Логотип РЖД  Чешские железные дороги

Связь с администрацией сайта: contacts@cssrzd.ru
Новости ОАО РЖД     Справочная информация ОАО "РЖД"     Тарифное руководство #4     Распоряжения ОАО РЖД     Сайты о поездах, железной дороге и РЖД

13.08.2020

Чешские железные дороги

Чешские железные дороги

Для статьи, посвященной Чехии вполне уместно и допустимо в качестве своеобразного эпиграфа использовать одну из «нетленок» знаменитого чешского литературного персонажа бравого солдата Швейка: «Никогда так не было, чтобы никак не было. Всегда так было, чтобы как-нибудь да было». Использование этого литературного шедевра – скромная попытка обычного пассажира выразить свое несогласие с позицией официального сайта Чешских железных дорог по вопросам истории железнодорожного транспорта Чешской республики. Звучит, конечно, странно, но истина дороже.

Чешские железные дороги – это…

В любом чешском справочнике или на сайтах, посвященных стране, можно найти определение: Чешские железные дороги – компания, оператор пассажирских перевозок, образованная в 1993 году, после распада ЧССР и раздела железных дорог между Чехией и Словакией. Дается общая характеристика современной сети. Протяженность - 9441 км (в том числе 96 км – узкоколейки, не путать с однопутными линиями), ширина колеи – 1435 мм. И еще некоторые цифры, иллюстрирующие сегодняшний день CD (аббревиатура организации). Складывается впечатление, что до 1993 года железные дороги страны находились в состоянии «никак не было». Швейк не согласен.

Европа выбирает железнодорожный путь
Чешские железные дороги

Оставим в прошлом коринфский диолк и прочие артефакты, в той или иной степени повлиявшие на создание железных дорог, и примем за исходную точку факты, которые уже перестали быть предметом для спора. 1830 год – первый поезд, преодолев расстояние в 40 километров, совершил поездку по маршруту Ливерпуль-Манчестер. Через 10 лет Англия уже имела железнодорожную сеть в 2390 км, а в начале 50-х годов эта цифра выросла до 11.000 км.

Сложнее складывалась ситуация в странах континентальной Европы. Работы по созданию нового вида транспорта осложнялись отсутствием универсального подхода к строительству и единых технических требований к нему. Даже по ширине колеи к единому стандарту в 1435 мм основные дороги были приведены не сразу. Только через полтора десятка лет после появления первой дороги европейские государства подписали Билль о применении единого стандарта.

Сказывалось и влияние системы финансирования строительных работ, в основе которой лежало привлечение частных инвестиций. Первые участки дорог появлялись под влиянием экономических интересов инвесторов и военно-политической целесообразности. Но мнение инвесторов нередко доминировало в принятии решений.

Проектирование и строительство тесно переплетались с перманентным пересмотром границ по итогам сменяющих друг друга войн и революций.

В результате первые участки новых дорог, разбросанные по территории континентальной Европы, даже с большой натяжкой не могли стать иллюстрацией будущей системы железных дорог Старого Света.

Первооткрывателем ж.д. была Бельгия, построившая в 1835 году первый 20-ти километровый участок Брюссель-Мехелен, ставший серьезным шагом по активизации торговых отношений с Германией. В том же году, преодолевая серьезные противодействия со стороны компаниями, занимающиеся извозом, первую свою дорогу от Нюрнберга до Фюрта проложила Бавария. Не отставала от соседей и Франция, в начале 30-х годов построившая первую 58-ми километровую линию Сент-Этьен – Лион, а к 1850 году установила железнодорожную связь Парижа с крупными городами страны.

Последующие годы, вплоть до конца 90-х годов XIX века, стали периодом железнодорожного бума, отмеченным самым крупным приростом сети в Европе и мире.

Железнодорожный транспорт Чехии
Чешские железные дороги

В самый разгар создания нового транспортного гиганта, буквально перевернувшего весь привычный уклад большинства европейских государств, Чехия, находилась в составе Австро-Венгрии, что не мешало ей участвовать в строительстве железных дорог, проходящих по ее территории. Первым таким участком стала часть Северной дороги Кайзера Фердинанда, которая соединила в 1837 г. Вену и Краков. В последующие годы строительство на территории Чехии продолжалось, включая в единую сеть такие крупные города, как Брно, Пршеров, Остраву.

Новой вехой на историческом пути Чехии и ее транспортных возможностей стал 1918 год, когда после распада Австро-Венгрии было создано новое государство – Чехословакия. Ей по наследству от Имперских королевских австрийских государственных железных дорог досталась практически вся железнодорожная сеть. В том числе линия, соединяющая две столицы государства – Братиславу и Прагу. Более развитыми и технически оснащенными были участки, построенные в промышленных районах. 135.000 человек или более одного процента трудоспособного населения страны работало в новой отрасли экономики. И перспективы для развития ж.д. транспорта были не шуточные. Хотя бы потому, что 87% линий были тогда еще однопутками.

Несмотря на прежнее вассальное положение в Австро-Венгерской империи, Чехословакия в межвоенный период занимала достойное место среди железнодорожных держав.

Мюнхенский сговор 1938 года, последующие действия «заклятых соседей» – Германии, Венгрии, Польши и «братьев» словаков, Вторая мировая война – время, когда вся экономика Чехии была отдана на службу Германии, а не на благо страны. Зато, в ходе восстановительного периода к 1950 году, Чехословакия по плотности железных дорог занимала пятое место в Европе.

Кроме восстановления и совершенствования сети железных дорог, Чехословакия, опережая многих своих соседей в индустриальном отношении, заняла особое место в европейской системе железнодорожного транспорта. В середине 50-х гг. Пражский завод ЧКД начал серийный выпуск тепловозов сепий ЧМЭ, а заводы концерна Шкода в Пльзене, разработав несколько модификаций электровозов серии ЧС, стали производить их не только для нужд страны, но и в рамках сотрудничества с членами СЭВ, поставлялись их в СССР, Венгрию, ГДР, Польшу, Румынию, Болгарию.

По Чешским железным дорогам…

Сейчас плотность железнодорожной сети в Чехии одна из самых высоких в Европе.120 метров на один кв. км, против 75 м в Словакии, 113 м в Германии, 53 м в Италии. Основу составляют пассажирские перевозки. Любой маршрут по Чехии составляет не более 6 часов, но скоростные поезда, как правило предусматривают поездки транзитом в другие европейские страны.

Несмотря на небольшую территорию, но с учетом расположения в самом центре Европы, Чехия использует большое число подвижного состава разнообразного назначения. Выделяют два сегмента поездов:

  • • Региональный пассажирский транспорт, который в свою очередь делится на: пригородный, региональный, скоростной региональный;
  • • Поезда дальнего следования, которые формируются как вагонами стандартного, так и высшего качества.

Вагоны во всех поездах делятся на купе, общие (самолетного типа) и плацкарт (в ночных поездах), на 1 и 2 класс (в зависимости от числа посадочных мест). Все они оборудованы кондиционерами и биотуалетами, в некоторых имеются тамбуры для колясок и велосипедов. Поддерживается чистота, в том числе и пассажирами. Главное отличие, поездов, особенно региональных, друг от друга в их внешнем виде. Неудивительно, что от того, поезд какого вида первым оказался в зоне внимания туриста, происходит формирование мнения пассажиров о CD. Диапазон широкой: от шутливого умиления до почтительного уважения.

Пассажирский поезд (Os) – используются на пригородных маршрутах, останавливаются на всех небольших станциях и полустанках.

Региональный (R ) – скорый пассажирский, останавливается только на сравнительно крупных станциях. Вагоны 1 и 2 класса, без права выбора места.

Скорый региональный (Sp) – делает остановки только на крупных станциях в пределах страны. Билеты можно бронировать. Все эти региональные маршруты обслуживаются оригинальными по техническим данным, вместимости, цвету и внешнему виду, разными по этажности и количеству вагонов поездами. Многие из них перемещаются по одноколейным линиям, разъезжаются на маленьких станциях. Некоторые из них на фото.

Чешские железные дороги

Поезда дальнего следования уже меньше отличаются от поездов других европейских стран. Тем не менее по протяженности, скорости и комфорту они отличаются друг от друга.

Экспресс поезда (Ex) совершают поездки на большие расстояния по Чехии и другим странам. В составе имеются вагоны 1и 2 классов, есть вагон-ресторан, предусмотрено предварительное бронирование.

Поезда Inter City (IC) отличаются от экспрессов повышенным комфортом во обоих классах. Пунктами назначения являются крупные европейские города.

Поезда EuroCity (EC) повышенной комфортности. Обслуживают только международные европейские маршруты.

Поезда Inter City (IC) отличаются от экспрессов повышенным комфортом во обоих классах. Пунктами назначения являются крупные европейские города.

Поезда Inter City (IC) отличаются от экспрессов повышенным комфортом во обоих классах. Пунктами назначения являются крупные европейские города.

EuroNight (EN) ночной поезд повышенной комфортности, только для международных рейсов на дальние расстояния

Super City (SC) – скоростной поезд для длительных поездок по Чехии. Называется «Пандолино». Развивает скорость до 250 км/час.

Чешские железные дороги

Самым сложным для туристов (особенно со знанием иностранного языка в пределах школьной программы) кажется процесс приобретения билетов. Опасения быстро проходят. Надо усвоить некоторые нюансы.

1. Маршруты из пункта А в пункт Б часто предусматривают пересадки на стыковых станциях. Надо учитывать, что CD очень пунктуальные, в расписании предусмотрены большие «окна». В случае опоздания можно долго дожидаться следующего поезда.

2. Билеты на весь маршрут, часть его и по принципу «туда и обратно» лучше всего в кассах. Более опытные туристы пользуются услугами интернета.

3. Если проявить настойчивость и разобраться в правилах пассажирских перевозок CD, то можно найти способы экономии на билетах.

4. В ситуации, если пришлось сесть в поезд без билета, купить его можно у контролера (он появится обязательно). В таком случае стоимость билета увеличится на 40 крон.

Чешские железные дороги
Модернизация чешских железных дорог

«Лучшее – враг хорошего» - гласит народная мудрость. Но руководители чешских железных дорог, судя по всему, предпочитают другую точку зрения. «Не останавливаться на достигнутом» - так можно озаглавить план модернизации CD, которая включает в себя целую программу, из которой туристов может заинтересовать судьба однопуток, ибо все, что с ними происходит можно увидеть воочию.

Остальные пункты программы – это уже сфера интересов специалистов.

Вы можете оставить комментарии от своего имени, через сервисы представленные ниже:

Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить