Распоряжение ОАО РЖД от 08.12.2010 N 2537р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 декабря 2010 г. N 2537р
О ВВОДЕ В ДЕЙСТВИЕ «ПОРЯДКА ДЕЙСТВИЙ ПРИ НЕРАЗРУШАЮЩЕМ КОНТРОЛЕ РЕЛЬСОВ И ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОГО ХОЗЯЙСТВА»
В целях упорядочения организации работы средств неразрушающего контроля, установления технологии контроля и порядка действий работников путевого хозяйства в обеспечении безопасности движения поездов, создания алгоритма для автоматизированной количественной и качественной оценки технического состояния рельсового хозяйства на километре или участке пути при неразрушающем контроле:
1. Утвердить и ввести в действие с 15 декабря 2010 г. «Порядок действий при неразрушающем контроле рельсов и оценке технического состояния рельсового хозяйства» (далее — Порядок).
2. Ежемесячно в срок до 10 числа месяца следующего за отчетным предоставлять отчеты по установленным формам в Департамент пути и сооружений и Центр ИССО.
3. Заместителям начальников железных дорог по инфраструктуре и путевому хозяйству приказами по железной дороге назначить ответственных за ввод в действие данного Порядка в структурных подразделениях.
4. Начальнику Департамента пути и сооружений Киреевнину А.Б. довести настоящее распоряжение до подведомственных подразделений.
Вице-президент
ОАО «РЖД»
В.Б.Воробьев
УТВЕРЖДЕН
Распоряжением ОАО «РЖД»
от 08.12.2010 г. N 2537р
ПОРЯДОК
ДЕЙСТВИЙ ПРИ НЕРАЗРУШАЮЩЕМ КОНТРОЛЕ РЕЛЬСОВ И ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОГО ХОЗЯЙСТВА
1. ТЕРМИНЫ, СОКРАЩЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Отметки на дефектограммах — отметки от дефектов и иных несплошностей, препятствующих прохождению ультразвукового сигнала. Это электронная строка с двумя столбцами: координата (км, метр) и текстовое сообщение в электронном блокноте мобильного средства (вагона-дефектоскопа, дефектоскопной автомотрисы), получаемой в процессе проведения расшифровки информации оператором — расшифровщиком. При наличии на дефектограмме сигналов от дефекта оператор вручную вводит данную информацию в электронный блокнот, для ее последующей обработки.
Электронный блокнот — электронный документ, формируемый в ручном или автоматизированном режимах при проведении расшифровки дефектограмм и состоящий из нескольких строк, каждая из которых представляет собой отметку.
Ультразвуковой метод неразрушающего контроля — метод акустического неразрушающего контроля, при котором применяются приборы и устройства, использующие ультразвуковой диапазон частот.
Дефектограмма — условное изображение контролируемой зоны и дефектов или иных несплошностей.
НК — неразрушающий контроль состояния рельсов.
ОДР — остродефектный рельс, представляющий прямую угрозу безопасности движения из-за возможного разрушения под поездом. После обнаружения остродефектный рельс подлежит изъятию из пути (замене) без промедления или требует принятия специальных мер для пропуска поездов до его замены.
ДР — дефектный рельс, у которого в процессе эксплуатации происходит постепенное снижение служебных свойств, но по которому еще обеспечивается безопасный пропуск поездов, хотя в ряде случаев уже требуется введение ограничения скорости движения.
ПКЗ — покилометровый запас.
РЭ — руководство по эксплуатации.
Натурный осмотр — вторичный инструментальный и ультразвуковой контроль с визуальным осмотром места предполагаемого дефекта (отметки на дефектограмме). Синоним — Вторичный контроль.
Контроленепригодный рельс — контроленепригодными для работы съемных и мобильных средств дефектоскопии считаются для звеньевого пути — рельс, для бесстыкового пути — участок плети длиной 12,5 м, на котором имеются 3 места и более с пропаданием донного сигнала протяженностью более 20 мм, суммарной протяженностью при контроле съемным дефектоскопом более 140 мм. Контроленепригодность рельса для сплошной проверки средствами дефектоскопии определяется по суммарной протяженности участков с пропаданием донного сигнала канала прямого раздельно-совмещенного пьезоэлектрического преобразователя съемного дефектоскопа. При этом, в расчет не идут участки, на которых донный сигнал отсутствует из-за сварных стыков, болтовых или других отверстий. При обнаружении такого рельса оператор должен сделать запись в рабочий журнал и выдать уведомление по коду 99.К.
Дальнейшая эксплуатация «контроленепригодного» рельса предусматривает: проведение ремонта (шлифовку или наплавку) по поверхности катания или замену после комиссионного осмотра и принятия решения в 5-ти суточный срок.
Скорость движения по данным рельсам устанавливается в соответствии с НТД-ЦП-2-93.
Оперативный приказ — регистрируемый приказ, передаваемый для оперативного исполнения того или иного решения или устранения неисправностей, которые могут повлиять на безопасность движения поездов. Время передачи данного приказа исполнителю является началом его исполнения. Выполнением приказа считается доклад исполнителя о исполнении приказа.
Дефекты, воспринимаемые как «сомнительные» — это дефекты, при расшифровке которых по сигналам на дефектограммах нельзя их точно классифицировать (по коду дефекта).
2.1. Целями разработки настоящего документа являются:
— упорядочение организации работы средств НК, технологии контроля и порядка действий работников путевого хозяйства в обеспечении безопасности движения поездов;
— создание алгоритма для автоматизированной количественной и качественной оценки технического состояния рельсового хозяйства на километре или участке при неразрушающем контроле.
Алгоритм автоматизированной количественной и качественной оценки технического состояния рельсового хозяйства должен использоваться для комплексной оценки состояния железнодорожного пути и для оптимального планирования ремонтно-путевых работ.
2.2. Настоящий документ устанавливает:
— порядок действий при выявлении изломов рельсов, остродефектных, дефектных рельсов и меры по обеспечению безопасности движения поездов;
— сроки выполнения работ по устранению опасных для движения поездов дефектов рельсов;
— технология применения мобильных и съемных средств дефектоскопии;
— порядок проведения регистрации и расшифровки состояния рельсов;
— порядок проведения натурных (вторичных) осмотров;
— порядок оформления и хранения информации.
Документ разработан на основе действующих нормативных документов.
Требования, предусмотренные настоящим документом, обязательны для применения на всех средствах НК рельсов.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕФЕКТОВ И НЕИСПРАВНОСТЕЙ
Качественная оценка технического состояния рельсов проводится по четырем степеням дефектности. Поэтому все отметки на дефектограммах мобильных и съемных средств рельсовой дефектоскопии разбиты на 4 степени.
К IV-ой степени дефектности относятся рельсы с дефектами, которые требуют ограничения скорости движения поездов и немедленной замены. Приказом по железной дороге, в зависимости от применяемых технологий работы, местных условий, грузонапряженности и установленной скорости движения поездов определяется срок замены ОДР на различных участках.
К III-ей степени дефектности относятся рельсы с дефектами, которые до очередной проверки могут перейти в остродефектные. При обнаружении дефектов III-ей степени следует провести натурный осмотр рельсов. Натурный осмотр проводится в трехсуточный срок. После чего принимается решение о условиях дальнейшей эксплуатации рельса (ограничить установленную скорость движения поездов в соответствии с требованиями НТД/ЦП-2-3-93 или заменить рельс в первоочередном порядке в 10-ти суточный срок, а на малодеятельных участка при скорости движения поездов менее 60 км/час — в плановом порядке).
На мостах и в тоннелях длиной от 25 до 100 метров и на подходах к ним по 200 метров в каждую сторону, а также на мостах и в тоннелях длиной более 100 метров и на подходах к ним по 500 метров в каждую сторону выявленные дефекты III степени оцениваются на степень выше, как ОДР.
Ко II-ой степени дефектности относятся дефектные рельсы, состоящие на учете в книге ПУ-2а, контроленепригодные рельсы с потерей акустического контакта на длине более 140 мм, на которых при проведении контроля пропадает запись донного сигнала или не прописываются всеми каналами болтовые отверстия (для мобильных средств контроля). При последующих плановых проверках места с такими дефектами следует тщательнее контролировать и внести данный рельс в график плановой замены.
К I-ой степени дефектности относятся рельсы без дефектов.
4. ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВ
Качественная (балловая) оценка состояния рельсового хозяйства производится ежемесячно по суммарному количеству дефектных рельсов на километре пути.
Для бесстыкового пути — количество дефектных рельсов принимается пропорционально на длине 25 метров. Если на одном рельсе (в плети между соседними сварками) выявлено несколько дефектов в учет берется один дефектный рельс.
В учет берутся оставшиеся на конец месяца в пути дефектные рельсы, в том числе и дефектные рельсы длиной менее 25 метров на уравнительных пролетах и на стрелочных переводах.
4.1. Критерии качественной оценки состояния рельсов на участках пути с установленной скоростью движения поездов более 60 км/час:
Отличная оценка состояния рельсов на километре устанавливается при отсутствии дефектов или при наличии рельсов с дефектами II-ой степени в количестве не более 5-ти штук на км. Балловая оценка км — 10 баллов.
Хорошая оценка состояния рельсов на километре устанавливается при наличии рельсов с дефектами II-ой степени в количестве от 6 до 10 штук на км. Балловая оценка км — 40 баллов.
Удовлетворительная оценка состояния рельсов на километре устанавливается:
— при наличии рельсов с дефектами II-ой степени в количестве более 11 штук на км;
— независимо от количества рельсов с дефектами II-ой степени, при наличии от 1 до 6 рельсов с дефектами III степени, требующими ограничения скорости движения поездов, но не ниже установленной приказом начальника железной дороги.
Балловая оценка км 150 баллов.
Неудовлетворительная оценка состояния рельсов на километре устанавливается:
— при ограничении скорости движения поездов менее установленной приказом начальника железной дороги по состоянию рельсового хозяйства;
— при выявлении хотя бы одного ОДР;
— при выявлении более 6 рельсов III степени дефектности.
Балловая оценка км 500 баллов.
4.2. Критерии качественной оценки состояния рельсов на участках пути с установленной скоростью движения поездов 60 км/час и менее:
Отличная оценка состояния рельсов на километре устанавливается при отсутствии дефектов или при наличии рельсов с дефектами II-ой степени в количестве не более 10-ти штук на км.
Балловая оценка км -10 баллов.
Хорошая оценка состояния рельсов на километре устанавливается при наличии рельсов с дефектами II-ой степени в количестве от 11 до 20 штук на км.
Балловая оценка км — 40 баллов.
Удовлетворительная оценка состояния рельсов на километре устанавливается:
— при наличии рельсов с дефектами II-ой степени в количестве более 20 штук на км, а также при наличии рельсов с дефектами III степени от 1 до 10 штук на км;
— независимо от количества рельсов с дефектами II-ой степени, при наличии от 11 до 18 рельсов с дефектами III степени, требующими ограничения скорости движения поездов, но не ниже установленной приказом начальника железной дороги.
Балловая оценка км 150 баллов.
Неудовлетворительная оценка состояния рельсов на километре устанавливается:
— при ограничении скорости движения поездов по состоянию рельсового хозяйства менее установленной приказом начальника железной дороги;
— при выявлении хотя бы одного ОДР;
— при выявлении более 18 рельсов III степени дефектности независимо от количества рельсов II степени дефектности.
Балловая оценка км 500 баллов.
Критерии качественной оценки состояния рельсов на километре и подразделении приведены в таблице.
Качественная оценка |
Количественные критерии качественной оценки состояния рельсов |
||||
На километре |
На |
||||
Количество дефектных рельсов по |
Балловая |
Среднее |
|||
II |
III |
IV |
|||
На участках со скоростями движения поездов более 60 км/час |
|||||
Отлично(О) |
До 5 |
0 |
0 |
10 |
До 25 вкл. |
Хорошо (X) |
6-10 |
0 |
0 |
40 |
Более 25 до 80 |
Удовлетворительно (У) |
Более 11 |
0 |
0 |
150 |
Более 80 до 180 |
Удовлетворительно (У) |
Независимо |
1-6 |
0 |
150 |
Более 80 до 180 |
Неудовлетворительно (Н) |
Независимо |
Более 6 |
0 |
500 |
Более 180 |
Неудовлетворительно (Н) |
Независимо |
1 и более |
500 |
Более 180 |
|
На малодеятельных участках со скоростями движения поездов 60 км/час и менее |
|||||
Отлично (О) |
До 10 |
0 |
0 |
10 |
До 25 вкл. |
Хорошо (X) |
11-20 |
0 |
0 |
40 |
Более 25 до 80 |
Удовлетворительно (У) |
Более 20 |
1-10 |
0 |
150 |
Более 80 до 180 |
Удовлетворительно (У) |
Независимо |
11-18 |
0 |
150 |
Более 80 до 180 |
Неудовлетворительно (Н) |
Независимо |
Более 18 |
0 |
500 |
Более 180 |
Неудовлетворительно (Н) |
Независимо |
1 и более |
500 |
Более 180 |
Работы по замене дефектных рельсов следует в первую очередь планировать на участках пути, имеющих:
— неудовлетворительную оценку;
— наибольший выход рельсов по дефектам;
— ограничения скорости по состоянию рельсового хозяйства.
5. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕРКИ РЕЛЬСОВ В ПУТИ СРЕДСТВАМИ НК
5.1. Подготовительные работы.
Работа по проверке рельсов начинается после настройки аппаратуры в соответствии с требованиями Руководства по эксплуатации на конкретное мобильное или съемное средство ИК.
При подготовке выполняется проверка:
— работоспособности и комплектности дефектоскопного оборудования;
— наличия петард и сигнальных принадлежностей, измерительных инструментов и расходных материалов.
Перед выходом на перегон съемных средств контроля должны быть выполнены:
— проверка через ДСП действующего предупреждения о работе дефектоскопа на перегоне, а при работе на станции — наличия записи в журнале формы ДУ-46.
— инструктаж по охране труда и технике безопасности у ПД или ПДБ с записью в журнале формы ТНУ-19
— настройка чувствительности каждого канала дефектоскопа в соответствии с «Руководством по эксплуатации» и «Технологической инструкцией» для данного дефектоскопа.
— проверка работоспособности дефектоскопа на бездефектном участке рельса в зоне болтового стыка.
Ограждение тележки сигналистами.
5.2. Сопровождение средств рельсовой дефектоскопии.
5.2.1. Каждый руководитель (и заместители) службы пути, дорожного центра диагностики, дистанции пути, обеспечивают сопровождение вагона-дефектоскопа — 1 раз в квартал по утвержденным графикам выполнения должностных нормативов.
Мастер цеха дефектоскопии, лично или лицо, исполняющие обязанности, сопровождает вагон-дефектоскоп при каждом проходе на всем протяжении дистанции пути.
5.2.2. Сопровождение дефектоскопной автомотрисы обеспечивают работники дистанции пути (мастер участка дефектоскопии или наладчик участка дефектоскопии или расшифровщик участка дефектоскопии, дорожный мастер, начальник участка) по утвержденному начальником дистанции пути графику.
5.2.3. Сопровождение съемного дефектоскопа с регистратором осуществляется работником дистанции пути по должности не ниже бригадира, с выделением необходимого количества сигналистов.
5.2.4. При выявлении мобильными средствами остродефектных рельсов, либо рельсов выданных на повторную проверку сопровождающий без промедления докладывает диспетчеру дистанции пути и начальнику дистанции пути для принятия оперативных мер по перепроверке места предполагаемого дефекта.
5.3. Порядок проведения проверки мобильными средствами.
При проверке представитель дистанции пути анализирует получаемую информацию непосредственно во время прохода мобильного средства дефектоскопии. На основе анализа формируется задание на устранение дефектов III, IV степени, требующих ограничения скорости движения поездов. Задание оформляется оперативным приказом на устранение дефектов.
Начальник дистанции пути в оперативном приказе об устранении выявленных дефектов, требующих ограничения скорости, определяет срок устранения каждого дефекта и ответственного за устранение. В приказе указывается координата и код дефекта, его размеры и выданное ограничение скорости. На основании приказа ведет контроль повторяемости дефектов с использованием журнала учета повторяемости.
При расшифровке дефектограмм съемных средств расшифровщиком готовится аналогичный приказ за подписью начальника дистанции пути.
Бланк уведомления о выявленном дефекте, требующим ограничения скорости движения поездов, состоит из двух частей: уведомления и отрывного талона, является документом строгой отчетности и выдается пронумерованным. На каждую обнаруженную неисправность, требующую ограничения скорости, заполняются обе части бланка уведомления. Отрывной талон вручается под роспись дорожному мастеру, при его отсутствии старшему дорожному мастеру (начальнику участка) с обязательным указанием Ф.И.О. ответственного за устранение, задания на устранение, даты и времени вручения.
Доклад в службу пути об устранении дефектов должен быть представлен начальником дистанции в суточный срок телеграфом.
Решения о порядке устранения дефектов III степени, не требующих ограничения скорости принимаются после проведения натурного осмотра с составлением акта.
5.4. Порядок проведения проверки съемными средствами.
Проверка болтовых стыков должна осуществляться в два прохода, с откатом и переключением в режим «СТЫК».
При прокате тележки по болтовым стыкам в наушниках поочередно должны раздаваться сигналы высокой или низкой частоты от всех каналов искательной системы, подтверждающие их работоспособность.
При поднятии искательной системы в наушниках должен наблюдаться прерывистый звук низкой частоты (пропадание акустического контакта).
На тележках типа РДМ-2, РДМ-22, Авикон-01, Авикон-11 на табло регистратора должен правильно отображаться километр, пикет, метр контролируемого участка (при необходимости провести корректировку текущей координаты).
При проходе мимо километрового и пикетного столба должна производиться корректировка текущей координаты на регистраторе.
Во время контроля рельсов в пути оператор обязан:
— проводить визуальный осмотр рельсов покилометрового запаса (ПКЗ) на предмет наличия маркировки и снятых фасок болтовых отверстий, наличия на стеллажах посторонних рельсов;
— проводить осмотр зон болтовых стыков;
— при прохождении дефектоскопной тележкой стрелочного перевода он должен быть заблокирован с помощью специального вкладыша или закрыт на закладку;
— при контроле дефектных рельсов с использованием ручных искателей и с указанием текущих геометрических размеров дефекта в рабочем журнале делается соответствующая запись;
— при обнаружении ОДР сопровождающим установленным порядком выдается ограничение скорости движения поездов или закрывается путь.
При этом бригадой принимаются меры по ограждению опасного места до прибытия ремонтной бригады.
При обнаружении дефектного рельса должен выполняться замер его геометрических размеров.
При выявлении фактов роста размеров дефекта в рельсе, состоящем на учете, проверяется соответствие допустимой скорости движения поездов согласно требований НТД/ЦП-2-93.
Старший оператор заполняет и выдает сопровождающему уведомление установленной формы на плановую или первоочередную замену дефектного рельса. После этого дефектный рельс маркируется согласно НТД/ЦП-3-93.
После завершения контроля рельсов оператор обязан:
— слить из бачков не использованную контактирующую жидкость;
— очистить узлы дефектоскопа от загрязнений и снега и протереть насухо;
— записать в рабочем журнале номера проконтролированных километров главного пути, приемоотправочные пути, стрелочные переводы и съезды, выявленные ДР и ОДР, результаты измерений геометрических размеров дефектов первой группы;
— доложить мастеру участка дефектоскопии и диспетчеру ПЧ о проделанной работе, обнаруженных ДР и ОДР, выявленных замечаниях по проверенному участку пути (рельсах ПКЗ без маркировки, нарушения содержания пути и т.д.);
— передать дефектограммы проверки рельсов расшифровщику участка дефектоскопии для расшифровки;
— организовать при необходимости зарядку аккумулятора дефектоскопа;
— уточнить у мастера участка дефектоскопии задание по контролю рельсов на следующий день.
5.5. Перечень документов и средств измерений при проверке мобильными средствами.
При сопровождении вагона-дефектоскопа и дефектоскопной автомотрисы, сопровождающий должен иметь:
— дефектоскоп для перепроверки дефектов, выданных при экспресс расшифровке;
— итоговую ведомость натурного осмотра рельсов по результатам предыдущей проверки их мобильными средствами;
— последние файлы контроля съемными средствами дефектоскопии по проверяемому участку;
— выписку из утвержденного графика работы съемных средств дефектоскопии на текущий месяц;
— ведомость дефектных рельсов на 1 число текущего месяца;
— перечень замененных на участке ОДР с начала текущего года;
— журнал оперативных приказов по учету и контролю устранения дефектов III, IV степени по проходу дефектоскопных средств;
— журнал повторяемости отступлений III и IV степени по проходу дефектоскопных средств;
— ведомость формы ПУ-32д;
— универсальный шаблон модели 00316, штангенциркуль, метровая линейка, рулетка, щуп, зеркало, молоток.
5.6. Перечень документов и средств измерений оператора съемного дефектоскопа.
Оператор съемного дефектоскопа с регистратором должен иметь при себе:
— выписку из утвержденного графика работы съемных средств дефектоскопии на текущий месяц;
— ведомость дефектных рельсов на 1 число текущего месяца;
— выписку из журнала повторяемости дефектов III и IV степени;
— сигнальные принадлежности (флаг или диск на дефектоскопной тележке, жилеты, флажки, рожок, радиостанции, комплект петард);
— средства связи;
— бланки уведомлений;
— рабочий журнал;
— универсальный шаблон модели 00316, штангенциркуль, метровая линейка, рулетка, щуп, зеркало, молоток, щуп белая краска, кисточка, щетка, ветошь и шпатель для очистки рельса.
Все документы должны быть подписаны: начальником дистанции пути, начальником технического отдела, мастером участка дефектоскопии.
5.7. Порядок расшифровки дефектограмм мобильных средств.
Первичная расшифровка (экспресс-расшифровка) дефектограммы ведется руководителем смены и (или) назначенным им работником вагона-дефектоскопа в ходе рабочего проезда.
Основная расшифровка (пост-обработка) дефектограмм проезда проводится в стационарных условиях после завершения проезда двумя работниками, имеющими право на расшифровку дефектограмм.
В ходе проведения основной расшифровки должны проводиться следующие операции:
— сравнение сигналов от дефектов, отнесенных к «сомнительным» по результатам расшифровки предыдущего проезда, с сигналами в этих же местах по результатам расшифровки последнего проезда вагона-дефектоскопа, дефектоскопной автомотрисы или дефектоскопа с регистратором;
— анализ сигналов от дефектов и степени их развития в рельсах, включенных в выписку дефектных рельсов дистанции пути;
— составление списка всех, не проконтролированных вагоном-дефектоскопом, участков пути, с указанием причин по которым они не были проконтролированы.
Если при расшифровке обнаружена дефектограмма, характерная для опасного дефекта (4-я степень), руководитель смены мобильного средства дефектоскопии немедленно выдает заявку на ограничение скорости движения в соответствии с НТД-ЦП-93.
Результаты расшифровки дефектограмм записываются в журнал результатов контроля. Первичная и окончательная расшифровка участков пути должна проводиться разными лицами с подписью в журнале.
Порядок действий после окончания проверки рельсов (расшифровки)
По результатам окончательной расшифровки руководителем смены составляется сводная ведомость результатов контроля и делается распечатка отметок на дефектограммах от выявленных ДР и ОДР для проведения их натурного осмотра.
В ведомости по каждому проконтролированному участку пути вносятся:
— выявленные ОДР;
— выявленные дефектные рельсы;
— рельсы с сигналами от дефектов, не позволяющими по дефектограмме определить степень их опасности, выдаются на натурный осмотр.
— участки пути, дефектограммы которых трудно шифруемые или не шифруемые (контроленепригодные);
— участки рельсов, где потеря акустического контакта составляет более 0,25 метра.
Ведомость расшифровки результатов контроля рельсов выдается не позднее 24-х часов после проезда по участку.
5.8. Порядок действий при выявлении, учете, устранении и контроле устранения дефектов II, III, IV степени.
5.8.1. Порядок действий в процессе проверки.
В ходе проверки начальником смены или назначенным им работником производится запись дефектограмм рельсов с постоянным контролем работоспособности аппаратуры, ее чувствительности по записи болтовых отверстий, стыков и по уровню акустических шумов.
Начальник мобильного средства дефектоскопии совместно со специалистом дистанции пути следят за качеством записи дефектограммы. Ведут ее сравнение с дефектограммами предыдущего прохода, анализируют изменения параметров записи, проводят экспресс-анализ полученной информации.
При выявлении значительного несоответствия дефектограмм (отсутствие записи по одному из каналов и т.д.), для установления причины отклонения, начальник мобильного средства дефектоскопии производит его остановку, осматривает дефектоскопное оборудование и принимает решение о возможности продолжения проверки.
При обнаружении записей на дефектограммах, характерных для остродефектных рельсов, требующих ограничения скорости движения поездов (IV-я степень). Начальник мобильного средства дефектоскопии (расшифровщик съемных средств дефектоскопии) установленным порядком дает заявку на выдачу предупреждения об ограничении скорости по форме 1 инструкции ЦП-485 с записью в журнале (заявка дается дежурному по ближайшей станции или поездному диспетчеру или диспетчеру дистанции пути).
Представителю дистанции пути выдается распечатка дефектограммы. Представитель дистанции пути принимает немедленные меры по обеспечению безопасности движения поездов и организует замену остродефектных рельсов.
В случае обнаружения дефектов III-ей степени в трехсуточный срок должен быть обеспечен выезд на место представителя дистанции пути, (в соответствии с оперативным приказом по устранению неисправностей III, IV степени для проведения натурного осмотра и принятия решения с составлением акта).
Рельсы с сигналами от дефектов, не позволяющими по дефектограмме определить степень их опасности, выдаются на натурный осмотр. Окончательное заключение по сомнительным рельсам выдается после выполнения натурного осмотра с применением съемного дефектоскопа.
По окончании проверки представителю дистанции пути выдается под роспись ведомость формы ПУ-32д, и ведомость вторых степеней. Все материалы проезда (проезд, ПУ-32д, ведомость обнаруженных неисправностей IV, III, II степени, журнал оперативных приказов, график повторяемости неисправностей IV, III степени) выкладываются на FTP-сервер.
5.8.2. Меры при повторяемости неудовлетворительной оценки километра.
Недостатки в организации работ и контроль качества устранения дефектов, вызвавших неудовлетворительную оценку километра, рассматриваются:
— при двукратном повторении — начальником дистанции пути;
— при трехкратном повторении — начальником дорожного центра диагностики путевого хозяйства железной дороги;
— при четырехкратном — начальником службы пути железной дороги. При этом детально расследуются причины повторяемости, разрабатываются и осуществляются меры по предупреждению появления неисправностей, оформляется протокол разбора. Кроме того, при повторении неудовлетворительной оценки километра на участках пути 1 и 2 класса:
— начальник мобильного средства дефектоскопии сообщает телеграммой в дорожный центр диагностики и начальнику службы пути сведения о повторе неудовлетворительной оценки километра с анализом дефектов;
— руководителями дистанции пути производится дополнительный натурный осмотр пути, определяются комплексные меры, объем работ, затраты труда, потребность в материалах и механизмах с последующим докладом начальнику службы пути;
— начальник службы пути оперативным регистрируемым приказом устанавливает срок выполнения работ, планируя, при необходимости, комплексные работы по оздоровлению пути (ПНР, ПИВ, смена рельсов);
— после выполнения работ в полном объеме осуществляется комиссионная приемка отремонтированного километра под председательством начальника дистанции пути или лица исполняющего его обязанности с оформлением акта и письменного доклада в службу пути и дорожный центр диагностики путевого хозяйства.
5.8.3 Порядок и сроки устранения дефектности, меры по обеспечению безопасности движения при повторении неудовлетворительной оценки километра по дефектности рельсов на участках пути 3 класса и ниже устанавливаются приказом начальника службы пути железной дороги.
При этом о выполнении работ по приведению неудовлетворительного километра в технически исправное состояние начальник дистанции пути докладывает в дорожный центр диагностики путевого хозяйства.
При необходимости, для обеспечения безопасности движения, на срок до замены дефектных рельсов, скорость движения поездов должна ограничиваться в соответствии с НТД-ЦП-93 и инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути ЦП-774. Ограничение вводится начальником дистанции пути на срок до 5 суток, начальником отделения железной дороги до 10 суток, на более длительные сроки ограничение скорости устанавливается приказом начальника железной дороги.
Начальник дистанции пути, заместители начальника дистанции, старшие дорожные мастера, начальники участков, дорожные мастера заносят в книги проверки пути формы ПУ-28 все выявленные мобильным средством дефектоскопии (расшифровщиком съемных средств дефектоскопии) дефекты III, IV степени, повлекшие ограничение скорости или закрытие движения поездов.
Сопровождающий от дистанции пути на основании выданных отрывных талонов и оперативного приказа организует работу по устранению дефектов в сроки, установленные настоящим порядком, и делает отметку об их устранении в ПУ-28.
Выполнив работы по устранению выявленных дефектов III, IV степени, дорожный мастер докладывает диспетчеру дистанции пути. При нахождении в конторе дистанции пути дорожный мастер лично делает отметку об устранении и расписывается в оперативном приказе.
Диспетчер дистанции пути, получив от дорожного мастера информацию об устранении выявленных мобильным или съемным средством дефектоскопии дефектов III, IV степени, делает отметку в журнале оперативных приказов и ставит в известность начальника дистанции пути или его заместителя по текущему содержанию пути.
Ответственность за своевременное и качественное устранение дефектов возлагается на дорожного мастера, а при его отсутствии на начальника участка. При повторах дефектов III, IV степени ответственность за их устранение возлагается на лиц, определенных оперативным приказом.
В случаях, когда своевременно устранить выявленные дефекты собственными силами невозможно, дорожный мастер обязан доложить об этом начальнику дистанции пути или его заместителю, которые должны оказать ему необходимую помощь, и при необходимости, ограничить скорость движения.
Начальник дистанции пути контролирует сроки устранения обнаруженных дефектов. Ежедневно на планерных совещаниях рассматривает положение дел с дефектностью рельсов, организует работу по устранению и при необходимости оказывает помощь линейным подразделениям рабочей силой, материалами, техникой.
По дефектам второй степени мастером цеха дефектоскопии организуется плановая проверка средствами дефектоскопии на основании задания на устранение выявленных неисправностей.
Задание на плановую проверку выявленных дефектов формируется начальником мобильного средства дефектоскопии или расшифровщиком съемных средств дефектоскопии, утверждается начальником дистанции пути и выдается под роспись оператору дефектоскопной тележки. Строку «текущий месяц» заполняет начальник мобильного средства дефектоскопии или расшифровщик съемных средств дефектоскопии, строку «задание» заполняет мастер участка дефектоскопии и указывает дефекты подлежащие устранению. В конце месяца он же заполняет графу «выполнение». Заносится количество дефектов и вид дефекта второй степени.
6. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НАТУРНОГО ОСМОТРА
Для проведения натурного осмотра, начальником дистанции пути создается бригада.
В состав бригады должны входить:
— бригадир или дорожный мастер участка пути, на котором производится натурный осмотр рельсов;
— оператор дефектоскопной тележки, не ниже 6-го разряда;
— сигналист для ограждения места производства работ;
Осмотр должен проводиться в два этапа:
— Этап 1. Визуальный осмотр.
— Этап 2. Ультразвуковое дефектоскопирование.
Для оформления результатов натурного осмотра и точного определения места расположения предполагаемого дефекта бригаде натурного осмотра выдается ведомость и дефектограммы с предполагаемым дефектом.
Натурный осмотр может проводиться как с применением дефектоскопов сплошного контроля типа Авикон-01, Авикон-011, РДМ-22, РДМ-2, АДС-02 (Приложение N 24), так и дефектоскопами локального контроля типа РДМ-3, РДМ-33, Пеленг, Авикон-02Р.
Дорожный мастер подает заявку на выдачу предупреждений о проведении работ по проверке рельсов.
После получения подтверждения о выдаче предупреждений на поезда непосредственно у дежурных по станциям, ограничивающим перегон или у поездного диспетчера, руководитель работ производит ограждение места осмотра в соответствии с требованиями «Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ» ЦП-485 (п. 4.3).
6.1. Порядок визуального осмотра рельса.
Визуальный осмотр рельса проводится для выявления трещин, отслоений, механических повреждений, пластических деформаций на поверхности рельса, с последующим замером и определением кода выявленного дефекта.
Осмотр подголовочной грани, подошвы рельса, места перехода головки в шейку и других труднодоступных мест рельса производится с применением зеркала и щупа.
Визуальный осмотр болтового отверстия со снятием накладок проводится для выявления трещин в болтовых отверстиях, отсутствия или некачественного выполнения фасок, грубой обработки отверстия, наплывов на кромках отверстий, неровностей на поверхности отверстий вследствие некачественного сверления, коррозии.
Помимо указанных дефектов, проводится осмотр рельса на наличие сварного стыка на расстоянии менее 3-х метров от торца рельса, наличия дополнительных отверстий (дефекта по коду 99.1 и 99.2) и других сверлений в зоне болтового стыка.
При выявлении торцов рельса, обрезанных автогеном, дополнительных отверстий или сварных швов в зоне накладок необходимо присваивать рельсу код дефекта 99.1 и менять его как остродефектный рельс.
Должно выполняться фотографирование мест осмотра с указанием даты и результатов осмотра.
6.2. Порядок проведения ультразвукового контроля.
При проверке двухниточными дефектоскопами рельсы первоначально контролируются сплошным контролем на длине по 25 метров в обе стороны от места предполагаемого дефекта с записью на регистратор и с привязкой к координате предполагаемого дефекта.
При получении импульса на ЭЛТ (ЖКД) дальнейший контроль производится с применением ручных преобразователей с озвучиванием с обеих сторон.
Проверка места предполагаемого дефекта с применением дефектоскопов локального контроля осуществляется с обязательным применением средств измерения путейской координаты (рулетка, линейка).
Для проведения проверки рельса ручными преобразователями используются НЭП с углом ввода:
РДМ-2 — 70 гр., 55 гр., 45 гр., 42 гр., PC;
Авикон-01 — 65 гр., 55 гр., 45 гр.; PC;
АДС-02 — 70 гр., 55 гр., 45 гр., PC
РДМ-3 — 65 гр., 50 гр., PC;
РДМ-33 — 65 гр., 50 гр., 45 гр., PC;
Пеленг — 70 гр., 50 гр., 45 гр., PC.
Для исключения ложной перебраковки рельса при проведении проверки болтовых отверстий из-за вероятного наличия сигнала от места сопряжения болта и поверхности болтового отверстия, болт изымается из отверстия и ультразвуковая проверка повторяется. При наличии импульса при вывернутом болте или наличии двойного импульса проводится снятие накладок для выявления дефектов болтового отверстия. Определяются размеры и характер повреждения.
6.3. Мероприятия, выполняемые по результатам натурного осмотра рельсов.
При выявлении во время натурного осмотра остродефектного рельса, оператор дефектоскопной тележки выписывает уведомление дорожному мастеру, который организует его замену в соответствии с требованиями НТД/ЦП-2,3-93 и «Инструкции по текущему содержанию пути» ЦП-774.
При выявлении во время натурного осмотра иной причины, она указывается в акте натурного осмотра.
Акт натурного осмотра, за подписью дорожного мастера (бригадира пути) и оператора дефектоскопной тележки оформляется в обоих вышеуказанных случаях и хранится в участке дефектоскопии, вагоне-дефектоскопе и в дефектоскопной автомотрисе.
Результаты натурного осмотра вносятся согласно приказу N 21-Н от 14.02.2005 года в итоговую ведомость контроля участка пути.
Мастером участка дефектоскопии итоговая ведомость контроля выдается начальнику вагона дефектоскопа или автомотрисы перед началом следующего контроля участка пути для сравнительного анализа дефектограмм регистратора и дефектограмм вагона-дефектоскопа или автомотрисы.
При обнаружении ОДР любым средством дефектоскопии, проверяются дефектограммы предыдущих проездов вагона-дефектоскопа, дефектоскопной автомотрисы, а также съемного дефектоскопа с регистратором и проводится анализ возможных причин, по которым они не были выявлены.
По результатам контроля составляется (с учетом результатов проведенного натурного осмотра) сводная ведомость дефектных и остродефектных рельсов, которая передается руководителю участка дефектоскопии, одновременно начальником вагона-дефектоскопа отправляется телеграмма в адрес ПЧ, П для организации замены остродефектных рельсов, учета этих сведений при планировании работы дефектоскопных средств участка дефектоскопии, проверки контроленепригодных рельсов.
7. КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ КАЧЕСТВА РАБОТЫ СРЕДСТВ НК
Для проведения комплексного анализа, контроля качества расшифровки и создания архива данных руководителем смены вагона-дефектоскопа раз в смену передается в Дорожный центр диагностики пути на магнитном носителе фрагменты файлов дефектограмм выявленных и подтвержденных ОДР.
При обнаружении ОДР любым средством дефектоскопии, проверяются дефектограммы предыдущих проездов вагона-дефектоскопа, дефектоскопной автомотрисы, а также съемного дефектоскопа с регистратором и проводится анализ возможных причин, по которым они не были обнаружены ранее, а именно:
— недостаточные (на день предыдущей проверки) размеры дефекта для их выявления существующими дефектоскопами;
— недостаточная периодичность контроля рельсов;
— отсутствие записи (из-за плохого акустического контакта);
— запись на фоне помех, не позволяющих проводить расшифровку;
— полное или частичное отсутствие записи вследствие неисправности аппаратуры или неправильной настройки дефектоскопического комплекса или съемного дефектоскопа;
— пропуск при расшифровке дефектограммы;
— контроленепригодный участок рельса;
— ошибочная классификация рельса, как дефектного (перебраковка), операторами съемных дефектоскопов, дефектоскопной автомотрисы или вагона-дефектоскопа, а также некоторые другие причины.
По результатам анализа должны быть установлены причины пропусков ОДР или перебраковки и приняты меры по их предотвращению в будущем.
Результаты работы вагона-дефектоскопа должны рассматриваться в Центрах диагностики пути и в дистанциях пути при подведении ежемесячных итогов и планировании работы дефектоскопных средств на следующий месяц.