КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫМИ ПРОЕКТАМИ ХОЛДИНГА «РЖД» ЗА РУБЕЖОМ (часть 14) от 2 октября 2012 г. N 281
CRCC (Китай)
Деятельность по развитию международных инфраструктурных проектов CRCC (China Railway Construction Company) реализуется в рамках структурного подразделения ССЕСС (China Civil Engineering Construction Company). Инжиниринговая компания ССЕСС является 100% дочерним обществом CRCC.
Ключевые виды деятельности:
— Проектирование.
— Инжиниринг.
— Строительство.
— Консультирование.
Стратегия развития CRCC рассматривает международную экспансию как один из ключевых векторов развития компании. Внешнеэкономическая деятельность ССЕСС реализуется в более чем 60 странах мира. Первым проектом ССЕСС стало строительство железной дороги между Танзанией и Намибией, а одним из последних — проект комплексной реконструкции железнодорожного сообщения в Нигерии стоимостью 8,3 млрд. долл. США.
Крупнейшие международные инфраструктурные проекты:
— Ливия. Строительство железнодорожной ветки «Хомс — Сирт» протяженностью 352 км и «Сабха — Мисрата» протяженностью 800 км общей стоимостью 2,6 млрд.долл. США.
— Саудовская Аравия. Строительство первой линии метрополитена в Мекке протяженностью 18 км и стоимостью 1,7 млрд.долл. США.
China Railway Group (Китай)
Деятельность по развитию международных инфраструктурных проектов China Railway Group реализуется в рамках структурного подразделения China National Overseas Engineering Corporation. Инжиниринговая компания China National Overseas Engineering Corporation является 100% дочерним обществом China Railway Group.
На уровне аппарата управления China Railway Group выделяется Департамент международного бизнеса.
В настоящее время компания реализует ряд международных инфраструктурных проектов, в частности проекты в Венесуэле, Эфиопии, Лаосе.
Стратегия развития компании нацелена на международную экспансию, выход на рынки соседних стран, таких как Лаос, Бирма, Таиланд и Монголия. В качестве целевых компания также рассматривает рынки развивающихся стран Центральной Азии, Среднего Востока, Латинской Америки и Африки.
Способом выхода на международный рынок China National Overseas Engineering Corporation является кооперация с ведущими международными игроками и местными участниками.
Проведенный анализ позволяет определить ключевые особенности управления зарубежными инфраструктурными проектами ведущих компаний:
— Экспансия на зарубежные рынки является стратегическим приоритетом развития компаний. Стратегия развития ВЭД вписывается в рамки общей стратегии развития компании.
— Выделяются отдельные структурные подразделения материнской компании, которые осуществляют инфраструктурные проекты за рубежом — специализированные дочерние компании со 100%-ным или частичным участием материнской компании.
— Дочерние компании являются крупными независимыми игроками, функционирующими на международной арене. Компании способны самостоятельно принимать решения об участии в проекте и обладают компетенциями для его успешной реализации.
— Выход на зарубежный рынок осуществляется путем создания совместного предприятия (СП) с иностранным контрагентом в регионе реализации проекта. Дальнейшее развитие в целевых регионах осуществляется посредством развития филиальной сети для продвижения корпоративных продуктов и услуг.
— Дочерние компании используют аффилированность с материнской компанией и ее брендом как конкурентное преимущество. Компании имеют значительный опыт реализации инфраструктурных проектов за рубежом, опыт реализации комплексных проектов.
— Дочерние компании способны привлекать финансирование под реализуемые инфраструктурные проекты. Финансирование проектов осуществляется через займы независимых банковских институтов (европейская модель) или на правительственном уровне под государственные гарантии связанным банкам (китайская модель).