КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ХОЛДИНГА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» (часть 4.2) от 6 августа 2012 г. N 1575р
4.4. Показатели системы управления природоохранной деятельностью
Показатели системы управления природоохранной деятельностью основаны на целях и задачах, определенных Экологической стратегией ОАО «РЖД» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года.
Управление по целям, основанное на применении показателей деятельности, выполняется в четыре этапа:
1. Выработка четких формулировок целей организации и критериев их достижения.
2. Разработка планов и программ, направленных на достижение поставленных целей.
3. Системный контроль и оценка работ и результатов.
4. Применение корректировочных методов для достижения запланированных результатов.
Эффективность использования управления по целям достигается за счет четкого представления целей и планов каждого исполнителя, при этом к степени достижения поставленных целей привязано материальное вознаграждение исполнителей.
В качестве показателей системы управления природоохранной деятельностью применяются показатели результативности и показатели деятельности
Показателями результативности системы управления природоохранной деятельностью в целевом состоянии могут выступать:
1. Контрольные показатели:
Снижение выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников (% от уровня предшествующего периода).
Снижение выбросов вредных веществ в атмосферу от передвижных источников (% от уровня предшествующего периода).
Сокращение потребления водных ресурсов (% от уровня предшествующего периода).
Увеличение объема оборотной и повторно используемой воды (% от уровня предшествующего периода).
Снижение сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты (% от уровня предшествующего периода).
Динамика переработки и обезвреживания отходов по классам опасности (в % от объема образовавшихся отходов).
Объем ликвидации загрязнений прошлых лет (в натуральных показателях — тыс. т. тыс. куб.м в зависимости от вида загрязнений).
Объем выброса парниковых газов в течение года (млн. т).
2. Показатели экономической эффективности:
Общий объем платы за негативное воздействие на окружающую среду за год по ОАО «РЖД» (млн. руб.).
Объем сверхнормативной платы за негативное воздействие на окружающую среду за год по ОАО «РЖД» в разрезе филиалов (млн. руб.).
Объем текущих затрат на природоохранную деятельность за год по ОАО «РЖД» в разрезе филиалов (млн. руб.).
Объем инвестиций в природоохранную деятельность за год по ОАО «РЖД» в разрезе филиалов (млн. руб.).
Показателями деятельности системы управления природоохранной деятельностью в целевом состоянии могут выступать:
1. Показатели экологического аудита:
Количество структурных подразделений ОАО «РЖД» в которых был проведен экологический аудит в течение года (шт.).
2. Показатели текущей деятельности природоохранных подразделений:
Количество анализов, произведенных экологическими лабораториями в течение года, в разрезе видов анализов (шт.).
Количество анализов, произведенных сторонними экологическими лабораториями в течение года, в разрезе видов анализов (шт.).
Количество инвентаризированных источников выбросов и сбросов в течение года (шт.).
Количество вновь полученных и продленных разрешений на выбросы, сбросы и размещение отходов (шт.).
Количество разработанных нормативных экологических документов.
3. Показатель экологического обучения:
Количество руководителей и специалистов, прошедших обучение по экологических программам в течение года (чел.).
В ходе развития системы управления природоохранной деятельностью Холдинга данный перечень может быть расширен в зависимости от степени актуальности конкретных прикладных задач природоохранной деятельности.
4.5. Целевая организационная структура управления природоохранной деятельностью
Целевая структура управления природоохранной деятельностью разработана на принципах, аналогичных для системы управления единой технической политикой Холдинга (раздел V, подраздел 4 Концепции единой технологической политики холдинга «Российские железные дороги» от 18 июня 2009 г. N 64). Предлагаемая целевая организационная структура представлена на рисунке 3.
См. Рисунок 3. — Предлагаемая организационная структура управления природоохранной деятельностью Холдинга
Целевая организационная структура предполагает адаптацию существующей структуры управления природоохранной деятельностью с учетом организационных преобразований в Холдинге, Ключевые преобразования касаются в основном перераспределения функций управления по соответствующим подразделениям.
НЦОП входят в структуру железных дорог (региональных центров корпоративного управления) — филиалов ОАО «РЖД» и находятся в непосредственном подчинении главного инженера железной дороги. Деятельность НЦОП курируется ЦБТ. При этом НПЦ по ООС осуществляет методическую поддержку НЦОП. Экологические лаборатории входят в структуру НЦОП, Прочие природоохранные подразделения в филиалах ОАО «РЖД» сохраняют свою непосредственную подчиненность.
Целевая организационная структура подразумевает также усиление (в случае необходимости) выполнения природоохранных функций центральными и региональными дирекциями, а также структурными подразделениями региональных дирекций.
Решение об усилении выполнения природоохранных функций принимается в установленном порядке с учетом степени воздействия подразделений центральных дирекций на окружающую среду. В первую очередь должно быть усилено выполнение природоохранных функций в тех центральных дирекциях, подразделения которых оказывают наибольшее негативное воздействие на окружающую среду. Численность инженеров по ООС центральных и региональных дирекций должна зависеть от интенсивности выполнения задач и функций природоохранной деятельности в данных подразделениях.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия подразделений в части природоохранной деятельности в регионе необходимо ввести роль «главный эколог железной дороги». Необходимость обусловлена, прежде всего, с точки зрения представления и отстаивания интересов холдинга «Российские железные дороги» в структурах ФОИВ в регионе железной дороги. Кроме того, главный эколог железной дороги должен стать основным координатором проведения Экологической политики Холдинга в регионе.
Делегирование полномочий для представления интересов бизнес-единиц ОАО «РЖД» в органах исполнительной власти закрепляется на основании доверенности.
На линейном уровне: в структурных подразделениях региональных дирекций ОАО «РЖД» должны быть назначенные в установленном порядке специалисты, отвечающие за выполнение функций по охране окружающей среды.
Подробная схема целевой организационной структуры управления природоохранной деятельностью представлена на рисунке 4.
См. Рисунок 4 — Схема целевой организационной структуры управления природоохранной деятельностью <19>
———————————
<19> на данной схеме инженеры по ООС — инженеры по охране окружающей среды (экологии) или другие работники, выполняющие данные функции.
Подразделения, указанные на данной схеме, являются центрами экологической ответственности на соответствующих уровнях.
На центральном уровне центрами экологической ответственности являются ЦБТ, НПЦ по ООС, отделы (секторы) по охране труда и промышленной безопасности в составе центральных дирекций — филиалов ОАО «РЖД» и в ДЗО ОАО «РЖД», присоединившихся к настоящей Политике путем заключения соглашений с ОАО «РЖД».
На региональном уровне центрами экологической ответственности являются НЦОП и секторы по охране труда и промышленной безопасности в составе региональных дирекций филиалов ОАО «РЖД» и региональных филиалов ДЗО ОАО «РЖД», присоединившихся к настоящей Политике путем заключения соглашений с ОАО «РЖД».
При этом организация работ и ответственность за исполнение требований законодательства по экологической безопасности, охране окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов на региональном уровне управления в регионе расположения железной дороги возлагается на балансодержателей или собственников земельных участков.
В случае если в утвержденной структуре центральных или региональных дирекций отсутствуют указанные подразделения, центрами экологической ответственности являются те подразделения, в штате которых имеются инженеры по охране окружающей среды или другие работники, выполняющие данные функции.
На линейном уровне центрами экологической ответственности являются структурные подразделения филиалов и территориальные подразделения ДЗО ОАО «РЖД», присоединившихся к настоящей Политике путем заключения соглашений с ОАО «РЖД».
Организуют работу и несут ответственность за проведение Экологической политики Холдинга и реализацию природоохранных программ на центральном уровне управления:
в ОАО «РЖД» — старший вице-президент — главный инженер ОАО «РЖД»;
в центральных дирекциях — главные инженеры или заместители начальников дирекций.
На региональном уровне управления:
в регионе расположения железной дороги — главный инженер железной дороги;
в региональных дирекциях филиалов — главные инженеры региональных дирекций филиалов, инженеры по ООС.
На линейном уровне управления — руководители структурных подразделений филиалов.
Реализация принципов совершенствования СУПД предусматривает выполнение следующих групп управленческих функций:
группа функций в области планирования — планирование мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с Экологической политикой и Экологической стратегией;
группа функций в области методологии — разработка нормативно- методических документов (положений, стандартов, регламентов) в области природоохранной деятельности, проведение обучения персонала в этой области;
группа функций в области консультирования — определение приоритетных направлений развития природоохранной деятельности Холдинга; помощь производственным подразделениям в организации природоохранной деятельности, в отладке бизнес-процессов с учетом требований природоохранного законодательства;
группа функций в области контроля — проведение производственного экологического контроля, мониторинга и аудита;
группа функций в области координации проектов — координации работ по реализации проектов природоохранной деятельности, контроль их выполнения.
Предполагается следующее распределение основных функций по уровням управления Холдинга.
На центральном уровне управления ЦБТ, НПЦ по ООС, экспертный совет:
В сфере планирования: планируют природоохранную деятельность ОАО «РЖД» с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду, рационального использование природных и энергетических ресурсов;
в сфере методологии: осуществляют организационно-методическое руководство природоохранной деятельностью, координируют разработку нормативно-методической документации;
в сфере консультирования: определяют приоритетные направления природоохранной деятельности, участвуют в формировании и актуализации Политики ОАО «РЖД» в области охраны труда, защиты окружающей среды и промышленной безопасности, Экологической политики и Экологической стратегии Холдинга;
в сфере контроля: определяют направления контроля природоохранной деятельности.
Экспертный совет, созданный на время реализации конкретного инвестиционного проекта, обеспечивает функцию поддержки управления, анализа и контроля хода реализации проекта.
На центральном уровне управления центральные дирекции — филиалы ОАО «РЖД»:
в сфере планирования: планируют природоохранную работу филиалов и обеспечение финансовыми и другими ресурсами, планируют мероприятия производственного экологического контроля;
в сфере методологии: осуществляют планирование разработки нормативно-методической документации на основе базовых и типовых документов;
в сфере консультирования: разрабатывают предложения по формированию и актуализации Политики ОАО «РЖД» в области охраны труда, защиты окружающей среды и промышленной безопасности, Экологической политики и Экологической стратегии Холдинга;
в сфере контроля: выполняют мероприятия производственного экологического контроля;
в проектной деятельности: координируют работы по реализации проектов в области природоохранной деятельности.
Работники центрального аппарата управления принимают непосредственное участие в деятельности подразделений с помощью организации мероприятий обучения и контроля: проведения школ передового опыта, стажировок, проверок и аудитов.
На региональном уровне управления НЦОП:
в сфере методологии: осуществляют методическое сопровождение природоохранной деятельности филиалов, планируют экологическое обучение их руководителей и специалистов;
в сфере консультирования: проводят Политику ОАО «Российские железные дороги» в области охраны труда, защиты окружающей среды и промышленной безопасности. Экологическую политику Холдинги, организуют деятельность по ООС;
в сфере контроля: организуют, при необходимости непосредственно проводят производственный экологический контроль, экологический аудит,
в проектной деятельности: осуществляют контроль выполнения проектов по природоохранной деятельности.
На региональном уровне управления специалисты по ООС в филиалах:
в сфере методологии: организуют и контролируют экологическое обучение руководителей и сотрудников;
в сфере консультирования: оказывают помощь подразделениям в изменении и отладке бизнес-процессов с учетом требований природоохранного законодательства;
в сфере контроля: осуществляют контроль выполнения природоохранных мероприятий;
в проектной деятельности: контролируют, а при необходимости принимают непосредственное участие в реализации проектов природоохранной деятельности.
На линейном уровне управления специалисты подразделений обеспечивают соблюдение технологии выполнения процессов и операций в части соответствия требованиям законодательства и регламентной документации, проходят обучение в соответствии с планами.
На всех трех уровнях управления центры экологической ответственности осуществляют взаимодействие по вопросам природоохранной деятельности с природоохранными подразделениями дочерних обществ ОАО «РЖД», присоединившихся к настоящей Политике путем заключения соглашений с ОАО «РЖД».
Более детально задачи и функции подразделений, входящих в целевую СУПД, будут представлены в отдельном документе — Положении о системе управления природоохранной деятельностью холдинга «Российские железные дороги».