Однолинейные схемы РУ-110 (220) кВ концевых (тупиковых), ответвительных (отпаечных) и проходных, включаемых в рассечку
ЛЭП-110 (220) кВ, подстанций представлены на рис. 1 и 2.
Однолинейная схема РУ-110 (220 кВ) опорной тяговой подстанции приведена на рис. 2. Такая схема применяется для тяговых подстанций как переменного, так и постоянного тока. Она имеет много принципиально общего со схемой РУ-27,5 кВ, РУ-110 (220) кВ выполняется с одинарной секционированной выключателем Q6 типа МКП-1 10М (У-110) со встроенными трансформаторами тока ТА6 типа ТВ-110 и шинными разъединителями QSn и QSls типа РНДЗ-1-110 с приводами типа ПР-90-У1. Аналогичное оборудование установлено на вводах распределительного устройства и на присоединениях понижающих трансформаторов Г, и Т2 за исключением линейных разъединителей QS6 — QSM типа РНДЗ-2-110. К обходной системе шин вводы и трансформаторы Г, и Т2 подключаются обходными разъединителями QS2 — QSs. Подстанция имеет четыре ввода (второй и третий на схеме не показаны), нечетные вводы 1 и 3 присоединяются к первой секции шин, четыре 2 и 4 — к второй. Каждый ввод подключен к секции через линейный разъединитель (QSb, QS9), выключатель (Qv Q) со встроенными трансформаторами тока (ТА1, ТА) и шинный разъединитель (QSU.QS). Трансформаторы Т1 и Т2 со встроенными трансформаторами тока ТА1 и ТА2 типа ТВТ-110 (на схеме показано по одному комплекту, в действительности — два или три комплекта трансформаторов тока) присоединяются к секциям шин через разъединители QS1 и QSW, выключатели- Qz, Qs со встроенными трансформаторами тока ТАГ ТА1 и шинные разъединители QSl2, QSI6. Обходной выключатель Q3 может быть подключен к любой секции шин разъединителем QSi3 или QSU, а к обходной системе — разъединителем QSg. Он используется вместо выводимых в ремонт выключателей вводов и трансформаторов без вывода последних из работы. Например, для ввода в ремонт выключателя Q2 трансформатора Г, включают разъединители Qu и Qu, затем обходной выключатель Q3. С первой секции напряжение подается на обходную систему шин, чем проверяется ее изоляция. Вольтметр, подключенный к трансформатору напряжения Т V3, информирует персонал о появлении напряжения на обходной системе шин. При отсутствии пробоя изоляции выключатель Q3 остается включенным. После этого можно включать обходной разъединитель Qv трансформатор Т1 будет получать питание по двум цепям — основной и обходной. Выключатель Q2 отключают, затем отключают разъединители QSn и QSl2, включают их заземляющие ножи в сторону выводимого в ремонт выключателя QY Питание трансформатора Г, осуществляется через выключатель 23 и разъединители QSs, QSy.
Рис. 1. Схема РУ-110 кВ опорной тяговой подстанции
После ремонта выключатель Q, вводят в работу в обратном порядке: отключают заземляющие «ножи и включают разъединители QSl2, QS7 и выключатель Q2, отключают выключатель QJ и разъединители QSy QSr QS,y
К каждой секции сборных шин подключены трансформаторы напряжения TF, и разрядники FV, через разъединитель gS|9, TV2 и FV2 через разъединитель QSja. Трансформаторы напряжения типа НКФ-110 служат для подключения измерительных приборов и релейных защит.
Разрядники типа РВС-110 применяются для защиты изоляции РУ-110 кВ от коммутационных и атмосферных перенапряжений.
Трехобмоточные трансформаторы Т1 и Т2, подключенные соответственно к первой и второй секциям РУ-110 кВ понижают напряжение до 27,5 кВ для питания электротяги переменным током или до 10 кВ для подключения преобразовательных агрегатов, которые питают тягу постоянным током. Третья обмотка трансформатора используется для питания районных потребителей напряжением 35 кВ на тяговых подстанциях постоянного и переменного тока или 10 кВ на тяговых подстанциях переменного тока. Нейтрали обмоток 110 кВ трансформаторов заземляются однополюсными разъединителями РНД-35 или двумя разрядниками, соединенными последовательно, типа РВС-35 и РВС-15, если возникает необходимость такого режима работы в питающей энергосистеме.
Схема главных электрических соединений РУ-110 (220) кВ проходной тяговой подстанции переменного тока системы 2 х 25 кВ приведена на рис. 2. Между вводами W, и W2 подстанции расположены три перемычки: ремонтная с отключенными разъединителями QS, и QS2 и трансформаторами тока ТА, рабочая с выключателем £?,, встроенными в него трансформаторами тока ТА2 и разъединителями QSs и <2S6; резервная с разъединителями QS7 и QS. Выключатель и разъединители рабочей перемычки нормально включены, через нее осуществляется транзит электроэнергии. Три однофазных трехобмоточных трансформатора Тх, Т2, Т4, подключаются к вводам с помощью выключателей Q2, Qy Q4 со встроенными трансформаторами тока ТАу ТА4, TAS. Трансформаторы Тх и Т1 присоединяются к двум фазам вводов (АВ и ВС), третий трансформатор Т2 может присоединяться к любой паре фаз (А В, ВС, С А) и к любому вводу подстанции через разъединители QSV QSs с дистанционным управлением.
Рис. 2, Схема РУ-110 кВ проходной тяговой подстанции системы 2×25 кВ
При этом он может работать параллельно с каждым из двух или заменять Т1 или Т3, с этой целью предусмотрено три варианта подключения Т2 к резервной перемычке через разъединители.
Питание шин РУ-10 (35) кВ может осуществляться как от трех трансформаторов Т2 подключается к резервной перемычке через QSl3 на напряжение фаз С А) при соединении вторичных обмоток в «треугольник», так и от любых двух трансформаторов при соединении их обмоток в «открытый треугольник».