Рубрики
Приказы и распоряжения

СТАНДАРТ ОАО «РЖД» ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ СТО РЖД 1.08.001 — 2012 (часть 29 — Приложение А) от 29 февраля 2012 г. N 421р


Основные показатели методики оценки познавательных психических процессов, обеспечивающих деятельность по управлению локомотивом и критерии их оценки

Таблица 1


Показатели

Психофизиологические функции и

свойства

Критерии оценки


Показатель

РСД


Бдительность, скорость принятия

решений, уровень

антиципирующего мышления

8 и более — высокий

уровень;

4-7 — средний уровень;

3 и менее — низкий

уровень.

Показатель

ОЦС

Объем зрительного внимания,

распределение и переключение

внимания, помехоустойчивость

восприятия, способность к

дифференцированной оценке

визуальной информации.

8 и более — высокий

уровень;

4-7 — средний уровень;

3 и менее — низкий —

уровень.


Показатель

ВМД


Уровень оперативной памяти и

пространственного мышления,

устойчивость к интерференции.

8 и более — высокий

уровень;

4-7 — средний уровень;

3 и менее — низкий

уровень.

По значениям ИП в баллах дается заключение о функционировании психофизиологических систем, обеспечивающих выполнение профессиональной деятельности машиниста локомотива:

1. «Высокий уровень функционирования психофизиологических систем, обеспечивающих выполнение профессиональной деятельности». При условии, что ИП=10-7.

2. «Средний уровень функционирования психофизиологических систем, обеспечивающих выполнение профессиональной деятельности». При условии, что: 7>ИП>=4

3. «Низкий уровень функционирования психофизиологических систем, обеспечивающих выполнение профессиональной деятельности». При условии, что ИП<4.

2.2 Методика оценки уровня нервно-психической устойчивости (стрессоустойчивости) работников локомотивных бригад

Основу методики оценки эмоциональной регуляции составляет тестовое задание, в ходе которого испытуемому необходимо выполнять совмещенную деятельность по восприятию и переработке разномодальной (звуковой и зрительной) информации на фоне звуковых помех индифферентного и стрессогенного содержания.

Перед началом обследования испытуемому предъявляется инструкция следующего

содержания.  «Предлагаемый  тест  направлен на исследование скорости реакций и

способности  работать в условиях помех. Через наушники Вам будет предъявляться

«центральное  сообщение»  —  текст  технического содержания, который Вы должны

внимательно  слушать  и  сразу  же,  как  можно быстрее вслух повторять его. В

процессе   работы   справа  и  слева  Вы  будете  слышать  «помехи»  (слова  и

словосочетания),  на  которые  Вы  не  должны  обращать  внимание. Кроме того,

повторяя  текст, Вы должны как можно быстрее реагировать на появление красного

сигнала  на экране компьютера. Если сигнал появляется в правом окне, Вы должны

|

как  можно быстрее нажать клавишу «->», если в центральном окне — клавишу «V»,

если сигнал появляется в левом окне — клавишу «<-«».

Пример предъявления зрительной информации на экране показан на рисунке 2.

См. Рис. 2 — Пример предъявление зрительной информации на экране компьютера

В процессе тестирования через стереонаушники испытуемому одновременно предъявляются несколько различных сообщений. На правое и на левое ухо предъявлялись «помехи» — слова и словосочетания сначала нейтрального, затем стрессогенного содержания. Одновременно на оба уха предъявляется «центральное сообщение» — связный текст нейтрального содержания, включавшее хорошо знакомые испытуемому слова и выражения. В подобных условиях возникает психологический эффект: «центральное» сообщение воспринимается как исходящее сверху, «помехи» — как звучащие справа и слева. Уровень звукового давления «центрального сообщения» на 7 дБ превышает интенсивность «помех». Задача испытуемого состоит в том, чтобы внимательно слушать и сразу же, как можно быстрее повторять в микрофон «центральное» сообщение, не отвлекаясь при этом на «помехи». Одновременно с основным, испытуемый должен выполнять дополнительное задание: на появление в правом, в центральном, либо в левом окне экрана компьютера красного сигнала испытуемый должен реагировать нажатием соответствующей клавиши.

Перед началом обследования испытуемый в течение 1 минуты выполняет «тренировочное» задание, после чего приступает к выполнению «контрольного» задания, общая длительность которого составляет 4 минуты. В течение первых двух минут на правое и на левое ухо предъявляются «помехи» нейтрального содержания, в течение третьей минуты — звуковые стимулы стрессогенного содержания, в течение последней минуты — снова нейтральные «помехи». Таким образом, от испытуемого требуется выполнять совмещенную деятельность по восприятию и переработке информации различной модальности.

Предлагаемая тестовая модель согласуется с последними представлениями о механизмах эмоциональной регуляции человека в различных условиях деятельности. Успешность такого рода деятельности определяется уровнем резервов внимания, показателями которого являются характеристики сложной сенсомоторной реакции на зрительные стимулы и точность воспроизведения звукового сообщения.

В качестве «основного сообщения» используются текстовые фрагменты из приказов и инструкций, регламентирующих деятельность работников локомотивных бригад. В качестве нейтральных «помех» используются слова и словосочетания, обладающие высокой частотой встречаемости в русском языке. В качестве стрессогенных «помех» предъявляются специфические и неспецифические раздражители, аналогичные тем, которые наблюдаются в процессе труда работников локомотивных бригад машиниста локомотива (например, «делаешь ошибки», «нарушение графика», «аварийная ситуация»).

В процессе обследования осуществляется запись голоса испытуемого в процессе воспроизведения звукового сообщения, регистрируется время сложной сенсомоторной реакции (ССМР) на зрительные стимулы, то есть, временной интервал между моментом появления зрительного сигнала и моментом нажатия клавиши компьютера, и длительность удержания клавиши в нажатом состоянии (УДК), то есть, временной интервал между моментом нажатия клавиши и моментом ее отпускания.

Оценка выполнения тестового задания основывается на результатах математического анализа показателей времени ССМР на зрительные стимулы и результатах автоматического анализа записи воспроизведения обследуемым предъявляемого ему в процессе тестирования звукового сообщения.

Для получения статистических параметров результатов сенсомоторного реагирования на зрительный стимул используется процедура аппроксимации распределения величин времени реагирования испытуемым на каждый зрительный стимул.

В общем виде плотность распределения латентного времени сенсомоторных реакций описывается формулой с пятью параметрами:

о  в                   о  D

P (T) = A * (T -T  ) * exp (- C * (T — T  )  )

где:

o

T  — параметр смещения,

A — масштабный множитель,

B — параметр нарастания плотности распределения,

С и D — параметры спада плотности распределения.

Интересно почитать:   Распоряжение ОАО РЖД от 24.02.2005 N 245р

Для каждого испытуемого в результате аппроксимации вычисляется величины указанных параметров. После этого определяется:

M

—  мода  распределения  (наиболее вероятная величина, T ) значений времени

ССМР и УДК;

— полуширина распределения (характеризует разброс величин,  «Дельта»T) величин времени ССМР и УДК;

MAX

— максимальная величина T   величин времени ССМР и УДК;

MAX              M

—  количество наибольших отклонений N   (превышающих T + «Дельта»T) величин

времени ССМР и УДК.

В  ходе  анализа  полученных данных на репрезентативной выборке испытуемых

было  установлено,  что  сильные корреляционные связи с показателем экспертной

M

оценки имеют показатель моды распределения T  величин времени ССМР, являющийся

аналогом   среднего   в   Гауссовой   статистике,   и   показатель  полуширины

распределения «Дельта»T величин времени ССМР, являющийся аналогом  дисперсии в

Гауссовой  статистике. Количественные выражения показателей моды распределения

M

T  и полуширины распределения «Дельта»T переводятся в  стандартную 10-балльную

шкалу.

Таким образом, показатель зрительного сенсомоторного реагирования (ПСМР) вычисляется по формуле:

M

ПСМР (баллы) = 0,5 T  (баллы) + 0,5 «Дельта»T (баллы)

В процессе автоматической оценки качества воспроизведения испытуемым звукового сообщения основным параметром является общее количество пауз при воспроизведении текста и их распределение в процессе тестирования. В качестве паузы рассматриваются задержки в воспроизведении предъявляемого сообщения, длительностью, превышающие одну секунду. Таким образом оценка качества воспроизведения испытуемым звукового сообщения производится по суммарной величине пауз за весь период тестирования. Значения данного показателя переводятся в стандартную 10-балльную шкалу и составляют основу для вычисления показателя воспроизведения текстового сообщения (ПВТ).

Интегральный показатель эмоциональной регуляции (ИПЭР) вычисляется по формуле:

ИПЭР (баллы) = 0,6 ПСМР (баллы) + 0,4 ПВТ (баллы),

где:

ИПЭР — интегральный показатель эмоциональной регуляции,

ПСМР — показатель зрительного сенсомоторного реагирования,

ПВТ — показатель воспроизведения текста.

На основе значений ИПЭР дается заключение о текущем уровне эмоциональной регуляции:

1. «Высокий уровень стрессоустойчивости. Низкая вероятность «срывов» деятельности в условиях выраженного эмоционального напряжения». При условии, что ИПЭР = 10-7.

2. «Средний уровень стрессоустойчивости. Вероятны «срывы» деятельности и неадекватного личностного реагирования в условиях выраженного эмоционального напряжения». При условии, что 7 >ИПЭР >= 4

3. «Низкий уровень стрессоустойчивости. Высокая вероятность «срывов» деятельности и неадекватного личностного реагирования в условиях эмоционального напряжения». При условии, что ИПЭР < 4.

По показателю воспроизведения текста дается также заключение об уровне речевых функций (восприятие и воспроизведение речи в условиях воздействия вербальных помех):

1. «Высокий уровень восприятия и воспроизведения речи в условиях воздействия вербальных помех». При условии, что ПТВ=10-7 баллов;

2. «Средний уровень восприятия и воспроизведения речи в условиях воздействия вербальных помех». При условии, что 7> ПТВ>=4 баллов;

3. «Низкий уровень восприятия и воспроизведения речи в условиях воздействия вербальных помех». При условии, что ПТВ<4 баллов.

2.3 Методика оценки оперативной памяти и способности к оперированию пространственной и вербальной информацией

Данная методика основана на современных представлениях об организации оперативной памяти, согласно которым структуру оперативной памяти можно представить в виде схемы (рис.3), включающей две относительно самостоятельных системы, отвечающих за сохранение: 1) пространственной (графической) информации; и 2) вербальной (словесной, цифровой) информации.

См. Рис. 3 — Структура оперативной памяти

Третьим ключевым элементом данной структуры является система интеграции пространственной и вербальной информации, которая отвечает за формирование образа текущей ситуации с последующей выработкой решения на определенное действие.

Суть методики, которая получила условное название «Маршрут» состоит в следующем. Испытуемому предлагается работать в представляемом 3-х мерном пространстве (рис.4), каждая ось которого ограничена максимальным значением десятизначной шкалы.

См. Рис. 4 — Трехмерное пространство, в котором должен «работать» испытуемый (представляется только во время инструктирования испытуемых)

На экране компьютера испытуемому последовательно предъявляется:

— сначала вербальная (цифровая) информация (координаты исходной точки X, Y, Z) — время предъявления, 3 секунды (рис. 5А);

— после пропадания значений координат на экране появляется графическая информация (3-х сегментная стрелка, каждый сегмент которой ориентирован по одной из осей трехмерного пространства) — экспозиция 3 секунды (рис.5В);

— после пропадания стрелки испытуемому необходимо определить в уме координаты наконечника стрелки, при условии, что ее началом являются предъявленные ранее координаты исходной точки, а каждый сегмент стрелки равен одному «шагу» в принятой системе координат.

— выбор решения производится с помощью курсора в специальной таблице (рис. 5С), в которой представлены все возможные значения координат.

См. Рис. 5 — Предъявляемая испытуемому информация

Примечание: А — экран монитора с координатами исходной точки; В — экран монитора с графической информацией (3-х сегментная стрелка, началом которой является исходная точка, 1-й сегмент стрелки ориентирован по оси Y, 2-й сегмент — по оси X, 3-й сегмент — по оси Z; С — экран монитора с таблицей для выбора решения.

Конфигурация стрелки формируется автоматически. На рис. 6. представлено несколько из множества вариантов.

См. Рис. 6 — Несколько вариантов из множества конфигураций стрелок

Кроме того, предусмотрена возможность автоматической генерации вербальных аудиопомех через головные телефоны, а так же усложнение задач путем сокращения времени предъявления вербальной и графической информации, увеличением количества элементов стрелки.

Успешность выполнения теста оценивается по интегральному показателю успешности (ИПУ), включающему в себя время, затраченное на решение 15 задач и количество ошибочных решений. При этом учитывается латентное время, то есть то время, которое затрачивается на осуществление умственных действий и выдачу ответа (от момента пропадания структурного стимула до нажатия клавиши «ВВОД» после принятого решения). ИПУ (у.е) рассчитывается по формуле:

ИПУ = 17 — (А + 0,01 Т),

где:

А — количество ошибочных решений;

Т(с) — время, затраченное на выполнение 15 задач.

Максимальные значения ИПУ находятся в пределах 16 у.е, минимальные — в пределах 1 у.е.

ИПУ, выраженный в условных единицах, переводится в 10-балльную шкалу нормального распределения.

Примеры предъявления вербальной и пространственной информации на экране компьютера показаны соответственно на рис.7 и рис.8.

Интересно почитать:   Распоряжение ОАО РЖД от 18.05.2010 N 1063р

См. Рис. 7 — Пример предъявления вербальной информации на экране

См. Рис. 8 — Пример предъявления графической информации на экране

В ходе выполнения тестового задания испытуемый должен последовательно воспринимать и удерживать в системах временного хранения, и пространственную, и вербальную информацию, совершая при этом умственные действия по преобразованию этих видов информации с проведением арифметических действий и актуализацией заданной системы координат трехмерного пространства.

В ходе многочисленных экспериментов с использованием методики «Маршрут» было установлено, что при решении тестовых заданий испытуемые операторы применяют различные стратегии.

Первая стратегия (комплексная) заключается в том, что испытуемые одновременно удерживают в соответствующих форматах оперативной памяти цифровую (вербальную) информацию и целостный графический образ (пространственную информацию), проводя при этом необходимые умственные действия для достижения результата решения (рис.9).

См. Рис. 9 — Схема функциональной организации ОП у испытуемых, использующих «комплексную» стратегию выполнения теста «Маршрут»

Примечание: 1) на данном рисунке (левая верхняя часть рисунка) первый сегмент стрелки ориентирован в 3-х мерном пространстве по оси Y, второй сегмент — по оси X, третий (с наконечником) — по оси Z; 2) цифры 3. 5. 1. обозначают координаты начала стрелки по осям соответственно X, Y, Z.; 3) цифры 2. 6. 2. обозначают координаты наконечника по осям соответственно X, Y, Z.

Данная стратегия характеризуется распределением вербальной и пространственной информации в соответствующих системах временного хранения, с последующей интеграцией ее в результат решения.

Вторая стратегия (вербальная) строится на перекодировании предъявляемой графической (пространственной) информации в вербальную форму с последующим синтезом ее с ранее поступившей в вербальный формат ОП цифровой информацией (Рис.10). Данная стратегия основывается на использовании в основном вербальной системы временного хранения информации. При этом, интегративный компонент ОП включается неоднократно, что связано с необходимостью преобразовательных действий по переводу графической информации в вербальную форму, а также для осуществления операций интеграции помещенной ранее в вербальную систему цифровой информации с перекодированной графической информацией. Таким образом, при вербальной стратегии система временного хранения пространственной информации оказывается минимально задействованной в общем процессе переработки информации, в то время как система хранения вербальной информации находится в состоянии перегрузки.

См. Рис.10. Схема функциональной организации ОП испытуемых, использующих «вербальную стратегию при выполнении теста «Маршрут».

Применение методики при исследовании оперативной памяти показало, что при воздействии вербальных помех в момент предъявления графической информации, у испытуемых применявших вербальную стратегию (среди операторов около 50%) успешность выполнения заданий резко снижалось как за счет ошибок в принятии решений, так и за счет снижения скоростных характеристик умственных действий.

Примечание: на данном рисунке (правая верхняя часть рисунка) — X минус, Y плюс, Z плюс — одна из форм преобразования (перекодирования) графической информации (3-х сегментной стрелки) в вербальную; второй формой преобразования данной графической информации являются слова: влево; вперед; вверх. Указанные формы были отмечены в ходе экспериментов.

Это связано с перегрузкой системы временного хранения вербальной информации на фоне неполного использования системы временного хранения пространственной информации. У испытуемых с комплексной стратегией распределения пространственной и вербальной информации в соответствующих системах ее временного хранения эффект воздействия вербальных помех практически отсутствовал. В ходе исследований было также установлено, что переучивание испытуемых на комплексную стратегию решения тестовых задач позволяло существенно повысить эффективность деятельности операторов по совмещенной переработке пространственной и вербальной информации и, таким образом, оптимизировать функциональную организацию оперативной памяти, за счет тренировки более полного использования системы временного хранения пространственной информации.

Таким образом, методика позволяет оценивать в целом функцию оперативной памяти при восприятии и переработке пространственной и вербальной информации, а также выявлять операторов (машинистов) с недостаточностью функциональной организации оперативной памяти.

Для выдачи заключения об уровне способности к оперированию пространственной и вербальной информацией проводится 2-х кратное тестирование (1-е без помех, 2-е — при воздействии вербальных помех).

В зависимости от результатов тестирования возможны следующие заключения:

1. «Высокий уровень способности к оперированию пространственной и вербальной информацией, хорошая функциональная организация оперативной памяти», если ИПУ без воздействия вербальных помех и при их воздействии находится в пределах 8- 10 баллов.

2. «Удовлетворительный уровень способности к оперированию пространственной и вербальной информацией, не оптимальная функциональная организация оперативной памяти», если ИПУ при 1-м тестировании находится в интервале 8-10 баллов, а при воздействии помех снижается более чем на 25%, т.е более, чем на 2 балла по сравнению с 1-м тестированием.

3. «Удовлетворительный уровень способности к оперированию пространственной и вербальной информацией», если ИПУ находится в пределах 7-4 балов как при 1-м так и 2-м тестировании и не отмечается более 25% снижения при втором тестировании.

4. «Удовлетворительный уровень способности к оперированию пространственной и вербальной информацией. Недостаточная функциональная организация оперативной памяти», если ИПУ находится в пределах 7-4 балов как при 1-м так и 2-м тестировании и не отмечается более 25% снижения показателя при втором тестировании.

5. «Низкий уровень способности к оперированию пространственной и вербальной информацией. Не достаточная функциональная организация оперативной памяти», если ИПУ ниже 4 баллов при 1-м и 2м тестировании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности