Распоряжение ОАО РЖД от 14.04.2015 N 960р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 апреля 2015 г. N 960р
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ТИПОВОЙ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ ДЕЖУРНОГО ПО ЭКСПЛУАТАЦИОННОМУ ЛОКОМОТИВНОМУ ДЕПО
В целях совершенствования организации оперативной работы дежурных по эксплуатационному локомотивному депо:
1. Утвердить и ввести в действие с 20 апреля 2015 г. прилагаемую Типовую должностную инструкцию дежурного по эксплуатационному локомотивному депо.
2. Начальникам региональных дирекций тяги довести данное распоряжение до причастных работников, организовать изучение и выполнение указанной Типовой должностной инструкции в эксплуатационных локомотивных депо.
3. Признать утратившими силу распоряжение ОАО «РЖД» от 9 октября 2009 г. N 2074р «О введении в действие типовой должностной инструкции дежурного по эксплуатационному локомотивному депо ОАО «РЖД» и распоряжение Дирекции тяги от 2 июля 2012 г. N ЦТ-52/р «О введении в действие типовой должностной инструкции дежурного по эксплуатационному локомотивному депо ОАО «РЖД».
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальников региональных дирекций тяги.
Вице-президент ОАО «РЖД»
А.В.Воротилкин
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО «РЖД»
от 14.04.2015 г. N 960р
ТИПОВАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ДЕЖУРНОГО ПО ЭКСПЛУАТАЦИОННОМУ ЛОКОМОТИВНОМУ ДЕПО
1.1. Дежурным по эксплуатационному локомотивному депо (далее — дежурный по депо) назначается лицо, имеющее:
— образование не ниже среднего профессионального (технического) и стаж работы в должности машиниста не менее 3 лет, или в должности помощника машиниста не менее 5 лет;
— свидетельство на право управления локомотивом;
— практический опыт эксплуатационной работы;
— навыки организаторских способностей;
— знание местных условий работы эксплуатационного локомотивного депо (далее — депо) и станции расположения депо;
— знание и умение работать в автоматизированных информационных системах, непосредственно необходимых для эксплуатационной работы;
— знание порядка взаимодействия с ремонтным комплексом, сервисными компаниями;
— свидетельство о прохождении аттестации работников ОАО «РЖД», производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования.
1.2. Дежурный по депо должен знать:
— правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;
— инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации;
— инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации;
— нормативные документы ОАО «РЖД», Дирекции тяги, железной дороги в объеме, необходимом для выполнения своих должностных обязанностей;
— устройство и правила эксплуатации локомотивов, виды текущих ремонтов и технических обслуживаний;
— распределение локомотивного парка по видам работ;
— нормы простоя локомотивов на текущих ремонтах, технических обслуживаниях и экипировке;
— нормы времени на передвижение локомотивов на путях депо и на станции;
— нормы времени на прием и сдачу локомотивов локомотивными бригадами;
— план и профиль пути, техническо-распорядительный акт станции местонахождения депо;
— график оборота локомотивов по депо, участку обслуживания и станциям оборота локомотивов и локомотивных бригад;
— расписание и скорости движения поездов на участках обслуживания локомотивных бригад;
— порядок постановки локомотивов на консервацию, оперативный резерв Центральной дирекции управления движением и технологический резерв Дирекции тяги;
— основы организации труда и управления локомотивным комплексом;
— действующие договоры с третьими лицами на предоставление локомотивов;
— федеральные законы о железнодорожном транспорте, основы трудового законодательства Российской Федерации в объеме, необходимом для выполнения своих должностных обязанностей;
— положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов;
— правила и инструкции по охране труда, санитарные нормы и правила;
— правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте;
— устав ОАО «РЖД»;
— коллективный договор;
— нормативные документы о дисциплине работников ОАО «РЖД»; положение о структурном подразделении.
1.3. Кандидат перед назначением на должность дежурного по депо проходит стажировку (не менее 10 смен). После окончания стажировки кандидату в установленном порядке проводится аттестация.
По результатам аттестации издается приказ о назначении на должность дежурного по депо.
1.4. Дежурный по депо обеспечивает:
— своевременную подготовку и выдачу локомотивов под поезда и на другие виды движения согласно наряд-заказу и графику оборота;
— контроль за временем оборота локомотива в депо, а также на станциях оборота локомотива и локомотивных бригад;
— инструктаж по охране труда работников смены;
— руководство работой всех работников единой смены;
— явку локомотивных бригад в предстоящую поездку или на другие виды работ;
— взаимодействие эксплуатационного локомотивного депо с сервисными локомотивными депо в части своевременной постановки локомотивов на техническое обслуживание и ремонт, а также выход локомотивов после ремонта и технического обслуживания;
— контроль за сохранностью локомотивов, находящихся на тракционных путях депо (за исключением локомотивов, находящихся на ремонте и техническом обслуживании), в том числе за расходом дизельного топлива и электроэнергии;
— контроль режима прогрева локомотивов в зависимости от погодных условий;
— контроль инвентаря строгого учета и норм закрепления ТПС на путях депо;
— выполнение Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286, зарегистрированным Минюстом России 28 января 2011 г. N 19627.
1.5. В единую смену, возглавляемую дежурным по депо, входят:
— нарядчики локомотивных бригад;
— работники, занятые на вызове локомотивных бригад в поездку;
— локомотивные бригады, занятые на прогреве, экипировке локомотивов, маневровой работе на деповских путях, а также локомотивные бригады, выполняющие работу по перегонке локомотивов на станцию для их приемки поездными локомотивными бригадами;
— водители автомобилей, работающие на доставке локомотивных бригад в поездку, в дома отдыха локомотивных бригад;
— дежурные стрелочных постов;
— обслуживающий персонал домов отдыха локомотивных бригад;
— операторы ЭВМ при дежурном по депо или нарядчике.
В оперативном подчинении (по согласованию с сервисной компанией) у дежурного по депо находятся мастер и бригадир смены слесарей пункта технического обслуживания локомотивов, диспетчер сервисного локомотивного депо.
Локомотивные бригады, выполняющие маневровые работы по перестановке локомотивов на ремонтных позициях сервисного локомотивного депо, находятся в оперативном подчинении у дежурного по депо.
1.6. Дежурный по депо в отсутствие начальника эксплуатационного локомотивного депо и его заместителей является ответственным должностным лицом по обеспечению эксплуатационной деятельности депо и вправе принимать для этого оперативные решения (по организации подмены локомотивных бригад на участке, замены неисправных локомотивов, замены локомотивных бригад при их неявке, болезни и т.д.).
1.7. Дежурный по депо непосредственно подчиняется начальнику эксплуатационного локомотивного депо и в оперативном подчинении — заместителю начальника эксплуатационного локомотивного депо (по эксплуатации), диспетчерскому аппарату регионального Центра управления перевозками.
1.8. В своей работе дежурный по депо руководствуется:
— наряд-заказом на содержание в эксплуатируемом парке локомотивов по видам движения;
— суточным планом поездной и маневровой работы, планом выдачи локомотивов на другие виды движения, графиком движения поездов;
— приказами, указаниями, правилами и инструкциями ОАО «РЖД» и его филиалов;
— правилами и инструкциями по обеспечению исправного санитарно-технического состояния тягового подвижного состава (далее — ТПС);
— планом-заданием на постановку и выпуск локомотивов из всех видов текущего ремонта и пунктов технического обслуживания ремонтных локомотивных депо или сервисных компаний.
2. Обязанности дежурного по депо
2.1. При заступлении на смену дежурный по депо обязан:
— ознакомиться с планом предстоящей работы;
— по программе АРМ-нарядчик проверить обеспечение локомотивными бригадами суточного сменного плана поездной и маневровой работы;
— проверить соответствие по номерному списку локомотивов, находящихся на всех видах текущего ремонта и технического обслуживания в ремонтных локомотивных депо или сервисных компаниях, а также находящихся на консервации, на тракционных путях эксплуатационного локомотивного депо;
— принять от сдающего дежурного по депо инструмент строгого учета с записью о приемке в журнале;
— проверить закрепление локомотивов, состояние средств экипировки, поворотных устройств, работу водоснабжения и электросилового хозяйства, устройств электроснабжения и контактной сети через работников, входящих в единую смену;
— ознакомиться с планом постановки локомотивов на ремонт в сервисное локомотивное депо, заправки и выпуска локомотивов из ремонта;
— ознакомиться с вновь поступившими приказами, указаниями и другими нормативными правовыми актами ОАО «РЖД» и его филиалов, заданиями руководства депо;
— убедиться в работоспособном состоянии технических средств предрейсового инструктажа;
— ознакомить всех работников смены с планом предстоящей работы;
— проконтролировать ознакомление работников, непосредственно связанных с безопасностью движения поездов, с материалами текущего и внеочередных инструктажей по кругу своих обязанностей;
— проинструктировать работников, непосредственно связанных с безопасностью движения поездов, по вопросам охраны труда и соблюдения правил техники безопасности.
2.2. После выполнения текущего ремонта и технического обслуживания локомотивов в ремонтных локомотивных депо или сервисных компаниях дежурный по депо обязан:
— с использованием автоматизированного рабочего места дежурного по депо (АРМ ТЧД) автоматизированной системы управления локомотивным хозяйством (АСУТ) убедиться в соответствии вида выполненного планового ремонта (технического обслуживания) и времени его окончания. Готовность локомотивов к выдаче из сервисного локомотивного депо подтверждается приемщиком локомотивов и должностным лицом ремонтного локомотивного депо или сервисной компании по наличию записи, заверенной должностным лицом в Книге учета готовности локомотивов (форма ТУ-150);
— с использованием автоматизированной системы АС АВПО убедиться о выдаче локомотивов на хозяйственную работу согласно выданной заявке;
— через смену маневровых машинистов проконтролировать:
— наличие записей в журнале технического состояния локомотивов формы ТУ-152 о выполненном ремонте;
— наличие и исправность инструмента, сигнальных принадлежностей и тормозных башмаков;
— полное обеспечение локомотива топливом, смазкой, охлаждающей жидкостью, песком.
2.3. Дежурный по депо обязан обеспечить сохранность локомотивов на деповских путях в порядке, установленном в депо, руководствуясь следующим:
— локомотивы должны быть заторможены ручными тормозами, тормозными башмаками. Порядок установки и количество тормозных средств устанавливается приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо;
— кабины машиниста локомотивов должны быть заперты на замок, ключи от кабины машинистов и пультов управления локомотивами должны храниться в шкафу в помещении дежурного по депо;
— в зимнее время все оборудование локомотивов, подверженное замораживанию и потере сопротивления изоляции, должно быть поставлено на прогрев (просушку) в порядке, установленном приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо, согласованным с начальником сервисного локомотивного депо.
Количество локомотивных бригад, занятых на прогреве локомотивов на деповских путях или при отстое на станционных путях в горячем состоянии, устанавливается приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо, исходя из местных условий работы.
2.4. Дежурный по депо при выполнении своих должностных обязанностей должен лично или через работников единой смены контролировать:
— соблюдение поточности передвижения по деповским путям локомотивов;
— маневровую работу на деповских путях в соответствии с приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо;
— выполнение всеми работниками смены, а также локомотивными бригадами при приемке или сдаче локомотивов правил и инструкций по охране труда и производственной санитарии, требований безопасности движения;
— состояние стрелочных переводов деповских путей, деповских обустройств в цехах и на территории депо, экипировочных устройств;
— содержание в надлежащем порядке территории депо и мест экипировки локомотивов.
По выявленным недостаткам и отступлениям от норм содержания локомотивов, сооружений и устройств деповского хозяйства дежурный по депо принимает меры к их устранению.
2.5. Дежурный по депо обязан:
— своевременно выдавать исправные локомотивы на контрольный пост;
— лично контролировать явку локомотивных бригад на работу;
— обеспечить проведение предрейсового инструктажа локомотивным бригадам, там где это установлено приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо;
— принимать меры к недопущению нахождения локомотивных бригад в пунктах оборота локомотивов сверх времени, установленного нормой;
— заблаговременно уведомлять очередную локомотивную бригаду об изменении времени и места явки ее на работу в случаях отмены или задержки поездов;
— обеспечивать по приказу поездного диспетчера выдачу локомотивов под пожарные и восстановительные поезда для их отправления в установленное время;
— проверять содержание записей в «Книге замечаний машинистов» формы ТУ-137, обо всех случаях, требующих принятия срочных мер, немедленно, в установленном порядке, ставить в известность руководство эксплуатационного локомотивного депо, начальника соответствующего предприятия и ответственных работников железной дороги;
— контролировать выполнение технологических норм простоя локомотивов под техническими операциями на деповских путях;
— с использованием АРМ ТЧД своевременно вводить в АСУТ информацию о наличии и состоянии локомотивного парка, работе и показателях использования локомотивов, а также другую установленную информацию;
— с использованием автоматизированных программ СИРИУС, ГИД УРАЛ, АСУТ Т контролировать передислокацию локомотивов в (из) заводской (го) вид(а) ремонта;
— знать систему пожарного обеспечения и расположения наружных пожарных гидрантов и обеспечивать расстановку ТИС с обеспечением подъезда к ним пожарных машин;
— знать порядок подачи и снятия напряжения в контактной сети на тракционных путях, установленный в каждом локомотивном депо в соответствии с инструкцией по технике безопасности;
— знать схему тракционных путей и схему секционирования контактной сети эксплуатационного локомотивного депо.
2.6. При явке локомотивной бригады на работу дежурный по депо:
— с использованием АРМ нарядчик дежурный по депо убеждается в готовности локомотивной бригады к выполнению должностных обязанностей, в том числе прохождение локомотивной бригадой предрейсового медицинского осмотра и предрейсового инструктажа;
— проверяет наличие документов у локомотивной бригады (удостоверение личности, у машинистов и помощников с правами управления отметку в удостоверении личности о сдаче прав управления в отдел кадров, удостоверение по электробезопасности, наличие предупредительных талонов, технических и служебных формуляров);
— заверяет маршрут машиниста своей подписью и должностным штампом, указав серию, номер и место приемки локомотива на деповских путях. В случае приемки локомотива на станционных путях сообщает местонахождение локомотива на станции;
— сообщает локомотивной бригаде порядок и время выезда на станцию;
— вручает машинисту маршрут, служебные формуляры локомотивной бригады, скоростемерную ленту или электронный носитель памяти, картридж РПДА, ключи от локомотива.
2.7. Дежурному по депо запрещается:
— выпускать локомотивы в эксплуатацию с превышением норм пробега от технических обслуживаний и ремонтов с учетом допустимых отклонений, а также с неисправностями, указанными в Правилах технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, глава 12, п. 24 приложение 5;
— менять состояние локомотива в информационных системах на несоответствующее на текущее время состояние;
— отправлять локомотивную бригаду в поездку в ночное время, если она перед этим отработала две ночи подряд;
— назначать и отправлять машиниста и помощника машиниста локомотива в поездку со временем отдыха менее установленного;
— назначать в поездку или на маневры (дежурство) машиниста локомотива с нарушением сроков проведения контрольно-инструкторской поездки или с отсутствием заключения машиниста-инструктора на участке обслуживания или серии обслуживаемых локомотивов;
— назначать машиниста и помощника машиниста локомотива для совместной поездки, если каждый из них имеет стаж работы в должности менее одного года и без проведения инструктажа вновь сформированной локомотивной бригады начальником эксплуатационного локомотивного депо или заместителем начальника депо по эксплуатации;
— допускать локомотивную бригаду до работы при отсутствии у нее служебных формуляров по любым причинам;
— допускать вновь сформированную локомотивную бригаду для совместной поездки без проведения инструктажа начальником эксплуатационного локомотивного депо или заместителем начальника депо по эксплуатации.
3. Права и ответственность дежурного по депо
3.1. Дежурный по депо имеет право:
— требовать от всех работников единой смены выполнения их должностных обязанностей, правил и инструкций по кругу обязанностей, приказов и указаний по обеспечению безопасности движения;
— временно отстранять от выполнения обязанностей работников единой смены и локомотивных бригад в случае неподготовленности их к работе, а также когда их действия угрожают безопасности движения, с последующим докладом об этом начальнику эксплуатационного локомотивного депо или его заместителю;
— принимать самостоятельно решения о замене в необходимых случаях поездных и маневровых локомотивов с целью своевременного выполнения сменно-суточного плана поездной и маневровой работы;
— привлекать к выполнению работ, не связанных с выполнением должностных обязанностей работников единой смены, в исключительных случаях по производственной необходимости, с предварительным проведением с ними целевого инструктажа по охране труда.
3.2. Дежурный по депо несет ответственность за:
— состояние трудовой и производственной дисциплины среди работников подчиненной ему смены;
— обеспечение качественного выполнения сменно-суточных планов и оперативных плановых заданий;
— выполнение установленных норм простоя локомотивов под техническими операциями;
— своевременный вызов локомотивных бригад на работу;
— своевременную постановку локомотивов на ремонт или на техническое обслуживание в сервисное локомотивное депо;
— сохранность локомотивов, находящихся на территории депо;
— своевременную выдачу локомотивов и локомотивных бригад согласно суточному плану, графику оборота и заявкам диспетчерского аппарата;
— выдачу локомотивов под поезда и другие виды работы в технически исправном состоянии;
— обеспечение охраны труда и соблюдение правил техники безопасности работниками смены и локомотивными бригадами, находящимися на территории депо;
— своевременную, качественную передачу достоверных данных в АСУТ о наличии и состоянии локомотивного парка, работе и показателях использования локомотивов, а также другой установленной информации.