СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОАО «РЖД» НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА (часть 8) от 6 августа 2012 г. N 1598р
В целях совершенствования непрерывного образования на железнодорожном транспорте, удовлетворения потребностей в нем работников ОАО «РЖД» как одного из факторов стабильной работы ОАО «РЖД» продолжится реализация Концепции развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД». Основными задачами Концепции являются: повышение качества обучения и воспитания, увеличение степени удовлетворенности работников ОАО «РЖД» качеством образовательных услуг, формирование модели профориентации на профессии железнодорожного транспорта с раннего возраста, существенное укрепление учебной и материально-технической базы образовательных учреждений, систематическое стимулирование труда педагогических работников образовательных учреждений ОАО «РЖД», выплата им заработной платы не ниже заработной платы педагогических работников аналогичных муниципальных образовательных учреждений и образовательных учреждений субъектов Российской Федерации.
В то же время Концепция развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» предусматривает оптимизацию расходов ОАО «РЖД» за счет передачи в муниципальную собственность (реорганизации, ликвидации) негосударственных образовательных учреждений, которые утратили связь с железнодорожным транспортом, не выполняют социального заказа ОАО «РЖД», расположены на неперспективных станциях и не укомплектованы детьми работников ОАО «РЖД».
В целях стимулирования саморазвития персонала целесообразно расширение возможностей корпоративной системы обучения, поощрения собственных усилий работников по повышению квалификации. Саморазвитие должно стать базовой ценностью работников, холдинг «РЖД» способствует созданию культуры, направленной на позитивное отношение к внутрифирменному обучению в среде менеджеров.
Стимулирование развития самообразования осуществляется путем:
1) создания возможности для дистанционного повышения знаний через корпоративный образовательный портал — создание единой информационно- образовательной среды непрерывного обучения специалистов, в перспективе — образовательной среды обучающейся организации, в том числе для саморазвития работников;
2) развития внутрифирменного обучения, организации краткосрочных (неформальных) форм повышения образовательного уровня на рабочих местах;
3) создания системы профессиональных сообществ в корпоративном информационном пространстве;
4) развития творческого и научного потенциала студентов и молодых работников за счет поддержки научных исследований, университетских молодежных бизнес-инкубаторов, выделения стипендий и грантов, продолжения спонсорской поддержки воспитательной работы, спортивных мероприятий.
Внедрение систем оценки эффективности обучения будет проводиться за счет:
1) внедрения систем оценки качества обучающего процесса на основе технологий построения рейтинговых оценок учебных курсов;
2) разработки и внедрения оценки результативности обучения, оценки уровня знаний обучающихся в начале учебного процесса и после него, оценки руководителями изменений компетенций;
3) внедрения систем управления качеством в процессы обучения в подведомственных учреждениях;
4) разработки методологии и внедрения системы оценки эффективности вложений финансовых средств в развитие и обучение персонала.
При оценке качества образовательных услуг должны учитываться такие параметры, как качество содержания учебных курсов и контентов, компетентность преподавателей, современность и доступность форм обучения, подачи материала, техническое оснащение и условия организации учебного процесса, сертификация пройденных курсов, оценка практической направленности обучающих программ, рейтинговая оценка обучающих программ и учреждений, изменение мотивации работников к обучению.
Создание системы управления знаниями должно привести к созданию среды, способствующей саморазвитию персонала на основе как корпоративных, так и личных ресурсов работника за счет:
1) создания в перспективе единых баз данных и системы управления знаниями, интеллектуальным капиталом холдинга «РЖД»;
2) обмена опытом и лучшими практиками, механизмов популяризации и стимулирования улучшений, концентрации интеллектуальной собственности для целей инновационного развития холдинга «РЖД».
Совершенствование работы учебных центров и технических школ с учетом оптимизации системы управления и дальнейшего развития холдинга «РЖД» будет предусматривать:
1) разработку вариантов и выбор из них оптимального по структуре управления учебными центрами и техническими школами в холдинге;
2) разработку рейтинга учебных центров и технических школ для повышения качества обучения;
3) постоянное совершенствование программ обучения рабочих кадров по различным профессиям;
4) разработку ежегодных инвестиционных программ развития учебных центров и технических школ;
5) совершенствование работы Координационно-методического совета по организации деятельности учебных центров и технических школ;
6) оптимизацию качественного состава преподавателей учебных центров и технических школ, их непрерывное развитие и обучение.
Переход к самообучающейся организации обеспечит инновационные изменения в холдинге «РЖД», постоянное расширение возможностей для достижения результатов, к которым стремятся (на которые мотивированы) работники, развитие общего видения проблем, командных подходов и нового мышления, постоянное обучение и обмен полученными и получаемыми знаниями, создание базы интеллектуальной собственности.
Развитие взаимодействия с ДЗО в образовательной сфере должно быть ориентировано на вопросы:
1) совместного финансирования корпоративных учебных центров (технических школ);
2) участия ДЗО на компенсационной основе в формировании и подготовке специалистов в рамках образовательного кредита;
3) поощрения участия в системе непрерывного обучения работников филиалов и ДЗО ОАО «РЖД» в целях создания единой обучающей среды холдинга «РЖД», унификации подготовки, обучения по единым программам и в рамках общих подходов к реализации кадровых задач.
Координация деятельности по организации непрерывного обучения персонала в филиалах и ДЗО осуществляется в корпоративном центре управления.
12. Целью функциональной задачи «жизнеобеспечение персонала во внепроизводственной среде» является формирование действенной системы социальной поддержки работников, основанной на реализации принципа адресности, в целях мотивации персонала к эффективному труду в холдинге «РЖД».
Основные направления реализации вышеуказанной функциональной задачи:
1) совершенствование комплексной и адресной социальной поддержки;
2) развитие социально-значимых объектов и совершенствование системы предоставления услуг на этих объектах;
3) развитие жилищной политики;
4) развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения;
5) проведение культурно-просветительской, спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы;
6) развитие взаимодействия с профсоюзами на основе принципов социального партнерства.