МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА НА СТАНЦИЯХ (часть 5) от 25.06.2012 г. N 1254р М ЦД 2.10.009
8.2 Анализ имеющихся потерь в потоках создания ценности на станции
8.2.1 Классификация потерь в бережливом производстве
8.2.1.1 В любом реальном технологическом процессе имеется некоторый уровень потерь. При этом потери могут быть как очень значительными, так и практически незаметными, но за счет большого числа малые потери в сумме могут приносить даже больший урон. Причем большая часть потерь взаимосвязана, то есть возникновение одних одновременно влечет за собой другие. Например, неверная меловая разметка, как следствие, ведет к дополнительной маневровой работе, подаче вагона на путь необщего пользования без разрешения таможенного органа, и в итоге вызывает штрафные санкции на ОАО «РЖД».
8.2.1.2 Составляющие операции технологического процесса можно разделить на три вида — добавляющие ценность, скрытые потери и явные потери (рисунок 5).
К группе «зеленых» операций относятся те, которые добавляют ценность конечному продукту/услуге (то есть продвигают его к итоговому состоянию, которое требуется клиенту): подача/уборка вагонов, переформирование составов, смена тяги.
Все прочие операции в технологическом процессе являются потерями — то есть действием (или бездействием), которое потребляет ресурсы, но не создает ценности для потребителя. Общим законом бережливого производства является повышение эффективности процесса, т.е. увеличение доли «зеленых» операций за счет устранения потерь.
См. Рисунок 5 — Три типа операций в технологическом процессе
При этом «красные» потери являются явными, то есть их возникновение легко физически увидеть в процессе или отследить в отчетных данных, так как они приносят большой ущерб в работе. В отличие от них «желтые» потери присутствуют в значительно большем количестве, но являются скрытыми, то есть вред от них менее заметен и, как правило, сотрудники привыкают к ним, считают их неизбежной частью процесса. Примером явных потерь являются задержки поездов по неприему станцией, повреждение вагонов при роспуске. Примером скрытых потерь является перемещение по станции с заниженной скоростью или кружным маршрутом.
8.2.1.3 Главной задачей является выявление и минимизация скрытых потерь. Так как для устранения явных «красных» потерь, как правило, все возможные технологические меры уже приняты и дальнейшее улучшение возможно лишь за счет технических изменений в процессе, что требует времени и значительных инвестиций. Большая часть скрытых потерь после их выявления может быть устранена малозатратными изменениями технологии работы.