МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРИ УПРАВЛЕНИИ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ НА ПОЛИГОНЕ (часть 22) от 25 июня 2012 г. N 1254р
9.3.4 Для движения поездов по полигону работа по выталкивающей схеме означает планирование передачи поездов между диспетчерскими участками, их прибытия на станции без учета их необходимости на следующем этапе.
Пример — поездной диспетчер для выполнения показателя участковой скорости стремится максимально быстро пропустить группу поездов по участку и загнать их на сортировочную статью. Для станции пачкообразное прибытие поездов (особенно при отсутствии чередования разборочных и транзитных поездов) означает перегрузку работников в парках приема, задержки поездов в ожидании осмотра.
С другой стороны, возможна ситуация, когда на сортировочной станции для завершения накопления не хватает групп вагонов, которые находятся в позднее идущих поездах, В этой ситуации может понадобиться принять первые прибывающие поезда в транзитный парк либо пропустить напроход в нарушение плана формирования для освобождения сортировочного парка. Такая ситуация может возникнуть несмотря на то, что поездной диспетчер мог обеспечить данное чередование, поменяв очередность отправления поездов с предыдущей станции либо задержав отдельные поезда на промежуточных станциях участка.
В масштабе сети примером работы по принципу выталкивания является прием заявок на перевозку ТЦФТО без учета ситуации на станциях назначения до тех пор, пока в связи с возникновением критической ситуации не будет введен конвекционный запрет на отправление вагонов в адрес данной станции.
9.3.5 Организация движения поездов по полигону по вытягивающей схеме должна строиться на основе графика движения поездов с учетом наличия свободных мощностей для приема и переработки поездов на следующих станциях и участках полигона (рисунок 15).
См. Рисунок 15 — Организация движения поездов на полигоне по принципу «вытягивания»
Узловой диспетчер, прогнозируя развитие ситуации на сортировочной станции, должен иметь возможность установки приоритетов подвода поездов к узлу с прилегающих участков. План отправления поездов из узла, составленный в соответствии с графиком движения поездов, задает станции приоритет в подготовке поездов своего формирования (при наличии составов, формирование которых завершается в примерно одинаковое время); для локомотивных диспетчеров ДЦУП, станции и депо данный план задает очередность подвязки тяги к поездам и ее передислокации при нехватке тяги в узле в планируемый период <3>. Принципы вытягивания также можно применять при планировании обработки подъездных путей необщего пользования (при отсутствии заключенного ЕТП) — устанавливая приоритеты очередности обработки клиентов либо очередности подбора вагонов в составе формирующегося поезда.
———————————
<3> Подробно вопросы организации эксплуатации локомотивов и локомотивных бригад с применением принципов и инструментов бережливого производства рассмотрены в М ЦД 2.10.008.
Таким образом, в «вытягивающей» системе планирования проследования грузовых поездов по полигону поездные, станционные и локомотивные диспетчера по заданному регламенту взаимодействия согласуют друг с другом свои планы работ и получают на выходе единый тянущий план проследования поездов по диспетчерским участкам, подвода поездов к сортировочной станции и поездообразования на период 6-12 часов вперед.
Применение вытягивающей системы позволяет заранее увидеть и принять предупреждающие меры по переполнению емкости сортировочной станции, устранить сбои и неритмичности по междорожным и межрайонным стыкам.
При этом ключевым фактором успеха организации непрерывного потока движения поездов по полигону и движения по принципу вытягивания является обеспечение прозрачности процессов взаимодействия внутри дирекции управления движением и процессов ее взаимодействия с другими хозяйствами, как на региональном, так и на линейном уровне.