от 28-29 октября 2011 г. N 55 21
СОВЕТ ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА
ОДОБРЕН
Советом по железнодорожному транспорту
государств-участников Содружества
протокол от 28-29 октября 2011 г. N 55
Приложение N 21
Проект
КОНЦЕПЦИЯ
ПО АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Настоящая Концепция по антитеррористической деятельности на железнодорожном транспорте (далее — Концепция) разработана в соответствии с решением пятьдесят четвертого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества с целью формирования подходов противодействия негативным факторам и угрозам террористических актов.
Концепция представляет собой систему взглядов на основные направления и формы сотрудничества в области антитеррористической защищенности железнодорожного транспорта и определяет задачи и принципы взаимодействия по противодействию терроризму.
Концепция основывается на модельных законах «О безопасности на транспорте» и «О противодействии терроризму», принятых Постановлениями Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ N 29-9 от 31 октября 2007 года и N 33-18 от 3 декабря 2009 года.
Правовую основу антитеррористической деятельности на железнодорожном транспорте составляют действующие в государствах — участниках Содружества нормативно-правовые акты, определяющие общегосударственную систему противодействия терроризму, принятые международные обязательства.
1. Термины и определения
акт незаконного вмешательства — действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий;
антитеррористическая деятельность — деятельность субъектов железнодорожного транспорта в пределах их компетенции и полномочий заключается в оказании содействия органам государственной власти по предупреждению и пресечению террористических актов, а также минимизации и ликвидации их последствий;
железнодорожный подвижной состав — локомотивы, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, грузовые вагоны, а также иной железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры;
объекты железнодорожного транспорта — имущественный комплекс, используемый для железнодорожной транспортной деятельности;
профилактические мероприятия — действия, осуществляемые охранными организациями, службами безопасности железнодорожного транспорта во взаимодействии с правоохранительными органами по предупреждению акта незаконного вмешательства;
терроризм — идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий;
террористический акт — совершение взрыва, поджога, захват заложников и иные действия, создающие опасность гибели людей, причинения значительного ущерба либо наступление опасных последствий, с целью нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти;
угроза безопасности на железнодорожном транспорте — условия, обстоятельства и причины, способные нанести ущерб национальной безопасности, а также юридическим лицам, ущемить их интересы, нарушить устойчивость транспортной деятельности, нанести вред здоровью и (или) жизни людей, ущерб имуществу и окружающей среде;
2. Общие положения
2.1. Расширение географии и увеличение опасности терроризма, незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта, растущее участие структур транснациональной преступности, расширение масштабов незаконного оборота оружия представляют в современных условиях угрозу безопасности на железнодорожном транспорте.
2.2. Железнодорожные администрации государств-участников Содружества считают, что сотрудничество должно стать эффективным инструментом по профилактике террористических проявлений на железнодорожном транспорте.
2.3. Железнодорожные администрации государств-участников Содружества, как одну из важнейших задач, рассматривают способность обеспечивать защищенность объектов железнодорожного транспорта от незаконных вмешательств, активно сотрудничают по этому вопросу и выступают за дальнейшее усиление взаимодействия на данном направлении.
3. Цели и задачи сотрудничества
3.1. Строгое соблюдение общепризнанных принципов и форм международного права.
3.2. Укрепление взаимного доверия.
3.3. Уважение национального законодательства государств-участников Содружества.
3.4. Создание атмосферы неприятия террористических проявлений в любых формах.
3.5. Комплексный подход к обеспечению антитеррористической деятельности на железнодорожном транспорте.
3.6. Обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, объектов железных дорог Содружества и безопасности движения поездов от возможных террористических угроз.
3.7. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, с выработкой решений по их защищенности от террористических актов.
3.8. Выработка согласованных подходов железнодорожных администраций государств-участников Содружества к вопросам предупреждения и реагирования на террористические акты на железнодорожном транспорте.
3.9. Координация работы по совершенствованию нормативной, ведомственной и правовой базы сотрудничества.
4. Основные направления сотрудничества
4.1. Разработка нормативно-технической документации в области защищенности железнодорожного транспорта от незаконного вмешательства.
4.2. Развитие технического потенциала защищенности объектов железнодорожного транспорта от незаконных вмешательств.
4.3. Предупреждение и пресечение актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта.
4.4. Анализ факторов и условий, способствующих незаконному вмешательству в деятельность железнодорожного транспорта, прогнозирование их возможных последствий на железных дорогах Содружества.
4.5. Взаимодействие с правоохранительными органами и средствами массовой информации в целях повышения эффективности противодействия незаконному вмешательству в деятельность железных дорог Содружества.
4.6. Совершенствование материально-технической базы, обеспечивающей защищенность железных дорог Содружества, в том числе внедрение специальных технических средств и оборудования для оснащения объектов железнодорожной инфраструктуры.
4.7. Повышение оперативности передачи соответствующей информации и обмена имеющимися данными в целях обеспечения безопасности железнодорожного транспорта.
4.8. Дальнейшее развитие партнерских связей в сфере безопасности железнодорожного транспорта между железнодорожными администрациями и частными структурами.
5. Формы сотрудничества
5.1. Проведение совместных скоординированных профилактических мероприятий по обеспечению защищенности объектов железнодорожного транспорта.
5.2. Обмен опытом в сфере антитеррористической деятельности на железнодорожном транспорте.
6. Объекты железнодорожного транспорта, подлежащие антитеррористической защите
6.1. Объекты железнодорожного транспорта с массовым пребыванием граждан.
6.2. Железнодорожный подвижной состав.
6.3. Искусственные сооружения железнодорожного транспорта.
6.4. Объекты железнодорожного транспорта, являющиеся потенциальными источниками катастроф техногенного характера.
6.5. Объекты, которые относятся к сфере управления деятельностью железнодорожного транспорта, безопасности движения и организации перевозочного процесса.
6.6. Объекты жизнеобеспечения деятельности железнодорожного транспорта.
7. Механизм реализации Концепции железнодорожными администрациями.
7.1. Разработка совместных планов и программ по реализации Концепции.
7.2. Анализ хода выполнения согласованных решений о взаимодействии по антитеррористической деятельности и подготовка информации Совету по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества.
8. Заключительное положение
Антитеррористическая деятельность железнодорожных администраций государств — участников Содружества предусматривает создание постоянно действующей системы взаимодействия, позволяющей своевременно и адекватно реагировать на возможные террористические проявления в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования железнодорожного транспорта и транспортного комплекса в целом, защиты интересов личности, общества и государства.