Распоряжение ОАО РЖД от 30.01.2006 N 133р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 января 2007 г. N 133р
О СЛУЧАЕ СХОДА С РЕЛЬСОВ ВАГОНОВ В ПОЕЗДЕ N 3456 НА ПЕРЕГОНЕ БАРАНОВСКИЙ — РАЗДОЛЬНОЕ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
29 декабря 2006 г. при следовании грузового поезда N 3456 на перегоне Барановский — Раздольное при скорости 68 км/час у 34-го с головы состава груженного углем вагона N 65515017 произошло разрушение обода цельнокатаного левого колеса третьей колесной пары N 02928417 с отколом по кругу катания части обода общей длиной 1700 мм на расстоянии 60 мм от наружной грани.
В результате разрушения обода колеса допущен сход с рельсов вагона N 65515017 и сход двух колесных пар первой тележки 35-го вагона N 65460818 без нарушения габарита соседнего нечетного пути.
В результате схода вагоны N 65515017, 65460818 повреждены в объеме текущего отцепочного ремонта, 445 м пути в объеме капитального ремонта, сбито 5 опор и повреждено 350 м контактной сети. Перерыв движения по четному пути составил 8 часов 47 минут, движение по нечетному пути не прерывалось.
Последнее техническое обслуживание вагона N 65515017 в составе поезда N 3456 производилось 29 декабря 2006 г. на пункте технического обслуживания станции Уссурийск Дальневосточной железной дороги, от которого до места схода вагон проследовал 28 км.
Вагон N 65515017 является собственностью ОАО «РЖД», построен Уральским вагоностроительным заводом в апреле 2000 года, деповской ремонт проходил 4 августа 2005 г. в вагонном ремонтном депо Челябинск Южно-Уральской дирекции по ремонту грузовых вагонов — структурном подразделении Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов, текущий ремонт — 31 октября 2006 г. в эксплуатационном вагонном депо Смычка Свердловской железной дороги по неисправности — «тонкий гребень», с заменой четырех колесных пар.
Колесная пара N 029028417 сформирована заводом «Азовмаш» (Украина) в июне 1991 г., полное освидетельствование проходила в вагонном ремонтном депо Люблино Московской дирекции по ремонту грузовых вагонов — структурном подразделении Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов в марте 2005 г., обыкновенное освидетельствование с обточкой поверхности катания колес проводилось в эксплуатационном вагонном депо Смычка Свердловской железной дороги в октябре 2006 г.
Толщина обода левого колеса составила 30 мм. Дефекты на поверхности катания колеса (выщербины, ползуны, навары) отсутствуют.
На наружной грани обода разрушившегося левого колеса и на правом колесе отсутствуют знаки и клейма завода-изготовителя.
Дополнительным расследованием и изучением учетных форм по формированию колесных пар, диаграмм запрессовки, сертификатов качества поставленной продукции и других документов, предоставленных заводом «Азовмаш», установлено, что формирование колесной пары N 029028417 на заводе «Азовмаш» производилось колесами N 183761 (правая сторона) и N 181267 (левая сторона) производства ОАО «Выксунский металлургический завод».
Согласно техническому заключению ВНИИЖТ на основании проведенных металлографических исследований, материалов расследования и фрагментов изломавшихся частей левого колеса N 181267 причиной разрушения обода колеса являлась трещина малоцикловой усталости, образовавшаяся под слоем наклепанного металла. Возникновение и развитие данной трещины связано с низким металлургическим качеством колесной стали, пониженными механическими свойствами тонкоободного колеса и исчерпанием возможности дальнейшей пластической деформации металла под действием эксплуатационных нагрузок.
При рассмотрении материалов расследования данного случая в ОАО «РЖД» 17 января 2007 г. установлено, что организация работ по ликвидации последствий схода была проведена неудовлетворительно, что привело к неоправданной задержке движения поездов по четному пути перегона Барановский — Раздольное.
Из-за неправильных действий дежурного по отделению Горкунова А.В. приказ о подъеме восстановительных поездов станций Уссурийск и Первая Речка был передан со значительной задержкой.
Начальники восстановительных поездов станции Уссурийск Норман С.Н. и станции Первая Речка Бесклейный И.В. не приняли мер по применению на месте ремонтных работ приборов освещения, проявили медлительность в выработке плана действий по ликвидации последствий схода. Возглавляющий работу по уборке вагона N 65515017 заместитель начальника восстановительного поезда станции Партизанск Уколкин С.И. неправильно оценил ситуацию с местом расположения крана ЕДК-300/5 и не проверил соответствие его грузоподъемности весу вагона с учетом остатков груза, превысил нормативное время на уборку единицы подвижного состава.
Главный ревизор Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги Гамков А.Н. в нарушение обязательств, предусмотренных пунктами 2.2.1., 2.2.3. трудового договора 29 апреля 2003 г. N 106-А, ослабил контроль за готовностью восстановительных поездов к оперативному выезду на место производства работы, неудовлетворительно организовал общее руководство восстановительными работами на месте схода вагонов. Не выработал единый план восстановления движения в сложившейся ситуации.
Начальник Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги Осипов В.А. в нарушение обязательств, предусмотренных пунктом 2.3.2. трудового договора от 20 октября 2004 г. N 52, не принял оперативные меры для освобождения перегона от головной и хвостовой части поезда, не скоординировал работу восстановительных поездов и не организовал своевременную доставку деталей верхнего строения пути.
Руководители Дальневосточной железной дороги в ходе ликвидации последствий схода вагонов на перегоне Барановский — Раздольное сознательно ввели в заблуждение руководство ОАО «РЖД», формально отчитавшись о сроке окончания восстановительных работ. При этом умышленно в программе ГИД «Урал-ВНИИЖТ» на графике исполненного движения поездов по участку Барановский — Раздольное показано фиктивное проследование по четному пути поезда N 1210, который проследовал фактически по нечетному пути.
На Дальневосточной железной дороге, несмотря на допущенный 29 декабря 2006 г. случай разрушения колесной пары, не приняты меры по организации работы пунктов технического обслуживания вагонов, направленной на повышенное внимание и выявление трещин в колесных парах и литых деталях тележек. Проверкой комиссией ОАО «РЖД» 8 января 2007 г. выявлены недостатки в организации инструктажа осмотрщиков вагонов по методам выявления трещин в узлах и деталях вагонов, а также нарушения в порядке ознакомления с обстоятельствами и причинами допущенных на железных дорогах случаев схода с рельсов подвижного состава.
Начальник службы вагонного хозяйства Дальневосточной железной дороги Коломийцев В.Ф. в нарушение обязательств, предусмотренных пунктом 2.3.2 трудового договора от 6 декабря 2004 г., не принимает меры для повышения качества технического обслуживания грузовых вагонов. Не организовал на должном уровне выполнение эксплуатационными вагонными депо профилактических мероприятий по усилению контроля за эксплуатацией колесных пар и тележек грузовых вагонов в соответствие с требованиями телеграфных указаний ОАО «РЖД» от 30 декабря 2006 г. N ВМ-12112, от 31 декабря 2006 г. N ВП-12145.
Представители ОАО «Выксунский металлургический завод» не признали факт принадлежности изломавшегося колеса к заводу-изготовителю из-за отсутствия знаков и клейм завода.
На основании изложенного по результатам рассмотрения причин и обстоятельств данного случая нарушения безопасности движения:
1. Начальнику Департамента вагонного хозяйства Бочкареву Н.А., директору ВНИИЖТ Семечкину А.Е. (по согласованию) до 1 февраля 2007 г. провести дополнительное расследование принадлежности к наименованию завода-изготовителя изломавшегося колеса колесной пары N 029028417.
2. Начальнику Дальневосточной железной дороги Заиченко М.М. предъявить заводу-изготовителю колеса требования о возмещении убытков от схода с рельсов вагонов в грузовом поезде N 3456, допущенного 29 декабря 2006 г. на перегоне Барановский — Раздольное, после установления принадлежности изломавшегося колеса колесной пары N 029028417 к заводу-изготовителю.
3. Начальникам Центра инспекции по контролю качества и приемки Палкину С.В., Департамента вагонного хозяйства Бочкареву Н.А., Департамента безопасности движения Волкову А.Н. направить комиссию на ОАО «Выксунский металлургический завод» (по согласованию) для проверки в установленном порядке технологии изготовления вагонных колес.
4. Начальникам Департамента вагонного хозяйства Бочкареву Н.А., Центра инспекции по контролю качества и приемки Палкину С.В., директору ВНИИЖТ Семечкину А.Е. (по согласованию) проработать вопрос и внести предложения об изменении места нанесения клейм заводов-изготовителей вагонных колес с обода колеса на ступицу с последующим изменением нормативно-технической документации.
5. Начальникам Департамента корпоративной информатизации Илларионову А.В., Департамента управления перевозками Миронову А.Ю., директору ВНИИАС Ададурову С.Е.(по согласованию) в месячный срок рассмотреть и представить предложения по исключению на железных дорогах возможности фиктивного внесения в программу ГИД «Урал-ВНИИЖТ» информации о проследовании поезда.
6. За ненадлежащее исполнение обязанностей в части осуществления контроля за выполнением требований нормативных документов ОАО «РЖД» по обеспечению безопасности движения поездов начальник службы вагонного хозяйства Дальневосточной железной дороги Коломийцев В.Ф. заслуживает привлечения к дисциплинарной ответственности, но учитывая поданное им заявление об освобождении его от занимаемой должности, просьбу удовлетворить в установленном порядке.
7. За неудовлетворительную организацию восстановительных работ на месте схода вагонов, непринятие оперативных мер для освобождения перегона, отсутствие координации работы восстановительных поездов, не организацию полигонных учений с восстановительными поездами для приобретения работниками поездов практических навыков работы в нестандартных ситуациях заместитель начальника Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги — главный ревизор по безопасности движения поездов Гамков А.Н., заслуживает привлечения к дисциплинарной ответственности, но, учитывая, что ему приказом начальника Дальневосточной железной дороги от 12 января 2007 г. N 19/Н объявлен выговор, предупредить о том, что если им не будут в дальнейшем приняты меры по организации работы восстановительных поездов, обеспечению безопасности движения, то будет рассмотрен вопрос о его соответствии занимаемой должности.
8. За неудовлетворительную организацию восстановительных работ на месте схода вагонов, допущенное формальное открытие перегона Барановский — Раздольное с фиктивным показом пропуска по нему грузового поезда N 1210 объявить выговор начальнику Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги Осипову В.А.
9. Указать заместителю начальника железной дороги — главному ревизору Дальневосточной железной дороги по безопасности движения поездов Демину П.В. на снижение требовательности к главным ревизорам по безопасности движения поездов отделений железной дороги в отношении обеспечения организации и координации работы восстановительных поездов, проведения полигонных учений, а также на подбор руководящих кадров ревизорского аппарата.
10. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Гапановича В.А.
Первый вице-президент ОАО «РЖД»
В.Н. Морозов