Рубрики
Приказы и распоряжения

Распоряжение ОАО РЖД от 24.12.2012 N 2667р



ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»




РАСПОРЯЖЕНИЕ



от 24 декабря 2012 г. N 2667р


О ВВОДЕ В ДЕЙСТВИЕ «ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К СЛУЖЕБНЫМ ПРОХОДАМ ПО ТЕРРИТОРИЯМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ И ДРУГИХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОАО «РЖД»

В целях установления единого подхода к проектированию и строительству служебных проходов по территориям железнодорожных станций и других структурных подразделений ОАО «РЖД»:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 февраля 2013 г. прилагаемые Технические требования к служебным проходам по территориям железнодорожных станций и других структурных подразделений ОАО «РЖД» (далее — Требования).

2. Руководителям департаментов, управлений и филиалов ОАО «РЖД», генеральному директору ОАО «Росжелдорпроект» Волкову А.Н. (по согласованию) обеспечить:

доведение Требований до сведения причастных работников;

проектирование и строительство служебных проходов с учетом данных Требований.

приведение существующих служебных проходов в соответствие с данными Требованиями.

Старший вице-президент ОАО «РЖД»

В.А. Гапанович



УТВЕРЖДЕНЫ

распоряжением ОАО «РЖД»

от 24 декабря 2012 г. N 2667р




ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ



К СЛУЖЕБНЫМ ПРОХОДАМ ПО ТЕРРИТОРИЯМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ И ДРУГИХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОАО «РЖД»



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Технические требования к служебным проходам по территориям железнодорожных станций (далее — станций) и других структурных подразделений ОАО «РЖД» (далее — Технические требования) устанавливают общий порядок разработки, обозначения, оснащения и контроля за содержанием маршрутов служебных проходов по территориям железнодорожных станций и других структурных подразделений ОАО «РЖД».

1.2. Технические требования настоящего документа распространяются на все подразделения, территориально расположенные в границах железных дорог ОАО «РЖД».

Существующие служебные проходы приводятся в соответствие с настоящими Техническими требованиями поэтапно в плановом порядке.

1.3. Данные Технические требования не распространяются на пешеходные переходы через железнодорожные пути, устраиваемые в одном уровне с верхом головки рельсов и пешеходные переходы других типов.

1.4. На участках маршрутов служебных проходов, совпадающих с пешеходными переходами через железнодорожные пути, следует руководствоваться нормативным документом — «Пешеходные переходы через железнодорожные пути. Технические требования», утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 23 декабря 2009 г. N 2655р».

1.5. Схемы маршрутов служебных проходов должны быть вывешены:

у дежурного по станции и дежурного по структурному подразделению;

в кабинетах и уголках по охране труда, в служебно-технических помещениях, предназначенных для проведения инструктажей, собраний, совещаний при планировании выполняемых работ и других местах;

на рабочих местах в помещениях и на выходах из производственных помещений;

в пунктах обогрева работников, расположенных на станции;

при въезде автотранспорта на территорию станции или территорию структурного подразделения (грузовые дворы, контейнерные площадки и т.п.).

1.6. Маршруты служебного прохода по территории станции является едиными для работников всех хозяйств, а маршруты служебного прохода по путям не общего пользования и по территории структурного подразделения — для работников данного подразделения и других лиц, исполняющие производственные задания непосредственно в данном подразделении.

1.7. Маршрут служебного прохода является обязательным приложением к инструкции по охране труда работников станций и структурных подразделений, территориально расположенных на данных станциях. Со схемой маршрута служебного прохода работник должен быть ознакомлен под роспись при проведении первичного, повторного инструктажей по охране труда.

1.8. Локомотивные бригады, выполняющие работы на предприятиях, имеющих железнодорожные пути вне границ станций, также должны быть ознакомлены со схемами маршрутов служебных проходов по этим территориям и площадкам в установленном на этом предприятии порядке.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

2.1. В настоящих Технических требованиях использованы нормы, и рекомендации, приведенные в следующих законодательных, нормативно — правовых и локальных нормативных актах:

Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10. 01. 2003 N 17-ФЗ;

СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм. Приняты и введены в действие постановлением Минстроя России от 18.10.1995 N 18-94;

СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» приняты и введены в действие постановлением Минстроя России от 2.08.1995 N 18-78;

ГОСТ Р 12.4.026-2001 ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие Технические требования и характеристики. Методы испытаний;

Положение о знаках безопасности на объектах железнодорожного транспорта от 01.01.1990 N ЦРБ-4676;

Правила по охране труда в хозяйстве перевозок федерального железнодорожного транспорта от 20.09.2001 N ПОТ РО-32-ЦД-855-01;

Методические рекомендации по предупреждению травмирования работников локомотивных депо на железнодорожных путях. МПС России от 30.09.2002 N ЦТТ-ОТ/41;

Правила по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений ПОТ РО-32-ЦП-652-99;

Правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов в вагонном хозяйстве железных дорог от 26.05.2006 N 1063р;

Правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте устройств сигнализации, централизации и блокировки в ОАО «РЖД», утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 30.09.2009 N 2013р;

Отраслевые правила по охране труда в хозяйстве грузовой и коммерческой работы на федеральном железнодорожном транспорте ПОТ РО-13153-ЦМ-933-03;

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтранса России от 21.12.2011 N 286;

Инструкция по охране труда для электромеханика и электромонтера устройств сигнализации, централизации и блокировки в ОАО «РЖД», утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 31.01.2007 N 136р.

Инструкция по охране труда для осмотрщиков вагонов, осмотрщика-ремонтника вагонов и слесаря по ремонту подвижного состава в вагонном хозяйстве ОАО «РЖД», утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 05.07.2004 N ВС-6242;

Инструкция по охране труда для монтера пути в ОАО «РЖД», утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 12.12.2008 N 2671р;

Инструкция о порядке подготовки к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах ОАО «РЖД», утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 19.06.2006 N 1338р;

Положение о железнодорожной станции, утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 31.05.2011 N 1186р;

Габариты приближения строений ГОСТ 9238. Рекомендации по предупреждающей окраске сооружений и устройств, расположенных в зоне железнодорожных путей (указание МПС от 14.06.1979 N К-20535);

СТН Ц-01-95. Строительно-технические нормы Министерства путей сообщения Российской Федерации. Железные дороги колеи 1520 мм. Утверждены Приказом МПС России от 25.09.1995 N 14.

Централизованная интегрированная система информирования пассажиров, оповещения работающих на железнодорожных путях и парковой станционной связи (ЦИСОП) Технические требования. ЦИСОП-ТТ. Утверждены ОАО «РЖД» от 30.12 2010.

СТО РЖД 1.07.001-2007. Инфраструктура линии Санкт-Петербург-Москва для высокоскоростного движения поездов. Общие технические требования. Утвержден распоряжением ОАО «РЖД» от 26.03.2007 N 476р;

ОСТ 32.120-98 Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта. Утвержден: МПС России от 20.11.1998;

Правила и технические нормы проектирования станций и узлов на железных дорогах колеи 1520 мм N ЦД-858. Утвержден МПС России от 28.07.2000;

Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России. ЦП-566. Утвержден МПС России от 29.06.1998;

Правила дорожного движения Российской Федерации. Утверждены Постановлением Совета Министров Правительства от 23.10.1993 N 1090;

Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации. Утвержден Приказом Минтранса России от 04.06.2012 N 162 (приложение 7 к ПТЭ);

Инструкция по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов. N ЦРБ-393. Утвержден МПС России 19.07.1996.



3. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

3.1. В настоящих Технических требованиях применены следующие термины с соответствующими определениями.

Железнодорожные пути общего пользования — железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также ж.д. пути, соединяющие такие станции.

Железнодорожные пути необщего пользования — железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Железнодорожный подвижной состав — локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

Габарит железнодорожного подвижного состава — предельное поперечное (перпендикулярное оси железнодорожного пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном железнодорожном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы.

Габарит приближения строений — предельное поперечное (перпендикулярное оси железнодорожного пути) очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутри габаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава.

Маршрут служебного прохода — маршрут движения работников ОАО «РЖД» по территории станции или структурных подразделений к служебным и вспомогательным помещениям и сооружениям, а также от места сбора к зданиям и помещениям, рабочим местам (зонам), к пассажирским платформам и другим остановкам транспорта и оборудованный в соответствии с настоящими Техническими требованиями.

Маршрут технологического прохода — маршрут движения работников от служебного прохода к рабочим зонам, обслуживаемому оборудованию и устройствам, сооружениям, подвижному составу, к местам для пропуска движущегося состава, вагонов, встречи с сигналом в руке движущегося поезда, подачи ручных сигналов при маневрах, расцепки вагонов вручную, общего осмотра вагонов, списывание номеров вагонов, коммерческого осмотра и разметки вагонов, устранения коммерческих неисправностей и технического осмотра, обслуживание вагонов, безотцепочного ремонт вагонов, снятия или навешивание сигнального диска на вагон, укладки и снятия тормозных башмаков вручную или с помощью вилки.

Зона ограниченной видимости (ЗОВ) — участок пути, на котором расстояние видимости от приближающегося поезда до мест пересечения на одном уровне маршрутов служебного и технологического проходов с железнодорожными путями при установленной скорости движения составляет менее длины тормозного пути. Участок территории станции или структурного подразделения, где по условиям видимости не обеспечивается своевременное восприятие работником следующего по маршруту служебного или технологического прохода прибывающего на смежные пути к проходам подвижного состава.

Недостаточная видимость — видимость железнодорожного пути, сигналов и препятствий на пути в условиях тумана, дождя, снегопада, в сумеречное время суток из кабины управления подвижной единицей < 400 м.

Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее — инфраструктура) — технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Настил служебного прохода — инженерное сооружение, пересекающее железнодорожные пути на одном уровне с верхом головок рельсов, обозначенное знаками и предназначенное для перехода работников ОАО «РЖД».

Пешеходный переход через железнодорожные пути — пересечение в одном уровне пешеходной дорожки с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия перехода пешеходов через железнодорожные пути.

Ширина служебного прохода — ширина зоны движения работника, в вертикальной плоскости перпендикулярной оси пути обеспечивающая его безопасный проход при максимально-допустимых скоростях движения подвижного состава по смежным путям.



4. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ МАРШРУТОВ СЛУЖЕБНОГО ПРОХОДА

4.1. На станциях и в структурных подразделениях должны быть разработаны и утверждены маршруты служебного прохода работников к производственным зданиям, помещениям, рабочим местам (зонам), к пассажирским платформам и другим объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта.



4.2. Маршруты служебного прохода разрабатываются комиссионно. Распорядительный документ о создании комиссии и сроках ее работы готовит начальник станции. В состав комиссии входят представители всех структурных подразделений смежных служб, чьи объекты расположены в границах станции. Председателем комиссии является начальник станции. При разработке маршрутов служебных проходов должны учитываться:

— предложения всех структурных подразделений, объекты которых находятся в границах станции;

— материалы информационной системы «Человек на пути»;

— материалы расследования несчастных случаев (если имели место) на маршрутах служебного прохода.

Схема маршрута служебного прохода составляется подразделением владельца инфраструктуры (дистанция пути) с учетом координат переходов, расположения стрелочных улиц (масштабной схемы) с приложением письменного описания координат.

Для внеклассных станций, станций 1 и 2 класса к разработке маршрутов служебных проходов при необходимости привлекаются специализированные проектные организации. Техническое задание на проект разрабатывается членами комиссии указанной выше.

Согласовывают схему маршрута руководители всех причастных структурных подразделений. После согласования она утверждается начальником станции (согласно разделу 3 «Приложения к техническо-распорядительному акту» Инструкции по составлению техническо-распорядительных актов железнодорожных станций ОАО «РЖД» от 15.03.2005 N ХЗ-3801).



4.3. Акты — схемы разграничения ответственности за состояние служебного прохода хранятся у начальника станции и в структурных подразделениях, за которыми закреплены территории.

4.4. Маршруты служебного прохода в пределах территории структурного подразделения (ПМС, ПЧ, ЭЧ, ШЧ, ТЧ и д.р.) разрабатываются начальником данного структурного подразделения.

4.5. Схемы маршрутов служебных проходов с приложениями (описание, акт разграничения ответственности, акт зон ограниченной видимости) хранятся у начальника станции и руководителей структурных подразделений.



5. ПОРЯДОК ОБОЗНАЧЕНИЯ НА СХЕМАХ МАРШРУТОВ СЛУЖЕБНОГО ПРОХОДА

5.1. Маршруты служебных проходов наносятся на схематический план станции пунктирной утолщенной линией зеленого цвета.

Руководители структурных подразделений на схему маршрута служебного прохода должны нанести пунктирной утолщенной линией синего цвета схему маршрута технологического прохода.

5.2. На схематический план станции помимо маршрутов служебного и технологического проходов должны быть нанесены:

негабаритные места — прямоугольник со штриховкой желтого и черного цвета;

зоны ограниченной видимости — обвод и штриховка красным цветом;

производственные здания — обвод черным цветом;

настилы для перехода через железнодорожные пути, переезды, мосты и трубопроводы — сплошной утолщенной линией синего цвета.

Интересно почитать:   Распоряжение ОАО РЖД от 14.01.2014 N 32р



6. ПОРЯДОК ВЫБОРА МАРШРУТОВ СЛУЖЕБНОГО ПРОХОДА

6.1. При выборе маршрутов служебных проходов приоритет должен отдаваться обеспечению безопасности работников, пользующихся служебными проходами.

6.2. На железнодорожных станциях маршруты служебного прохода следует прокладывать вдоль оси путей в наиболее безопасных местах (по уширенным обочинам пути, широким междупутьям), по возможности удаленных от главных путей станций. На территориях контейнерных площадок, грузовых дворов и других объектов — на безопасном удалении от движущихся машин и механизмов. Выбор маршрута служебного прохода должен соответствовать габаритам приближения строений ГОСТ 9238.

6.3. Запрещается прокладывать маршрут служебного прохода по междупутью главных железнодорожных путей и путей с организованным высокоскоростным движением поездов, в том числе вдоль стрелочной улицы входящей в данный маршрут следования высокоскоростных поездов.

6.4. При выборе маршрута служебного прохода необходимо стремиться минимизировать:

число железнодорожных путей, пересекаемых работниками;

число пересечений проезжей части автотранспорта, кранов и механизмов;

длину маршрутов движения работников, пользующихся служебным проходом.

При выборе места пересечения служебным проходом железнодорожных путей должны быть обеспечены нормы видимости подвижного состава, приведенные в таблице 1. Приведенные нормы видимости должны обеспечиваться для работников с расстояния не менее 2 м от крайнего рельса, пересекаемого железнодорожного пути.

Таблица 1. Таблица норм видимости подвижного состава

┌───────────────────────────────────┬────────────┬───────┬───────┬──────┬───────┬─────┐

│Максимальная скорость движения     │ Более 141  │121-140│81- 120│41- 80│26 — 40│25 и │

│поезда, км/ч, установленная на     │            │       │       │      │       │менее│

│подходах к переходу через ж.д. пути│            │       │       │      │       │     │

├───────────────────────────────────┼────────────┼───────┼───────┼──────┼───────┼─────┤

│Расстояние видимости, м, не менее  │Не менее 900│  780  │  670  │ 440  │  220  │140  │

└───────────────────────────────────┴────────────┴───────┴───────┴──────┴───────┴─────┘

6.5. Зоны ограниченной видимости определяются комиссией в составе не менее трех человек: председателя — начальника станции, членов комиссии: дорожного мастера, машиниста-инструктора ближайшего эксплуатационного локомотивного и (или) мотор-вагонного депо. Дополнительно, при необходимости, в состав комиссии может быть включен специалист по охране труда станции или одного из структурных подразделений в границах станции.

6.6. Распорядительный документ о создании комиссии издается порядком, определенным пунктом 4.2.

6.7. Для определения выполнения условий видимости, исходя из наихудших условий видимости (занятия соседних путей подвижным составом), маневровый локомотив должен отъезжать от места пересечения железнодорожных путей маршрутом служебного прохода. В кабине локомотива должен находиться один из членов комиссии. Локомотив отъезжает до тех пор, пока работник, стоящий перед пересекаемым путем (2 м от крайнего рельса), перестает его наблюдать. Полученное расстояние сравнивают с расстояниями, приведенными в таблице 1.

6.8. Результаты определения зоны ограниченной видимости оформляются актом, подписываются всеми членами комиссии. Подлинный экземпляр акта хранится у начальника станции, копии выдаются руководителям всех заинтересованных структурных подразделений. На основании полученных данных разрабатываются мероприятия по снижению риска наезда подвижного состава на работника, следующего по маршруту служебного и технологического прохода.

При выявлении на станции зон ограниченной видимости, начальник железнодорожной станции формирует и направляет в эксплуатационное локомотивное депо, осуществляющее основную поездную и маневровую работу на станции, и моторвагонное депо, с описанием участков с указанием километра, пикета начала и конца участка ограниченной видимости и номера пути.

6.9. При сравнении вариантов прокладки маршрутов служебных и технологических проходов необходимо каждый из возможных маршрутов разбить на отдельные участки (Li) в соответствии с классификатором раздела 7 настоящих Технических требований. Наиболее предпочтительным (Вопт) является вариант с минимальной суммой баллов (Bi) по маршруту:

n

Вопт = min(SUM (Bi))

i=1

где Вi — балльная оценка опасности при движении по i-му участку маршрута служебного прохода

6.10. При равенстве вариантов в баллах, приоритет должен отдаваться варианту, который будет признан предпочтительным комиссией, состав которой указан в п. 4.2 настоящих Технических требований.

6.11. Запрещается прокладывать маршруты служебного прохода через железнодорожные пути, на которых осуществляется длительная стоянка подвижного состава (более одного часа). Допускается прокладывать служебный проход через пути с длительной стоянкой подвижного состава, при условии включения в технологический процесс станции организации технологического разрыва (если позволяет длина пути) с установкой составов не ближе 5 метров в обоих направлениях от места пересечения путей служебным проходом. Служебный проход через пути разрешается располагать в стрелочной горловине при условии его организации более 5 метров от остряка/крестовины стрелочного перевода или сигнала, ограничивающего железнодорожный путь.

6.12. При наличии пешеходных мостов, тоннелей или существующих оборудованных переходов через железнодорожные пути в одном уровне, маршруты служебных проходов должны прокладываться по данным сооружениям и устройствам.

6.13. В местах пересечений с железнодорожными путями служебные проходы должны иметь твердые, ровные настилы.

С наружной стороны колеи настил должен быть в одном уровне с верхом головок рельсов. Не допускается понижение верха настила относительно верха головки рельсов более 20 мм.

Внутри колеи настил должен быть выше головок рельсов в пределах 10 — 30 мм. Ширина желоба, образованного элементами настила служебного прохода и головкой рельса, устанавливается в пределах от 75 до 100 мм, а глубина — не менее 45мм. Ширина настила принимается от 1,5 до 2,0 м в зависимости от технологических процессов (движение работников с грузом или без груза).

Настил должен размещаться перпендикулярно оси пересекаемого пути.

6.14. Если пересечение железнодорожных путей совпадает с движением автотранспорта, то оборудование места пересечения должно соответствовать требованиям, предъявляемым к пешеходным переходам, совмещенным с железнодорожным переездом.

6.15. На участках служебных проходов по территориям контейнерных площадок, грузовых дворов и других аналогичных мест, где предусматривается движение автотранспорта, служебный проход должен размещаться сбоку от проезжей части на расстоянии не ближе 1,0 м от ограничительной линии автодороги.

Маршруты движения транспорта и людей должны быть изолированы друг от друга и обозначены соответствующими знаками и разметкой, а в стесненных условиях устанавливаются ограждения, высотой не менее 1,0 м.

6.16. Места пересечения проезжей части автодороги со служебными проходами должны:

размещаться в местах с ограничением скорости движения автотранспорта до 20 км/ч;

обеспечивать расстояние видимости пешехода на проезжей части дороги в обе стороны от места перехода не менее 50 м;

обозначаться стандартной разметкой и оборудоваться знаками для автодороги типа «Зебра»;

оборудоваться искусственным освещением, обеспечивающим требуемые нормы освещенности на переходе, в пределах норм по ГОСТ Р 52766-2007.

6.17. При пересечении главных железнодорожных путей и путей с организованным высокоскоростным движением необходимо использовать существующие сооружения для пересечения железнодорожных путей в разных уровнях (тоннели, мосты и др.).

6.18. В инструкциях по охране труда структурных подразделений, пользующихся служебными проходами, должно быть указано, на каких участках маршрутов служебных проходов работник может продолжать движение без остановки при проследовании подвижного состава по смежным с проходом путям, а в каких случаях работнику необходимо остановиться и пропустить подвижной состав.



7. КЛАССИФИКАЦИЯ УЧАСТКОВ МАРШРУТОВ СЛУЖЕБНОГО ПРОХОДА

7.1. Маршрут служебного прохода состоит из характерных участков:

участка прохода вдоль железнодорожных путей по широким междупутьям и обочинам;

участка перехода через железнодорожные пути;

участка прохода к зданиям, сооружениям, объектам инфраструктуры вдали от железнодорожных путей (на расстоянии более 5 м от крайнего рельса);

участка пересечения и прохода вдоль автодорог и маршрутов проезда автотранспорта на территории станций.

7.2. Для выбора маршрута служебного прохода необходимо оценить потенциальную опасность составляющих маршрут участков. Балльная оценка отдельных участков приведена в таблице 1 Приложения А.

7.3. При пересечении главных путей, на которых не выдерживаются нормы видимости, приведенные в таблице 1 в обязательном порядке необходимо предусматривать оснащение этих участков системами оповещения о приближении поездов со световой и звуковой сигнализацией.

7.4. При пересечении главных железнодорожных путей с организованным скоростным и высокоскоростным движением вне зависимости от видимости служебные проходы оборудуются системами оповещения со световой и звуковой сигнализацией, искусственным освещением.



8. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАРШРУТАМ СЛУЖЕБНЫХ ПРОХОДОВ

8.1. Ширина междупутья должна обеспечивать соблюдение условий безопасности на всей длине служебного прохода, расположенного вдоль путей при максимально разрешенных скоростях движения подвижного состава по смежным с проходом путям, как это представлено на рисунке 1.

См. рисунок 1

8.2. Ширина междупутья при размещении на нем служебного прохода определяется по выражению:

для междупутий, не имеющих сооружений

S = M + Альфа1 + Альфа2 + Эпселон1 + Эпселон2 + B

для междупутий, имеющих сооружения, при проходе с двух сторон рядом с сооружением

S = 2 (M + Альфа + Эпселон + Пси) + Ми + B

для междупутий, имеющих сооружения, при разрешенном проходе только с одно стороны рядом с сооружением расстояние от оси пути до сооружения со стороны прохода

S = M + Альфа + Эпсилон + Пси + B/2

где М — ширина рабочей зоны;

Альфа(i)- зазоры безопасности защищающие работника от аэродинамического воздействия подвижного состава и от случайного отклонения в сторону от оси прохода вдоль i-го пути (таблица 2);

Эпсилон(i) — максимальные боковые смещения подвижного состава возникающие в процессе движения по i-му пути;

B — габарит подвижного состава;

Ми — максимальная ширина сооружения (конструкции, оборудования) в плоскости перпендикулярном оси пути на высоте до 2м от поверхности служебного прохода;

Пси — минимальное расстояние между работником и сооружением при пропуске подвижного состава — 350 мм.

8.3. Для путей, по которым возможно движение с негабаритными грузами боковой и нижней негабаритности ширина междупутья, определенная по п. 8.5 настоящих требований должна увеличиваться на величину боковой негабаритности (на высоте от 1400 до 2000 мм), при негабаритности:

4- й степени — на 125 мм;

5- й степени — 205 мм;

6- й степеней — 365 мм.

8.4. Расчетная скорость движения состава с негабаритностью принимается до 15 км/ч.

Ширина рабочей зоны принимается равной:

М = 850мм[1,2].

Исходные данные для расчетов ширины междупутья принимаются по таблице 3.

Таблица 3. Зависимость зазоров безопасности и максимальных боковых смещений от скорости.


Скорость подвижного состава по

соседнему пути, в км/ч

До 40

40 — 60

60 -80

80-100

100-140

Зазор безопасности Альфа, мм

350

550

1200

1400

1500

Максимальные боковые смещения

подвижного состава Эпсилон, мм

40

50

50

50

55

8.5. Ширина междупутья для размещения служебного прохода в зависимости от скорости движения по смежным путям должна приниматься согласно таблице 4.

Таблица 4 Рекомендуемы размеры ширины междупутья при выборе маршрутов служебных проходов, в мм


Максимальная разрешенная

скорость движения по смежному

пути, км/ч

Скорость движения по смежному пути, км/ч

Состав стоит и

закреплен

25-40

40- 60

60 -80

80-100

100- 140

Состав стоит и закреплен

4600

До 15 км/ч с грузами, не

выходящими

за габарит

подвижного состава

4900

5380

5590

6290

6490

6590

До 15 км/ч с негабаритными

грузами боковой и нижней

негабрит.

4-й степени

5-й степени

6-й степени

4970

5170

5200

5500

5590

5750

5720

5800

6000

6420

6500

6660

6620

6700

6860

6720

6800

6960

25 — 40

5380

5380

5600

6290

6490

6590

40 — 60

5600

5800

6500

6700

6810

60 -80

6500

6600

7150

6650

7510

8.6. Для сопряжения горизонтальных участков служебного прохода через железнодорожные пути с перепадом высот от 40 до 359 мм следует устраивать пандусы, 360 мм и более — лестницы.

8.7. Здания, расположенные на расстоянии менее 3 м от оси пути (негабаритное место), должны иметь двери с выходом, направленным только вдоль пути. Около двери параллельно пути должен быть установлен барьер длиной не менее 3 м и высотой не менее 1 м.

8.8. Здания, находящиеся на расстоянии от 3 до 8 м от оси пути, имеющие выход прямо в сторону рельсовой колеи, должны иметь перед дверью барьер длиной не менее 5 м и высотой не менее 1 м.

8.9. Направляющие ограждения должны обеспечивать ориентацию работников таким образом, чтобы приближающийся подвижной состав был в поле зрения в течение времени, достаточного (не менее 6 с) для принятия решения о возможности перехода. Ограждения должны быть окрашены в сигнальные цвета — чередование желтых и черных полос.



9. ПОРЯДОК ТЕХНИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОСНАЩЕНИЯ МАРШРУТОВ СЛУЖЕБНЫХ ПРОХОДОВ

9.1. Маршруты служебных проходов должны:

иметь искусственное освещение (в темное время суток);

иметь настил в местах пересечения с железнодорожными путями;

при необходимости оснащаться громкоговорящей связью при пересечении главных железнодорожных путей, на которых не выдерживаются нормы видимости, или железнодорожных путей с организованным скоростным и высокоскоростным движением; парковой связью — при проведении маневровых передвижений по путям парка;

обозначаться типовыми указателями «Служебный проход»;

при наличии асфальтового покрытия (в зонах движения автотранспорта) иметь осевую разметку.

иметь ограждение в местах выхода из служебных помещений и технологических объектов и знаки «Берегись поезда», «Берегись автомобиля»;

в местах пересечения маршрутов служебного прохода с автотранспортными проездами или железнодорожными путями дистанции пути устанавливают предупреждающие знаки («Берегись поезда», «Берегись автомобиля).

9.2. Искусственное освещение в темное время суток должно быть предусмотрено на всех участках служебных проходов и соответствовать действующим санитарным нормам и правилам.

9.3. Системы освещения не должна производить слепящего действия на работника на любом из участков маршрута следования. Максимальное значение коэффициента ослепленности не должно превышать Р<150.

9.4. Отношение максимальной яркости поверхности служебного прохода к минимальной не должно превышать 3:1.

9.5. Средняя горизонтальная освещенность в пределах всей длины служебного прохода на уровне поверхности должна приниматься не менее 5 лк, а отношение максимальной освещенности к средней — не более 3:1.

9.6. Освещенность лестничных сходов и пандусов по маршруту служебного прохода должна предусматриваться — не менее 5 лк.

9.7. Включение и выключение искусственного освещения должно производиться в автоматическом режиме: включение при снижении уровня естественной освещенности до 5 лк, а отключение — при его повышении до 5 лк.

9.8. Коэффициент запаса освещенности служебных проходов следует принимать 1,5.

9.9. Маршрут технологического прохода обеспечивается общим освещением станционных путей, сооружений и устройств на уровне не менее 2 лк.

9.10. Работник, следующий по маршруту технологического прохода в темное время суток, при необходимости обеспечивается исправным сертифицированным носимым ручным фонарем.

9.11. Маршруты служебного прохода на территории станции и структурного подразделения обозначаются комбинированным предписывающим знаком «Служебный проход» и указателями разрешенного направления движения для работников.

На железных дорогах используется знак безопасности комбинированного типа (состоящий из предписывающего знака — белый контур, идущего человека на фоне синего круга, и указательного знака — стрелка с надписью служебный проход), размером 200х400 мм (ГОСТ Р 12.4.026-2001 ССБТ).

Дублирующие знаки на прямом участке маршрута служебного прохода должны размещаться на расстоянии не менее 150 метров и не более 300 м. Знак «Служебный проход» должен выполняться с использованием светоотражающей краски (рисунок 2).

Интересно почитать:   Приказ ОАО РЖД от 06.09.2007 N 113

См. рисунок 2

9.12. Расположение знаков в зоне железнодорожных путей должно исключать возможность их восприятия в качестве сигналов, относящихся к движению поездов и маневровой работе, а также не должно ухудшать видимость сигнальных приборов, указателей и знаков.

9.13. Установленные знаки не должны мешать движению людей, железнодорожного подвижного состава, автотранспорта, перемещению грузов и т.д.

9.14. Плоскость знака «Служебный проход» должна располагается вдоль пути передвижения работника. Знаки могут устанавливаться на стенах, оградах, заборах и других вертикальных плоскостях, осветительных мачтах, на специальных стойках, на опорах контактной сети, за исключением опор контактной сети, на которых установлены знаки для граждан: «Берегись поезда» и «Ходить по железнодорожным путям ЗАПРЕЩЕНО». Специальные стойки для знаков должны быть установлены таким образом, чтобы не создавать дополнительное негабаритное место.

9.15. Знаки должны устанавливаться в начале и в конце каждого из участков маршрута служебного прохода, а также в местах изменения направления движения по служебному проходу.

9.16. Освещение знаков должно обеспечиваться системой искусственного освещения станции или структурного подразделения.

9.17. Установленные до ввода в действие настоящих Технических требований знаки «Служебный проход» подлежат планомерной замене на комбинированные знаки безопасности «Служебный проход» или при выходе их из строя (определяется комиссией).

9.18. Контроль за наличием и состоянием знаков «Служебный проход» несет балансодержатель или руководитель структурного подразделения, ответственного за содержание территории в данном районе, согласно акту разграничения ответственности (ТЧЭ, ТЧР, ЭЧ и т.д.). При комиссионном месячном осмотре путей и устройств (КМО) в пределах станции ежемесячно проверяется состояние маршрутов служебного прохода и знаков безопасности.

9.19. Системы оповещения и сигнализации о приближении поезда на участках маршрутов служебных проходов предназначены для извещения работника о приближении железнодорожного подвижного состава.

9.20. Для оповещения работников на территориях станции может быть использована система громкоговорящей связи (ГГС) и парковой связи, а также для связи с дежурным по станции (маневровым диспетчером) или оператором ПТО осмотрщик-ремонтник должен пользоваться устройствами переносной радиостанции, при необходимости устройствами двусторонней парковой связью в качестве переговорных колонок. Оператор ПТО дублирует информацию, передаваемую ДСП о прибытии, отправлении поездов и маневровых передвижениях по станции.

9.21. Звуковые сигнализаторы оповещения должны обеспечивать превышение уровня звука, формируемого сигнала, над уровнем шума не менее 6 дБ для речевого информатора, не менее 10 дБ для тонального сигнала и звонка.

9.22. Системы оповещения и сигнализации, находящиеся на границах станций, должны иметь регулировку уровня звукового сигнала (день-ночь) для обеспечения санитарных норм в прилегающих жилых районах.

9.23. Системы оповещения должны удовлетворять следующим требованиям:

на участках движения вдоль путей уровень звукового сигнала ГГС должен обеспечивать надежное восприятие сигнала оповещения по всему участку маршрута служебного прохода и не оказывать мешающих влияний на территории вне полосы отвода железной дороги (станции);

на участках служебного прохода речевой информатор должен предупреждать работников о возможном появлении поезда не менее чем за 50 секунд по пути, смежному со служебным проходом, а на участках скоростного и высокоскоростного движения за 10 минут.



10. ПОРЯДОК КОРРЕКТИРОВКИ И ПЕРЕСМОТРА МАРШРУТОВ СЛУЖЕБНОГО ПРОХОДА

10.1. Выверка маршрутов служебного прохода по станции проводится в том же порядке, что и масштабный план станции, ежегодно (инструкция по составлению техническо-распорядительных актов железнодорожных станций ОАО «РЖД», утвержденная первым вице-президентом ОАО «РЖД» Х.Ш. Зябировым 15.03.2005 N ХЗ-3801). В состав комиссии, которую возглавляет начальник станции или начальник структурного подразделения, работники которого используют данные технологические проходы для осуществления производственной деятельности, включают представителей технического отдела, специалиста, ведающего вопросами охраны труда, руководителей цехов или участков структурного подразделения.

10.2. Основанием для пересмотра маршрутов служебного прохода могут служить:

реконструкция станции (укладки новых путей и стрелочных переводов);

строительство (реконструкция) зданий, сооружений и т.д. изменяющие условия прохода по существующим служебным проходам или требующие прокладки новых, дополнительных маршрутов служебного прохода;

увеличение скоростного режима движения поездов по путям станции;

анализ замечаний локомотивных бригад, осуществляющих основную поездную и маневровую работу, предложений и замечаний руководителей и работников станций, структурных подразделений.

10.3. Основанием для внеочередного пересмотра маршрутов служебного прохода также может служить:

материалы расследования несчастных случаев на данной или других станциях, для предупреждения возможности возникновения несчастных случаев в аналогичных условиях;

при изменении требований безопасности нахождения на железнодорожных путях в нормативных документах;

изменение технологии работы любого из хозяйств.

10.4. Маршрут служебного прохода по территории структурного подразделения выверяется один раз в год путем комиссионного обследования с составлением акта. В состав комиссии включают представителей технического отдела, специалиста по охране труда на данном предприятии, руководителей цехов или участков под председательством начальника структурного подразделения.

10.5. За корректировку маршрута служебного прохода и внесение изменений в схему маршрута служебного прохода несет ответственность руководитель структурного подразделения в соответствии с актом разграничения ответственности.

10.6. Обследование и составление новой схемы маршрутов служебного прохода проводится не позднее 10 рабочих дней после завершения реконструкции (демонтажа путей, укладки новых путей и стрелочных переводов, строительства зданий и сооружений и т.д.). Изменения вносятся после предварительного согласования со всеми причастными лицами с последующим утверждением у начальника станции. После утверждения маршрута служебного прохода руководитель структурного подразделения организует ознакомление причастных работников с измененной схемой с проведением внепланового инструктажа по охране труда.

10.7. Общий контроль за своевременностью выполнения работ по корректировке маршрутов служебного прохода и внесению изменений в схему маршрута служебного прохода осуществляет начальник станции.



11. СОДЕРЖАНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ МАРШРУТОВ СЛУЖЕБНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОХОДОВ

11.1. Согласно акт — схемы разграничения ответственности конкретных структурных подразделений (см. п. 4.3), участки маршрута служебного и технологического проходов должны содержаться в чистоте и порядке, своевременно очищаться от мусора и снега, посыпаться песком (шлаком), летом необходимо своевременно удалять травяной покров и поросль.

11.2. Для хранения песка (шлака) устанавливаются ящики с закрывающимися крышками и изолированные от попадания влаги, окрашенные в чередующие полосы черного и желтого цвета.

11.3. Все траншеи, канавы и трубопроводы, расположенные по маршруту служебного прохода, должны быть ограждены и оборудованы переходными мостками с перилами. На ограждениях должна быть нанесена предупреждающая окраска.

11.4. Маршруты служебных и технологических проходов должны иметь твердое покрытие: бетонное, асфальтовое, песчано-гравийное, композитное Покрытие маршрутов служебного прохода может производиться щебнем фракции не более 20 х 25 мм на ширину не менее 1,0 м.

11.5. Допускается обустраивать их плиткой, при соблюдении одного уровня верха плитки и щебеночного покрытия междупутья.

11.6. Ответственный за содержание участка служебного и технологического прохода обязан планировать соответствующие материально-технические ресурсы.

11.7. После проведения реконструкции путей исполнителем работ, до момента открытия движения по данным участкам путей, должны быть спланированы междупутья служебного прохода.

11.8. Запрещается загромождать служебные и технологические проходы материалами и конструкциями, снежными отвалами препятствующими использование проходов по прямому назначению.

11.9. Информация о выявленных отступлениях направляется начальнику станции и в подразделение, ответственное за содержание данного участка служебного прохода.

11.10. Содержание маршрутов служебного прохода рассматривается на совещаниях региональной комиссии по безопасности производственных процессов.

11.11. Содержание настилов служебных переходов через железнодорожные пути на путях общего пользования в исправном состоянии, ремонт и очистка от снега (гололеда) в зимнее время возлагаются на дистанции пути.

11.12. Ответственность за исправное содержание систем звуковой сигнализации возлагается на дистанции сигнализации, централизации и блокировки за исправное содержание громкоговорящей парковой связи возлагается на дирекции связи, за исправное содержание устройств освещения маршрутов служебных проходов — на дистанции электроснабжения.

11.13. Разработка планов приведения маршрутов служебных проходов и маршрутов технологических проходов в соответствие с настоящими Техническими требованиями возлагается на руководителей структурных подразделений, на территории которых находятся данные проходы. Планы приведения маршрутов служебных проходов утверждаются руководителем дирекции данных структурных подразделений.

11.14. Контроль за разработкой планов приведения маршрутов служебных проходов и маршрутов технологических проходов в соответствие с настоящими Техническими требованиями по конкретным станциям возлагается на начальников станций и руководителей структурных подразделений.

11.15. Общий контроль за разработкой планов приведения маршрутов служебных проходов и маршрутов технологических проходов в соответствие с настоящими Техническими требованиями по станциям в границах региона возлагается на главного инженера по региону обслуживания.

11.16. Общий контроль за содержание маршрутов служебного прохода возлагается:

на балансодержателей, и дополнительно по территории станции, на начальника станции — ежемесячно;

на региональном уровне — на дирекцию инфраструктуры, дирекцию управления движением, другие региональные дирекции, НБТ — при проверках;

на центральном уровне — на причастные Центральные дирекции и Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля — при проверках.

Рекомендуется ведение фотоархива нарушений и фотографий, подтверждающих проведенные работы в каждом структурном подразделении.




ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица 1. Балльная оценка опасности участков маршрутов служебных проходов


Участок маршрута

служебного прохода

Разрешенная скорость движения подвижного состава (км/ч)

по главным путям

по боковым путям

Маневровые

приемоотправочные

пути

Вытяжки и

тупики

100-140

80 -100

60 -80

80 -120

60 -80

60-40

До 40

До 25

До 15

Проход в междупутье

ширина более 6490мм

7

6

5

6

5

4

3

2

1

6490- 5280 мм

7

6

5

6

5

4

4

3

1

Состав на смежном пути

стоит и закреплен

5380-4840мм

8

7

6

5

7

6

3

2

2

Проход по обочине при

расстоянии от крайнего

рельса до оси

служебного прохода 2 —

3 м

Не допуска-

ется

10

9

8

8

6

5

1

1

Проход по обочине при

расстоянии от крайнего

рельса более 3 м

8

7

6

7

7

5

4

0

0

Проход по обочине при

расстоянии от крайнего

рельса более 5 м

1

1

1

1

1

1

1

0

0

Переход через пути при

видимости более 900м

10

8

6

4

4

3

2

1

1

Переход через пути при

видимости 800 — 400м

4

не

допускается

без

оборудования

системой

оповещения о

приближении

поездов

10

8

6

10

5

3

1

1

Переход через пути при

видимости менее 400м

7

не

допускается

без

оборудования

системой

оповещения о

приближении

поездов

7

не

допускается

без

оборудования

системой

оповещения о

приближении

поездов

10

8

10

8

4

2

2




ПРИЛОЖЕНИЕ Б

РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПУТИ

В основу расчета времени перехода через железнодорожные пути принимается положение, что это время складывается из трех независимых компонентов:

Твид = t1 + t2 + t3

где:t1 -время, затрачиваемое человеком на движение в пределах опасной зоны, ограниченной с одной стороны расстоянием 2,0 м. от крайнего рельса (первого походу движения) и с другой — аналогичным минимальным расстоянием в 2,0м от второго рельса, пересекаемого пути. В целом при пересечении одного пути это расстояние составляет 5,52 м, при пересечении двух и более путей необходимо учитывать ширину междупутья.

t2 -максимальное время принятия решения о безопасности перехода пути перед приближающимся составом, принимаемое согласно [3] равным 4 с.

t3 -дополнительное время при переходе группы, принимаемое равным 5 с [3,4].

В качестве расчетной принимается минимальная скорость движения группы людей, которая согласно [5] составляет 0,51 м/сек или 1,83 км/час.

В итоге время t1 рассчитывают для одного пути по формуле:

Т1вид = 5,52/ 0,51 + 4 +5 = 19,82 с,

C округлением до целого значения принимаем, что максимальное время на переход пути составляет 20 с.

Для безопасного перехода двух путей надо учесть необходимость дополнительно перехода через междупутье. Если принять ширину междупутья равной 5300 мм, то время T2вид должно составлять не менее:

T2вид = (1,52*2 + 2,0 + 5,3 + 2,0) / 0,51 + 4 +5 = 33,2 с

Округляя до ближайшего целого (большего) значения принимаем для перехода двух путей T2вид = 34 с, при ширине междупутья 5300 мм. Расчет для большего числа путей выполняется аналогично.



Литература

1. А.Л. Левицкий. Исследование условий безопасности труда в междупутьях при обработке поездов на станциях. Дисс. На соискание ученой степени кандидата техн. Наук. М., 1978г.

2. С.П. Бузанов, В.Ф. Харламов. Охрана труда на железнодорожных станциях. М., Транспорт, 1986г.

3. Пешеходные переходы через железнодорожные пути. Технические требования», утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 23.12.2009 N 2655р с изменениями, внесенными распоряжением ОАО «РЖД» от 9.09.2010 N 1896р.

4. «Типовые проектные решения. Увязка БМРЦ с различными устройствами». МРЦ — 15 — 80.

5. Оценка опасности наезда и средства защиты при переходе железнодорожных путей. М.А. Шевандин, А.М. Анненков, Т.М. Выгнанова. Методические указания к дипломному проектировании. М., 1985, 46 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности