МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРИ УПРАВЛЕНИИ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ НА ПОЛИГОНЕ (часть 8) от 25 июня 2012 г. N 1254р
7.2 Картирование потока создания ценности
7.2.1 Карта потока создания ценности описывает фактическую последовательность этапов технологического процесса, через которые проходит изделие, числовые параметры потока и его этапов, связь управляющих информационных процессов с рабочими операциями, места потерь (простои в ожидании, места скопления запасов) в потоке.
7.2.2 Вначале строится карта потока создания ценности для текущего состояния процесса.
Рабочая группа должна придерживаться следующего порядка построения карты потока создания ценности <1>:
1. Составление карты начинается с требований потребителя. Критическим местом для начала деятельности по совершенствованию является четкое определение стоимости продукта, воспринимаемое конечным пользователем. В противном случае, существует риск совершенствования потока стоимости, который эффективно обеспечивает конечного заказчика совершенно не тем, что действительно требуется.
2. На втором этапе выстраивается материальный поток, т.е. последовательность операций или групп операций, которую проходит продукция в потоке.
3. Далее указывается материальный поток от поставщика и к потребителю.
4. Далее указывается информационные управляющие воздействия на этапы процесса и должности сотрудников, осуществляющих управление процессом.
5. После построения потока создания ценности (как материального, так и потока информации) необходимо указать итоговые временные характеристики потока, т.е. оценить соотношение операций, не добавляющих ценность, к общему времени процесса.
———————————
<1> Членам рабочей группы, если это не было проделано ранее, следует детально изучить пошаговый порядок построения карты потока создания ценности.
Пример — карта текущего состояния процесса следования транзитных поездов в четном направлении по участку Сызрань — Кинель через станцию Жигулевское Море (рисунок 5).
См. Рисунок 5 — Карта потока пропуска четных поездов по участку Сызрань-Кинель
При пропуске четных поездов по участку Сызрань-Кинель в связи с рельефом участка необходимо производить переключение воздухораспределителей на вагонах на горный режим. На станции Сызрань производится технический осмотр поездов. Далее поезда останавливаются на станции Отвага для переключения воздухораспределителей, что занимает 45 минут. Данную операцию можно было бы выполнять в ходе технического осмотра на станции Сызрань. То есть дополнительная стоянка поезда для переключения на горный режим по ст. Отвага является скрытой потерей, которая приводит к задержке поезда к моменту прибытия на ст. Жигулевское Море в 30 мин, а это не только потеря участковой скорости, но также рабочее время локомотивной бригады и производительность локомотива.