Рубрики
Приказы и распоряжения

СТАНДАРТ ОАО «РЖД» ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ СТО РЖД 1.08.001 — 2012 (часть 12) от 29 февраля 2012 г. N 421р

8.2.4 Третий этап тренажерной подготовки

8.2.4.1  Третий этап подготовки — специализированный. Система тренажерной подготовки характеризуется на этом этапе значениями основных показателей, выделенных в п.  8.2.1.2, представленными в п. п.  8.2.4.2-8.2.4.9.

8.2.4.2 Цель подготовки на третьем этапе — формирование навыков действий в нештатных и экстремальных ситуациях, в том числе — связанных с неисправностью или отказами оборудования, систем и приборов, авариями, условиями ухудшения видимости и др.

8.2.4.3  Формируемый на третьем этапе уровень обученности — последовательное формирование функционально-эвристического, информационно-эвристического и ситуационного уровня обученности (в соответствии со стандартом ОАО «РЖД») «Профессиональная подготовка работников локомотивных бригад на тренажерных комплексах к различным видам поездной работы. Общие требования»:

— на функционально-эвристическом уровне у обучаемого дол жен быть сформирован и реализовываться образ схемы причинно-следственных связей между ненормативными функциональными изменениями в дорожных ситуациях и возможными первопричинами этих изменений;

— на информационно-эвристическом уровне у обучаемого должен сформироваться и реализовываться образ схемы причинно-следственных связей между показателями СОИ (внутренних и внешних), включая СОИ автоматизированных систем контроля, и возможными отказами технических систем, а также непредвиденными изменениями в дорожных ситуациях;

— на ситуационном уровне у обучаемого должен сформироваться и реализовываться образ иерархической схемы диагностики и парирования непредвиденных изменений в дорожных ситуациях и отказов (сбоев) технических систем.

8.2.4.4 Формируемый на третьем этапе уровень компетентности обучаемых — интеллектуальная компетентность, под которой понимается совокупность знаний, умений и навыков машиниста, позволяющих ему действовать в неопределенных и непредвиденных ситуациях с высоким качеством и с учетом в дальнейших последствий.

8.2.4.5 В результате обучения на третьем этапе должны сформироваться следующие ПВК, дополнительные к качествам, формируемым на втором этапе подготовки и обеспечивающие следующий, более высокий уровень профессиональной компетентности обучаемых (интеллектуальную компетентность):

— высокая способность к прогнозированию развития ситуации (повышенная когнитивная функция и развитое предвосхищающее мышление);

— способность адаптироваться к меняющейся ситуации и выбирать правильное решение (развитое оперативное мышление), в том числе — при наличии информационных признаков неполного или разноречивого характера, требующих выработки нового плана действий;

— готовность к нештатным ситуациям и уверенность в их преодолении;

— умении выделять и определять важнейшие факторы, оказывающие влияние на возникновение и развитие экстремальной ситуации;

— умение анализировать ситуации с учетом не только очевидных, но и скрытых характеристик;

— умение устанавливать приоритеты решаемых задач в экстремальных ситуациях, оценивать и учитывать степень реальности альтернатив.

8.2.4.6 На третьем этапе взаимодействие инструктора с обучаемым может осуществляться на тех же уровнях, что и на втором этапе, а именно — как индивидуальное, бригадное или дистанционное обучение.

8.2.4.7 На третьем этапе обучения должны использоваться следующие технологии процесса обучения:

— технологии формирования нештатных ситуаций;

— технологии контроля и оценки качества деятельности;

— технологии контроля и оценки состояния обучаемых в соответствии c разделами и подразделами 5.2 и 5.3 настоящего стандарта.

8.2.4.8  На третьем этапе обучения целесообразно использовать следующие, представленные ниже средства обучения.

В отличие от второго этапа, при дистанционном обучения на третьем этапе используется средство IV типа — компьютерная сеть с доступом к банку нештатных тестовых ситуаций и банку вариантов парирования ситуаций. Банк ситуаций содержит трехмерное изображения динамически развивающихся нештатных дорожных ситуаций. Выход в сеть осуществляется так же, как и при ДО на втором этапе.

При индивидуальном и бригадном обучении могут использоваться средства V типа — АОС с банком имитационных моделей нештатных динамически развивающихся аварийных ситуаций и банком средств парирования этих ситуаций. Наиболее оптимальным вариантом являются средства VI типа — интеллектуальные автоматизированные обучающие системы (ИАОС), в которых банк средств парирования нештатных ситуаций строится как экспертная система, основанная на банке знаний опытных машинистов и результатов выполнения ими учебных тренажерных заданий. Дополнительно в ИАОС включается модуль контроля психофизиологического состояния обучаемого.

8.2.4.9 Типы учебно-тренировочных центров для третьего этапа подготовки такие же, как и для второго, т.е. преимущественно дорожные учебные центры, а также могут формироваться и региональные учебные центры (при использовании средств обучения V и VI типов), а также дистанционные формы обучения. При этом дистанционное образование на втором и третьем этапах подготовки необходимо ввести в рамках развития существующей системы дистанционного образования (СДО) ОАО «РЖД».

Интересно почитать:   Распоряжение № 506р от 01.05.2005

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности