Распоряжение ОАО РЖД от 30.06.2011 N 1423р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 июня 2011 г. N 1423р
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К ТРЕНАЖЕРНЫМ КОМПЛЕКСАМ ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 04.04.2013 N 825р)
1. Ввести в действие с 1 июля 2011 г. Технические требования к тренажерным комплексам тягового подвижного состава ПКБ ЦТ.06.0037, утвержденные ОАО «РЖД» 23 июня 2011 г. (далее — технические требования).
2. Директору Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства Попову Ю.И. обеспечить:
а) хранение подлинника технических требований;
б) рассылку технических требований по заявкам Дирекции тяги и Департамента управления персоналом.
3. Начальнику Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства Попову Ю.И. и первому заместителю начальника Дирекции тяги Мишину С.П. обеспечивать совместно с Департаментом управления персоналом проверку поставляемых для обучения локомотивных бригад тренажерных комплексов всех производителей на соответствие техническим требованиям.
Вице-президент ОАО «РЖД»
А.В.Воротилкин
УТВЕРЖДЕНЫ
Распоряжением ОАО «РЖД»
от 30 июня 2011 г. N 1423р
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ТРЕНАЖЕРНЫМ КОМПЛЕКСАМ ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
ПКБ ЦТ.06.0037
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 04.04.2013 N 825р)
1 НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1 Тренажерные комплексы тягового подвижного состава предназначены для профессиональной подготовки, повышения квалификации и формирования практических навыков локомотивных бригад по управлению тяговым подвижным составом в условиях, максимально приближенных к реальным условиям эксплуатации.
1.2 Тренажерные комплексы тягового подвижного состава предназначены для обучения локомотивных бригад в эксплуатационных локомотивных депо, технических школах и учебных центрах, в высших учебных заведениях, техникумах и колледжах.
2.1 Тренажерные комплексы тягового подвижного состава предназначены для обучения локомотивных бригад передовым методам управления тяговым подвижным составом, рациональным способам вождения поездов, в том числе действиям в нестандартных и аварийных ситуациях.
2.2 Тренажерные комплексы тягового подвижного состава должны обеспечивать отработку взаимодействия машинист — помощник машиниста, машинист — дежурный по станции, машинист — диспетчер.
2.3 Тренажерные комплексы тягового подвижного состава должны соответствовать конкретной серии тягового подвижного состава и обеспечивать формирование навыков по вождению поездов, в том числе тяжеловесных и сдвоенных.
2.4 Тренажерные комплексы тягового подвижного состава должны обеспечивать возможность изучения электрических, тормозных схем тягового подвижного состава и поезда, а также работы современных систем безопасности, новых микропроцессорных систем управления и диагностики.
2.5 В зависимости от решаемых задач допускается различный уровень тренажерных комплексов тягового подвижного состава с различным набором аппаратных средств и систем психофизиологического контроля.
2.6 Тренажерные комплексы тягового подвижного состава должны обеспечивать возможность контроля состояния локомотивной бригады.
2.7 Обучение локомотивной бригады должно проводиться в условиях, соответствующих реальным рабочим местам локомотивной бригады для конкретных серий тягового подвижного состава.
2.8 Визуальная путевая обстановка, наблюдаемая в процессе обучения, должна соответствовать реальным участкам пути, на которых совершает поездки обучаемая локомотивная бригада. Допускается применение произвольных участков обращения локомотивных бригад с использованием специальных программных средств отображения и редактирования путевой обстановки в 3D графике при моделировании работы на условной станции, нестандартных и аварийных ситуаций.
2.9 Обучение локомотивной бригады на тренажерных комплексах тягового подвижного состава должно проводиться под руководством обученного специалиста (машиниста-инструктора, преподавателя учебного заведения и т.п.).
2.10 Тренажерные комплексы тягового подвижного состава должны предусматривать возможность проведения групповых занятий.
2.11 Тренажерные комплексы тягового подвижного состава не входят в номенклатуру объектов железнодорожного транспорта, подлежащих обязательной сертификации, и не являются объектом железнодорожной техники, непосредственно обеспечивающей реализацию перевозочного процесса.
3 СОСТАВ ТРЕНАЖЕРНОГО КОМПЛЕКСА ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
3.1 В зависимости от назначения в состав тренажерного комплекса тягового подвижного состава должны входить:
— рабочие места машиниста и помощника машиниста или только рабочее место машиниста;
— рабочее место инструктора.
3.2 Для тренажерного комплекса тягового подвижного состава, предназначенного для обучения локомотивных бригад управлению сдвоенными поездами, в состав оборудования должны входить рабочие места каждой локомотивной бригады сдвоенного поезда.
3.3 Рабочие места локомотивной бригады должны размещаться в макете кабины тягового подвижного состава с точным соответствием расположения приборов и органов управления тягового подвижного состава.
3.4 В тренажерный комплекс тягового подвижного состава должны входить следующие модули:
— система моделирования;
— система обучения;
— система регистрации параметров поездки и анализа ее результатов;
— система визуализации;
— аудиосистема;
— система анализа соблюдения регламента переговоров.
3.5 В тренажерный комплекс тягового подвижного состава может входить динамическая платформа, позволяющая имитировать при движении поезда динамические воздействия на кабину тягового подвижного состава. Допускается применение динамической платформы, позволяющей имитировать динамические воздействия при движении поезда только на кресло машиниста.
4 ТРЕБОВАНИЯ К РАБОЧИМ МЕСТАМ ЛОКОМОТИВНОЙ БРИГАДЫ
4.1 Рабочие места локомотивной бригады должны обеспечивать максимальную приближенность к рабочим местам в кабине реального тягового подвижного состава конкретной серии.
4.2 На рабочих местах локомотивной бригады должно быть обеспечено функционирование необходимых органов управления и контроля тяговым подвижным составом, индикаторов и приборов.
4.3 Рабочие места локомотивной бригады должны содержать пульт управления, органы управления и индикации штатных систем управления тягой и устройств безопасности, в том числе автотормозами.
4.4 На рабочих местах локомотивной бригады должна быть обеспечена возможность прослушивания речевой информации при функционировании штатных систем управления и устройств безопасности.
4.5 Рабочие места локомотивной бригады должны содержать устройства, позволяющие имитировать ведение переговоров по поездной радиосвязи между машинистом локомотива и поездным диспетчером или дежурным по станции.
4.6 Рабочие места локомотивной бригады должны содержать устройства, позволяющие регистрировать и анализировать переговоры между членами локомотивной бригады.
4.7 Рабочие места локомотивной бригады могут содержать дополнительные графические средства обучения, предназначенные для демонстрации локомотивной бригаде работы электрических схем локомотива, пневматических схем локомотива и поезда, распределения по длине поезда продольных динамических сил и т.п.
4.8 Внешний вид, оборудование и габариты пульта управления тренажерного комплекса тягового подвижного состава должны соответствовать пульту управления, применяемому на существующем тяговом подвижном составе.
4.9 В качестве органов управления и устройств индикации допускается вместо штатных устройств использовать их модели. При этом должно обеспечиваться максимальное соответствие моделей функциональным и эргономическим характеристикам штатных устройств.
4.10 Внешний вид и габариты макета кабины тренажерного комплекса тягового подвижного состава должны соответствовать существующей кабине тягового подвижного состава..
4.11 Макет кабины тягового подвижного состава должен обеспечивать размещение кресел локомотивной бригады, пульта управления, кранов машиниста, приборов и индикаторов, по аналогии с существующими кабинами тягового подвижного состава.
4.12 Конструкция макета кабины тренажерного комплекса тягового подвижного состава должна быть сборной и обеспечивать монтаж в условиях помещения, предназначенного для ее установки и эксплуатации.
5 ТРЕБОВАНИЕ К РАБОЧЕМУ МЕСТУ ИНСТРУКТОРА
5.1 Рабочее место инструктора предназначается для управления работой тренажерного комплекса тягового подвижного состава и проведения обучения локомотивных бригад.
5.2 Оборудование рабочего места инструктора должно обеспечивать:
— отображение путевой обстановки;
— контроль состояния органов управления, показаний приборов и индикаторов в макете кабины тягового подвижного состава (допускается условное изображение приборов и органов управления);
— управление процессом обучения, в том числе ввод неисправностей и нестандартных ситуаций;
— визуальный контроль за локомотивной бригадой;
— выполнение отдельных функций поездного диспетчера и дежурного по станции в части формирования маршрута движения и имитации ведения переговоров с локомотивной бригадой.
5.3 Рабочее место инструктора должно обеспечивать проведение групповых занятий в учебном классе при комплектовании тренажерного комплекса тягового подвижного состава соответствующими программно-техническими средствами.
6 ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ
6.1 Система моделирования должна включать в себя общую программную среду, сети, интерфейсы, а также программные модели локомотивных и путевых устройств:
— системы тяги локомотива;
— тормозной системы локомотива;
— тормозной системы поезда;
— системы управления движением и автоведения;
— системы безопасности и скоростемера;
— путевых систем и объектов;
— переключения стрелок и светофоров (только для видеосистемы на основе 3D графики);
— движения других поездов, как встречных, так и попутных (только для видеосистемы на основе 3D графики);
— движения идущего впереди поезда.
6.2 Моделирование должно осуществляться в реальном масштабе времени. Допускается задержка реакции системы на изменение положения органов управления не более 0,1 с. Должно быть обеспечено наличие режима остановки времени и режима пошагового моделирования.
6.3 Тяговые и пусковые характеристики должны соответствовать характеристикам, приведенным в документации на тяговый подвижной состав, с погрешностью не более 10%.
6.4 Длина тормозного пути при экстренных и полных служебных торможениях не должна отличаться от номограмм более чем на 5% при условии отсутствия заданных нестандартных ситуаций и неисправностей оборудования.
6.5 Модели тормозных устройств, систем управления, безопасности и т.д. должны соответствовать требованиям технических условий на эти устройства.
6.6 Тяговые, тормозные расчеты, а также расчеты движения поезда должны соответствовать «Правилам тяговых расчетов для поездной работы».
6.7 В зависимости от назначения тренажерного комплекса тягового подвижного состава моделирование осуществляется для пассажирского, грузового или сдвоенного грузового поезда.
6.8 Должны моделироваться процессы юза, боксования колесных пар, работы песочниц и других противогазных и противобоксовочных средств, а также срабатывание защиты, снятие напряжения контактной сети, нарушения целостности тормозной магистрали поезда.
6.9 При моделировании и анализе поездки должны учитываться системы, характеристики и объекты участка пути.
6.10 Система моделирования должна обеспечивать возможность моделирования неисправностей оборудования тягового подвижного состава, поезда, автоблокировки, путевых устройств и т.п., а также создание нестандартных ситуаций, в том числе на переездах и по пути следования поезда.
6.11 Система моделирования должна обеспечивать изучение систем управления и устройств безопасности, установленных на тяговом подвижном составе.
6.12 В состав системы моделирования должна входить база данных путевых объектов конкретного участка пути, единая для всех систем безопасности, визуализации и моделирования. Она должна с необходимой точностью обеспечивать моделирование поездки с учетом продольного профиля пути, работу систем автоблокировки, сигнализации и безопасности, а также быть достаточной для моделирования нештатных ситуаций и расшифровки параметров движения.
6.13 При моделировании должны учитываться следующие системы, характеристики и объекты реального участка пути:
— километровые столбы и пикеты;
— уклоны;
— кривые;
— стрелки;
— боковые пути (при наличии маршрутов движения по боковым путям станций);
— станции;
— платформы;
— систему централизации и блокировки (трехзначная и четырехзначная автоблокировка, а также полуавтоматическая блокировка);
— светофоры;
— переезды;
— условия сцепления;
— места ограничения скорости;
— места проверки тормозов;
— энергоснабжение и нейтральные вставки.
6.14 Система моделирования должна обеспечивать расчет продольной динамики поезда.
6.15 Система моделирования должна позволять задавать исходные данные как для состава в целом, так и по каждому вагону в отдельности.
6.16 Система моделирования должна учитывать расположение состава на профиле пути и распределение параметров состава повагонно.
7 ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ
7.1 Обучение на тренажерном комплексе тягового подвижного состава должно производиться с целью выработки у локомотивных бригад навыков:
— оптимального режима ведения поезда;
— действий в штатных и нестандартных ситуациях;
— взаимодействия с дежурным по станции и поездным диспетчером;
— освоения новых участков обслуживания.
7.2 Система обучения должна обеспечивать:
— управление процессом обучения;
— формирование задания на поездку и выдачу обучаемым соответствующих документов (справки о тормозах, предупреждения и др.);
— возможность ввода неисправностей и создания нестандартных ситуаций;
— анализ действий локомотивной бригады во время поездки;
— выставление балльных оценок.
7.3 Дополнительно система обучения может обеспечивать демонстрацию работы электрических схем тягового подвижного состава, тормозных схем тягового подвижного состава и поезда, распределения по длине поезда продольных динамических сил, тормозных процессов и т.п. с помощью оборудования для проведения групповых занятий, а также дополнительных графических средств в макете кабины тягового подвижного состава.
7.4 Система обучения должна формировать отчет по результатам выполненной поездки с перечислением допущенных нарушений и условий выполнения поездки.
7.5 Результаты поездок на тренажерном комплексе тягового подвижного состава могут передаваться в систему расшифровки результатов поездок и использоваться для обучения техников по расшифровке лент скоростемеров.
7.6. Система обучения должна обеспечивать обмен информацией с «Комплексной системой учета и анализа показателей работы локомотивных бригад в процессе их обучения и проверки знаний», в том числе формировать задание на поездку на основе предложенных этой системой рекомендаций и передавать в нее результаты поездок.
(Введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 04.04.2013 N 825р)
8 ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ РЕГИСТРАЦИИ ПАРАМЕТРОВ ПОЕЗДКИ И АНАЛИЗА ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
8.1 Система регистрации параметров поездки и анализа ее результатов должна обеспечивать регистрацию параметров движения в процессе поездки.
8.2 Система регистрации параметров поездки и анализа ее результатов должна обеспечивать анализ действий локомотивной бригады по результатам поездки.
8.3 Анализ действий локомотивной бригады должен проводиться на основе контроля соответствия требованиям инструкций и других нормативных документов.
9 ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ
9.1 Система визуализации должна обеспечивать создание максимально приближенной к реальности визуальной обстановки для конкретных участков пути.
9.2 Система визуализации должна обеспечивать:
— управление скоростью показа путевой обстановки в зависимости от скорости движения;
— управление показаниями путевых светофоров в зависимости от работы системы автоблокировки;
— моделирование нестандартных ситуаций.
9.3 Изображение реального участка пути может быть реализовано либо на основе 3D графики, либо на основе видеофильма.
9.4 При реализации отображения пути на основе видеофильма, система визуализации для моделирования нестандартных ситуаций должна дополнительно обеспечить отображение конкретной станции на основе 3D графики.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 04.04.2013 N 825р)
9.5. Система визуализации должна обеспечить изображение путевой обстановки из лобового и боковых окон макета кабины. Необходимо исключить из поля зрения отвлекающие внимание предметы обстановки помещения, в котором размещен макет кабины.
(Введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 04.04.2013 N 825р)
9.6. Должно быть обеспечено качество видеоизображения путевой обстановки не хуже стандарта Full HD для обеспечения необходимой яркости должна быть обеспечена защита от посторонних источников освещения.
(Введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 04.04.2013 N 825р)
9.7. Для обеспечения равномерности демонстрации путевой обстановки на основе видеофильма при малых скоростях движения видеосъемка и обработка видеофильмов должны выполняться с частотой кадров не менее 50 кадров в секунду.
(Введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 04.04.2013 N 825р)
10 ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ 3D ГРАФИКИ
10.1 Система визуализации на основе 3D графики должна обеспечивать показ района местности, включающий:
— текстурированную земную поверхность;
— различимые ландшафтные объекты (городские и сельские строения, реки, озера, горы, леса, поля и др.);
— железнодорожные пути и строения станции;
— путевые объекты.
10.2 В системе визуализации на основе 3D графики должно обеспечиваться отображение следующих типовых объектов:
— железнодорожное полотно;
— подвижной состав (локомотивы, вагоны);
— здания, помещения;
— километровый, пикетный и предельный столбики;
— столбы с фонарем уличного освещения, с громкоговорящей связью, линии контактного провода;
— светофоры.
10.3 В системе визуализации на основе 3D графики должно обеспечиваться изображение станций с возможностью пропуска поезда по боковым путям и моделированием работы диспетчерской сигнализации.
10.4 В системе визуализации на основе 3D графики должна быть обеспечена возможность задания времени суток, погодных условий, видимости и т.д. с привязкой к заданию на поездку.
10.5 Видеоизображение участка железной дороги в 3D-графике должно содержать все путевые объекты, заданные в базе данных путевых объектов, а также объектов, связанных с нештатными ситуациями, препятствиями на пути, предупреждениями и др.
10.6 Система визуализации на основе 3D графики должна получать информацию о состоянии путевых объектов, положении всех поездов, включая встречные.
10.7 В случае реализации отображения пути на основе 3D графики в комплект поставки видеосистемы должны входить программные средства для самостоятельного редактирования и формирования обученными специалистами видеоизображения вновь вводимых участков пути.
11.1 Аудиосистема должна моделировать звуки следующих категорий:
— звуки и шумы от источников своего поезда вне кабины тягового подвижного состава (звуки тифона и свистка, шумы работы оборудования локомотива на стоянке и во время движения, звук стука колес и т.п.);
— звуки и шумы от источников в кабине локомотива (свисток электропневматического клапана автостопа, звуки шипения воздуха при срыве электропневматического клапана автостопа, в кранах машиниста при различных положениях ручки крана, при зарядке и разрядке резервуаров и т.п.).
11.2 Аудиосистема должна моделировать акустические эффекты, приближенные к условиям реальной поездки. Формирование этих эффектов осуществляется в соответствии с информацией, получаемой от системы моделирования.
12 ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ ЛОКОМОТИВНОЙ БРИГАДОЙ РЕГЛАМЕНТА ПЕРЕГОВОРОВ
12.1 Система контроля соблюдения локомотивной бригадой регламента переговоров должна быть автоматизированной и обеспечивать следующие режимы работы:
— воспроизведение синтезированных фраз поездного диспетчера или дежурного по станции для имитации переговоров с машинистом;
— анализ регламента переговоров машиниста с поездным диспетчером и дежурным по станции;
— анализ регламента переговоров машиниста с помощником машиниста;
— регистрацию и хранение фонограмм переговоров;
— прием от тренажерного комплекса команд управления учебной поездкой;
— в автоматическом режиме осуществлять поиск ключевых слов в фонограммах участников переговоров и принимать решения о соблюдении регламента переговоров;
— передавать в тренажерный комплекс результаты анализа обработки фонограмм переговоров;
— сохранять результаты обработки фонограмм переговоров в базе данных;
— прослушивать фонограммы переговоров целиком или только фрагменты, соответствующие ключевым словам.
12.2 Система не должна зависеть от диктора, т.е. не требовать настройки на голос обучаемого.
12.3 В состав системы контроля соблюдения локомотивной бригадой регламента переговоров должно входить оборудование для ведения переговоров и прослушивания сообщений на рабочих местах локомотивной бригады и на рабочем месте инструктора.
13 ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Должна быть обеспечена лицензионная чистота программного обеспечения, поставляемого в составе тренажерного комплекса тягового подвижного состава.
14 ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ И УСЛОВИЯМ ЭКСПЛУАТАЦИИ
14.1 Тренажерный комплекс тягового подвижного состава может размещаться как в специально выделенных помещениях, так и в учебных классах.
14.2 Компоновка тренажерного комплекса тягового подвижного состава для обучения вождению одиночного поезда должна предполагать наличие рабочих мест локомотивной бригады в макете кабины тягового подвижного состава и размещенного отдельно от кабины рабочего места инструктора, причем взаимное расположение этих рабочих мест определяется местными условиями.
14.3 Компоновка тренажерного комплекса тягового подвижного состава для обучения вождению сдвоенных поездов должна предполагать наличие рабочих мест для двух локомотивных бригад сдвоенного поезда.
14.4 В помещении, предназначенном для размещения тренажерного комплекса тягового подвижного состава, должно быть предусмотрено соответствующее место для проведения групповых занятий под руководством инструктора.
14.5 Электропитание тренажерных комплексов тягового подвижного состава должно осуществляться от однофазной сети переменного тока частотой (50+/-1) Гц напряжением 220 (+ 22 — 33).
14.6 Тренажерные комплексы тягового подвижного состава должны быть оборудованы источниками бесперебойного питания.
14.7 По устойчивости к воздействиям климатических факторов тренажерные комплексы тягового подвижного состава должны соответствовать 1 группе ГОСТ 21552-84.
14.8 По транспортабельности и упаковке тренажерные комплексы тягового подвижного состава должны соответствовать требованиям ГОСТ 21552-84.
14.9 Должно быть предусмотрено подключение тренажерного комплекса тягового подвижного состава к сети передачи данных ОАО «РЖД».
15 ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕГЛАМЕНТУ
15.1 В тренажерных комплексах тягового подвижного состава должна быть обеспечена возможность тестирования работоспособности и обнаружения неисправностей самих комплексов. Допускается возможность дистанционного тестирования работоспособности и обнаружения неисправностей с использованием сети передачи данных ОАО «РЖД».
15.2 Выполнение периодического технического обслуживания должно заключаться в систематическом наблюдении за правильностью эксплуатации, ежедневном уходе, регулярном устранении возникающих неисправностей.
15.3 Гарантийный срок эксплуатации тренажерного комплекса тягового подвижного состава должен составлять 24 месяца.
15.4 После окончания гарантийного срока производитель тренажерного комплекса тягового подвижного состава обязан производить его техническое сопровождение по отдельному договору.
Начальник отдела ПКБ ЦТ ОАО «РЖД»
А.Г. Ройзнер