СТАНДАРТ ОАО «РЖД» УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ, РИСКАМИ И НАДЕЖНОСТЬЮ НА ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА (УРРАН) СИСТЕМЫ, УСТРОЙСТВА И ОБОРУДОВАНИЕ ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА ТРЕБОВАНИЯ НАДЕЖНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (часть 10) СТО РЖД 02.041-2011
6.2.2.7 Заказчик должен определить целевые показатели ремонтопригодности как для объекта путевого хозяйства в целом, так и для его составных частей.
6.2.3 Требования долговечности
6.2.3.1 Требования долговечности должны содержать перечень и значения показателей долговечности и критерии предельных состояний объекта путевого хозяйства.
6.2.3.2 Показатели долговечности объектов путевого хозяйства приведены в таблице 13. Применимость показателей долговечности к объектам путевого хозяйства приведена в таблице А.5 (приложение А).
Таблица 13 — Показатели долговечности
┌──────────────────────────┬───────────────────────┬─────────────────────────┐
│ Наименование показателя │ Условное обозначение │ Размерность │
├──────────────────────────┼───────────────────────┼─────────────────────────┤
│Средний ресурс │ Тр │Объем выполненной работы │
├──────────────────────────┼───────────────────────┼─────────────────────────┤
│Гамма-процентный ресурс │ Тру │Объем выполненной работы │
├──────────────────────────┼───────────────────────┼─────────────────────────┤
│Средний срок службы │ Тсл │ Время │
├──────────────────────────┼───────────────────────┼─────────────────────────┤
│Гамма-процентный срок │ Т │ Время │
│службы │ сл «гамма» │ │
└──────────────────────────┴───────────────────────┴─────────────────────────┘
6.2.3.3 Критерии предельных состояний должны содержать указания на следствия, наступающие после их обнаружения (проведение ТО и Р определенного вида объекта путевого хозяйства или списание).
Пример — Критериями предельных состояний для объектов путевого хозяйства могут быть:
— повышение интенсивности отказов более допустимой;
— отказ одной или нескольких составных частей, восстановление или замена которых на месте эксплуатации не предусмотрена;
— превышение установленного уровня текущих затрат на ТО и Р или другие признаки, определяющие экономическую нецелесообразность дальнейшей эксплуатации;
— вредное влияние не потерявшей работоспособности составной части на сопряженные или смежные с ней.
6.2.4 Требования готовности
6.2.4.1 Требования готовности должны содержать перечень и значения показателей готовности.
Показатели готовности объектов путевого хозяйства приведены в таблице 14. Применимость показателей готовности к объектам путевого хозяйства приведена в таблице А.6 (приложение А).
Таблица 14 — Показатели готовности
┌──────────────────────────────────────┬────────────────┬─────────────────────┐
│ Наименование показателя │ Условное │ Размерность │
│ │ обозначение │ │
├──────────────────────────────────────┼────────────────┼─────────────────────┤
│Коэффициент готовности │ Кr │ Безразмерная │
├──────────────────────────────────────┼────────────────┼─────────────────────┤
│Коэффициент оперативной готовности │ K │ Безразмерная │
│ │ o.r(«дельта»t)│ │
├──────────────────────────────────────┼────────────────┼─────────────────────┤
│Коэффициент технической готовности │ Кт.т │ Безразмерная │
├──────────────────────────────────────┼────────────────┼─────────────────────┤
│Готовность парка │ Гп │ Безразмерная │
└──────────────────────────────────────┴────────────────┴─────────────────────┘
6.3 Требования функциональной безопасности
6.3.1 Требования функциональной безопасности должны включать:
— перечень и значения показателей функциональной безопасности;
— критерии опасных отказов;
— перечень опасностей для объекта путевого хозяйства;
— функции безопасности.
6.3.2 Показатели функциональной безопасности для объектов путевого хозяйства приведены в таблице 15. Применимость показателей функциональной безопасности к объектам путевого хозяйства приведена в таблице А.7 (приложение А).
Таблица 15 — Показатели функциональной безопасности
┌────────────────────────────────┬──────────────────────┬────────────────────┐
│ Наименование показателя │ Условное обозначение │ Размерность │
├────────────────────────────────┼──────────────────────┼────────────────────┤
│Вероятность безопасной работы │ Рб(х) │ Безразмерная │
├────────────────────────────────┼──────────────────────┼────────────────────┤
│Вероятность опасного отказа │ Qоп(х) │ Безразмерная │
├────────────────────────────────┼──────────────────────┼────────────────────┤
│Средняя наработка на опасный │ Х │ Объем выполненной │
│отказ │ 0б │ работы (время) │
├────────────────────────────────┼──────────────────────┼────────────────────┤
│Интенсивность опасных отказов │ «ламбда» (х) │ Отказы/объем │
│ │ оп │ выполненной работы │
│ │ │ (время) │
├────────────────────────────────┼──────────────────────┼────────────────────┤
│Среднее время возврата к │ Твб │ Время │
│безопасному состоянию │ │ │
└────────────────────────────────┴──────────────────────┴────────────────────┘
6.3.3 Перечень опасностей для объекта путевого хозяйства получают из результатов идентификации опасностей и рисков, проводимой в соответствии с СТО РЖД 1.02.033. Также необходимо установить уровни частоты/вероятности возникновения опасности и тяжести последствий по СТО РЖД 1.02.034.
6.3.4 Спецификация требований к функциям безопасности должна содержать перечень функций безопасности и опасных отказов объекта путевого хозяйства, в том числе:
а) опасных отказов с точки зрения:
1) всех видов системных отказов, которые могут привести к опасной ситуации;
2) вероятности возникновения каждого вида системного опасного отказа;
3) последовательности и/или совпадения событий, отказов, эксплуатационных состояний, условий окружающей среды и т.д. в процессе эксплуатации объекта путевого хозяйства, которые могут привести к опасной ситуации;
4) вероятности возникновения каждого из событий, отказов, эксплуатационных состояний, условий окружающей среды и т.д. в процессе эксплуатации объекта путевого хозяйства;
б) ремонтопригодности составных частей объекта путевого хозяйства, связанных с безопасностью, с точки зрения:
1) удобства проведения ТО и Р составных частей или компонентов объекта путевого хозяйства, которые сопряжены с опасной ситуацией или видом опасного отказа;
2) вероятности возникновения ошибок при проведении ТО и Р составных частей объекта путевого хозяйства;
3) времени восстановления объекта путевого хозяйства до состояния, отвечающего правилам безопасности;
д) эксплуатация и ТО и Р составных частей объекта путевого хозяйства, связанных с безопасностью, с точки зрения:
1) влияния человеческого фактора на эффективность ТО и Р всех составных частей объекта путевого хозяйства, связанных с безопасностью, и на безопасную эксплуатацию объекта путевого хозяйства;
2) применения средств, оборудования и мероприятий для эффективного ТО и Р составных частей объекта путевого хозяйства, связанных с безопасностью, а также для безопасной эксплуатации;
3) эффективного контроля и мер для устранения опасной ситуации и уменьшения ее последствий.
Примечание — Функция безопасности является средством защиты, поэтому идентификационное наименование функции должно отражать ее назначение в терминах защитных, блокировочных или контрольных действий, которые должны быть определены.