ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА ТЯГУ ПОЕЗДОВ от 3 сентября 2012 г. N 1757р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 сентября 2012 г. N 1757р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА ТЯГУ ПОЕЗДОВ
В целях совершенствования системы мотивации локомотивных бригад на энергосбережение при использовании топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов утвердить и ввести в действие прилагаемую методику оценки работы локомотивных бригад по эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов.
Старший вице-президент ОАО «РЖД»
B.A. Гапанович
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО «РЖД»
от 03.09.2012 г. N 1757р
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ РАБОТЫ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА ТЯГУ ПОЕЗДОВ
I. Общие положения
1. Настоящая Методика определяет методологию оценки работы локомотивных бригад Дирекции тяги и Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава по эффективности расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов (далее — ТЭР) за поездку (смену).
На дизель-электрической тяге такая оценка осуществляется по каждому виду тяги раздельно.
2. Объем экономии или перерасхода ТЭР за поездку (смену), рассчитанный с учетом корректировки права их расхода в соответствии с настоящей методикой, используется для начисления дополнительного вознаграждения (премии) локомотивной бригады, а также для отображения в качестве результата экономии (перерасхода) в Ведомости расчета премий за экономию топлива (электроэнергии) формы ТХУ-6.
При этом, для статистической отчетности в качестве права расхода ТЭР за поездку (смену) используется рассчитанная по пооперационным нормам.
3. Количество ТЭР при учете их расхода и оценке эффективности использования указывается в целых числах: электроэнергии — в киловатт-часах (кВт·ч), дизельного топлива — в килограммах натурального топлива (кг), других видов топлива — в установленных единицах измерения. Округление при расчетах производится по правилам математики.
4. Право удельного расхода ТЭР указывается с точностью до одного знака после запятой.
5. Настоящая Методика реализуется в системе ЦОММ.
II. Методика оценки работы локомотивных бригад по эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов
6. Расхождение между фактическим расходом ТЭР и правом их расхода за поездку (смену) определяется по формуле:
Дельта W = W факт — W право, (1)
где W факт — фактический расход ТЭР по данным маршрута машиниста;
W право — право расхода ТЭР, рассчитываемое установленным порядком в системе ЦОММ.
Отрицательное значение этого расхождения определяет величину экономии ТЭР, положительное — перерасход.
7. Для анализа расхождения между фактическим расходом ТЭР и правом их расхода с принятием мер по обеспечению достоверности учета и корректировки, при необходимости, права расхода ТЭР вводятся следующие показатели:
коэффициент расхождения между фактическим расходом ТЭР и правом их расхода (далее — коэффициент расхождения), определяемый в процентах по формуле:
|Дельта W|
R = ———————— ·100, (2)
min (W факт; W право)
где min (W факт; W право) — минимальное из значений W факт и W право;
относительная величина отклонения фактического расхода ТЭР от права их расхода (далее — относительная величина отклонения), определяемая в процентах по формуле:
|Дельта W|
дельта = ———— ·100, (3)
W право
В НСИ ЦОММ указываются предельные значения коэффициента расхождения (R предел.) и допустимые значения относительной величины отклонения («дельта» доп.).
Такие значения устанавливаются для каждого вида тяги, раздельно для локомотивов и МВПС по видам движения и роду работы, в т.ч. предельные значения коэффициента расхождения — Управлением планирования и нормирования материально-технических ресурсов ОАО «РЖД» по согласованию с Дирекцией тяги и Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава, допустимые значения относительной величины отклонения — топливно-энергетическими центрами железных дорог (НТЭЦ) по согласованию с соответствующими территориальной дирекцией тяги и дирекцией моторвагонного подвижного состава.
8. Если R >= R предел., то маршрут машиниста возвращается в соответствующее эксплуатационное локомотивное или моторвагонное депо для выяснения и устранения причин такого отклонения. По результатам разбора принимается соответствующее решение, в т.ч. по исправлению маршрута машиниста при необходимости, с последующей повторной его обработкой.
9. Если R < R предел. и «дельта» <= «дельта» доп., то результаты обработки маршрута машиниста принимаются без каких-либо корректировок.
10. Если R < R предел. и «дельта» > «дельта» доп., то право расхода ТЭР корректируется с приведением относительной величины отклонения до допустимой:
1) если W факт > W право, то:
кор. W факт
W = ———————- (4)
право «дельта» доп.
(1 + ———— )
100
В этом случае перерасход ТЭР с учетом корректировки права их расхода составит:
«дельта» доп.
«дельта» W перерасх. = W факт · ——————— (5)
100 + «дельта» доп.
2) если W факт < W право, то:
кор. W факт
W = ———————- (6)
право «дельта» доп.
(1 — ———— )
100
В этом случае экономия ТЭР с учетом корректировки права их расхода составит:
«дельта» доп.
«дельта» W экономия = — W факт · ——————— (7)
100 — «дельта» доп.
Пример 1.
Фактический расход электроэнергии за поездку составил W факт = 4000 кВт·ч, право расхода W право = 2500 кВт·ч, установленное предельное значение коэффициента расхождения R предел. = 40 %, установленное допустимое значение относительной величины отклонения «дельта» доп. = 25 %.
Значение коэффициента расхождения (R = |4000 — 2500| /2500) · 100 = 60,0%) больше предельного значения R предел.
Маршрут машиниста в этом случае возвращается на разбор.
Пример 2.
Фактический расход электроэнергии за поездку составил W факт = 2500 кВт·ч, право расхода W право = 4000 кВт·ч, установленное предельное значение коэффициента расхождения R предел. = 40 %, установленное допустимое значение относительной величины отклонения «дельта» доп. = 25 %.
Значение коэффициента расхождения (R= |4000 — 2500| /2500) · 100 = 60,0 %) больше предельного значения R предел.
Маршрут машиниста в этом случае возвращается на разбор.
Пример 3.
Фактический расход электроэнергии за поездку составил W факт = 3200 кВт·ч, право расхода W право = 4000 кВт·ч, установленное предельное значение коэффициента расхождения R предел. = 40 %, установленное допустимое значение относительной величины отклонения «дельта» доп. = 25 %.
Значение коэффициента расхождения (R= |3200 — 4000| /3200) · 100 = 25,0 %) меньше предельного значения R предел.
Значение коэффициента расхождения («дельта»= |3200 — 4000| /4000) · 100 = 20,0 %) меньше предельного значения «дельта» доп.
Корректировка относительного отклонения не производится.
С учетом этого экономия электроэнергии за поездку составит: 3200 — 4000 = -800 кВт·ч.
Пример 4.
Фактический расход электроэнергии за поездку составил W факт = 4000 кВт·ч, право расхода W право = 2900 кВт·ч, установленное предельное значение коэффициента расхождения R предел. = 40 %, установленное допустимое значение относительной величины отклонения «дельта» доп. = 25 %.
Значение коэффициента расхождения (R = |4000 — 2900| /2900) · 100 = 37,9 %) меньше предельного значения R предел.
Значение относительной величины отклонения («дельта» = |4000 — 2900| /2900) — 100 = 37,9 %) больше допустимого значения «дельта» доп.
кор.
С учетом корректировки права расхода электроэнергии (W = 4000/(1+25/100)
право
= 3200 кВт·ч) ее перерасход за поездку составит: 4000 — 3200 = 800 кВт·ч.
Пример 5.
Фактический расход электроэнергии за поездку составил W факт = 2900 кВт·ч, право расхода W право = 4000 кВт·ч, установленное предельное значение коэффициента расхождения R предел. = 40 %, установленное допустимое значение относительной величины отклонения «дельта» доп. = 25 %.
Значение коэффициента расхождения (R = |2900-4000| /2900) · 100 = 37,9 %) меньше предельного значения R предел.
Значение относительной величины отклонения («дельта» = |2900-4000| /2900) · 100 = 37,9 %) больше допустимого значения «дельта» доп.
кор.
С учетом корректировки права расхода электроэнергии (W = 4000/(1-25/100)
право
= 3867 кВт·ч) ее экономия за поездку составит: 2900 — 3867 = 580 кВт·ч.