Рубрики
Приказы и распоряжения

Распоряжение ОАО РЖД от 12.12.2013 N 2755р



ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»




РАСПОРЯЖЕНИЕ



от 12 декабря 2013 г. N 2755р


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ «ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ НА ОПОРНЫЕ ЧАСТИ С ШАРОВЫМ СЕГМЕНТОМ И АНТИФРИКЦИОННЫМ ПОКРЫТИЕМ»

В целях приведения к общему уровню требований на поставляемые опорные части с шаровым сегментом и антифрикционными элементами для мостов ОАО «РЖД»:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 февраля 2014 г. прилагаемые «Технические требования на опорные части с шаровым сегментом и антифрикционным покрытием» (далее — Технические требования).

2. Начальникам территориальных дирекций инфраструктуры, начальникам территориальных дирекций по ремонту пути, руководителям причастных филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД»:

а) обеспечить в установленном порядке изучение прилагаемых Технических требований причастными работниками и их использование в работе;

б) при разработке проектов реконструкции искусственных сооружений обеспечить применение конструктивно-технологических решений переходных участков на подходах к искусственным сооружениям для участков скоростного совмещенного движения.

Вице-президент ОАО «РЖД»

А.В.Целько

УТВЕРЖДЕНЫ

распоряжением ОАО «РЖД»

от 12.13.2013 г. N 2755р




ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ



К ОПОРНЫМ ЧАСТЯМ С ШАРОВЫМ СЕГМЕНТОМ

Настоящие Технические требования разработаны Научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ОАО «ВНИИЖТ»).

Технические требования распространяются на опорные части с шаровым сегментом (ОЧШС), являющиеся опорными частями скольжения, не зависимо от их конструктивного исполнения, применяемые в мостовых сооружениях на объектах транспортной инфраструктуры железных дорог.



Перечень документов, на которые приведены ссылки

В настоящих Технических требованиях использованы ссылки на следующие документы:

СНиП 2.03.11-85 «Защита строительных конструкций от коррозии»;

СП 35.13330.201 свод правил «Мосты и трубы» СНиП 2.05.03-84(*). Актуализированная редакция;

СНиП 3.04.03-85 «Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии»;

СНиП 3.06.04-91 «Мосты и трубы»;

СНиП 3.06.07-86 «Мосты и трубы». Правила обследований и испытаний»;

СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Общие требования»;

СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Строительное производство»;

СНиП 23-01-99(*) «Строительная климатология»;

СНиП 52-01-2003 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения»;

СНиП 11-7-81(*) «Строительство в сейсмических зонах»;

Технологические указания по окраске металлических конструкций железнодорожных мостов (утв. Распоряжением ОАО «РЖД» от 29.12.2012 г. N 2794р)

ОДМ 218.2.002-2008 «Рекомендации по проектированию и установке полимерных опорных частей мостов».

ТУ 2530.001-169880466-01 «Опорные части с шаровым сегментом. Технические условия». Разработаны ООО «К°Люмьер Лтд»

Пособие по проектированию анкерных болтов для крепления строительных конструкций и оборудования (к СНиП 2.09.03). Разработано ЦНИИпрооозданий

ГОСТ 2.114-95 «ЕСКД. Технические условия»

ГОСТ 5582-75(*) «Прокат тонколистовой коррозионно-стойкий, жаростойкий и жаропрочный. Технические условия».

ГОСТ 5632-72** «Стали высоколегированные и сплавы коррозионностойкие, жаростойкие и жаропрочные. Марки».

ГОСТ 6713-91 «Прокат низколегированный конструкционный для мостостроения. Технические условия».

ГОСТ 7350-77* «Сталь толстолистовая коррозионностойкая, жаростойкая и жаропрочная. Технические условия».

ГОСТ 9433-80 «Смазка ЦИАТИМ — 221»

ГОСТ 10007-80* «Фторопласт — 4. Технические условия».

ГОСТ 19903-74* «Прокат листовой горячекатаный. Сортамент».

ГОСТ 19281-89 «Прокат из стали повышенной прочности. Общие технические условия».

ГОСТ 22353-77* «Болты высокопрочные класса точности В. Конструкция и размеры».

ГОСТ 22354-77* «Гайки высокопрочные класса точности В. Конструкция и размеры».

ГОСТ 22355-77* «Шайбы класса точности С к высокопрочным болтам ГОСТ 22356-77* «Болты и гайки высокопрочные и шайбы. Общие технические условия».

ГОСТ 24379.0-80 «Болты фундаментные. Общие технические условия».

ГОСТ 24379.1-80 «Болты фундаментные. Конструкция и размеры».

ГОСТ 25726-83* «Клейма ручные буквенные и цифровые. Типы и основные размеры».

ГОСТ Р 52643-2006 «Болты и гайки высокопрочные и шайбы для металлических конструкций. Общие технические условия».

ГОСТ Р 52644-2006 «Болты высокопрочные с шестигранной головкой с увеличенным размером под ключ для металлических конструкций. Технические условия».

ГОСТ Р 52645-2006 «Гайки высокопрочные с шестигранной головкой с увеличенным размером под ключ для металлических конструкций. Технические условия».

ГОСТ Р 52646-2006 «Шайбы к высокопрочным болтам для металлических конструкций. Технические условия.



1. Область применения

1.1 ОЧШС, как правило, следует применять в районах с умеренными и умеренно-холодными климатическими условиями северного А исполнения, расчетный перепад температур которых находится в диапазоне +/-50°С.

1.2 Для районов с холодными климатическими условиями следует применять ОЧШС, изготовленные в северном Б исполнении с учетом обеспечения безотказной работы основных несущих конструкций и материала скольжения при температурах ниже минус 50°С при обязательном подтверждении технических характеристик соответствующими испытаниями.

1.3. Допускается применять в мостовых сооружениях ОЧШС, изготовленные только в заводских условиях по проектам, утвержденным в установленном порядке, и принятые контролирующей организацией, уполномоченной в соответствии с нормативно-законодательными актами РФ в области строительства.

1.4. По функциональному назначению ОЧШС подразделяют на:

— всесторонне-подвижные, обеспечивающие линейные и угловые перемещения опорных узлов пролетных строений во всех направлениях;

— линейно-подвижные, допускающие линейные перемещения только в одном направлении, а угловые — во всех направлениях;

— неподвижные, допускающие только угловые перемещения опорных узлов пролетных строений в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

1.5. ОЧШС применяют преимущественно в разрезных, неразрезных и температурно-неразрезных пролетных строениях, расчетной длины свыше 18,2 м, при величинах опорных реакций 1-КЗО МН (100 / 3000 Тс).

1.6. Конструкцию ОЧШС следует представлять как устройство (механизм), совокупность элементов которого в зависимости от функционального назначения обеспечивает беспрепятственные перемещения и повороты опорных узлов пролетных строений.

1.7. Прогнозируемый срок службы опорных частей должен быть равным сроку службы пролетного строения, но не менее 50 лет.



2. Требования к нормативной документации

2.1 Все ОЧШС, применяемые на территории Российской Федерации должны отвечать требованиям СП 35. 13330.2011 «Мосты и трубы» актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84(*), СНиП 23-01-99(*), СНиП 11-7-81(*) и другой действующей нормативной документации.

2.2 ОЧШС должны изготавливаться в соответствии с утвержденными в надлежащем порядке Техническими условиями.

2.3 Предприятие, изготавливающее ОЧШС в обязательном порядке должно быть включено в Реестр предприятий-поставщиков металлоконструкций пролетных строений мостов и опорных частей для нужд ОАО «РЖД» с наличием соответствующего свидетельства.

2.4 Все изготовленные за рубежом детали и материалы, применяющиеся в конструкции ОЧШС должны соответствовать европейским нормам EN 1337-1 с обязательным учетом требований ЕТА 06/0131 или других нормативных документов для аналогичных материалов;



3. Требования к расположению ОЧШС

3.1. ОЧШС располагают горизонтально на подферменниках в соответствии с рабочим чертежом, на котором должен быть показан план их размещения с указанием того, как учитывать температуру наружного воздуха в момент установки и замыкания пролетного строения.

3.2. Положение пролетных строений в плане следует фиксировать постановкой необходимого количества неподвижных и односторонне линейно-подвижных ОЧШС.

3.3. Под опорными площадками главных балок или ферм следует располагать в плане только одну ОЧШС.

3.4. В одном опорном ряду (поперек оси моста) должны располагаться ОЧШС одного типоразмера. Комбинации типов опорных частей допускаются, если в схеме мостового сооружения предусмотрены различные типы пролетных строений.

3.5. При проектировании опорных узлов главных ферм с нижними поясами коробчатого сечения следует предусматривать переходные элементы (например, листы соответствующих размеров в плане и толщины), обеспечивающие передачу вертикальной опорной реакции на вертикальные листы поясов главных ферм.

3.6. Анкеровка опорных частей к подферменнику обязательна.



4. Нагрузки и воздействия

4.1. При проектировании ОЧШС нагрузки и воздействия следует определять по СНиП 2.05.03-84(*), СНиП 23-01-99(*), СНиП 11-7-81(*).

4.2. Расчет ОЧШС частей и элементов их крепления с учетом функционального назначения следует выполнять на вертикальные и горизонтальные силы и воздействия от постоянных и временных нагрузок.

4.3. Продольное усилие от торможения и силы тяги при расчетах следует передавать в размере 100% на неподвижные ОЧШС.

4.4. Перемещения в ОЧШС следует назначать в соответствии с расчетными температурными воздействиями, временными нагрузками и воздействиями на пролетное строение и опоры (с учетом коэффициентов сочетаний), а также усадки и ползучести бетона (для железобетонных пролетных строений).

4.5. Линейные (продольные и поперечные) перемещения опорных узлов пролетных строений следует определять с учетом направления линейных перемещений, допускаемых опорными частями в опорном сечении.

4.6. Нагрузки и воздействия на ОЧШС и перемещения в опорных частях криволинейных или косых в плане балочных пролетных строений необходимо вычислять с учетом криволинейности или косины конструкций.

4.7. Величину угловых перемещений (углов поворота) ОЧШС, вызываемых отклонениями поверхности подферменников от горизонтального проектного положения, и строительным подъемом балок, следует принимать по СНиП 3.06.04-91. Угловые перемещения опорных узлов железобетонных пролетных строений от усадки и ползучести бетона следует определять по СНиП 2.05.03-84(*).

Максимальные суммарные угловые перемещения опорных узлов пролетных строений от этих воздействий допускается принимать равными 0,01 рад для сборных железобетонных пролетных строений и 0,005 рад для монолитных железобетонных и стальных пролетных строений.



5. Требования к применяемым материалам

5.1. В ОЧШС стальные детали (кроме шарового сегмента) должны изготавливаться из стали с категорией, соответствующей температуре ее требуемого климатического исполнения: 09Г2С по ГОСТ 19281-89 или марок 15ХСНД и 10ХСНД по ГОСТ 6713-91; марки 355J2 по стандарту EN 10025-2:2004.

5.2. Шаровой сегмент может быть выполнен:

— из сталей по п. 5.1 с покрытием поверхности скольжения твердым хромом толщиной не менее 100 мкм;

— из коррозионностойкой стали, например, марки 40X13 по ГОСТ 5632-72**.

5.3. Допускается изготавливать шаровой сегмент из материалов и сталей со специальным легированием и специальной обработкой поверхности скольжения при условии обеспечения его механических свойств (прочность, износостойкость, коррозионная стойкость) не ниже характеристик материалов указанных в п. 5.2. настоящих требований.

5.4. Для опорных частей с шаровым сегментом покрытым твердым хромом, предназначенных для установки в районах с повышенной агрессивностью окружающей среды, свойственной промышленным предприятиям (наличие, например, хлоридов, кислотной среды, фтора и т.п.) необходимо исключить прямой контакт покрытия из твердого хрома с окружающей средой с учетом возможных угловых перемещений.

5.5. Максимально допускаемая шероховатость полированной поверхности скольжения сферического элемента не должна превышать Ra =< 0,16.

5.6. Материал листа скольжения — нержавеющая аустенитная сталь типа марки 12Х18Н10Т по ГОСТ 19903-74 и 5582-75(*) с полированной поверхностью шероховатостью Ra <= 0,16.

5.7. Сталь марки 355J2 по стандарту EN 10025-2:2004 для несущих элементов ОЧШС железнодорожных мостов, должна поставляться только поставщиками, имеющими право выдавать сертификаты качества DBS 918 002 (поставщики Q-1).



5.8. Основные технические требования к антифрикционному материалу опорных частей приведены в Таблице 5.1.



Таблица 5.1

Расчетное

давление, МПа

Коэффициент трения при температуре наиболее холодной пятидневки

по СНиП 23-01 с обеспеченностью 0,92

Минус 10°С и выше

Минус 50°С

«мю» max

«мю» min

«мю» max

«мю» min

19,6

0,050

0,015

0,075

0,030

29,4

0,035

0,010

0,060

0,020

65,0

0,06

0,015

0,08

0,029

5.9. Элементы скольжения из антифрикционного материала должны иметь коэффициент износа не более 0,026 мм/км, так, чтобы при суммарном перемещении скольжения не менее 50 км величина уменьшения толщины антифрикционной прокладки составляла не более 1,3 мм.



6. Основные конструктивные требования к парам скольжения

6.1. Антифрикционные пластины должны располагаться в выемках стальных деталей, как при перпендикулярном (рис.6.1 а, б), так и при наклонном (рис.6.1 в, г) расположении сторон по отношению ко дну выемок.

6.2. Перед установкой антифрикционных пластин на дне выемок рекомендуется выполнить специальную резьбу с шагом 1-2 мм и глубиной 1-4,5 мм (рис.6.1, д).

См. рисунок 6.1 — Элементы углубления под пластины из антифрикционного материала.

6.3. Антифрикционные пластины должны иметь специальные гнезда для заполнения смазкой. Антифрикционные полосы для направляющих деталей выполняют без специальных гнезд под смазку.

6.4. Форма гнезд под смазку в плане может быть круглая (рис.6.2 а), линейная (рис.6.2 б), кольцевая (рис.6.2 в).

См. рисунок 6.2 — Расположение гнезд под смазку в антифрикционных пластинах.

6.5.  Толщина  антифрикционной  пластины t   и выступающей ее части из выточки

аф

h    при  ее диаметре Dаф в ненагруженном состоянии должна удовлетворять следующим

аф

условиям:

Daф

h   = 1,8 + ────── (мм), но не менее 2,2 мм,                  (1)

аф          1200

2,2 · h   <= t   <= 8 мм

аф     аф                               (2)

Допуск  на  выступающую часть антифрикционной пластины из выемки h  равен +/-

аф

0,2 мм при Dаф меньше или равной 1200 мм и +/- 0,3 мм при Dаф больше 1200 мм.

6.6. Допуск по толщине одной антифрикционной пластины или объединенных нескольких пластин составляет +0,3, -0 мм для пластин диаметром (размером) Dаф менее 1200 мм и +0,4, -0 мм для Dаф больше 1200 мм.

6.7. Плоские антифрикционные пластины должны быть круглой или прямоугольной формы и могут быть разделены максимум на четыре одинаковые части (рис.6.3). Минимальный размер Ааф должен быть 50 мм.

См. рисунок 6.3 — Примеры антифрикционных пластин, уложенных в выемки для плоскостей скольжения.

6.8. Антифрикционные пластины для сферических поверхностей скольжения должны быть круглыми (рис. 6.4, а), а при больших размерах могут быть разделены на диск и кольцо. Диаметр диска следует принимать не менее 1000 мм, а ширину кольца не менее 50 мм. Кольцо может быть поделено на равные сегменты. Ширину разделительного кольца нижнего балансира принимают 10 мм (рис. 6.4, б).

См. рисунок 6.4 — Примеры антифрикционных пластин, в выемках сферических поверхностей скольжения.

6.9. Установку антифрикционных пластин в выемки выполняют в охлажденном или горячем состоянии.

6.10. Антифрикционные пластины для направляющих элементов выполняют в виде полос шириной не менее 15 мм (рис. 6.5). Минимальную толщину антифрикционных пластин направляющих элементов, уложенных в выемки, принимают 5,5 мм, а выступающую часть в ненагруженном состоянии 2,5 +/- 0,2 мм.

См. рисунок 6.5 — Примеры антифрикционных полос, уложенных в выемки для направляющих элементов.

6.11. Антифрикционные пластины для направляющих элементов выполняют в виде полос шириной не менее 15 мм. Их допускается крепить потайными винтами и заклепками из нержавеющей стали в зависимости от толщины пластины.

6.12. В парах скольжения поверхности деталей из антифрикционных материалов должны взаимодействовать с поверхностями деталей из металлических материалов, имеющих шероховатость Ra <= 0,16 (зеркальная поверхность).

6.13. Твердохромированный слой не должен иметь сквозных пор и трещин. Ремонт твердохромированного слоя не допускается.

6.14. Для плоских пар скольжения следует применять лист из нержавеющей стали с указанной шероховатостью полированной поверхности.

6.15. Не допускается использование составных (сварных) полированных листов.

6.16. Крепление нержавеющего полированного листа допускается прижимными планками, винтами с потайными головками, заклепками или прерывистыми сварными угловыми швами. При приварке следует принимать специальные меры для того, чтобы полированный стальной лист прилегал на всей своей площади к скользящей плите во избежание образования воздушных пустот.

6.17. При креплении полированного нержавеющего листа к скользящей плите непрерывным угловым сварным швом его толщина должна быть: при разнице между диаметром антифрикционного диска и максимальным размером полированного листа до 500 мм — 2 мм, при разнице этих размеров более 500 мм — 3 мм. Толщина полированного листа в направляющих элементах должна быть не менее 2 мм. Высота сварного шва не должна превышать толщину полированного листа.

Толщина полированного нержавеющего листа должна быть не менее 3 мм при креплении его к скользящей плите винтами из нержавеющей стали с потайной головкой или заклепками.

6.18. Необходимо обеспечить прилегание к несущей пластине листа из нержавеющей стали в зоне контакта с пластиной из антифрикционного материала скольжения по полной поверхности. Толщина несущей пластины должна быть не менее 4% величины ее диагонали.

Если лист из нержавеющей стали крепится болтовыми соединениями, болтовыми соединениями с углубленной зенковкой или заклепками, то для защиты кромок необходимо использовать коррозионно-устойчивые крепежные материалы, совместимые с листом из нержавеющей стали. Они устанавливаются вне контактной зоны пластины антифрикционного материала скольжения на всех углах и вдоль кромок на расстоянии, не превышающем значений, указанных в табл. 6.1.

Интересно почитать:   от 28.10.2011 N 2330р

Таблица 6.1

Максимальные расстояния между болтами, болтами с углубленной зенковкой и заклепками для крепления листа из аустенитной стали.

Толщина листа из

аустенитной стали

Максимальное расстояние между

средствами крепления, мм

1,5

150

2.0

300

2,5

450

3,0

600



7. Требования к конструкции ОЧШС

7.1 Заводское изготовление ОЧШС всех типов следует выполнять в соответствии с требованиями Технических условий, разработанных и утвержденных в установленном порядке по ГОСТ 2.114-95.

7.2. Следует различать две принципиально отличающиеся по конструктивному исполнению группы опорных частей:

— первая группа включает подвижные и неподвижные ОЧШС, в которых сферическая пара скольжения обеспечивает только передачу вертикальной опорной нагрузки и сама не воспринимает горизонтальных нагрузок. Последние воспринимаются специальными направляющими планками с балансирными рейками;

— вторая группа включает подвижные и неподвижные ОЧШС, в которых сферическая пара скольжения не только обеспечивает передачу вертикальной опорной нагрузки, но и, наряду с направляющими планками, сама воспринимает и горизонтальные нагрузки. Расчет параметров сферических поверхностей ОЧШС этой группы основан на взаимосвязи вертикальной и горизонтальной нагрузок (рис 7.1) при обеспечении между ними условия равновесия в виде:

2

N     2″альфа» — sin2″альфа» + 2″мю»sin «альфа»

─── = ────────────────────────────────────────── ,

P         2

2sin «альфа» — «мю»(2″альфа» — sin2″альфа»)

Р — действующая на опорную часть минимальная вертикальная нагрузка;

N — действующая на опорную часть максимальная горизонтальная нагрузка;

«альфа» — половина внутреннего угла сферической выемки скользящей плиты;

«мю» — коэффициент трения между сферическими поверхностями.

См. рисунок 7.1 — Параметры плиты со сферической выемкой

7.3. В ОЧШС первой группы всесторонне-подвижная опорная часть должна включать стальной балансир с вогнутой сферической поверхностью, в которой расположен антифрикционный диск; стальной шаровой сегмент с выпуклой сферической полированной поверхностью и другим антифрикционным диском, расположенным в выемке на его обратной плоской поверхности; стальную скользящую плиту с прикрепленным к ней полированным нержавеющим стальным листом (рис.7.2, а). Линейно-подвижная сферическая опорная часть должна содержать дополнительно направляющие элементы и балансирные рейки с антифрикционными пластинами (рис. 7.2.б и 7.3), установленные вдоль одного горизонтального перемещения и воспринимающие в другом направлении горизонтальные нагрузки. В неподвижной сферической опорной части скользящая плита должна иметь по периметру планки с кольцевым фиксатором, воспринимающим горизонтальные нагрузки во всех направлениях (рис.7.2, в). Балансир может быть прикреплен как к опоре (см. рис.7.2), так и к пролетному строению (рис.7.3), при соответственно обратном прикреплении скользящей плиты.

См. рисунок 7.2 — Конструкции ОЧШС первой группы.

См. рисунок 7.3 — Пример ОЧШС первой группы с креплением балансира со сферической выемкой к пролетному строению.

7.4. В ОЧШС второй группы всесторонне-подвижная опорная часть должна включать стальную скользящую плиту с вогнутой сферической поверхностью, в которой, как и на обратной ей плоской поверхности расположены антифрикционные диски, стальной шаровой сегмент с выпуклой полированной сферической поверхностью, стальную плиту сегмента, стальное основание с прикрепленным к нему полированным стальным листом (рис.7.4,а). Линейно-подвижная опорная часть должна дополнительно содержать направляющие планки, расположенные вдоль горизонтального перемещения с прикрепленным к ним полированным стальным листом, а на скользящей плите установлены боковые антифрикционные пластины (рис.7.4, б). В неподвижной опорной части направляющие планки должны быть установлены на основании по периметру скользящей плиты и служить ограничителями горизонтальных перемещений (рис.7.4, в). Здесь также стальная плита сегмента может крепиться как к пролетному строению (см. рис. 7.4), так и к опоре (рис.7.5) при соответственно обратном прикреплении стального основания.

См. рисунок.7.4 — Конструкции ОЧШС второй группы.

См. рисунок 7.5 — Пример ОЧШС второй группы при прикреплении плиты шарового сегмента к подферменнику.

7.5. По согласованию с производителем, в комплект ОЧШС обеих групп должны входить прокладные плиты, позволяющие перераспределять давление на подферменный блок и опорную площадку пролетного строения (переходные элементы), а также фундаментные болты.

Геометрические размеры прокладных плит и номенклатура фундаментных болтов должны определяться и назначаться при рабочем проектировании сооружения.

7.6. Плиты со сферическими вогнутыми поверхностями должны иметь ограничение размеров, указанное на рис.7.1., так как они распределяют под углом 45° действующее на них давление от шарового сегмента (от сферической вогнутой поверхности) на площадь элементов, с которыми контактируют эти плиты. При этом размеры самой выемки должны назначаться по результатам расчета контактных напряжений от максимальной вертикальной нагрузки и условия восприятия горизонтальной нагрузки.

7.7. Размеры шарового сегмента следует назначать ответными сферической выемке исходя из конструктивных соображений с учетом смещения от расчетного угла поворота и закладываемого конструктивного запаса. При расчетном повороте опорного узла пролетного строения твердохромированная (или нержавеющая) поверхность скольжения шарового сегмента должна перекрывать антифрикционную пластину с запасом не менее, чем на 5 мм.

7.8. Размеры балансирной рейки в ОЧШС первой группы следует назначать в зависимости от расчетных размеров антифрикционных полос, а радиус — от допускаемого контактного напряжения смятия при касании цилиндрической поверхности с плоскостью нижнего балансира (рис.7.6).

См. рисунок 7.6 — Узел линейно-подвижной ОЧШ первой группы с направляющей

7.9 Для обеспечения качества прилегания ответных сферических поверхностей поверхностей скольжения следует соблюдать условие: для разницы Дельта х для сферических поверхностей шарового сегмента и выемки плит:

«Дельта» х <= 0,2 мм при Daф <= 600 мм;

«Дельта» х <= 0,0003 Daф при Daф, >= 600 мм,

где:

— «Дельта» х разница отклонений радиусов сферических поверхностей шарового сегмента и выемки плит:

7.10. Суммарный зазор между поверхностями скольжения скользящей плиты и направляющих планок в линейно подвижных ОЧШС и ограничительных планок в неподвижной ОЧШС должен удовлетворять следующему условию:

Dаф

«Дельта» <= 1,0 + ───── <= 2 мм,

1000

7.11. В неподвижной ОЧШС первой группы для обеспечения поворотов внутренний диаметр кольцевого фиксатора должен быть на 2 мм больше диаметра нижнего балансира, контактирующего с фиксатором.

7.12. В ОЧШС обеих групп отклонение поверхности приваренного полированного листа от плоскости в любом направлении должно быть не более 0,0003 Dаф мм.

7.13. ОЧШС необходимо снабжать транспортными и такелажными деталями.

7.14. На всесторонне и линейно-подвижных следует предусматривать указатель и шкалу главных перемещений с ценой деления до максимальных величин, допускаемых опорной частью. Указатель и шкала перемещений должны быть изготовлены из коррозионностойких материалов.

7.15. Поверхность выемок для плоских антифрикционных покрытий должна обеспечивать надежное сцепление с антифрикционным покрытием

7.16. При расчетном смещении опорного узла пролетного строения лист из полированной нержавеющей стали должен перекрывать в каждую сторону антифрикционной пластины в подвижных опорных частях с запасом не менее 25 мм при перемещениях вдоль и 10 мм поперек пролетного строения. Это требование распространяется и на направляющие планки по отношению к элементам из антифрикционных пластин.

7.17. ОЧШС должна быть защищена от атмосферных воздействий, коррозии, грязи и пыли фартуком и/или кожухом (см.рис. 7.2 и.7.5).

7.18. Все элементы ОЧШС в транспортном положении следует объединять между собой наружными съемными стальными болтами (шпильками), которые должны быть снабжены пружинными шайбами и контргайками.

7.19 Крепление ОЧШС к металлическим пролетным строениям следует осуществлять наружными болтами нормальной повышенной точности по ГОСТ 52644-2006 или болтами высокопрочными по ГОСТ 22353-77(*) и 22356-77(*).

7.20. Прикрепление ОЧШС к подферменнику осуществляется на фундаментных болтах по ГОСТ 24379.0-80 и 24379.1-80, болтах нормальной и повышенной точности или высокопрочных. Прикрепление опорных частей на сварке не допускается.

7.21. Расстановку и заделку фундаментных болтов рассчитывают в соответствии с указаниями СНиП 52-01-2003 и Пособием ЦНИИпромзданий.

7.22. Анкеровка ОЧШС допускается фундаментными болтами с использованием анкерных плит.

7.23. Прикрепление ОЧШС с помощью сварки допускается только через дополнительные промежуточные детали, например, упоры, которые к самим ОЧШС не привариваются.

7.24. Необходимо обеспечить доступ для осмотра и замены ОЧШС. Для обеспечения возможности их извлечения и замены без выполнения мокрых работ, сварки или огневой резки между ними и сопрягающимися элементами опор и пролетных строений в конструкции сопрягающихся с опорными частями элементов опор и пролетных строений следует предусматривать установку стальных прокладных плит. Толщина прокладных плит должна быть не менее 18 мм.

7.25. Поставка опорных частей должна осуществлятся в готовом виде с полным заполнением поверхностей смазкой в соответствии с ТУ производителя.

7.26. Стальные поверхности опорных частей следует защищать от коррозии в соответствии с требованиями Технологических указаний по окраске металлических конструкций железнодорожных мостов (утв. Распоряжением ОАО «РЖД» от 29.12.2012 г. N 2794р), СНиП 2.03.11-85 и СНиП 3.04.03-85 только в заводских условиях При этом антикоррозионная защита шарового сегмента, выполненного из низколегированной стали должна быть уточнена при рабочем проектировании в зависимости от технологии нанесения.

7.27. Не подлежат окраске поверхности опорных частей, контактирующие с бетоном, а также поверхности скольжения — стальные полированные листы, сферическая хромированная поверхность, антифрикционные детали.

7.28. Поверхности выемок под антифрикционные детали следует покрывать одним слоем грунтовки толщиной от 40 до 100 мкм.

7.29. Допускается для защиты от коррозии стальных поверхностей опорных частей применять комбинированное покрытие, состоящее из металлизационного цинкового покрытия с последующим нанесением лакокрасочных материалов. Толщина металлизационного слоя должна составлять не менее 60 мкм.

В этом случае на заводе-изготовителе на соответствующие детали ОЧШС должно быть нанесено антикоррозионное покрытие по следующей схеме:

— очистка поверхностей до степени Sa 2,5;

— газотермическое напыление цинка толщиной не менее 100 мкм.

Цинковое напыление должно быть нанесено на все поверхности всех элементов опорных частей, кроме сферической у шарового сегмента и плоской у плиты, контактирующих с бетоном подферменной площадки;

нанесение промежуточного и покрывного слоев лакокрасочного покрытия согласно Технологических указаний по окраске металлических конструкций железнодорожных мостов, общей толщиной не менее 160 мкм. Цинковое и лакокрасочное покрытия должны быть заведены на деталь на величину не менее 50 мм от ее кромки (рис. 7.6)

— нанесение цинкосодержащей грунтовки на металлизационное покрытие не допускается.

7.30. Наружные поверхности ОЧШС, контактирующие с подферменником и пролетным строением, должны быть механически обработаны с обеспечением неплоскостности не превышающей 0,003.

7.31. ОЧШС части рекомендуется укомплектовывать установочными болтами с тарельчатой опорой для возможности точной регулировки высотного положения опорной части. Установочные болты с тарельчатой опорой должны допускать возможность сохранения их в материале подливки.

7.32. На каждой ОЧШС должны быть зафиксированы места для измерения зазора скольжения и зазора поворота (по 4 шт. на двух взаимно перпендикулярных диаметрах шарового сегмента). Величины зазоров, установленных на предприятии-изготовителе, должны быть зафиксированы в сопроводительной документации (паспорте) к каждой опорной части. Маркировка мест измерения зазоров скольжения и поворота должна быть выполнена на опорной части несмываемыми материалами яркого (красного) цвета.

7.33. Пример соединительных деталей опорных частей, устанавливаемых под металлические и сталежелезобетонные пролетные строения, представлен на рис. 7.7. Их конструктивное исполнение, количество и места размещения для каждой конкретной ОЧШС должно быть определено при рабочем проектировании и при согласовании с изготовителем. Допускается крепление через дополнительные детали, например, упоры.

См. рисунок 7.7 — Принципиальная конструкция соединительных деталей ОЧШС

7.34. Защитные фартуки ОЧШС должны иметь конструкцию, позволяющую временно демонтировать их при необходимости.



8. Требования к установке опорных частей

8.1. ОЧШС не должны повреждаться и загрязняться при транспортировании на строительный объект.

8.2. Предприятие-изготовитель должно поставлять ОЧШС на строительную площадку полностью собранными и укомплектованными, с установленными приспособлениями для транспортирования, погрузочно-разгрузочных и монтажных работ.

8.3. Погрузку, разгрузку и установку ОЧШС необходимо производить с учетом требований СНиП 12-03-2001, СНиП 12-04-2002.

8.4. Наружные болты ОЧШС необходимо затянуть и не повреждать при транспортировании и монтажных работах.

8.5. Клиновидные, распределительные, прокладные и анкерные плиты, если они предусмотрены проектом, следует крепить к ОЧШС только болтовыми соединениями. Непосредственное крепление плит сваркой не допускается.

8.6. ОЧШС комплектуются анкерными деталями и регулировочными устройствами для установки, если это предусмотрено проектом или оговорено при заказе.

8.7. ОЧШС, поступающие на место производства работ, должны сопровождаться документом о качестве — Паспортом, оформленным в надлежащем порядке, и соответствовать комплекту проектной документации, включающему чертежи с планом расположения и установки опорных частей со всеми необходимыми данными (такими, как размеры, уклоны, расположение относительно осей сооружения, допуски, температура воздуха при установке и т.д.).

8.8. Перед установкой ОЧШС необходимо выполнить их освидетельствование с составлением акта. Для этого следует выполнить визуальный осмотр и сверку сопроводительной документации с поступившими опорными частями в следующей последовательности:

— проверить наличие маркировки;

— проверить содержание и оформление паспортов, соответствие маркировки. Качество опорных частей должно быть подтверждено подписью и печатью ОТК изготовителя и контролирующей инспекционной организации в паспорте (сертификате качества);

— убедиться в том, что все транспортные болты затянуты, а болтовые соединения не повреждены при транспортировании и погрузочно-разгрузочных работах;

— проверить заводскую регулировку, выполненную при сборке. Указатель должен показывать нулевой отсчет, если проектом не предусмотрено смещение плиты;

— проверить наличие на верхних поверхностях плит контрольных рисок или отверстий для визирных шпилек, фиксирующих оси.

При нарушении перечисленных требований, а также обнаружении других видимых дефектов в ОЧШС комиссия в присутствии представителя предприятия-изготовителя должна выполнить освидетельствование с составлением акта.

При невозможности устранения дефекта на объекте ОЧШС следует возвратить предприятию-изготовителю.

8.9. Если ОЧШС не установлены на подферменники сразу после поставки, их складируют на строительной площадке в помещении, под навесом, на деревянных подкладках, накрыв полиэтиленовой пленкой. Не допускается попадание на опорные части грязи, песка, а также агрессивных веществ, разрушающих материалы и антикоррозионное покрытие.

8.10. Перед установкой ОЧШС необходимо выполнить операционный (визуальный и геодезический) контроль качества подферменников опор и опорных узлов пролетных строений.

8.11. Подферменные площадки перед установкой ОЧШС подготавливаются и выверяются в пределах отклонений, указанных в табл. 8.1.

8.12. Поверхности опорных площадок пролетных строений или балок, устанавливаемых непосредственно на ОЧШС и поверхности подферменных площадок должны быть плоскими и ровными. Местные неровности не должны превышать 1 мм. На поверхностях не допускаются сколы, раковины, трещины, наплывы бетона (визуальный контроль).

8.13. Масляные пятна, пыль, грязь и другие загрязнения на подферменных площадках в местах установки ОЧШС следует удалить (визуальный контроль).

8.14. В элементах стальных пролетных строений, контактирующих с ОЧШС не должно быть местных изгибов, неровностей и повреждений (визуальный контроль).

8.15. Опорные узлы пролетных строений в местах опирания на ОЧШС должны быть жесткими. Опорные узлы стальных пролетных строений в местах их опирания, как правило, должны быть усилены или между ОЧШС и опорными листами стальных пролетных строений необходимо устанавливать жесткие стальные плиты, обеспечивающие передачу распределенной нагрузки от ОЧШС на конструкцию опорного узла пролетных строений. При уклонах стальных пролетных строений необходимо усилить опорные узлы стальными плитами, имеющими соответствующий односторонний или двухсторонний уклон.



Таблица 8.1

Контролируемые параметры и допускаемые отклонения, мм

Контролируемые параметры

Допускаемые

отклонения

Контроль

Способ

контроля

Отклонение от проектной

разности отметок поверхностей

подферменных площадок в

пределах одной опоры

2 мм

Все

подферменные

площадки

Измерительный

(нивелирование)

Отклонение поверхностей

подферменных площадок от

горизонтального (проектного)

положения

0,002L

Все

подферменные

площадки

Измерительный

(по уровню)

Примечание. L — длина (ширина) площадки

8.16. Поперечный уклон балок (плит) в обе стороны пролетного строения допускается обеспечивать при объединенных между собой балках (плитах) соответствующим поперечным уклоном поверхности подферменников.

8.17. Высота подферменников и размеры опор должны обеспечивать возможность осмотра ОЧШС, подъемки пролетных строений и замены опорных частей с установкой домкратов на опоры мостовых сооружений без устройства временных опор.

8.18. Способы и технологический регламент установки ОЧШС следует предусматривать при разработке проекта производства работ.

8.19. Установку ОЧШС следует выполнять соответствии с указаниями СНиП 3.06.04-91. Их необходимо устанавливать на выравнивающий слой из опалубленного по периметру не схватившегося цементно-песчаного раствора или полимербетона толщиной до 3 см. Допускается устанавливать ОЧШС на клинья и регулировочные устройства с последующим инъектированием зазоров клеем на основе эпоксидной смолы или заполнением их реопластичной безусадочной бетонной смесью.

8.20. ОЧШС следует устанавливать на выравнивающий слой в горизонтальное (проектное) положение по уровню таким образом, чтобы опорные поверхности ОЧШС были расположены в горизонтальной плоскости с отклонением не больше 0,002L.

8.21. Высота подферменников и размеры опор должны обеспечивать возможность осмотра ОЧШС, подъемки пролетных строений и замены опорных частей с установкой домкратов на опоры мостовых сооружений без устройства временных опор.

8.22. При установке оси всесторонне-подвижных, линейно-подвижных и неподвижных ОЧШС необходимо выверять по контрольным рискам (визирным шпилькам), расположенным на их верхних поверхностях.

8.23. Отклонение оси линейно-подвижной и всесторонне-подвижной ОЧШС от направления проектного линейного перемещения опорного узла пролетного строения не должно превышать 0,005 длины подферменника (измерительный контроль).

8.24. Установку пролетных строений на ОЧШС следует выполнять в последовательности и диапазоне температур, указанных в проекте производства работ, а также с учетом усадки и ползучести бетона для железобетонных пролетных строений.

8.25. Допускается предварительно выполнять смещение скользящей плиты всесторонне-подвижной и линейно подвижной ОЧШС с учетом температуры воздуха на момент монтажа как на заводе, так и на месте строительства. Работы по смещению скользящих плит допускается выполнять только по специально разработанному проекту производства работ в соответствии с выполненными расчетами.

8.26. Работы по смещению скользящих плит должны выполнять специально обученные рабочие и, при необходимости, в присутствии представителя предприятия-изготовителя и представителя проектной организации — разработчика мостового сооружения.

Смещение плиты должно выполняться только с использованием плоских антифрикционных пар скольжения ОЧШС. Разрывать пары скольжения запрещается. После смещения на проектную величину необходимо выполнить регулировку горизонтальности ее положения по отношению к основанию с допуском не более 0,001 расстояния между осями опирания (нивелирование всех опорных частей), после чего плита должна быть зафиксирована наружными болтами.

Контроль смещения скользящей плиты следует выполнять по наружной шкале и фиксатору перемещений. На верхней плоскости ОЧШС несмываемой краской необходимо указать номер опоры, величину и направление смещения, оси и положение ОЧШС по отношению к пролетному строению и смежным опорам.

Факт предварительного смещения скользящей плиты требуется оформить специальным актом на каждую ОЧШС, в котором указывают температуру при установке, величину смещения, его направление по отношению к пролетному строению.

8.27. В пролетных строениях, расположенных на продольном и поперечном уклонах, между ОЧШС и пролетным строением для обеспечения горизонтального расположения опорной части согласно указанию проекта следует устанавливать стальные клиновидные плиты или выполнять верхние приливы, бетонируемые одновременно с основной конструкцией для монолитных железобетонных пролетных строений.

8.28. Стальные пролетные строения допускается устанавливать с заранее прикрепленными к ним неподвижными ОЧШС. В этом случае следует выполнять опускание пролетного строения с закрепленной опорной частью на вспомогательные конструкции в проектном положении и заполнить раствором зазор между основанием ОЧШС и подферменной площадкой.

8.29. Не допускается выполнять на строительной площадке огневую резку наружных стальных транспортных болтов (шпилек).

8.30. Опускать пролетные строения, балки и блоки на ОЧШС следует строго вертикально. Нельзя поворачивать пролетные строения, балки и блоки в плане после их установки на опорную часть.

При установке балок пролетных строений при наличии уклонов мостового сооружения должны быть предусмотрены специальные меры, предотвращающие угон пролетного строения (наличие неподвижных опорных частей, упоров, клиновидных плит и др.).

8.31. Для включения ОЧШС в работу необходимо отвинтить транспортные наружные стальные болты (шпильки), объединяющие между собой элементы опорной части. Их следует снимать только после того, как ОЧШС в проектном положении жестко объединена с подферменником и пролетным строением или после ее загрузки, исключающей отрыв полированной поверхности скользящей плиты от антифрикционной детали.

8.32. Передачу усилия от веса пролетного строения на ОЧШС следует выполнять только после набора материалом выравнивающего слоя проектной прочности.

8.33. При установке ОЧШС и на них элементов пролетных строений в журналах производства работ необходимо фиксировать:

— номер ОЧШС и название предприятия-изготовителя;

— параметры заводской регулировки или их изменение;

— состояние фиксирующих приспособлений;

— положение скользящей плиты (ее смещение, если это предусмотрено проектом;

— положение ОЧШС в плане и по высоте относительно подферменных площадок пролетных строений;

— дату и час монтажа;

— температуру воздуха при установке;

— температуру омоноличивания балок;

— температуру замыкания пролетного строения;

— выполнение выравнивающего слоя, качество заполнения, испытания материала;

— результаты замеров функционального зазора и угла поворота;

— имеющиеся отступления от проектного положения опорных частей.

8.34. Необходимо предусматривать доступ для осмотра установленных ОЧШС в процессе эксплуатации и, если потребуется, замены с минимальной трудоемкостью и минимальным использованием монтажных средств.

8.35. Железобетонные под ферменные площадки под ОЧШС следует выполнять из бетона класса В40 — В60, в том числе, из фибробетона.

8.36. Для выравнивающего слоя, а также для омоноличивания фундаментных болтов в теле опоры, следует применять цементно-песчаный раствор, полимербетон, клей на основе эпоксидной смолы с наполнителем или готовые сухие бетонные смеси, которые после затворения водой образуют реопластичный, текучий, не расслаивающийся, безусадочный как в пластичном, так и затвердевшем состоянии материал, применяемый для высокоточного бетонирования. Зазоры между скользящими плитами опорных частей и опорными плоскостями стальных (сталебетонных) и сборных железобетонных пролетных строений следует заполнять клеем на основе эпоксидной смолы с наполнителем. Требования к используемым материалам принимают по СНиП 3.06.04-91 8.41. Все материалы, используемые для выравнивающего слоя, омоноличивания анкерных устройств, заполнения зазоров должны иметь подтверждение их качества сертификатами, а также соответствующими испытаниями.

8.37. Высота опалубки для укладки выравнивающего слоя должна соответствовать проектной отметке нижней поверхности опорной части или превышать ее на величину деформации не схватившегося слоя под нагрузкой (СНиП 3.06.04-91, приложение 11).

8.38. Инъектирование зазоров клеем на основе эпоксидной смолы после установки опорных частей на клинья или регулировочные устройства и герметизация зазоров следует выполнять с помощью штуцеров для нагнетания клея. Штуцера для нагнетания клея устанавливают по периметру каждой ОЧШС непосредственно в зазор или в специально предусмотренные проектом отверстия в опорных частях, при этом количество штуцеров принимают не менее четырех.

8.39. Выравнивающий слой из реопластичной безусадочной бетонной смеси выполняют заливкой ее в пластичной или жидкой консистенции между основанием ОЧШС и подферменником.

8.40. Перед бетонированием выравнивающего слоя следует выполнить все предварительные операции, связанные с подготовкой подферменников, а также опорных частей. Следует удалить верхний слой (пленку цементного молока), чтобы сделать бетонную поверхность шероховатой, но в то же время ровной. Опорная стальная поверхность ОЧШС должна быть тщательно очищена от следов краски, грязи, масляных пятен и других загрязнений, которые могут помешать гидратации цемента.

8.41. ОЧШС следует устанавливать в проектное (горизонтальное) положение на вспомогательные устройства), при этом необходимо убедиться, что на последующих этапах работ место окончательной установки опорной части не изменится. После установки, выравнивания и нивелирования ОЧШС бетон подферменника необходимо поддерживать во влажном состоянии, по крайней мере, в течение 6 часов, до того, как производить работы по бетонированию. Избыток воды удаляют воздушной струей.

8.42. Опалубку для выравнивающего слоя следует выполнять в виде сборно-разборной рамки или кольца. Отметки верхних кромок опалубки должны соответствовать проектной отметке нижней поверхности опорной части. Опалубку следует изготавливать из прочного водонепроницаемого материала в целях предотвращения вытекания воды из бетонной смеси. Рекомендуется надежно анкеровать и подпирать опалубку с тем, чтобы выдерживать давление бетона после укладки и выравнивания. Между опалубкой и боковыми сторонами ОЧШС следует предусматривать достаточные зазоры для обеспечения заливки бетонной смеси. Опалубку снимают только после достижения бетоном выравнивающего слоя проектной прочности. Одновременно удаляют вспомогательные устройства (клинья).

8.43. Бетонную смесь следует заливать непрерывно и только с одной стороны с тем, чтобы избежать захвата воздуха. С помощью гибкого стержня необходимо убедиться, что пространство между основанием опорной части и подферменником заполнено полностью, без пустот.

8.44. Заполнение каналов для фундаментных болтов выполняют одновременно с устройством выравнивающего слоя.

8.45. После заливки бетонной смеси все открытые поверхности бетонирования должны быть немедленно защищены от потери влаги в результате испарения на период не менее 24 часов. Уход за бетоном осуществляется распылением воды, укрытием влажной мешковиной, нанесением пленкообразующего материала.

Интересно почитать:   Распоряжение ОАО РЖД от 02.06.2008 N 1168р



9. Требования к приемке в эксплуатацию, обследованию и содержанию ОЧШС

9.1. Приемо-сдаточный контроль ОЧШС должен выполняться комиссией в установленном порядке. Вся техническая документация, включая паспорта, должна быть представлена. Расположение ОЧШС частей в плане и по высоте должно соответствовать проекту и подтверждаться геодезическим контролем. Правильность их установки должна подтверждают актом освидетельствования и приемки в эксплуатацию.

9.2. После установки ОЧШС следует выполнить начальные замеры функционального зазора скольжения (высоту выступающего из выемки фторопласта) и угла поворота.

Зазоры скольжения замеряют в нескольких точках по периметру антифрикционного диска. Величину угла поворота следует определять замерами, как вдоль, так и поперек оси мостового сооружения. Толщину выступающей части антифрикционных дисков и величину угла поворота следует зафиксировать в акте.

9.3. Обследование и содержание ОЧШС в мостовых сооружениях необходимо выполнять в соответствии с указаниями СНиП 3.06.07-86.

9.4. При обследовании ОЧШС необходимо убедиться в прочности подферменников — отсутствии в них трещин и сколов, а также в отсутствии трещин, местных изгибов, неровностей в элементах опорных узлов несущих конструкций, трещин в опорах.

9.5. Перед обследованием ОЧШС необходимо снять защитные фартуки. При обследовании опорных частей в процессе эксплуатации проверяют и фиксируют:

— величину зазоров скольжения (толщину выступающего из выемки антифрикционного диска), его равномерность по периметру;

— состояние открытых участков поверхностей скольжения (листа полированной нержавеющей стали, хромированной сферы), неровности (коробление полированного стального листа), дефекты крепления, коррозию, загрязнение, повреждение поверхностей скольжения в виде царапин, трещин, отслоений;

— величину перемещения скользящей плиты от нулевого отсчета с указанием температуры воздуха во время замера.

9.6. Толщину выступающего из выемки антифрикционного диска hф как для плоских, так и для сферических поверхностей скольжения следует измерять по периметру щупом в достаточном количестве точек для нахождения минимального значения (рис.9.1, 9.2). При высоте зазора более 1 мм ОЧШС считается функционально надежной с точки зрения обеспечения перемещений на продолжительный срок. При меньшем зазоре, а также короблении скользящего листа более 0,5 мм необходимо часто проводить контроль. При величине зазора менее 0,2 мм ОЧШС считается функционально ненадежной и антифрикционный диск подлежит замене.

См. рисунок 9.1 — Схема замера зазора в плоских элементах скольжения

См. рисунок 9.2 — Схема замера зазора в сферических элементах скольжения и угла поворота

9.7. В направляющих элементах линейно-подвижных опорных частей замеряются зазоры «Дельта»S между поверхностями скольжения: антифрикционной полосы и нержавеющей полированной стали (рис.9.3).

См. рисунок 9.3 — Схема замера зазора в направляющих элементах линейно — подвижной ОЧШС

9.8. Замену, ремонт опорных частей или их элементов следует выполнять без повреждений узлов опирания (подферменников, пролетных строений.

9.9. Замену, ремонт опорных частей или их элементов следует выполнять без повреждений узлов опирания (подферменников, пролетных строений



10. Требования к составу паспорта ОЧШС

10.1. На каждую опорную часть на предприятии-изготовителе должен быть выпущен паспорт, содержащий сведения об ОЧШС информацию для контроля при ведении монтажных работ и в период эксплуатации.

10.2. Паспорт передается в строительно-монтажную организацию вместе с сопроводительными документами на опорную часть с последующей передачей его в эксплуатирующую организацию.

10.3. Паспорт ОЧШС должен содержать следующие сведения:

— наименование и реквизиты производителя ОЧШС;

— наименование сооружения;

— тип и конструктивное исполнение ОЧШС;

— место расположения ОЧШС в сооружении;

— грузоподъемность ОЧШС;

— рабочий ход вдоль и поперек ОЧШС;

— установочные смещения скользящей плиты вдоль и поперек ОЧШС;

— эскиз ОЧШС с указанием основных геометрических размеров, допусков и отклонений;

— материал и характеристики полированного листа скольжения;

— материал и характеристики шарового сегмента;

— материал и характеристики основных деталей;

— материал и характеристики антифрикционного материала;

— материал и характеристики смазки поверхностей скольжения;

— шероховатость поверхности шарового сегмента;

— шероховатость поверхности полированного листа скольжения;

— величина зазора скольжения в каждой контрольной точке, измеренная на предприятии-изготовителе;

— величина зазора поворота в каждой контрольной точке, измеренная на предприятии-изготовителе;

— схема расположения контрольных точек для измерения зазора скольжения и зазора поворота;

— наличие заводской информационной таблички с указанием основных параметров.

— подтверждение установки транспортных шпилек на заводе — изготовителе;

— поля для занесения контрольных измерений в период эксплуатации ОЧШС.



11. Требования к испытаниям антифрикционных прокладок ОЧШС

11.1. Свойства антифрикционных материалов, применяемых в ОЧШС, должны быть подтверждены каждым производителем сертификатом соответствия в добровольной сфере сертификации.

11.2. Целью испытаний является проверка пластичности, фрикционных свойств и износостойкости полимерного антифрикционного материала при наличии и отсутствии смазки по контактным поверхностям при различных температурах.

11.3. Для обеспечения стабильного положения образцов из антифрикционного материала он должен закрепляться в основе способом в соответствии с ТУ производителя ОЧШС. Контактной парой должна являться пластина из материала или с покрытием в соответствии с ТУ производителя ОЧШС. Минимальные размеры образца в плане должны обеспечивать площадь не менее 50 кв.см. При этом в образце должны располагаться углубления для смазки в количестве и размерах в соответствии с ТУ производителя ОЧШС. Образец должен выступать из основы на величину определенную в соответствии с ТУ производителя ОЧШС. Способ нанесения смазки на образцы и ее вид определяются ТУ производителя ОЧШС.

11.4. Проверка пластичности материала определяется уменьшением толщины антифрикционной прокладки при обжатии образца контактной пары расчетной нагрузкой в течении 24 ч с при постоянном давлении при нормальной температуре и температуре соответствующей зоне проектирования.

11.5. Перед проведением испытаний для определения коэффициентов трения и износа каждый образец контактных пар должен подвергаться обжатию на величину 50 % от расчетной нагрузки на 24 часа при нормальной температуре. Допускается падение первоначальной нагрузки в процессе обжатия до 15 %. Перед проведением испытаний по определению коэффициента трения или на износ допускается кратковременное снятие обжимающей нагрузки на период до 0,5 часа для установки образца на испытательный стенд.

11.6. Следует определить коэффициенты трения при страгивании при температуре +20° С и -50° С для всех зон проектирования. Коэффициенты трения должны иметь значения, не превосходящие величин, указанных в таблице 5.1.

11.7. Коэффициент истирания антифрикционного материала определяется испытаниями образца при расчетном давлении на антифрикционный материал ОЧШС и скорости скольжения до 2 мм/с с амплитудой не менее 25 мм при нормальной температуре и при температуре -50° С. При этом коэффициент истирания определятся на базе испытаний не менее 1-2 км. Величина износа на первых 500 м наработки не учитывается. Величина износа определяется по среднему изменению толщины образца контактной пары под испытательной нагрузкой с разных сторон (не менее трех).

11.8. Коэффициент истирания должен соответствовать требованиям п. 5.8.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности