Распоряжение № 2757р от 31.12.2009
«О введении в действие стандарта по качеству в процессе управления персоналом «Обучение и повышение квалификации»
«О введении в действие стандарта по качеству в процессе управления персоналом «Обучение и повышение квалификации»
Распоряжение № 2757р от 31.12.2009
Приложение Е (справочное). Формы и инструменты развития компетенций
Графически зависимость эффективности развития компетенций от применяемых форм их развития представлена на рисунке 1.
Привязка различных инструментов развития компетенций к различным формам освоения компетенций, представлена на схемах 4, 5, 6 следующим образом:
1) Прослушивание лекционных материалов, теоретических курсов (оценочно 5% эффективность освоения компетенций), (схема 4):
- Стандартное очное обучение (подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала) в виде лекционных материалов (наиболее часто используется в высших и средних учебных заведениях).
2) Самостоятельное изучение, чтение материала (оценочно 10% эффективность), (рисунок 4):
- Активное сочетание очного обучения с самоподготовкой по расширенным материалам (к которым обеспечен доступ обучаемых), с дальнейшей проверкой знаний в виде экзаменов, тестов по истечении какого-либо периода;
- Применение дистанционной формы обучения, без отвлечения сотрудника от рабочего места, обеспечение доступа к дистанционным курсам в течение необходимого периода на рабочем месте;
- Активное сочетание очного обучения с дистанционными дополняющими курсами в период после очного обучения, для возможности последующего обращения к пройденным материалам в расширенном виде и дистанционно к преподавателям.
3) Использование наглядных видео- и аудиоматериалов с практическими визуальными примерами (оценочно 20% эффективность), (рисунок 5):
- Очное и дистанционное обучение (на рабочем месте) с активным использованием аудио-, видео- и фотоматериалов, а также других визуальных материалов;
- Сбор фото конкретных типовых практических ситуаций (элементов технических средств) на сети, создание фотоальбомов;
- Установка электронных учебных комплексных пособий в структурных подразделениях, с активным использованием в них видео-, аудио-, фотоматериалов.
4) Демонстрация практических действий на рабочем оборудовании в условиях, близких к условиям рабочих мест, или на самих рабочих местах (оценочно 30% эффективность), (Рисунок 6):
- При очном обучении: использование макетов и демонстрации практических действий на рабочих местах, проведение обучения непосредственно на базе передовых структурных подразделений;
- Использование тренажеров;
- Наставничество.
5) Участие в дискуссионных рабочих группах и обсуждениях практических примеров (состоящих из опытных специалистов) (оценочно 50% эффективность), (схема 5):
- Активное использование в очном обучении дискуссионных составляющих курса, в форме решения конкретных задач рабочими группами и их последующим общим обсуждением;
- В рамках дистанционного обучения обеспечение свободного доступа каждого обучаемого дистанционно сотрудника к просмотру материалов обсуждений и принятию участия в обсуждении материалов курсов в виде форума, с участием тьюторов и лучших специалистов сети, отвечающих на вопросы и участвующих в обсуждении.
6) Выполнение практических действий, на рабочем оборудовании, на практических занятиях под надзором специалистов (оценочно 75% эффективность), (Рисунок 8):
- Наставничество: постоянно осуществляемое прикрепленным грамотным сотрудником (в том числе не только из сотрудников подразделения, но и сотрудников других передовых подразделений сети) консультирование при выполнении обучаемыми сотрудниками практической работы на рабочем оборудовании;
- Очное обучение: выполнение практических работ каждым сотрудником в рамках проводимого обучения, с последующей сдачей экзамена по практической части.
7) Применение новых знаний непосредственно в процессе работы, на своем рабочем месте (оценочно 90% эффективность), (Рисунок 9):
- Внедрение оценки степени применения новых знаний и умений на своем рабочем месте сотрудниками по истечении какого-то периода после проведения обучения;
- Консультационная, интерактивная поддержка применения новых знаний на рабочем месте в виде ответов на возникшие в ходе применения знаний вопросы преподавателями курсов (или более компетентными специалистами) после обучения;
- Дистанционное обучение: организация интерактивного обсуждения вопросов, возникающих после обучения во время непосредственной работы и применения знаний, в виде ведения форумов, прилагающихся к электронным курсам, с участием преподавателей и лучших специалистов сети в обсуждении вопросов;
- Применение соглашений по целям с сотрудниками, в том числе с указанием целей по применению новых знаний в практической работе, для мотивации сотрудников на совершенствование своей деятельности, на применение новых знаний в работе;
- Комплексные электронные учебные пособия в подразделениях (или доступных вблизи рабочих мест сотрудников подразделений), содержащие обширный объем информации по вопросу применения новых знаний, с наглядными примерами, к которым исполнитель может обратиться и найти ответ на большую часть возникающих в процессе работы практических вопросов (на основе организации легкого для персонала интуитивного поиска).
8) Обучение применению знаний других сотрудников, работа в качестве учителей на рабочих местах, наставничество (оценочно 95% эффективность), (Рисунок 10):
- Назначение сотрудников наставниками, учителями: эффективно назначение преподавателем, координатором обучения от подразделения, наиболее грамотных сотрудников подразделений, чтобы они также вели какой-либо раздел обучения своих коллег на местах (в этом случае подразделение всегда имеет очень квалифицированного сотрудника в выбранной области, который «подтягивает» уровень квалификации других);
- Дистанционное обучение: при ведении дистанционного обучения эффективно назначение преподавателем (тьютором), координатором обучения от подразделения (для организации обучения выбранных сотрудников подразделения), наиболее грамотных сотрудников подразделений, чтобы они участвовали в обучении своих коллег, а коллеги всегда знали, к кому обратиться с вопросами.
Изменения
Версия |
Дата изменения |
Разработчик изменений |
Краткое описание изменения |