Распоряжение ОАО РЖД от 25.07.2014 N 1727р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 июля 2014 г. N 1727р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ТОРМОЗА СТОЯНОЧНОГО N 382 — 2014 ПКБ ЦВ
1. Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2014 г. прилагаемое Руководство по техническому обслуживанию тормоза стояночного N 382 — 2014 ПКБ ЦВ.
2. Директору Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства Иванову А.О. обеспечить хранение подлинника, тиражирование и рассылку Руководства по техническому обслуживанию тормоза стояночного N 382 — 2014 ПКБ ЦВ по заявкам Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры — филиала ОАО «РЖД».
3. Начальникам региональных дирекций инфраструктуры обеспечить изучение Руководства но техническому обслуживанию тормоза стояночного N 382 — 2014 ПКБ ЦВ и соблюдение его требований в подведомственных структурных подразделениях.
4. С введением в действие Руководства по техническому обслуживанию тормоза стояночного N 382 — 2014 ПКБ ЦВ считать недействующей в ОАО «РЖД» Инструкцию по техническому обслуживанию тормоза стояночного N 382 ПКБ ЦВ, утвержденную МПС СССР 16 августа 1982 г.
Вице-президент ОАО «РЖД»
А.В.Целько
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО «РЖД»
от 25 июля 2014 г. N 1727р
РУКОВОДСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ТОРМОЗ СТОЯНОЧНЫЙ
N 382-2014 ПКБ ЦВ
Настоящее руководство по техническому обслуживанию тормоза стояночного N 382-2014 ПКБ ЦВ устанавливает порядок и правила испытаний стояночного тормоза, при проведении технического обслуживания.
Техническое обслуживание стояночного тормоза производится при подготовке вагонов к перевозкам в пунктах подготовки вагонов, на станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками крутизной 0,018 и более в соответствии с п. 1 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации приложение N 5.
Настоящее руководство по техническому обслуживанию тормоза стояночного N 382 — 2014 ПКБ ЦВ вводится взамен инструкции по техническому обслуживанию тормоза стояночного N 382 ПКБ ЦВ (1982 г.)
1.1 Составные части стояночного тормоза
— привод стояночного тормоза, отвечающий требованиям ОСТ 24.290.01 на кронштейне;
— кронштейн с механизмом фиксации вала привода в рабочем и отпускном положении;
— штурвал диаметром 440мм;
— одна тяга, или две тяги и промежуточный рычаг (одно или двухуровневый) с кронштейном;
— валики, шайбы, шплинты.
1.2 Стояночные тормоза бывают различной модификации. В зависимости от типа вагонов, конструктивных особенностей и количества тормозных цилиндров выбираются: положение привода, размеры плеч горизонтальных, вспомогательных рычагов и расположение отверстия для тяги стояночного тормоза относительно штока тормозного цилиндра.
На рисунках 1, 2, 3 приведены схемы тормоза стояночного.
См. Рисунок 1 — Схема тормоза стояночного тип I с одним тормозным цилиндром без усиливающего рычага
См. Рисунок 2 — Схема тормоза стояночного тип II с одним тормозным цилиндром и усиливающим рычагом
См. Рисунок 3 — Схема стояночного тормоза тип III с двумя тормозными цилиндрами и усиливающим рычагом
Технические характеристики приведены в таблице 1.
Таблица 1 Основные технические характеристики тормоза стояночного
Тип основного (автоматического |
Фрикционный, колодочный, одностороннего |
||
С одним тормозным цилиндром |
С двумя |
||
Условный тип стояночного тормоза |
I |
II |
III |
Тип тормозных колодок |
Композиционные |
||
Размеры плеч горизонтальных |
145/355/90 |
195/465/90 |
300/360/100 |
Передаточное число рычажной |
5,713 |
5,810 |
5,833 |
Число тормозных колодок, на |
8 |
8 |
4 |
Усиливающий рычаг Плечи рычага мм |
Нет |
Одноуровневый |
Двухуровневый |
Тип привода |
Ручной с устройством быстрого отпуска и |
||
Передаточное число привода |
72 |
||
КПД привода, расчетный |
0,2 |
2 УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА
2.1 Привод 5 стояночного тормоза закреплен тремя осями, (в соответствии с рисунками 1 — 3) прорезными гайками и шплинтами на кронштейне, приваренном к раме вагона на концевой или хребтовой балке. Привод изготовлен в соответствии с требованиями ОСТ 24.290.01 и включает в себя червяк с валом, оканчивающийся с одной стороны червяком, а с другой, — посадочным местом под штурвал 1. Червяк с валом 4 установлен в цапфе, обеспечивающей его вращение при рабочем положении стояночного тормоза и поворот в горизонтальной плоскости для приведения стояночного тормоза в нерабочее положение. Червяк взаимодействует с червячным сектором, установленным на оси для возможности поворота.
Червячный сектор посредством оси 6 соединен:
а) с тягой 8, которая вторым концом шарнирно соединена с одноуровневым усиливающим рычагом 9, как показано на рисунке 2 (или двухуровневым рычагом 10), приведенном на рисунке 3, который в свою очередь посредством оси соединен с тягой 14. Тяга 14 вторым концом соединена с горизонтальным рычагом посредством оси 13
или
б) с тягой 7, которая вторым концом шарнирно соединена с горизонтальным рычагом посредством оси 13, показанной на рисунке 1.
Червяк с валом проходит через паз фиксатора 3, установленного на кронштейне 2 или 6, приваренного к раме вагона.
Стопор, закрепленный на кронштейне 2 состоит из рукоятки 11 с упором, фиксируют червяк с валом в двух положениях: рабочее — когда червяк с валом входит в зацепление с червячным сектором; отпускное — когда червяк не находится в зацепление с червячным сектором. На конце вала закреплен штурвал 1.
2.2 Для приведения в действие стояночного тормоза перемещением штурвала 1 влево до упора червяк с валом вводят в зацепление с червячным сектором и фиксируют его в этом положении поворотом рукоятки 11 вниз — рабочее положение. Штурвал 1 вращают по часовой стрелке, при этом червячный сектор поворачивается по кругу оси и:
а) перемещают влево тягу 8, затем посредством одноуровневого (или двухуровневого рычага, 10 в соответствии с рисунком 3) рычага 9, тяги 14 и горизонтального рычага шток тормозного цилиндра;
б) перемещает влево тягу 7 и посредством горизонтального рычага шток тормозного цилиндра.
Шток тормозного цилиндра перемещает соответственно горизонтальные рычаги и тяги автоматического тормоза, приходит в действие тормозная рычажная передача тележек, тормозные колодки прижимаются к поверхностям катания колес — происходит торможение.
Кинематика перемещения тормозной рычажной передачи и прижатие тормозных колодок к колесам происходит также, как и при работе автоматического тормоза.
3 ПОРЯДОК И ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
3.1 Осмотреть и проверить наличие деталей стояночного тормоза (в соответствии с рисунками 1-3): Штурвала 1; рукоятки 11; фиксатора 3; кронштейна фиксатора 2; червяка с валом 4; привода 5; тяги 7(8,14); промежуточных рычагов 9,10, также кронштейнов промежуточных рычагов 12; осей 6,13,15.
3.2 Отсутствие какой-либо детали тормоза, а также изгиб, излом, трещины в деталях не допускаются.
3.3 Запрещается ставить в состав поезда вагоны, у которых неисправен стояночный тормоз.
3.4 Все шарнирные соединения и узлы трения должны быть смазаны при плановых видах ремонта. Рекомендуемые для применения масла и смазки указаны в таблицах 2,3 Общего руководства по ремонту тормозного оборудования вагонов N 732-ЦВ-ЦЛ (Извещение 32 ЦВ 5 — 2013 об изменении 732-ЦВ-ЦЛ).
3.5 Для проверки работы стояночного тормоза на торможение необходимо в соответствии с рисунками 1-3:
— повернуть вверх на себя рукоятку 11;
— ввести червяк с валом 4 в зацепление с червячным сектором отведя вал влево до упора;
— зафиксировать червяк с валом 4 в зацеплении с червячным сектором поворотом рукоятки 11 вниз;
— штурвал 1 вращать по часовой стрелке, при этом выход штока тормозного цилиндра должен быть в пределах от 25 до 70 мм. У вагонов с одним тормозным цилиндром все тормозные колодки должны плотно прижаться к колесам, у вагонов с двумя тормозными цилиндрами контролируется прижатие всех тормозных колодок на тележке, соединенной со стояночным тормозом.
3.6 Для проверки работы стояночного тормоза на отпуск необходимо:
— повернуть рукоятку 11 на себя и вверх;
— вывести червяк с валом из зацепления с червячным сектором, отведя вал вправо до упора, при этом — происходит отпуск тормоза; под действием отпускной пружины тормозного цилиндра рычажная передача возвращается в отпускное положение, тормозные колодки при этом должны отойти от колес. Перемещение вала со штурвалом стояночного тормоза должно быть плавным, без заеданий. После возвращения тормоза в отпускное положение, остаточный выход штока не допускается.
Требования безопасности должны соответствовать требованиям:
ПОТ РЖД-4100612-ЦВ-016-2012 г. N 57р.
ИОТ РЖД-4100612-ЦВ-014-2013 г. N 4р.
При производстве технического обслуживания вагоны, находящиеся на станционных путях, должны быть ограждены в соответствии с требованиями:
1) Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 4 июня 2012 г. N 162
2) Правил технической эксплуатации железных дорогах Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286.;
Местного технологического процесса работы пунктов технического обслуживания и пунктов подготовки вагонов.
ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ГОСТ 9650-80 Оси. Технические условия
ОСТ 24.290.01 Привод стояночного тормоза грузовых вагонов магистральных Железных дорог. Основные размеры и технические требования
ПОТ РЖД-4100612-ЦВ-016-2012г. N 57р Правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 17.01.2013 г;
ИОТ РЖД-4100612-ЦВ-014-2013 г N 4р Инструкция по охране труда осмотрщика вагонов, осмотрщика — ремонтника и слесаря по ремонту подвижного состава в вагонном хозяйстве ОАО «РЖД» от 09.01.2014г.
N 732-ЦВ-ЦЛ Общее руководство по ремонту тормозного оборудования вагонов (Извещение 32 ЦВ 5 — 2013 об изменении 732-ЦВ-ЦЛ).