СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОАО «РЖД» НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА (часть 10) от 6 августа 2012 г. N 1598р
13. Целью функциональной задачи «проведение эффективной молодежной политики» является: расширение возможностей инновационного развития холдинга «РЖД» за счет проведения комплексной корпоративной молодежной политики, вовлечения интеллектуального и творческого потенциала молодежи в решение стратегических задач, роста у молодежи необходимых профессиональных и корпоративных компетенций.
Основные направления реализации вышеуказанной функциональной задачи:
1) допроизводственное развитие будущих работников;
2) выявление талантливой молодежи и создание условий для ее развития;
3) обучение навыкам и технологиям современного менеджмента с акцентом на инновации и лидерство;
4) формирование новых возможностей для развития и карьерного роста внутри холдинга «РЖД»;
5) стимулирование активного участия молодежи в разработке и внедрении новых технологий в холдинге «РЖД»;
6) распространение и культивирование в молодежной среде корпоративных ценностей и ценности непрерывного саморазвития;
7) совершенствование механизмов корпоративной молодежной политики за счет организации программ и проектов, ориентированных на различные молодежные целевые аудитории;
8) развитие профессиональных и корпоративных компетенций молодых работников.
Целевое состояние:
эффективно действующая система, направленная на реализацию профессионального и творческого потенциала молодежи для решения стратегических задач инновационного развития холдинга «РЖД»;
комплексная молодежная политика, реализуемая как адресный самостоятельный процесс в рамках всех функциональных задач настоящей Стратегии;
снижение текучести молодых специалистов, действенные механизмы долгосрочного и планомерного их развития и формирования корпоративной карьеры.
Допроизводственное развитие будущих работников будет осуществляться путем:
1) сохранения практики целевых договоров, расширения практики образовательных кредитов;
2) развития практики привлечения дополнительного контингента молодежи за счет расширения социальной рекламы холдинга, привлечения наиболее талантливой молодежи для реализации дипломных проектов в холдинге; расширения привлекаемого для производственной практики учащегося контингента;
3) расширения аудитории и сфер работы с молодежью, дополнительных мер по планированию трудовой карьеры;
4) реализации корпоративного социального проекта для подростков «Открытые двери компании» с целью формирования потенциального кадрового резерва ОАО «РЖД», укрепления имиджа холдинга «РЖД» в глазах подрастающего поколения, воспитания патриотизма и гордости за работу родителей;
5) введения в программы обучения студентов старших курсов вопросов изучения корпоративной культуры и ценностей ОАО «РЖД»;
6) повышения эффективности целевой подготовки (мероприятия по уменьшению отсева студентов в ходе учебы и до момента трудоустройства, укрепление правового механизма компенсации корпоративных затрат в случае нетрудоустройства);
7) расширения форм практического обучения и производственной практики;
8) прогнозирования и планирования будущей должностной траектории студентов в ходе учебы с учетом последовательного прохождения ряда должностей.
Меры по профориентации и привлечению молодежи должны реализовываться в соответствии с функциональной задачей «обеспечение квалифицированным персоналом».
Выявление талантливой молодежи и создание условий для ее развития будут предусматривать:
1) разработку, или выбор из существующих, методологии отбора молодых перспективных работников с высоким управленческим потенциалом;
2) реализацию корпоративных молодежных программ, направленных на выявление инновационно мыслящих, креативных, обладающих лидерскими качествами молодых перспективных работников («Корпоративный клуб «Команда 2030», «Новое звено», «Молодой ученый», слеты молодежи и др.);
3) реализацию специальных программ развития и обучения перспективных молодых работников в Корпоративном университете ОАО «РЖД» и его филиалах;
4) использование объективных методов оценки инновационного потенциала предложений молодежи по улучшениям в холдинге «РЖД» с использованием информационной системы «4i»;
5) организацию системной работы с молодыми учеными для повышения научного потенциала холдинга «РЖД».
Обучение навыкам и технологиям современного менеджмента с акцентом на инновации и лидерство предусматривает:
1) разработку и включение в программы по менеджменту для молодых специалистов активных форм обучения: тренингов по совершенствованию управленческих навыков, по эффективности деятельности и стоимостному мышлению, проектному менеджменту, развитию коммуникативных навыков, командообразованию, креативному мышлению;
2) разработку технологий «взращивания» талантов из числа молодых руководителей, в том числе на базе проекта «Корпоративный клуб «Команда 2030»;
3) обучение инновационным технологиям.
Формирование новых возможностей для развития и карьерного роста внутри холдинга «РЖД» предусматривает:
1) разработку методических рекомендаций «Возможности карьерного роста в ОАО «РЖД»;
2) формирование молодежного кадрового резерва в составе резерва корпоративного развития и базового резерва подразделений холдинга «РЖД»;
3) разработку специальных программ для наставников и их обучение;
4) предоставление возможности для перспективных молодых руководителей пройти обучение по программам МВА в престижных зарубежных бизнес-школах;
5) предоставление возможности для перспективных молодых руководителей, имеющих высокий управленческий потенциал и принимающих активное участие в молодежном движении, пройти стажировку в передовых зарубежных железнодорожных компаниях.
Стимулирование активного участия молодежи в разработке и внедрении новых технологий в холдинге «РЖД» предусматривает:
1) стимулирование рационализаторской деятельности в среде молодежи на основе направлений развития, изложенных в Белой книге ОАО «РЖД»;
2) создание межфункциональных рабочих групп из числа молодежи для реализации конкретных проектов;
3) привлечение перспективных молодых работников к работе в рабочих группах по проектам ОАО «РЖД»;
Распространение и культивирование в молодежной среде корпоративных ценностей и ценности непрерывного саморазвития предусматривает:
1) включение корпоративных ценностей и компетенций холдинга «РЖД» в образовательные программы университетских комплексов железнодорожного транспорта, а также в программы Корпоративного университета ОАО «РЖД»;
2) изучение в процессе адаптации молодых работников корпоративных ценностей и проведение собеседований с ними по этой теме;
3) системное культивирование корпоративных ценностей и ценности непрерывного саморазвития на основе имеющихся примеров в корпоративных СМИ, на молодежном интранет-портале;
4) создание условий, в том числе мотивационных (карьерный рост, признание заслуг), в молодежной среде, способствующих саморазвитию; поощрение молодых работников, активно занимающихся саморазвитием;
5) обеспечение доступа к модульным программам и дистанционному обучению для молодых работников, желающих саморазвиваться.
Совершенствование механизмов корпоративной молодежной политики за счет организации программ и проектов, ориентированных на различные молодежные целевые аудитории, должно предусматривать:
1) системную работу по выполнению требований действующих нормативных документов, их актуализации и разработке дополнительных правовых инструментов;
2) последовательное внедрение стандартов Положения о молодом специалисте ОАО «РЖД» в части оценки компетенций, планирования его развития и карьеры;
3) реализацию комплексного подхода к обучению как молодых специалистов, так и их наставников;
4) соблюдение при проведении кадровой политики, разработке нормативных актов принципа безусловного распространения на молодых работников направлений реализации функциональных задач, изложенных в настоящей Стратегии, в плане оценки личной эффективности, планирования должностной карьеры, увязки оценки и мотивации, оценки и программ индивидуального развития при одновременном сохранении дополнительных социальных гарантий молодым специалистам по отдельным направлениям социальной и жилищной политики;
5) развитие системы оценки, отбора, дополнительной подготовки и продвижения молодых лидеров — профессионалов;
6) полный охват молодых специалистов стандартами деятельности в соответствии с Положением о молодом специалисте (планирование карьеры перед выпускным курсом, обязательная оценка компетенций при приеме на работу и далее ежегодно), а также введение практики добровольной оценки компетенций перед выпускным курсом для лучшего планирования должностной карьеры.
Развитие профессиональных и корпоративных компетенций молодых работников предусматривает:
1) разработку специальных программ профессионального развития «Моя профессия в ОАО «РЖД»;
2) развитие адресных механизмов вовлечения молодежи в инновационную деятельность (научно-техническое общество, совместный с университетами бизнес-инкубатор, внутрикорпоративные гранты за улучшения и научные работы, поощрение научной деятельности, инновационно-внедренческие проектные молодежные группы; программы отбора улучшений и их финансирование от стадии технико-экономического обоснования (ТЭО) до внедрения и т.д.);
3) расширение практики проведения молодежных творческих конкурсов по профессии с зачислением победителей на программы повышения квалификации (для увеличения числа активных участников молодежных программ, формирования второго эшелона потенциальных лидеров вслед за корпоративным молодежным резервом);
4) расширение практики регулярных встреч молодых работников с руководством ОАО «РЖД», подразделений корпоративного центра, филиалов, других структурных подразделений и ДЗО в целях выстраивания эффективного диалога между руководителями и молодежью, а также обеспечения молодым работникам возможности представления своих идей и проектов, направленных на повышение эффективности деятельности ОАО «РЖД»;
5) совершенствование системы поддержки и ресурсного обеспечения молодежных инициатив, проектов и мероприятий, реализуемых в рамках Программы;
6) развитие механизмов планирования, исполнения и контроля при реализации региональных и локальных проектов и мероприятий в области работы с молодежью.
Более детально направления и мероприятия по работе с молодежью, конкретизирующие содержание данной функциональной задачи, описаны в целевой программе «Молодежь ОАО «РЖД» (2011-2015 гг.)».