Рубрики
Приказы и распоряжения

Распоряжение ОАО РЖД от 15.04.2015 N 983р



ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»




РАСПОРЯЖЕНИЕ



от 15 апреля 2015 г. N 983р


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ В ОАО «РЖД»

В целях совершенствования и развития системы менеджмента безопасности движения в ОАО «РЖД»:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 июня 2015 г. прилагаемые Типовые требования к системе менеджмента безопасности движения в ОАО «РЖД».

2. Начальникам Департаментов, управлений, филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД»:

а) организовать работу по приведению внутренних локальных документов в области системы менеджмента безопасности движения в соответствие с Типовыми требованиями к системе менеджмента безопасности движения в ОАО «РЖД»;

б) довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников и обеспечить его выполнение.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Вице-президент ОАО «РЖД»

Ш.Н.Шайдуллин



УТВЕРЖДЕНЫ

распоряжением ОАО «РЖД»

от 15 апреля 2015 г. N 983р


ТИПОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ



К СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ В ОАО «РЖД»



1. Общие положения

1.1. Настоящие Типовые требования (далее — требования) устанавливают базовые требования по созданию, внедрению и поддержанию в рабочем состоянии системы менеджмента безопасности движения (далее — СМБД) в ОАО «РЖД».

1.2. Настоящие Требования разработаны с учетом «Стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 28 января 2013 г. N 197р, «Руководства по созданию системы менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 4 июля 2013 г. N 1498р.

1.3. Настоящие Требования предназначены для применения подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», филиалами и их структурными подразделениями ОАО «РЖД», деятельность которых связана с безопасностью движения (далее — организация).

1.4. Применение настоящих Требований дочерними и зависимыми обществами ОАО «РЖД» устанавливается соглашениями о взаимодействии между ОАО «РЖД» и его дочерними и зависимыми обществами.

1.5. Применение настоящих Требований сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».

1.6. В настоящих Требованиях применяются следующие термины с соответствующими определениями:

безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (безопасность движения) — состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;

корректирующее действие — действие по устранению причины выявленного несоответствия;

мониторинг — систематические проверки, надзор, обследования и определение состояния, проводимые для идентификации изменений требуемого или ожидаемого уровня функционирования;

оценка соответствия — прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;

предупреждающее действие — действие по исключению причины потенциального несоответствия;

принципы СМБД — руководящие положения, определяющие основы и правила функционирования СМБД;

система менеджмента безопасности движения — система управления в рамках холдинга «РЖД», направленная на установление четких качественных и количественных целей в области безопасности движения во всех структурных единицах холдинга «РЖД», на всех уровнях управления в рамках холдинга «РЖД», принятие целенаправленных планов и программ обеспечения безопасности движения и разработка процедур их достижения;

1.7. В настоящих Требованиях применяются следующие сокращения:

ОАО «РЖД» — открытое акционерное общество «Российские железные дороги»;

СМБД — система менеджмента безопасности движения; ДЗО — дочерние и зависимые общества ОАО «РЖД»;

1.8. Настоящие Требования являются общими для применения и должны быть адаптированы к деятельности конкретной организации, с учетом действующих законодательных и иных требований по обеспечению безопасности движения.



2. Цели и задачи создаваемой СМБД

2.1. Основными целями создания СМБД являются:

повышение уровня безопасности движения и надежности перевозочного процесса;

обеспечение скоординированного взаимодействия между всеми филиалами, структурными подразделениями, ДЗО холдинга «РЖД», участвующими в перевозках или обеспечивающими эти перевозки, на основе единых подходов к управлению процессами, связанными с безопасностью движения;

реализации подходов и требований, гармонизированных с подходами и требованиями международных стандартов, применяемых на зарубежных железных дорогах.

2.2. Руководители организаций внедряющих СМБД должны обеспечить, чтобы цели создания СМБД были доведены до сведения причастного персонала, а также понятны ему.

2.3. Для достижения целей создания СМБД, в организации необходимо установить и обеспечить решение следующих задач:

— управление безопасностью движения на основе правил, ограничений и требований эксплуатации объектов движения;

— управление операционными процессами с целью снижения рисков для безопасности движения;

— проведение мониторинга системных процессов СМБД, предупреждение случаев, угрожающих безопасности движения при осуществлении операционных процессов;

— разработка, внедрение и поддержание в рабочем состоянии СМБД, обеспечение ее целостности, управления рисками и улучшения результативности в области безопасности движения.



3. Общие требования к СМБД

3.1. СМБД должна быть разработана, задокументирована, внедрена и поддерживаться в рабочем состоянии, а также постоянно улучшаться.

3.2. Должен производиться через запланированные интервалы времени мониторинг состояния СМБД.

3.3. Внедряющая СМБД организация должна:

— обеспечивать управляемость на любых уровнях всеми, связанными с обеспечением безопасности движения, процессами деятельности, с распределением ответственности за выполнение этих процессов;

— способствовать вовлечению персонала в соблюдение установленных требований по безопасности движения в отношении выполнения процессов текущего содержания и ремонта объектов инфраструктуры, технического обслуживания и ремонта подвижного состава, организации движения поездов и маневровой работы;

— обеспечивать своевременное обновление и пополнение нормативными документами СМБД;

— обеспечивать непрерывное улучшение СМБД;

— определять процессы, необходимые для системы менеджмента безопасности движения, и их применение во всей организации;

— определять последовательность и взаимодействие этих процессов;

— определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности, как при осуществлении этих процессов, так и при управлении ими;

— обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержания этих процессов и их мониторинга;

— осуществлять мониторинг, измерение, там, где это возможно, и анализ этих процессов;

— принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.

3.4. СМБД должна содержать процедуры для:

— идентификации и оценки всех рисков для безопасности движения, которые появились или могут появиться вследствие выполнения операционной деятельности;

— определения мер управления, применяемых для управления рисками для безопасности движения, а также для мониторинга состояния безопасности движения на основе оценки риска;

— мониторинга эффективности мер управления риском для безопасности движения.



4. Разработка и внедрение СМБД

4.1. Разработка и внедрение в СМБД состоит из нескольких этапов, включающих:

— идентификацию законодательных и других обязательных требований в области безопасности движения применительно к конкретным видам деятельности. Учет требований в области безопасности движения;

— разработку политики и целей в области безопасности движения;

— установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области безопасности движения. СМБД должна распространяться на операционные процессы деятельности, связанные с обеспечением безопасности движения;

— выявление недостающих или не полностью реализованных элементов СМБД, адаптированных к особенностям, масштабу и другим условиям деятельности организации;

— определение необходимых ресурсов (информация, финансы, материалы, персонал, оборудование, инфраструктура, производственная среда, программное обеспечение) и своевременное и в необходимых объемах обеспечение ими для достижения установленных целей в области безопасности движения и реализации недостающих или не полностью реализованных элементов СМБД;

— разработку методов измерения показателей критически важных для безопасности движения операций процессов деятельности и показателей их результатов в области безопасности движения;

— определение корректирующих и предупреждающих мер для устранения причин выявленных несоответствий и предупреждения возникновения потенциально возможных несоответствий, важных для безопасности движения;

— разработку и применение мер постоянного улучшения СМБД, в том числе за счет развития культуры безопасности движения, являющейся неотъемлемой составной частью корпоративной культуры и характеризующей качество СМБД в целом и ее отдельных элементов.

Интересно почитать:   Приказ ОАО РЖД от 27.01.2006 N 14



5. Основные функции и принципы построения СМБД

5.1. СМБД включает в себя следующие основные управленческие функции:

— планирование и прогнозирование безопасности движения;

— управление безопасностью движения;

— обеспечение безопасности движения;

— улучшение показателей безопасности движения.

5.2. Создание СМБД базируется на следующих основных принципах:

— принцип всестороннего и бесперебойного обеспечения безопасности движения;

— принцип планирования СМБД;

— принцип предвидения и предупреждения;

— принцип презумпции ответственности в области, внедренной СМБД.



6. Элементы СМБД

6.1. СМБД организации должна включать следующие элементы или управляемые виды деятельности:

— формирование политики в области безопасности движения;

— установление качественных и количественных целей, принятие планов и процедур для достижения этих целей;

— учет требований законодательных актов, стандартов, иных нормативных документов;

— процедуры менеджмента риска и выполнение мер по управлению риском;

— меры по обеспечению обмена информацией;

— процедуры расследования транспортных происшествий и событий, их учета и принятия мер по предупреждению;

— поддержание компетентности персонала и готовности выполнения задач;

— выполнение требований регистрации и документирования информации;

— предупреждение нарушений безопасности движения, информированность о них и действий в нестандартных ситуациях

— проведение внутренних и внешних аудитов СМБД, дополняющих проведение технических ревизий, проводимых филиалами ОАО «РЖД».

6.2. Требования к элементам СМБД изложены в соответствующих разделах Руководства по созданию системы менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 4 апреля 2013 г. N 1498р.



7. Обязательные документированные процедуры СМБД

7.1 Обязательные документированные процедуры СМБД устанавливают единый для всей организации порядок оформления и описания производственных процессов, ответственность и полномочия ответственных и должностных лиц, движение информационных потоков, куда входит и регистрация записей и данных относящихся к безопасности движения. Документированная процедура является документом, который описывает обязательные действия, когда и кем они должны выполняться, и в какой последовательности.

7.2. Документированная процедура СМБД означает, что она:

— разработана;

— оформлена соответствующим образом;

— внедрена в производство;

— поддерживается в оптимальном состоянии.

7.3. Процедуры СМБД, подлежащие обязательной разработке и внедрению в производственную деятельность организации:

— управление документацией;

— управление записями;

— аудит СМБД;

— управление несоответствиями;

— корректирующие действия;

— предупреждающие действия.

7.4. Требования, в соответствии с которыми необходимо управлять обязательными документированными процедурами, изложены в соответствующих разделах стандарта ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования».

7.5. В организациях допускается комбинирование процедур, которые охватывают сразу несколько сфер производства в одну документированную процедуру, например, предупреждающие и корректирующие действия.

7.6. Обязательные документированные процедуры СМБД строго структурированы и представляются в виде иерархической системы, в которую входят взаимосвязанные документы. Некоторые из этих документов явно оговариваются в требованиях стандартов, и иные только подразумеваются. Следовательно, структура СМБД имеет две составляющие — постоянную, которая определяется стандартами, и переменную, которая зависит от конкретной организации.

7.7. К постоянной составляющей СМБД относятся:

— стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге «РЖД»;

— политика в области безопасности движения;

— цели и задачи в области безопасности движения;

— руководство по системе менеджмента безопасности движения;

— обязательные документированные процедуры СМБД;

— записи, относящиеся к безопасности движения.

7.8. К переменной составляющая СМБД относятся документы, требующиеся организации для обеспечения эффективного планирования, разработки процессов и качественного управления ними.



8. Поддержание СМБД в рабочем состоянии

8.1. Поддержание в рабочем состоянии СМБД включает в себя:

— результативность и эффективность формирования СМБД;

— формирование и развитие культуры безопасности движения в холдинге «РЖД»;

— итоги проведенных аудитов СМБД и принятые на их основе управленческие решения;

— выполнение установленных и запланированных целевых показателей;

— поддержание компетентности персонала и готовности выполнения им своих задач;

— рассмотрение процедур менеджмента риска;

— анализ функционирования процессов, связанных с безопасностью движения.



9. Контроль за созданием и функционированием СМБД

9.1. Общий контроль за созданием и функционирование СМБД в организациях осуществляется уполномоченным подразделением аппарата управления ОАО «РЖД», а в их территориальных и структурных подразделениях, уполномоченным подразделением железных дорог.

9.2. Контроль за созданием и функционирование СМБД внутри организаций осуществляют их руководители.



10. Полномочия и ответственность за исполнение требований к СМБД, ее внедрение и поддержание в рабочем состоянии

10.1. Руководство организации должно обеспечивать внедрение СМБД, ее соответствие установленным требованиям, а также постоянное улучшение ее результативности посредством:

— доведения до сведения персонала организации важности выполнения требований СМБД;

— разработки политики и целей в области безопасности движения, гармонизированных с политикой в области безопасности движения холдинга «РЖД»;

— проведения анализа состояния безопасности движения в организации со стороны руководства;

— обеспечения необходимыми ресурсами для внедрения и поддержания в рабочем состоянии СМБД.

10.2. Руководство организации должно обеспечивать, чтобы политика в области безопасности движения:

— соответствовала целям организации;

— включала в себя обязательство соответствовать установленным требованиям и постоянно повышать результативность СМБД;

— создавала основы для постановки и анализа целей в области безопасности движения;

— была доведена до сведения персонала организации и понятна ему;

— постоянно обновлялась и анализировалась, осуществлялся регулярный мониторинг проводимой политики в области СМБД.

10.3. Руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в области безопасности движения были установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях организации. Цели в области безопасности движения должны быть измеримыми и согласуемыми с проводимой политикой в области безопасности движения.

10.4. Руководство организации должно обеспечивать:

— планирование создания, поддержания и улучшения СМБД для достижения целей в области безопасности движения;

— сохранение целостности СМБД при планировании, внедрении и внесении в нее изменений.

10.5. Руководство организации должно обеспечивать определение и доведение до сведения персонала организации ответственности и полномочий.

10.6. Руководство организации должно обеспечивать установление в организации соответствующих процессов обмена информацией, включая информацию, относящуюся к результативности СМБД.

10.7. Руководство организации и назначенный им представитель должны анализировать через запланированные интервалы времени, но не реже одного раза в квартал, функционирование СМБД на предмет ее постоянной пригодности, достаточности и результативности.

Для анализа функционирования СМБД со стороны руководства организации должны быть установлены входные данные, такие как:

— анализ функционирования производственных процессов со стороны их руководителей;

— результаты аудитов СМБД;

— результаты проверок состояния обеспечения безопасности движения в организации, проведенных государственными надзорными органами и уполномоченными подразделениями владельца инфраструктуры;

— фактические показатели состояния безопасности движения;

Данный анализ должен включать в себя оценку возможностей улучшений и потребности в изменениях в СМБД, в том числе в политике и целях в области безопасности движения.



11. Идентификация и оценка рисков в области СМБД

11.1. Для идентификации рисков, оценки рисков и определения мер управления рисками:

— организация должна разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации рисков, оценки рисков и определения, необходимых мер управления рисками в определенной области применения СМБД;

— процедуры идентификации рисков и оценки рисков должны принимать во внимание системные факторы, влияющие на безопасность движения;

— в результате выполнения работы по идентификации рисков, оценки рисков и определения мер управления рисками в области безопасности движения должны быть выявлены опасности и факторы риска, которые оказывают или могут оказывать значимое влияние на риски в области безопасности движения;

— организация должна выполнять процедуры идентификации рисков и оценки рисков в области безопасности движения в случаях, когда в деятельность организации предполагается внести изменения, способные привести к новым рискам в этой области;

— для менеджмента изменений организация должна обеспечить проведение переоценки рисков в области безопасности движения, связанной с предполагаемыми изменениями в своей деятельности;

— на этапе идентификации рисков организация должна определить возможные аварийные ситуации и связанный с ними масштаб рисков причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу юридических и физических лиц, окружающей среде. Эти действия необходимы для разработки и внедрения процедуры реагирования на данные ситуации;

— методология по идентификации рисков и оценке рисков должна быть определена с учетом области ее применения, характера и времени применения, чтобы обеспечить ее предупредительный характер, а также обеспечивать идентификацию, ранжирование по степени значимости и документирование рисков, а также применение соответствующих мер управления ими;

— организация должна документировать и поддерживать в рабочем состоянии результаты идентификации рисков, оценки рисков и разработки мер управления рисками в области безопасности движения. Необходимо принимать меры, чтобы идентифицированные значимые риски в области безопасности движения, а также соответствующие им меры управления были приняты во внимание при разработке, внедрении и поддержании СМБД в рабочем состоянии.

Интересно почитать:   Распоряжение ОАО РЖД от 30.09.2011 N 2134р



12. Организация разработки и документирование СМБД

12.1. Руководство организации должно принять на себя общую ответственность за разработку, внедрение, поддержание функционирования и постоянное улучшение СМБД.

12.2. Функции общего руководства и оперативного управления СМБД определяются требованиями к СМБД, установленные настоящими требованиями ко всем элементам СМБД.

12.3. Функциональные обязанности, ответственность, подчиненность и полномочия должны быть документированы и доведены до сведения всех лиц, которых они касаются;

12.4. Руководство организации должно назначить своего представителя, который независимо от других функциональных обязанностей должен нести ответственность и иметь полномочия, распространяющиеся на:

— обеспечение разработки, внедрение и поддержание функционирования СМБД в рабочем состоянии в соответствии с требованиями настоящего документа;

— представление руководству организации для анализа отчетов о результативности СМБД, включая рекомендации по ее улучшению.

12.5. Руководство организации должно обеспечить и документально оформить ответственность работников на рабочих местах за те аспекты СМБД, которыми они управляют, включая соблюдение обязательных требований, правил и норм в области безопасности движения.



13. Проверка и мониторинг результативности СМБД

13.1. Организация должна разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры регулярного мониторинга и измерений результативности мер и методов управления рисками в области СМБД, которые должны предусматривать:

— качественные и количественные измерения, необходимые для обеспечения безопасности движения;

— выполняется ли политика, и достигаются ли цели в области безопасности движения;

— внедрено ли и насколько результативно управление рисками в области безопасности движения;

— существуют ли и насколько результативны действия по обеспечению осведомленности и подготовки персонала, по выполнению программы консультирования.



14. Оценка соответствия

14.1. Руководство организации должно:

— разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру периодической оценки соответствия своей деятельности применимым законодательным и нормативным требованиям по безопасности движения;

— периодически оценивать соответствие своей деятельности другим требованиям, с которыми оно согласилось и обязалось выполнять.



15. Аудит СМБД

15.1. Организация должна проводить аудиты СМБД.

15.2. Основными функция аудита СМБД являются:

— осуществление проверок систем управления, предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных несоответствий в СМБД и производственных процессах входящих в ее область, а также предоставление рекомендаций по повышению эффективности управления;

— осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию.

15.3. При аудите СМБД проверяют соответствие выполняемых процессов, связанных с обеспечением безопасности движения требованиям нормативных документов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих работу проверяемых подразделений по обеспечению безопасности движения.

15.4. Руководство организации должно обеспечить проведение с запланированной периодичностью внутренних аудитов, чтобы определить:

— соответствует ли СМБД запланированным мероприятиям в области СМБД;

— должным ли образом СМБД внедрена и поддерживается ли в рабочем состоянии;

— результативна ли СМБД в части реализации политики и достижения целей в области безопасности движения.

15.5. Руководство внедряющей СМБД организации должно планировать программы аудитов, определять критерии, область применения, частоту и методы проведения аудитов.

15.6. Объектами аудитов СМБД являются производственные процессы и СМБД.

15.7. Руководство организации должно обеспечить наличие необходимых дополнительных компетенций у персонала ответственного за организацию и проведение аудитов СМБД.

15.8. Выбор аудиторов и проведение аудитов должны обеспечивать объективность и беспристрастность процесса аудита СМБД.

15.9. В организации должна быть разработана документированная процедура распределения ответственности и требований, связанных с планированием и проведением аудитов СМБД, ведением записей, составлением и хранением отчетов о результатах проведенных аудитов СМБД.

15.10. Руководство организации, ответственное за проверяемые области деятельности, должно обеспечивать разработку и осуществление корректирующих действий для устранения обнаруженных несоответствий и вызвавших их причин. Последующие действия должны включать в себя верификацию принятых мер и подготовку отчета о результатах верификации.



16. Действия по улучшению СМБД

16.1. Организация должна разработать документированную процедуру работы с выявленными и потенциально возможными несоответствиями, важными для безопасности движения, а также осуществления соответствующих корректирующих и предупреждающих действий. Указанные процедуры должны быть разработаны для определения требований по:

— анализу несоответствий, определению их коренных причин и осуществлению корректирующих действий для исключения их повторений;

— оценке необходимости принятия и внедрения адекватных предупреждающих действий для предотвращения возникновения несоответствий;

— записям результатов выполнения принятых корректирующих и предупреждающих действий;

— анализу результативности выполненных корректирующих и предупреждающих действий.

16.2. Все корректирующие и предупреждающие действия, осуществленные для устранения причин реальных и потенциальных несоответствий, должны соответствовать значимости проблем и быть соразмерными рискам в области безопасности движения.

16.3. В случаях, когда осуществление корректирующих и предупреждающих действий может привести к новым или измененным рискам или к необходимости разработки новых или измененных мер управления рисками, процедура должна предусматривать в качестве обязательного требования проведения оценки рисков до внедрения разработанных мер.

16.4. По результатам выполнения предупреждающих действий внедряющая СМБД организация должна обеспечить внесение необходимых изменений в соответствующую документацию СМБД.



17. Непрерывное улучшение СМБД

17.1. Постоянное повышение уровня безопасности движения осуществляется на основе регулярного менеджмента непрерывно функционирующей СМБД и реализации цели постоянного улучшения СМБД. Действия по улучшению должны включать:

— анализ и оценку существующего положения для определений областей для улучшения;

— установление целей улучшения;

— поиск возможных решений для достижения целей;

— оценивание и принятие решений;

— выполнение принятых решений;

— измерение, проверку, анализ и оценку результатов выполнения принятых решений для определения того, достигнуты ли цели;

— оформление изменений.

17.2. Результаты анализируются с целью определения дальнейших возможностей для улучшения. Улучшение является постоянной деятельностью.

17.3. Руководство организации должно постоянно повышать результативность СМБД путем использования результатов внутренних аудитов, технических ревизий, проверок, анализа данных, информации о результативности корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа СМБД в целом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности