СТАНДАРТ ОАО «РЖД» ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ СТО РЖД 1.08.001 — 2012 (часть 19) от 29 февраля 2012 г. N 421р
9.8 Требования к виду среды представления информации
К виду среды представления информации предъявляются следующие требования:
— концептуальная информация (факты или объекты, не существующие физически) должна быть представлена обучаемому с помощью вербализованной среды (текст, речь) или искусственной статистической среды (графики, эскизы, схемы);
— последовательность предметных действий с физическими объектами должна быть предоставлена с помощью статистической среды (графики, эскизы, схемы);
— последовательность умственных действий должна быть предоставлена с помощью вербализованной среды (маркированный либо нумерованный текст);
— свойства объекта или субъекта должны быть предоставлены с помощью вербализованной среды (текст, речь) или естественной среды (фотографии, видеофильм, звуки);
— статистическая пространственная информация (пространственное распределение, местоположение) должна быть предоставлена с помощью статистических естественной (фотография) или искусственной среды (карта, схема);
— динамическая пространственная информация (включающая сложные траектории) должна быть представлена с помощью динамической среды (анимация);
— числовые значения и количественная информация должны быть представлены с помощью вербализованной среды (математический текст, таблицы);
— сводка по множеству числовых значений параметра должна быть представлена с помощью искусственной среды (график, но не таблица);
— отношения между величинами и концепциями должны быть представлены с помощью искусственной среды (схемы, графики, диаграммы).
9.9 Требования по комплексированию сред представления информации
9.9.1 По комплексированию сред представления информации предъявляются следующие требования:
— избыточность информации при комплексировании различных сред повышает эффективность обучения, но до определенного предела. В этой связи следует использовать оптимальную комбинацию сред представления, не допуская чрезмерного возрастания усилий обучаемого, необходимых для восприятия каждой среды и отыскания взаимосвязи между ними;
— не должно допускаться предъявления всей учебной информации АУЗ с использованием только одной среды представления. Например: в виде сплошных текста, речи, видеофильма лекции;
— комбинацию сред представления следует использовать в тех случаях, когда обучаемому необходимо представить несколько типов или аспектов информации для формирования в его памяти соответствующей схемы (модели) знаний или необходимо обеспечить управление его действиями;
— важная или критическая информация должна быть представлена не менее чем в двух средах, при этом должна быть обеспечена схожесть представления, но не идентичность. Важная текстовая информация при комплексировании сред должна быть выделена на фоне остального текста;
— в зависимости от характера задачи обучения представление информации в разных средах должно быть последовательным или параллельным (одновременным). Например, при проведении сравнения двух изображений, их следует предъявлять одновременно;
— не допускается использовать один и тот же канал восприятия (например, слуховой или зрительный) для параллельного представления двух и более динамических сред, т.к. при этом затрудняется восприятие каждого из источников;
— среды представления следует выбирать и комплексировать таким образом, чтобы обучаемый имел возможность усвоить необходимую информацию. Например: подробные инструкции следует давать в виде текста с линейкой протяжки, сопровождаемого изображениями, а не видеофильмами с речевыми комментариями;
— скорость речевого вывода при комплексировании сред должна регулироваться в соответствии со сложностью материала и степенью знакомства с ним аудитории. Для среднего восприятия в случае простой информации она должна быть около 160 слов в минуту;
— при комплексировании естественных и искусственных изображений последние должны быть простыми и темы изображений должны быть взаимосвязанными, например: фотография двигателя, сопровождается схемой двигателя;
— при предоставлении сложных типов информации рекомендуется использовать комплексирование сред представления, формирующее некоторую структуру. Причинно-следственные связи в физических явлениях могут объясняться следующим образом: введение, использующее вербализованную среду представления (речь или текст); показ причины и следствия путем комплексирования статистических изображений с речевым комментарием; обобщение, представляемое динамическим изображением с речевым комментарием; выводы в форме маркированного текста;
— применение одной среды для предварительного представления материала второй среды. Например: использование речи для представления темы видеофрагмента перед его демонстрацией;
— наложение двух сред для управления чтением — просмотром важной информации. Например: наложение текста на изображение в виде субтитров или заголовков, что изменяет последовательность чтения — просмотра информации по сравнению с обычным способом отображения текста отдельно от изображения.