных моделей нарушителя, представленных в таблице 1 и таблице 2.

Интересно почитать:   РАСПОРЯЖЕНИЕот 12 января 2017 г. N 57р

Таблица 1  Модель криминального нарушителя


Тип нарушителя

Внешний.

Характер ожидаемой

угрозы

1) Повреждение или  вывод  из  строя  верхнего  строения

пути, а также ИТСО;

2) Хищение;

3)  Попытки  блокирования  путей   или   препятствование

безопасному   движению   высокоскоростного    подвижного

состава;

4) Хулиганские и другие противоправные действия.

Количественные

характеристики

Группа лиц до пяти человек.

Степень осведомленности

Общее  представление  об  объекте,  месте   расположения

объекта, жизненно важных центров.

Техническая

оснащенность

1) Подручные средства;

2)  Ручной  инструмент:  отвертка,   автономная   дрель,

гайковерт, лом, кувалда и т.п.

Способы преодоления

периметра     охраняемой

зоны

1)  Преодоление  ограждения  с  использованием  или  без

использования подручных средств;

2)  Преодоление  ограждения  путем   его   полного   или

частичного разрушения.

Способ  проникновения  в

здания   и   сооружения,

расположенные          в

охраняемой зоне

Разрушение  конструкций  дверных  и   оконных   проемов.

Несанкционированное  вскрытие  двери  с   использованием

отмычек,  специального   или   подручного   инструмента.

Преодоление КПП  путем  повреждения  средств  управления

доступом.   Преодоление    КПП    путем    использования

поддельных идентификаторов.

Способ передвижения

1) Пеший (группировка «в рост», «согнувшись»).

Тактика проникновения

1) Скрытая (обманная).

Таблица 2  Модель нарушителя — террориста


Тип нарушителя

Внешний.

Характер ожидаемой

угрозы

1)   Обстрел   охраняемых   зон    пути    из    ручного

огнестрельного или другого вида оружия  без  преодоления

ограждений периметра охраняемой зоны путей;

2) Переброс в охраняемую зону пути  ручной  гранаты  или

емкости   с   зажигательной   смесью   без   преодоления

ограждений периметра охраняемой зоны путей;

3)  Разрушение  ограждений  периметра  охраняемой   зоны

путей при  помощи  взрывчатых  веществ  без  преодоления

ограждений;

4) Проникновение в охраняемую зону пути с  целью  вывода

из   строя   (разрушения)   оборудования    и    зданий,

расположенных на ее территории,  при  помощи  взрывчатых

веществ или поджога.

Количественные

характеристики

Группа лиц до пяти человек.

Степень осведомленности

Знание  места  расположения  объекта,  жизненно   важных

центров,

структуры     ограждений     периметра,      технических

характеристик  и  размещения  элементов  ИТСО,  а  также

режима охраны объекта.

Техническая

оснащенность

1) Средства преодоления ограждения;

2) Ручной инструмент: бокорезы, лом, кувалда,  болторез,

гайковерт и т.п.;

3) Транспортные средства: легковая машина,  микроавтобус

грузовик грузоподъемностью до 5 т.

Вооружение

1) Оружие огнестрельное;

2) Взрывчатые вещества (тротил, гексоген,  тол,  толуол,

динамит и пр.), а также компоненты взрывчатых веществ;

3)     Ручные     гранаты,     мины     противопехотные,

радиоуправляемые,  с   часовым   механизмом   и   другие

боеприпасы;

4) Горючие жидкости или зажигательные смеси.

Способ передвижения

Пеший, на автотранспорте.

Тактика проникновения

Скрытая, силовая



5  Технические требования к инженерно-техническим средствам охраны главных и станционных железнодорожных путей

5.1 Комплекс ИТСО путей должен включать:

— ИСО;

— ТСО (СОТ, СОС, систему охранного освещения, систему сбора и отображения информации).

Примечание — Охраняемая зона железнодорожных путей может быть разделена на отдельные участки, границы которых совпадают с границами зон ответственности ОПО.

5.2 ИТСО по стойкости к воздействиям механических нагрузок и климатических факторов должны соответствовать требованиям СТО РЖД 1.02.017 (раздел 16) и СТО РЖД 1.02.018 (раздел 4).

5.3 ИТСО по надежности должны соответствовать требованиям СТО РЖД 1.02.017 (раздел 17), СТО РЖД 1.02.018 (раздел 4).

5.4 Требования к электропитанию ТСО устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.017 (раздел 13).

5.5 ТСО по электромагнитной совместимости должны соответствовать требованиям СТО РЖД 1.02.017 (раздел 14).

5.6 ТСО по стойкости к несанкционированным воздействиям должны соответствовать СТО РЖД 1.02.017 (раздел 15).

5.7 Требования к конструкции ТСО устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.017 (раздел 18).

5.8 Требования к маркировке и упаковке ТСО устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.017 (раздел 19).

5.9 Требования безопасности ТСО устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.017 (раздел 20).

5.10 Требования к эксплуатации и техническому обслуживанию ТСО устанавливают в соответствии СТО РЖД 1.02.019 (разделы 4 и 5).

5.11 Требования и порядок проведения ремонта ТСО устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.020 (разделы 5, 6 и 7).

5.12 Требования к ИСО объектов устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.018 (раздел 4).

5.12.1 В состав ИСО путей следует включать:

— ограждение, препятствующее несанкционированному доступу в охраняемую зону пути;

— ворота/калитки в ограждении пути;

— запрещающие и предупредительные знаки, в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 (раздел 6).

5.12.2 Требования к ограждению устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.018 (раздел 4). Требования к дополнительному ограждению, при необходимости, следует устанавливать для усиления основного ограждения в соответствии с [2].

5.12.3 В местах пересечения и примыкания к пути ВСЖТ других железнодорожных путей следует предусмотреть разрывы в ограждении пути, соответствующие требованиям по габариту приближения строений для примыкающих путей и оборудованные воротами.

5.12.4 В качестве ограждения допускается применение защитных шумопоглащающих экранов, если их конструкция удовлетворяет требованиям, предъявляемым к ограждению в соответствии с СТО РЖД 1.02.018-2009 (раздел 4).

5.12.5 Требования к воротам и калиткам предъявляют в соответствии с СТО РЖД 1.02.018 (раздел 4).

5.12.6 Полоса местности шириной от 1 до 3 м, непосредственно примыкающая к ограждению пути с внешней и внутренней стороны, должна быть очищена от деревьев, кустарников и посторонних предметов, способствующих проникновению в охраняемую зону.

5.13 Требования к СОТ устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.017 (раздел 8).

В состав СОТ следует включать:

— ТК с объективом;

— видеомониторы;

— устройства коммутации видеосигнала;

— видеорегистратор;

— детекторы движения.

Примечание — В качестве ТК на отдельных участках рекомендуется использовать стационарные тепловизионные камеры для наружного наблюдения с количеством элементов фотоприемных матриц не менее 384х288. Тип используемых ТК определяют на этапе проектирования.

5.13.1 ТК следует устанавливать с внутренней стороны ограждения пути с интервалами и в местах, исключающих наличие непросматриваемых зон вдоль ближайшего к ним пути. Размещение ТК должно препятствовать их умышленному повреждению.

В качестве ТК следует использовать стационарные видеокамеры с разрешением не менее 570 ТВЛ.

5.13.2 Видеомониторы следует размещать в месте установки ПЦН.

5.13.3 Видеорегистратор и устройства коммутации видеосигнала следует размещать в шкафу в помещении ОПО. Требования стойкости к несанкционированным воздействиям для шкафа устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.017 (раздел 15).

5.14 Требования к СОС устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.017 (раздел 5).

5.14.1 СОС должна включать:

— извещатели охранные;

— ППКО централизованной сигнализации, средней информационной емкости, малой информативности в соответствии с ГОСТ Р 52435 (раздел 4).

5.14.2 Требования к средствам ОС устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.017 (раздел 6).

5.14.3 Охраняемая зона пути должна быть разбита на отдельные участки, соответствующие зонам обнаружения извещателей охранных. Охраняемая зона пути при этом должна быть непрерывной.

Геометрические размеры зон обнаружения извещателей охранных определяют при проектировании в зависимости от протяженности и конфигурации охраняемой зоны пути, типов используемых извещателей и их характеристик.

Извещатели охранные должны обеспечивать:

— возможность дистанционного контроля своей работоспособности;

— совместимость с используемой системой сбора и отображения информации.

5.14.4 ППКО следует размещать в помещении ОПО.

5.14.5 ППКО должен обеспечивать:

— использование различных типов извещателей охранных;

— включение/отключение электропитания ШС;

— взятие под охрану и снятие с охраны отдельных ШС;

— контроль состояния ШС по четырем признакам: «Норма», «Тревога», «Обрыв» или «Короткое замыкание»;

— дистанционный контроль работоспособности каждого извещателя охранного;

— световую и звуковую индикацию сигнала «Тревога»;

— световую индикацию включения/отключения питания каждого ШС;

— световую и звуковую индикацию неисправности ШС;

— передачу тревожных сообщений на ПЦН.

5.14.6 ППКО должен иметь возможность архивирования информации с привязкой по времени о следующих событиях:

— включение/отключение электропитания каждого из ШС;

— взятие под охрану или снятие с охраны каждого из ШС;

— поступление сигнала «Тревога», «Обрыв», «Короткое замыкание».

5.14.7 Применяемые на объектах ППКО должны соответствовать требованиям класса защиты не менее IP 51 по ГОСТ 14254.

5.14.8 Необходимость и целесообразность совместного использования СОТ и СОС в составе комплекса ИТСО путей устанавливают на этапе проектирования.

5.15 Система охранного освещения должна обеспечивать:

— уровень освещенности достаточный для гарантированной работоспособности изделий СОТ;

— возможность управления охранным освещением, как в ручном, так и в автоматическом режиме.

5.15.1 Управление охранным освещением в ручном режиме должно осуществляться из ОПО, а при необходимости с участков охраняемой зоны пути или постов охраны.

5.15.2 В автоматическом режиме управления охранным освещением должно быть обеспечено включение и выключение освещения в зависимости от внешних условий.

Должна быть обеспечена интеграция на программно-аппаратном уровне с СОС.

5.15.3 Охранное освещение следует устанавливать в зонах охранного видеонаблюдения пути.

5.15.4 Допускается использовать рабочее освещение в качестве охранного освещения, если его параметры соответствуют требованиям, предъявляемым к охранному освещению.

5.15.5 Источники света системы охранного освещения следует устанавливать с внутренней стороны ограждения пути на высоте не ниже 3 м от поверхности земли в соответствии с [3], за исключением источников света скрытого типа (инфракрасных), требования к размещению которых определяются требованиями к размещению ТК или которые могут быть конструктивно объединены с ТК в одном корпусе. Размещение источников света должно исключать засветку ТК.

5.15.6 В качестве источников света рекомендуется использовать источники скрытого типа (с длиной волны излучения не менее 850 нм).

5.16 Требования к системам сбора и отображения информации предъявляют в соответствии с СТО РЖД 1.02.017 (раздел 7).

Интересно почитать:   РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ТОРМОЗОВ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ НА ППВ Р 020 ПКБ ЦВ - 2011 РК (часть 7) от 06.06.2012 г. N 1110р



Библиография



[1]   Технический регламент  О безопасности высокоскоростного железнодорожного

Утвержден              транспорта

постановлением

Правительства РФ

15.07.2010г. N 533



[2]   РД 78.36.003-2002      Инженерно-техническая укрепленность. Технические

МВД России             средства охраны. Требования и нормы проектирования

Утвержден Министром    по защите объектов от преступных посягательств

внутренних дел РФ

06.11.2002 г.



[3]   Правила N ЦУО-419      Правила пропускного режима на объектах Министерства

Утверждены МПС РФ      путей сообщения Российской Федерации

13.01.1997г

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности