Распоряжение ОАО РЖД от 26.12.2012 N 2689р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 26 декабря 2012 г. N 2689р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВОДЕ В ДЕЙСТВИЕ СТАНДАРТА ОРГАНИЗАЦИИ
В целях совершенствования технической политики ОАО «РЖД» в области проектирования тяговых и трансформаторных подстанций:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 мая 2013 г. стандарт организации СТО РЖД 07.011-2012 «Устройства распределительные электрические напряжением от 6 до 35 кВ переменного тока тяговых и трансформаторных подстанций. Классификация по схемотехническим решениям, обозначения, требования по применению».
2. Начальникам причастных департаментов (управлений), филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД» организовать в установленном порядке изучение работниками, в ведении которых находятся вопросы, связанные с проектированием тяговых и трансформаторных подстанций, требований стандартов, утвержденных настоящим распоряжением.
3. Генеральному директору ОАО «Росжелдорпроект» Волкову А.Н. (по согласованию), генеральному директору ОАО «Мосгипротранс» Скорнякову В.Б. (по согласованию), генеральному директору ОАО «Ленгипротранс» Чернакову В.М. (по согласованию), генеральному директору ОАО «Уралгипротранс» Карпенко В.К. (по согласованию), генеральному директору ОАО «Сибгипротранс» Прицу С.Э. (по согласованию), генеральному директору ОАО «Томгипротранс» Ванюнину А.В. (по согласованию), и.о. генерального директора ОАО «Дальгипротранс» Чепурному Д.А. (по согласованию) ознакомить причастных работников, разрабатывающих проекты сооружения и реконструкции тяговых подстанций, с настоящим распоряжением и стандартом организации СТО РЖД 07.011-2012.
Старший вице-президент ОАО «РЖД»
В.А.Гапанович
УСТРОЙСТВА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ НАПРЯЖЕНИЕМ ОТ 6 ДО 35 кВ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ТЯГОВЫХ И ТРАНСФОРМАТОРНЫХ ПОДСТАНЦИЙ
Классификация по схемотехническим решениям, обозначения, требования по применению
Дата введения — 2013-05-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Проектно-конструкторским бюро по электрификации железных дорог (ПКБ ЭЖД) — филиалом ОАО «РЖД»
2 ВНЕСЕН Управлением электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры — филиала ОАО «РЖД»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением ОАО «РЖД» от 26.12.2012 г. N 2689р
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт распространяется на электрические распределительные устройства напряжением от 6 до 35 кВ переменного тока (далее — распределительные устройства) вновь сооружаемых и реконструируемых тяговых и трансформаторных подстанций и устанавливает классификацию их по схемотехническим решениям, обозначения и требования по применению. Стандарт не распространяется на распределительные устройства напряжением 25 и 2х25 кВ тяговых подстанций, требования к которым установлены СТО РЖД 07.010.
Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», филиалами ОАО «РЖД» и иными структурными подразделениями ОАО «РЖД».
Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 14693-90 Устройства комплектные распределительные негерметизированные в металлической оболочке на напряжение до 10 кВ. Общие технические условия
ГОСТ 17703-72 Аппараты электрические коммутационные. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 18311-80 Изделия электротехнические. Термины и определения основных понятий
ГОСТ Р 53685-2009 Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения
СТО РЖД 07.010-2011 Устройства распределительные электрические напряжением 25 и 2х25 кВ тяговых подстанций. Классификация по схемотехническим решениям, обозначения, требования по применению
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 17703, 18311, ГОСТ Р 53685, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 (электрическое) распределительное устройство: Электроустановка, предназначенная для приема и распределения электрической энергии на одном напряжении и содержащая коммутационные аппараты и соединяющие их сборные шины [секции шин], устройства управления и защиты.
Примечание — К устройствам управления относятся аппараты и связывающие их элементы, обеспечивающие контроль, измерение, сигнализацию и выполнение команд.
[ГОСТ 24291-90, статья 3]
Примечание — Неотъемлемым признаком распределительного устройства является наличие сборных шин и нескольких присоединений. В то же время в условиях ОАО «РЖД» нельзя исключать применения схем тяговых или трансформаторных подстанций, не имеющих сборных шин. Информация о таких схемах приведена в приложении А.
3.2 электроустановка: Энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, распределения или потребления электрической энергии.
[ГОСТ 19431-84, статья 25]
3.3 энергоустановка: Комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенный для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления энергии.
[ГОСТ 19431-84, статья 24]
3.4 присоединение (электрического) распределительного устройства: Часть распределительного устройства, относящаяся к трансформатору, генератору или другой цепи.
[ГОСТ 24291-90, статья 34]
Примечание — Применительно к объекту стандартизации настоящего стандарта различают следующие категории присоединений распределительных устройств:
— присоединения отходящей линии электропередачи;
— присоединения ввода от силового трансформатора;
— присоединения обмотки силового трансформатора (особую категорию составляют присоединения обмотки трансформатора собственных нужд);
— присоединения для подключения обмотки высшего напряжения трансформатора напряжения;
— присоединения для взаимного резервирования двух распределительных устройств одного и того же напряжения.
3.5 система (сборных) шин: Комплект элементов, связывающих между собой все присоединения электрического распределительного устройства.
[ГОСТ 24291-90, статья 41]
3.6 секция (системы) сборных шин: Часть системы сборных шин, отделенная от другой ее части коммутационным аппаратом.
[ГОСТ 24291-90, статья 44]
3.7 секционированная система (сборных) шин: Система сборных шин, состоящая из нескольких секций.
[ГОСТ 24291-90, статья 45]
3.8 уполномоченное подразделение: Подразделение аппарата управления ОАО «РЖД», ответственное за проведение единой технической политики ОАО «РЖД» в области технического обслуживания, ремонта, модернизации и развития основных фондов хозяйства электроснабжения железных дорог.
Распределительные устройства по схемотехническим решениям классифицируют:
а) по наличию (отсутствию) выкатного или подъемно-опускного элемента на:
1) распределительные устройства с выкатными или подъемно-опускными элементами;
2) распределительные устройства со стационарным расположением оборудования;
б) по количеству присоединений;
в) по наличию (отсутствию) секционирования сборных шин на:
1) распределительные устройства с несекционированными сборными шинами;
2) распределительные устройства со сборными шинами, секционированными разъединителем (либо двумя последовательно соединенными разъединителями, либо перемычкой (перемычками), установленной (установленными) на выкатном или подъемно-опускном элементе);
3) распределительные устройства со сборными шинами, секционированными выключателем;
г) по назначению на:
1) распределительные устройства общего назначения;
2) распределительные устройства, предназначенные для подключения линий электропередачи автоблокировки.
Примечание — К отдельным шкафам, образующим комплектное распределительное устройство, применимы классификационные признаки, установленные ГОСТ 14693. Эти классификационные признаки следует рассматривать как относящиеся к отдельным шкафам, а не к распределительным устройствам в целом.
Структура обозначения приведена:
— распределительных устройств общего назначения с несекционированными сборными шинами — на рисунке 1;
— распределительных устройств общего назначения с секционированными сборными шинами — на рисунке 2;
— распределительных устройств, предназначенных для подключения линий электропередачи автоблокировки — на рисунке 3.
Примеры структурно-функциональных схем распределительных устройств и их обозначений приведены:
— распределительных устройств общего назначения — на рисунках 4 — 6;
— распределительных устройств, предназначенных для подключения линий электропередачи автоблокировки — в 6.3.2.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────┐
6 — 1 — 2 │Цифра (цифры) — общий признак, определяющий номинальное│
─┬─ ─┬─ │напряжение распределительного устройства: │
│ │ │ │- 6 для распределительных устройств напряжением 6 кВ; │
└───┼─────┼─────────│- 10 для распределительных устройств напряжением 10 кВ; │
│ │ │- 15 для распределительных устройств напряжением 15 кВ; │
│ │ │- 20 для распределительных устройств напряжением 20 кВ; │
│ │ │- 35 для распределительных устройств напряжением 35 кВ │
│ │ ├─────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │ │Цифра, обозначающая классификационный признак по наличию│
│ │ │(отсутствию) выкатного или подъемно-опускного элемента: │
└─────┼─────────┤1 — для распределительных устройств с выкатными элементами│
│ │или подъемно-опускными элементами; │
│ │2 — для распределительных устройств со стационарным│
│ │расположением оборудования │
│ ├─────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │Цифра, обозначающая классификационный признак по количеству│
└─────────┤присоединений │
└─────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рисунок 1 — Структура обозначения распределительных устройств с общего
назначения с несекционированными сборными шинами
┌──────────────────────────────────────────────────────────┐
10 — 2 — 6 + 8 │ │
─┬─ ─┬─ ─┬─ ─┬──┤ │
│ │ │ │ │ │Цифра (цифры) — общий признак, определяющий номинальное│
└─────┼─────┼───┼───┼──┤напряжение распределительного устройства: │
│ │ │ │ │- 6 для распределительных устройств напряжением 6 кВ; │
│ │ │ │ │- 10 для распределительных устройств напряжением 10 кВ; │
│ │ │ │ │- 15 для распределительных устройств напряжением 15 кВ; │
│ │ │ │ │- 20 для распределительных устройств напряжением 20 кВ; │
│ │ │ │ │- 35 для распределительных устройств напряжением 35 кВ │
│ │ │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │ │ │ │Цифра, обозначающая классификационный признак по наличию│
│ │ │ │ │(отсутствию) выкатного или подъемно-опускного элемента: │
│ │ │ │ │- 1 — для распределительных устройств с выкатными│
└─────┼───┼───┼──┤элементами или подъемно-опускными элементами; │
│ │ │ │- 2 — для распределительных устройств со стационарным│
│ │ │ │расположением оборудования │
│ │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │ │ │Цифра, обозначающая классификационный признак по│
└───┼───┼──┤количеству присоединений на первой секции сборных шин │
│ │ ├──────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │ │Символ, обозначающий классификационный признак по способу│
│ │ │секционирования сборных шин: │
│ │ │- знак «плюс» — для сборных шин, секционированных│
└───┼──┤выключателем; │
│ │- тире — для сборных шин, секционированных разъединителем│
│ │(либо двумя последовательно соединенными разъединителями,│
│ │либо перемычкой (перемычками), установленной│
│ │(установленными) на выкатном или подъемно-опускном│
│ │элементе) │
│ ├──────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │Цифра, обозначающая классификационный признак по│
└──┤количеству присоединений на второй секции сборных шин │
└──────────────────────────────────────────────────────────┘
Рисунок 2 — Структура обозначения распределительных устройств с общего
назначения с секционированными сборными шинами
┌──────────────────────────────────────────────────────────┐
А 10 — 2 — 2 │ │
─┬─ ─┬─ │Буква «А» — общий признак, определяющий принадлежность│
│ │ │ │ │распределительного устройства к классу распределительных│
└───┼─────┼─────┼──────┤устройств, предназначенных для подключения линий│
│ │ │ │электропередачи автоблокировки. Одинаков для всех│
│ │ │ │категорий распределительных устройств, относящихся к│
│ │ │ │данному классу │
│ │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────────┤
└─────┼─────┼──────┤Цифра (цифры) — общий признак, определяющий номинальное│
│ │ │напряжение распределительного устройства: │
│ │ │- 6 для распределительных устройств напряжением 6 кВ; │
│ │ │- 10 для распределительных устройств напряжением 10 кВ │
│ │ ├──────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │ │Цифра, обозначающая классификационный признак по наличию│
│ │ │(отсутствию) выкатного или подъемно-опускного элемента: │
│ │ │1 — для распределительных устройств с выкатными│
└─────┼──────┤элементами или подъемно-опускными элементами; │
│ │2 — для распределительных устройств со стационарным│
│ │расположением оборудования │
│ ├──────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │Цифра, обозначающая классификационный признак по│
└──────┤количеству присоединений │
└──────────────────────────────────────────────────────────┘
Рисунок 3 — Структура обозначения распределительных устройств, предназначенных
для подключения линий электропередачи автоблокировки
См. Рисунок 4 — Пример структурно-функциональной схемы распределительного устройства общего назначения с выкатными элементами или подъемно-опускными элементами, с несекционированными сборными шинами и пятью присоединениями (обозначение ХХ-1-5)
См. Рисунок 5 — Пример структурно-функциональной схемы распределительного устройства общего назначения со стационарным расположением оборудования, со сборными шинами, секционированными выключателем, четырьмя присоединениями на первой секции сборных шин и четырьмя присоединениями на второй секции сборных шин (обозначение ХХ-2-4+4)
См. Рисунок 6 — Пример структурно-функциональной схемы распределительного устройства общего назначения с выкатными элементами или подъемно-опускными элементами, со сборными шинами, секционированных перемычкой, установленной на выкатном или подъемно-опускном элементе, четырьмя присоединениями на первой секции сборных шин и пятью присоединениями на второй секции сборных шин (обозначение ХХ-1-4-5)
6.1.1 Выбор распределительного устройства по классификационным признакам, приведенным в разделе 4, производят на этапе подготовки технических условий на сооружение или реконструкцию тяговой или трансформаторной подстанции службой электрификации и электроснабжения дирекции инфраструктуры соответствующей железной дороги, а тех распределительных устройств, к которым подключены линии электропередачи автоблокировки и(или) продольного электроснабжения, пересекающие границы железных дорог — по согласованию службой электрификации и электроснабжения дирекции инфраструктуры соседней железной дороги.
6.1.2 Не допускается усложнение схемы, введение каких-либо дополнительных присоединений или коммутационных аппаратов. Количество шкафов, применяемых для комплектования распределительных устройств, должно быть минимально возможным.
6.2 Требования по применению распределительных устройств с определенными классификационными признаками
6.2.1 При выборе по классификационному признаку, указанному в разделе 4, перечисление а), следует отдавать предпочтение распределительным устройствам с выкатными элементами.
Применение распределительных устройств с подъемно-опускными элементами или со стационарным расположением оборудования допускается при наличии обоснования и по согласованию с уполномоченным подразделением.
6.2.2 При выборе по классификационному признаку, указанному в разделе 4, перечисление б), следует руководствоваться следующими правилами:
а) в распределительных устройствах общего назначения должны быть предусмотрены отдельные присоединения с выключателем:
1) для подключения каждой из отходящих от данного распределительного устройства линий электропередачи;
2) для подключения обмотки соответствующего напряжения каждого из силовых трансформаторов (кроме случаев, указанных в строке 3 таблицы 3);
3) для подключения цепей, предназначенных для сборки схем профилактического подогрева проводов линий электропередачи напряжением 110 или 220 кВ;
б) в распределительных устройствах общего назначения должны быть предусмотрены отдельные присоединения без выключателей для подключения обмоток высшего напряжения каждого из трансформаторов напряжения;
в) в распределительных устройствах, предназначенных для подключения линий электропередачи автоблокировки, должны быть предусмотрены отдельные присоединения без выключателей для взаимного резервирования двух распределительных устройств одного и того же напряжения (только в случаях, указанных в примечании 3 к таблице 4).
6.2.3 При выборе по классификационному признаку, указанному в разделе 4, перечисление в), следует руководствоваться таблицей 1 в зависимости от количества и назначения присоединений.
6.2.4 При выборе по классификационному признаку, указанному в разделе 4, перечисление г), следует предусматривать подключение линий электропередачи автоблокировки только к распределительным устройствам, предназначенным для подключения линий электропередачи автоблокировки, с учетом требований 6.3.2.
6.3.1 Распределительные устройства общего назначения
6.3.1.1 Присоединения взаиморезервирующих отходящих линий электропередачи и взаиморезервирующих силовых трансформаторов, в том числе трансформаторов собственных нужд (на всех тяговых и трансформаторных подстанциях), а также преобразовательных трансформаторов (на тяговых подстанциях постоянного тока и стыковых) должны располагаться на разных секциях сборных шин.
Таблица 1 — Требования к способу секционирования сборных шин распределительного устройства в зависимости от количества и назначения присоединений
Условия, определяющие схемотехнические решения: |
Требования к способу |
|
количество и назначение присоединений |
количество |
Описание схемы |
Не менее двух присоединений из числа |
2 и более |
Секционирование на две секции |
Нет присоединений, указанных в предыдущей |
Секционирование на две секции |
|
1 |
Без секционирования |
|
1) Линии электропередачи продольного электроснабжения, отходящие от одного и того |
6.3.1.2 В цепи между секциями сборных шин распределительных устройств должны предусматриваться коммутационные аппараты в соответствии с таблицей 2 и структурно-функциональными схемами, приведенными на рисунках 7 — 10, в зависимости от принятого способа секционирования сборных шин.
См. Рисунок 7 — Секционирование сборных шин на две секции — последовательная цепь из одного стационарно расположенного выключателя и двух разъединителей, по одному с каждой стороны от секционного выключателя
См. Рисунок 8 — Секционирование сборных шин на две секции — один секционный выключатель, размещаемый на выкатном и(или) подъемно-опускном элементе
См. Рисунок 9 — Секционирование сборных шин на две секции — последовательная цепь из двух разъединителей
См. Рисунок 10 — Секционирование сборных шин на две секции — одна перемычка, размещаемая на выкатном и(или) подъемно-опускном элементе
Примечание — Схемы на всех рисунках настоящего стандарта являются структурно-функциональными и даны исключительно для облегчения восприятия требований подраздела 6.3. Элементы, не относящиеся к сути подраздела 6.3 (схемы соединения обмоток трансформаторов, кабельные вставки, положение подвижного и неподвижного контактов разъединителей, порядок расположения шкафов комплектных распределительных устройств в пределах секции сборных шин), на рисунках показаны условно. Необходимость и порядок применения этих элементов должны определяться исходя из условий каждого конкретного объекта. Применение заземляющих ножей — в соответствии с общим порядком, установленным пунктом 4.2.28 правил [1].
6.3.1.3 В цепи между обмоткой соответствующего напряжения силового трансформатора и сборными шинами распределительного устройства должны предусматриваться коммутационные аппараты в соответствии с таблицей 3 и структурно-функциональными схемами, приведенными на рисунках 11 — 14, в зависимости от количества обмоток и наличия (отсутствия) защиты от внутренних повреждений силового трансформатора.
См. Рисунки 11 — 14
Таблица 2 — Требования к коммутационным аппаратам в цепи между секциями сборных шин распределительного устройства в зависимости от принятого способа секционирования сборных шин
Условия, определяющие схемотехнические |
Требования к коммутационным аппаратам |
|
Описание |
Рисунок |
|
Секционирование на две секции |
первый вариант — последовательная цепь |
7 |
второй вариант — один секционный |
8 |
|
Секционирование на две секции двумя |
первый вариант — последовательная цепь |
9 |
второй вариант — одна перемычка, |
10 |
|
Примечание — Выбор между первым и вторым вариантами — по 6.2.1 в зависимости от |
6.3.1.4 На тяговых подстанциях постоянного тока и стыковых, имеющих 2 преобразовательных агрегата и секционированные сборные шины распределительного устройства переменного тока, присоединение сетевой обмотки одного из преобразовательных трансформаторов должно располагаться на одной секции сборных шин, а второго — на другой. При трех преобразовательных агрегатах один из них должен иметь возможность подключения как к одной, так и к другой секции сборных шин, каждая из которых для этого должна иметь по одному присоединению с выключателем (рисунок 15).
См. Рисунок 15
При вольтодобавочных схемах соединения преобразователей сетевые обмотки относящихся к одному и тому же преобразователю трансформаторов должны относиться к одному и тому же присоединению.
6.3.1.5 В распределительных устройствах напряжением до 15 кВ включительно допускается предусматривать по одному резервному присоединению отходящей линии электропередачи (с выключателем). При этом при реконструкции действующих подстанций в расчете общего количества присоединений не должны учитываться недействующие (на момент начала реконструкции) линии электропередачи, в отношении которых отсутствуют договорные отношения с предприятиями-субабонентами и(или) балансодержателями этих линий электропередачи.
Таблица 3 — Требования к коммутационным аппаратам в цепи между обмоткой соответствующего напряжения силового трансформатора и сборными шинами в зависимости от количества обмоток и наличия (отсутствия) защиты от внутренних повреждений силового трансформатора
Условия, определяющие схемотехнические решения: |
Требования к коммутационным |
||||
классификационные признаки распределительного |
количество |
наличие |
описание |
рисунок |
|
1 Распределительные |
а) распределительные |
3 и более |
— |
Последовательная цепь из |
11 |
2 |
— |
Последовательная цепь из |
12 |
||
б) распределительные |
Любое |
— |
Один выключатель, размещаемый |
13 |
|
2 Распределительные |
а) распределительные |
3 и более |
Есть 1) |
Последовательная цепь из |
11 |
2 |
Есть 1) |
Последовательная цепь из |
12 |
||
Нет |
Один разъединитель или одна |
14 |
|||
б) распределительные |
Любое |
Есть 1) |
Один выключатель, размещаемый |
13 |
|
Нет |
Один разъединитель или одна |
14 |
|||
3 Распределительные |
а) распределительные |
3 и более |
Есть 1) |
Последовательная цепь из |
11 |
2 |
Есть 1) |
Последовательная цепь из |
12 |
||
Нет |
Глухое соединение без каких- |
— |
|||
б) распределительные |
Любое |
Есть 1) |
Один выключатель, размещаемый |
13 |
|
Нет |
Глухое соединение без каких- |
— |
|||
1) Необходимость применения защит от внутренних повреждений силовых трансформаторов — в соответствии с |
6.3.2 Распределительные устройства, предназначенные для подключения линий электропередачи автоблокировки
6.3.2.1 Количество распределительных устройств, предназначенных для подключения линий электропередачи автоблокировки, на каждой тяговой или трансформаторной подстанции, а также количество присоединений в этих распределительных устройствах должны выбираться в зависимости от следующих условий:
1) количества отходящих от подстанции линий электропередачи автоблокировки;
2) напряжения линий электропередачи автоблокировки;
3) наличия или отсутствия отходящих от подстанции линий электропередачи автоблокировки, не обеспеченных двухсторонним питанием.
6.3.2.2 Количество линий электропередачи автоблокировки, отходящих от одного распределительного устройства, во всех случаях не должно превышать двух. При необходимости подключения к одной и той же подстанции трех и более линий электропередачи автоблокировки должны предусматриваться второе, и, при необходимости, третье распределительное устройство в соответствии с таблицей 4 и структурно-функциональными схемами, приведенными на рисунках 16 — 23.
На каждое распределительное устройство должен предусматриваться один силовой трансформатор.
См. Рисунок 16 — Область применения схемы — тяговые или трансформаторные подстанции с одной отходящей линией электропередачи автоблокировки
См. Рисунок 17 — Область применения схемы — тяговые или трансформаторные подстанции с двумя отходящими линиями электропередачи автоблокировки одного и того же напряжения
См. Рисунок 18 — Область применения схемы — тяговые или трансформаторные подстанции с двумя отходящими линиями электропередачи автоблокировки разного напряжения
См. Рисунок 19 — Область применения схемы — тяговые или трансформаторные подстанции с тремя отходящими линиями электропередачи автоблокировки с двусторонним питанием каждая
См. Рисунок 20 — Область применения схемы — тяговые или трансформаторные подстанции с тремя отходящими линиями электропередачи автоблокировки одного и того же напряжения, по крайней мере одна из которых имеет одностороннее питание
См. Рисунок 21 — Область применения схемы — тяговые или трансформаторные подстанции с четырьмя отходящими линиями электропередачи автоблокировки с двусторонним питанием каждая
См. Рисунок 22 — Область применения схемы — тяговые или трансформаторные подстанции с четырьмя отходящими линиями электропередачи автоблокировки одного и того же напряжения, по крайней мере одна из которых имеет одностороннее питание
См. Рисунок 23 — Область применения схемы — тяговые или трансформаторные подстанции с четырьмя отходящими линиями электропередачи автоблокировки разного напряжения, по крайней мере одна из которых имеет одностороннее питание
Таблица 4 — Требования к количеству распределительных устройств, предназначенных для подключения линий электропередачи автоблокировки, а также количеству присоединений в этих распределительных устройствах
Условия, определяющие схемотехнические |
Требования к количеству оборудования, схеме и иным |
||||
количество |
номинальные |
способ питания |
количество |
наличие: |
рисунок |
одна |
— |
— |
одно |
не требуются |
16 |
две |
одинаковые |
— |
одно |
не требуются |
17 |
различные |
два |
не требуются |
18 |
||
три |
одинаковые |
все с |
два 2) |
не требуются |
19 |
по крайней мере |
два 2)3) |
необходимы |
20 |
||
различные |
— |
два 2) |
не требуются |
19 |
|
четыре |
одинаковые |
все с |
два |
не требуются |
21 |
по крайней мере |
два 3) |
необходимы |
22 |
||
различные |
все с |
два |
не требуются |
21 |
|
по крайней мере |
три |
необходимы 4) |
23 |
||
пять |
— |
три |
определяются для каждого объекта в |
||
1) Только на то из нескольких распределительных устройств, которое имеет присоединения линий |
6.3.2.3 Сборные шины распределительных устройств не секционируются.
Схемы тяговых и трансформаторных подстанций,
не имеющие сборных шин
А.1 На тяговых и трансформаторных подстанциях, которые имеют один силовой трансформатор и получают электроэнергию по одной линии электропередачи, применяют схемы:
— «Блок линия — трансформатор» (рисунок А.1);
— «Блок линия — трансформатор с предохранителями» (рисунок А.2);
— «Блок линия — трансформатор с разъединителем и предохранителями» (рисунок А.3);
— «Блок линия — трансформатор с разъединителем и выключателем» (рисунок А.4).
Примечание — Схемы на всех рисунках настоящего приложения являются структурно-функциональными и даны исключительно для облегчения восприятия требований пункта А.1. Элементы, не относящиеся к сути пункта А.1 (число фаз и схемы соединения обмоток трансформаторов, кабельные вставки, положение подвижного и неподвижного контактов разъединителей), на рисунках показаны условно. Необходимость и порядок применения этих элементов должны определяться исходя из условий каждого конкретного объекта. Применение заземляющих ножей — в соответствии с общим порядком, установленным пунктом 4.2.28 правил [1]. Схемы (кроме схемы «Блок линия — трансформатор с разъединителем и выключателем») могут быть также распространены на трансформаторные подстанции с однофазными трансформаторами.
См. Рисунок А.1 — Схема «Блок линия — трансформатор»
См. Рисунок А.2 — Схема «Блок линия — трансформатор с предохранителями»
См. Рисунок А.3 — Схема «Блок линия — трансформатор с разъединителем и предохранителями»
См. Рисунок А.4 — Схема «Блок линия — трансформатор с разъединителем и выключателем»
А.2 Схему «Блок линия — трансформатор» (рисунок А.1) применяют на трансформаторных подстанциях с трансформатором мощностью менее 400 кВ·А, которые получают электроэнергию по одной линии электропередачи, не имеющей ответвлений (кроме линий электропередачи автоблокировки и продольного электроснабжения), когда обеспечивается чувствительность защит в начале линии при коротком замыкании в трансформаторе.
А.3 Схему «Блок линия — трансформатор с предохранителями» применяют в случаях, аналогичных указанным в А.2, когда чувствительность защит в начале линии при коротком замыкании в трансформаторе не обеспечивается.
А.4 Схему «Блок линия — трансформатор с разъединителем и предохранителями» применяют на трансформаторных подстанциях с трансформатором мощностью менее 400 кВ·А, которые получают электроэнергию по одной линии электропередачи (в том числе и линии электропередачи автоблокировки или продольного электроснабжения).
А.5 Схему «Блок линия — трансформатор с разъединителем и выключателем» применяют на трансформаторных подстанциях с трансформатором мощностью 400 кВ·А и более, а также на тяговых подстанциях, которые получают электроэнергию по одной линии электропередачи.
[1] Правила устройства электроустановок. Глава 4.2, утвержденная приказом Минэнерго
России от 20 июня 2003 г. N 242
[2] Правила устройства электроустановок. Глава 3.2, утвержденная Главтехуправлением
Минэнерго СССР 30 мая 1979 г.