МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРИ УПРАВЛЕНИИ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ НА ПОЛИГОНЕ (часть 4) от 25 июня 2012 г. N 1254р
5.4 Основным доходным бизнесом ОАО «РЖД» является перевозка грузов. Вместе с тем следует отметить, что перевозка грузов не всегда требует высокой скорости доставки. Более приоритетным критерием для клиентов является доставка грузов по принципу «точно в срок», а уже затем принимается в расчет стоимость перевозки (рисунок 2).
См. Рисунок 2 — Требования отправителей к процессу перевозки грузов
5.5 Понятие «точно в срок» означает, что и опоздавший и прибывший раньше времени груз получателю не желателен. В первом случае может пострадать производственный процесс у получателя, а во втором ему потребуются емкости для хранения рано прибывшего груза. Действующие сегодня правила перевозки грузов эти нюансы практически не учитывают.
Поэтому главной целью работы ОАО «РЖД» является обеспечение регулярного, равномерного обслуживания отправителей с низкой вариабельностью (изменчивостью), т.е. доставка отправок клиентов в то время, в которое они того ожидают. Потребности клиентов в этом отношении также значительно отличаются. Например, автомобильные заводы обычно заинтересованы в доставке запчастей в интервале нескольких часов от ожидаемого времени прибытия, т.к. они стремятся организовывать производство с низкими складскими объемами, в то время как электростанции, хранящие большие объемы угля, вполне согласны на разброс в сроках доставки в несколько дней.
5.6 Одновременно с удовлетворением потребностей отправителей в перевозках, Компании необходимо снизить до целесообразного минимума внутренние эксплуатационные затраты на осуществление перевозок. Так как при работе в условиях конкурентного рынка прибыль, которой может распоряжаться Компания (направить на модернизацию технических средств, технологическое развитие, премирование сотрудников и т.п.), равна разнице между лимитированным уровнем дохода и внутренней себестоимостью.
5.7 Коренное отличие внедрения бережливого производства в структурных подразделениях ЦД от внедрения в других хозяйствах заключается в том, что блок движения должен полностью выполнить объем работы по удовлетворению спроса клиентов при заданном уровне развития инфраструктуры и имеющемся парке тяги, которые подчинены собственным целевым параметрам и не всегда находятся в согласии с блоком движения.
5.8 Рассмотрим задачи основных участников «бережливого» перевозочного процесса (рисунок 3):
См. Рисунок 3 — Задачи «бережливого» перевозочного процесса на полигоне дороги