СТАНДАРТ ОАО «РЖД» ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ СТО РЖД 1.08.001 — 2012 (часть 15) от 29 февраля 2012 г. N 421р
9.3 Требования к информационному обеспечению процесса обучения
9.3.1 Информационное обеспечение процесса обучения осуществляется с использованием аудио-видео подсистем (АВПС) автоматизированных обучающих систем. АВПС включает в себя видеосистему (ВС) и аудиосистему (АС).
9.3.2 Видеосистема должна имитировать район местности размером не менее чем 30 х 10 км с набором заданных путевых объектов. При этом район местности должен включать:
— текстурированную земную поверхность;
— различимые ландшафтные объекты (реки, озера, горы, леса, поля и др.);
— железнодорожные пути и строения перегона или станции;
— путевые объекты;
— подвижной состав;
— имитацию различного состояния погодных условий.
9.3.3 Видеоизображение ВС должно отображаться либо на плоском экране, либо на цилиндрическом экране. Изображение формируется автоматически в виде 3-D сцены (трехмерного изображения).
9.3.4 Аудиосистема (АС) должна имитировать в кабине тренажера звуки и шумы, соответствующие различным режимам работы локомотива. Звуки и шумы имитируются путем синтеза всего спектра шумов, возникающих в процессе работы локомотива (звуки и шумы от источников своего поезда вне кабины локомотива, звуки и шумы от источников в кабине локомотива, звуки и шумы от внешних источников).
9.3.5 АС должна быть выполнена на основе стандартной звуковой платы, усилителя, процессора и акустической системы.
9.3.6 Вычислительная система АВС должна быть выполнена на базе IBM/PC совместимых технологий для обеспечения простоты эксплуатации и оперативной замены/обновления состава оборудования.
9.3.7 Время готовности АВС к работе после включения не должно превышать 15 минут.
9.4 Требования к информационному обеспечению рабочего места инструктора (РМИ)
9.4.1 Информационное обеспечение РМИ должно обеспечивать возможность реализации следующих режимов:
— режим контроля параметров работы локомотива — должен обеспечивать дублирование показаний приборов в кабине тренажера на контрольном мониторе инструктора;
— режим контроля визуальной обстановки — на экране РМИ должна отображаться визуальная обстановка, наблюдаемая обучаемым из кабины тренажера;
— режим создания упражнения — должен обеспечивать формирование содержательной части упражнения, задания условия движения по определенному маршруту;
— режим ввода и снятия аварийных ситуаций локомотива — в этом режиме инструктор должен иметь возможность задавать и снимать аварийные ситуации и различные неисправности локомотива; в этом режиме также должны задаваться различные погодные условия;
— режим контроля за действиями обучаемого — в этом режиме инструктор должен иметь возможность получать информацию о действиях обучаемого в любой момент времени посредством видеокамеры, установленной в тренажере;
— режим анализа упражнений и оценки действий обучаемого — должен обеспечивать возможность оценки деятельности обучаемых в процессе выполнения тренировок на тренажере в соответствии с требованиями нормативных документов; для реализации этого режима должна обеспечиваться запись параметров движения локомотива и речевой информации для последующего воспроизведения.
9.4.2 В режиме контроля параметров работы локомотива на контрольном мониторе инструктора должны дублироваться следующие параметры:
— фактическая и допустимая скорости движения;
— ускорение/замедление;
— показания локомотивного светофора;
— параметры автотормозной системы;
— состояния токоприемников, вентиляторов и систем защиты;
— состояние систем безопасности;
— главного и реверсивного валов, кранов управления тормозами;
— путевое положение;
— текущее состояние автоматов локомотива;
— параметры работы локомотивных систем.