от 10.10.2011 N 2184р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 октября 2011 г. N 2184р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ТЯГОВО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ ДИРЕКЦИИ ТЯГИ — СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДИРЕКЦИИ ТЯГИ
В целях повышения качества тягово-энергетических испытаний локомотивов и регламентации работы тягово-энергетических лабораторий:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 декабря 2011 г. прилагаемое Положение о тягово-энергетической лаборатории дирекции тяги — структурного подразделения Дирекции тяги (далее — Положение).
2. Главному инженеру Дирекции тяги Ходакевичу А.Н. обеспечить совместно с начальниками дирекций тяги — структурных подразделений Дирекции тяги проведение тягово-энергетических испытаний локомотивов в соответствии с требованиями, предусмотренными в Положении, утвержденном настоящим распоряжением,
Вице-президент ОАО «РЖД»
А.В.Воротилкин
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО «РЖД»
от 10 октября 2011 г. N 2184р
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЯГОВО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ ДИРЕКЦИИ ТЯГИ — СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДИРЕКЦИИ ТЯГИ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет основные задачи, функции, права и организацию деятельности тягово-энергетической лаборатории (далее — ТЭЛ) дирекции тяги — структурного подразделения Дирекции тяги — филиала ОАО «РЖД» (далее — региональная дирекция тяги).
1.2. ТЭЛ в своей деятельности руководствуется действующими федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, уставом, приказами и другими нормативными документами ОАО «РЖД», а также настоящим Положением.
1.3. Тягово-энергетические испытания локомотивов проводятся в соответствии с требованиями:
— «Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» от 13 мая 2011 г. N 1065р;
— «Правил тяговых расчетов для поездной работы» от 15 августа 1980 г.;
— Стандарта ОАО «РЖД» от 25 ноября 2010 г. N 2412р «Инфраструктура железнодорожного транспорта на участках обращения грузовых поездов повышенного веса и длины. Технические требования»;
— «Временных методических указаний по обеспечению безопасности движения грузовых поездов повышенного веса и длины» от 9 июня 1990 г. N ЦД-ЦТ-ЦП-4805;
— «Инструкции по организации обращения грузовых поездов повышенного веса и длины на железных дорогах Российской Федерации» от 12 августа 2001 г. N ЦД-ЦТ-851;
— «Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог» от 16 мая 1994 г. N ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИЖТ/277;
— «Временной методики и инструкции по проведению опытных поездок для определения критических норм масс грузовых поездов при электровозной тяге» от 29 марта 1995 г.;
— «Инструктивных указаний по методике проведения опытных поездок для определения критических весовых норм грузовых поездов» от 2 июля 1976 г. N Т-22008;
— прочих организационно-распорядительных, нормативно-технических, методических документов, содержащих требования к эксплуатации подвижного состава, организации движения поездов и инфраструктуре железных дорог.
1.4. В соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 1 февраля 2010 г. N 174р весовые нормы и особые условия пропуска поездов на сети железных дорог устанавливаются в соответствии с заключениями ТЭЛ.
1.5. Заключения ТЭЛ в части режимов управления локомотивами, установления критических весовых норм и особых условий пропуска поездов являются обязательными для исполнения причастными структурными подразделениями и филиалами ОАО «РЖД».
2. Задачи
2.1. Проведение тягово-энергетических испытаний локомотивов в объеме, предусмотренном соответствующими программами и методиками.
2.2. Определение оптимальных параметров эксплуатации локомотивов с поездами всех категорий при условиях обеспечения безопасности движения поездов, рационального энергопотребления и надежной работы оборудования локомотивов.
2.3. Разработка рекомендаций по рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов.
2.4. Разработка предложений, направленных на развитие и совершенствование системы тягового обеспечения перевозочного процесса.
3. Функции
ТЭЛ в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие функции:
3.1. Расчет и эксплуатационная проверка:
— критических весовых норм и особых условий пропуска поездов, в том числе соединенных, тяжеловесных, повышенного веса и длины;
— составности пассажирских поездов, в том числе по условиям обеспечения электроотопления от локомотива;
— нагруженности локомотивов по сцеплению и продольно-динамических усилий по условиям прочности автосцепных устройств.
3.2. Проверка нормативов графика движения пассажирских и грузовых поездов.
3.3. Проверка и корректировка режимных карт вождения поездов.
3.4. Проверка нормативных документов, рекомендаций, инструктивных указаний по режиму управления тягой и торможением, с учетом местных условий, на предмет соответствия действующим нормативно-техническим документам ОАО «РЖД».
3.5. Проверка норм расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов и работы локомотивного депо по улучшению топливно-энергетических показателей.
3.6. Контроль выполнения расчетных скоростей локомотивов на лимитирующих подъемах, весовых норм и особых условий пропуска поездов согласно заключениям ТЭЛ.
3.7. Участие в разработке и согласовании приказа об установлении весовых норм и длины поездов в соответствии с распоряжениями ОАО «РЖД» от 1 февраля 2010 г. N 174р, от 26 марта 2010 г. N 607р.
4. Организация деятельности
4.1. Руководство деятельности осуществляет начальник ТЭЛ.
4.2. Начальник ТЭЛ:
— организует работу и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ТЭЛ задач;
— разрабатывает должностные инструкции работников ТЭЛ и при необходимости вносит в них изменения и дополнения;
— выносит на рассмотрение начальника региональной дирекции тяги предложения о приеме на работу и увольнении с работы сотрудников ТЭЛ, применении к работникам ТЭЛ мер поощрения, наложении дисциплинарных взысканий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными документами ОАО «РЖД»;
— контролирует в соответствии с федеральными, отраслевыми и иными нормативно-правовыми документами соблюдение работниками ТЭЛ исполнительской дисциплины, требований и норм охраны труда;
— имеет право осуществлять проверку технического состояния локомотивов и их оборудования, запрашивать сведения и материалы от локомотивных депо, структурных подразделений, филиалов ОАО «РЖД», необходимые для выполнения возложенных на ТЭЛ задач;
— имеет право пользоваться ведомственной электронной, телефонной, телеграфной и факсимильной связью, а так же информационными системами ОАО «РЖД» для выполнения возложенных на ТЭЛ задач;
— осуществляет другие полномочия, предоставленные ему в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом и нормативными документами ОАО «РЖД».
4.3. Дирекция тяги — филиал ОАО «РЖД» осуществляет функции по координации деятельности ТЭЛ. Региональная дирекция тяги осуществляет функции по управлению и финансированию деятельности ТЭЛ.
4.4. Методическое руководство и научно-техническое сопровождение деятельности ТЭЛ осуществляет Проектно-конструкторское бюро локомотивного хозяйства — филиал ОАО РЖД» (далее — ПКБ ЦТ) с привлечением по кругу ведения вопросов отраслевых институтов и учебных заведений.
4.5. Начальник ТЭЛ находится в непосредственном подчинении начальника региональной дирекции тяги. Начальник ТЭЛ назначается на должность и освобождается от должности приказом начальника региональной дирекции тяги в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации и нормативными документами ОАО «РЖД». В целях оценки квалификации, профессиональных знаний и навыков перед назначением на должность кандидатура начальника ТЭЛ рассматривается ПКБ ЦТ и проходит согласование в Дирекции тяги — филиале ОАО «РЖД».
4.6. ТЭЛ организует свою деятельность во взаимодействии с подразделениями аппарата управления, филиалами, другими структурными подразделениями ОАО «РЖД» и сторонними организациями в рамках своих полномочий, и настоящего Положения.
4.7. ТЭЛ действует на принципах, исключающих возможность оказания на нее административного, коммерческого, финансового или иного давления, которые могут повлиять на объективность проводимых испытаний.
4.8. ТЭЛ осуществляет свою деятельность в соответствии с ежеквартальным планом, формируемым Дирекцией тяги — филиалом ОАО «РЖД» и ПКБ ЦТ, согласно заявкам региональных дирекций тяги, других филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», а также сторонних организаций. При наличии дополнительных заданий ОАО «РЖД» на проведение тягово-энергетических испытаний локомотивов Дирекцией тяги — филиалом ОАО «РЖД» и ПКБ ЦТ производится корректировка плана работ ТЭЛ или включение данных опытных поездок в план следующего квартала.
4.9. Организацию работ по испытаниям локомотивов осуществляет начальник ТЭЛ или руководитель опытных поездок, назначенный руководством Дирекции тяги — филиала ОАО «РЖД», аппарата управления ОАО «РЖД». При необходимости для участия в опытных поездках могут привлекаться представители Дирекции тяги — филиала ОАО «РЖД», ПКБ ЦТ и других структурных подразделений, дочерних обществ, филиалов ОАО «РЖД», а так же отраслевых институтов, научных организаций и учебных заведений.
4.10. Отчет по результатам проведенных испытаний формируется работниками ТЭЛ согласно требованиям распоряжения ОАО «РЖД» от 7 июня 2011 г. N 1228р в срок не более 10 дней по окончанию опытных поездок.
4.11. ТЭЛ и ее имущество находится на балансе региональной дирекцией тяги. В технологических перерывах между испытаниями местом дислокации ТЭЛ является станция или пути эксплуатационного локомотивного депо приписки. Рабочим местом работников ТЭЛ в период проведения опытных поездок является служебно-технический вагон. В перерывах между опытными поездками персонал ТЭЛ (исключение начальник, проводники) размещается в специально выделенном помещении на территории эксплуатационного локомотивного депо приписки ТЭЛ. Рабочим местом проводников является служебно-технический вагон ТЭЛ.
4.12. Региональная дирекция тяги обеспечивает:
— поддержание работоспособного состояния оборудования ТЭЛ;
— организацию и финансирование своевременного технического обслуживания, ремонтов, метрологического обеспечения служебно-технического вагона, дополнительного оборудования и измерительно-вычислительной системы (далее — ИВС) ТЭЛ;
— управление персоналом ТЭЛ;
— повышение квалификации работников ТЭЛ;
— организацию перемещения служебно-технического вагона ТЭЛ к месту проведения испытаний и возвращение на место постоянной дислокации. Включение в состав пассажирского поезда служебно-технического вагона ТЭЛ для его перемещения к месту проведения испытаний и возвращение на место постоянной дислокации осуществляется на основании действующих нормативных документов Департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД» и ОАО «Федеральная пассажирская компания».
— выделение для начальника ТЭЛ рабочего места в управлении региональной дирекции тяги, оснащенного телефонной связью, компьютером, подключенным к сети передачи данных ОАО «РЖД», электронного адреса, доступа к требуемым для работы информационным системам ОАО «РЖД», рабочим мобильным телефоном.
4.13. Эксплуатационное локомотивное депо приписки ТЭЛ обеспечивает:
— по заявке начальника ТЭЛ снабжение ТЭЛ топливом, водой, смазочными и расходными материалами, оргтехникой, бытовыми принадлежностями, бытовой техникой, спецодеждой;
— выделение на путях депо места постоянного отстоя ТЭЛ, которым является специализированный тупик с закрепленным за ТЭЛ местом, оборудованный источником электропитания (220/380 В, 50 Гц), устройствами водоснабжения, телефонной связью, путями для подвоза топлива, смазочных и расходных материалов;
— выделение помещения для базирования персонала и размещения стационарного оборудования ТЭЛ, оборудованного рабочими местами, телефонной связью, компьютерами с доступом к сети передачи данных ОАО «РЖД»;
— мобильными радиостанциями в количестве не менее 3 единиц.
4.14. Работники ТЭЛ числятся в штате эксплуатационного локомотивного депо, определенного региональной дирекцией тяги. Штат технических работников ТЭЛ должен обеспечивать непрерывную круглосуточную работу, в соответствии с утвержденными графиками, во время проведения испытаний. Рекомендуемый штат специалистов ТЭЛ: начальник, заместитель начальника, ведущий инженер, технолог, мастер, электромеханик I категории.
4.15. Работники ТЭЛ при осуществлении своих функций руководствуются должностными инструкциями, утверждаемыми начальником региональной дирекции тяги и настоящим Положением.
4.16. Вывод из эксплуатации ТЭЛ осуществляется установленным порядком согласно распоряжению ОАО «РЖД». При выводе из эксплуатации вагона-лаборатории, штат ликвидируемой ТЭЛ сохраняется в региональной дирекции тяги и используется для обеспечения сменного графика работ находящихся в эксплуатации ТЭЛ. Полигоны обслуживания ТЭЛ устанавливаются Дирекцией тяги — филиалом ОАО «РЖД».
4.17. Начальник ТЭЛ для проезда по сети ОАО «РЖД» обеспечивается транспортным требованием формы 2. Специалисты, мастер, электромеханик I категории и проводники, находящиеся в штате ТЭЛ, обеспечиваются транспортными требованиями для проезда в пассажирских поездах — формы 3 (Т3КС), для пересылки вагона ТЭЛ в составе пассажирского поезда — формы 8. Дирекцией тяги — филиалом ОАО «РЖД» выдается специалистам ТЭЛ разрешение для проезда в кабине локомотива по сети ОАО «РЖД».
4.18. Оплата труда работников ТЭЛ должна производиться в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами ОАО «РЖД» применительно к работникам ТЭЛ. Выплаты работникам ТЭЛ за разъездной характер работы осуществляются на основании командировочных удостоверений или ведомости учета разъездов (форма ФРУ N 12). Премирование работников ТЭЛ осуществляется в соответствии с действующим Положением о премировании работников ТЭЛ, на основании следующих критериев оценки работы:
— выполнение плана работ по проведению тягово-энергетических испытаний локомотивов;
— проведение тягово-энергетических испытаний локомотивов дополнительно к плану работ по заданию ОАО «РЖД»;
— качество подготовки отчетов по результатам испытаний;
— содержание ТЭЛ в технически исправном состоянии;
— выполнение сроков технического обслуживания, ремонтов и метрологического обеспечения ТЭЛ;
— контроль выполнения расчетных скоростей локомотивов на лимитирующих подъемах, весовых норм и особых условий пропуска поездов согласно заключениям ТЭЛ;
— разработка предложений по экономии топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов, повышению эффективности использования локомотивов и локомотивных бригад;
— разработка нормативно-технической документации по кругу ведения вопросов ТЭЛ.
4.19. Режим рабочего времени и времени отдыха работников ТЭЛ устанавливается в соответствии с условиями коллективного договора ОАО «РЖД» и приказа МПС России от 5 марта 2004 г. N 7.
4.20. Обслуживание служебно-технического вагона осуществляется проводниками, находящимися в штате ТЭЛ или привлекаемыми по договору из числа работников Дирекции по обслуживанию пассажиров или другого структурного подразделения ОАО «РЖД» по месту дислокации ТЭЛ. Их численность устанавливается в соответствии с действующими нормами обслуживания пассажирских вагонов проводниками при условии вахтовой работы и составляет не менее 4 человек.
5. Требования к персоналу ТЭЛ
5.1. На должности начальника, заместителя начальника, ведущего инженера, технолога назначаются лица, имеющее высшее профессиональное (профильное) образование. На должность мастера и электромеханика I категории назначаются лица, имеющее среднее профессиональное (профильное) образование.
5.2. Кандидатуры на должности работников ТЭЛ должны:
— иметь стаж работы по специальности на предприятиях локомотивного хозяйства не менее 3 лет;
— пройти в установленном порядке медицинский осмотр;
— сдать квалификационный экзамен.
6.3. Работники ТЭЛ должны знать:
— правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;
— нормативно-методические, организационно-распорядительные документы по вопросам установления весовых норм поездов и проведения тягово-энергетических испытаний локомотивов;
— общие положения по вопросам стандартизации, сертификации и метрологического обеспечения железнодорожного транспорта;
— порядок эксплуатации, обслуживания, метрологического обеспечения служебно-технического вагона, дополнительного оборудования и ИВС ТЭЛ;
— технические характеристики, конструктивные особенности, правила эксплуатации, технологию обслуживания и ремонта серий локомотивов, использующихся при вождении поездов в границах региональной дирекции тяги;
— участки обращения локомотивов и работы локомотивных бригад в границах региональной дирекции тяги;
— порядок работы с информационными системами ОАО «РЖД» по кругу ведения вопросов ТЭЛ;
— основные качественные и количественные показатели работы локомотивного хозяйства и порядок их учета;
— правила, нормы охраны труда и противопожарной безопасности;
— требования инструкции по делопроизводству в ОАО «РЖД», единых систем конструкторской, технологической и программной документации.
5.4. Профессиональная подготовка и квалификация работников ТЭЛ должна соответствовать уровню, обеспечивающему надежное и эффективное использование оборудования ТЭЛ.
5.5. Работники ТЭЛ не реже одного раза в пять лет должны проходить курсы повышения квалификации на базе отраслевых высших учебных заведений, институтов и организаций, аккредитованных на право выполнения данной деятельности.
6. Контроль работы
6.1. Дирекция тяги — филиал ОАО «РЖД» и ПКБ ЦТ осуществляют контроль выполнения плана работ ТЭЛ, проведение ежеквартальных отчетов начальников ТЭЛ о проделанной работе, проверку отчетов ТЭЛ на предмет соответствия нормативно-технической документации ОАО «РЖД».
6.2. Начальник ТЭЛ или его заместитель представляет в Дирекцию тяги — филиал ОАО «РЖД» и ПКБ ЦТ ежеквартальные отчеты установленной формы с приложением отчетов тягово-энергетических испытаний локомотивов.
6.3. Региональная дирекция тяги осуществляет проведение ежемесячных отчетов начальника ТЭЛ о проделанной работе.
6.4. В соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 1 февраля 2010 г. N 174р, телеграммой ОАО «РЖД» от 7 февраля 2011 г. N ИСХ-2041 Дирекция тяги — филиал ОАО «РЖД» и ПКБ ЦТ осуществляют контроль приказов об установлении весовых норм поездов и вносимых в них изменений на предмет соответствия заключениям ТЭЛ.
7. Требования к техническим средствам и оборудованию
7.1. ТЭЛ должна включать в себя служебно-технический вагон, штатное, бытовое, дополнительное энергетическое и электротехническое оборудование, ИВС, стационарные и мобильные радиосредства.
7.2. ИВС ТЭЛ должна иметь метрологическое обеспечение (сертификат о включении в реестр средств измерений, свидетельства о поверке и калибровке средств измерений).
7.3. Оборудование и ИВС ТЭЛ должны соответствовать:
— «Техническим требованиям на типовой вагон-лабораторию динамометрический» от 14 февраля 1994 г.;
— «Техническим требованиям на унифицированную дорожную ТЭЛ с функциями тормозоиспытательного вагона» от 09 ноября 2006 г.;
7.4. Техническое обслуживание и ремонт служебно-технического вагона ТЭЛ должны осуществляться специализированными вагонными депо под наблюдением персонала ТЭЛ, а капитальных ремонтов — на вагоноремонтных заводах при сопровождении разработчиком проекта согласно требованиям приказа ОАО «РЖД» от 4 апреля 1997 г. N 9Ц. Техническое обслуживание, ремонт, метрологическое обеспечение и модернизация ИВС, нестандартного и специализированного оборудования ТЭЛ должно производиться разработчиком проекта или сервисным центром, уполномоченным для проведения данного вида работ согласно требованиям распоряжения ОАО «РЖД» от 26 июня 2009 г. N 1331р.
7.5. ИВС должна обеспечивать регистрацию и обработку (с применением различных методов математического анализа и прогнозирования) параметров работы локомотива и движения поезда по форме согласно распоряжению ОАО «РЖД» от 7 июня 2011 г. N 1228р, телеграммы ОАО «РЖД» от 15 июня 2011 г. N ИСХ-11360.
7.6. Обслуживание ИВС должны выполнять сотрудники ТЭЛ, прошедшие обучение под руководством специалистов предприятия-разработчика.
7.7. Бытовое оборудование ТЭЛ должно обеспечивать выполнение требований охраны труда, пожарной безопасности и действующих санитарно-гигиенических норм. ТЭЛ комплектуется типовым вагонным инвентарем, дополнительным бытовым оборудованием, посудой, постельными принадлежностями, ремонтным инструментом, защитными средствами от поражения электрическим током, средствами оказания первой медицинской помощи.