Грузовая станция
— раздельный пункт, предназначенный в общем случае для приёма к перевозке, взвешивания, кратковременного хранения, погрузки, выгрузки, сортировки и выдачи грузов, оформления перевозочных документов, приёма, расформирования, формирования и отправления грузовых поездов и передач вагонов, производства маневровой работы по подаче вагонов на грузовые фронты и уборке их, обслуживания подъездных путей и организации транспортно-экспедиционного обслуживания клиентуры. Крупные грузовые станции предусматриваются обычно для обслуживания больших городов при значит, объёме грузовой работы с учётом рационального использования всех видов транспорта, передачи короткопробежных перевозок на автомобильный транспорт, ликвидации мало деятельных подъездных путей, концентрации грузовой работы на меньшем числе станций и создания единой транспортной сети для обслуживания города, промышленных и др. предприятий.
Расположение грузовых станций должно обеспечивать удобную автодорожную связь с обслуживаемым городом или промышленным предприятием, возможность устройства пересечения железнодорожных путей, соединяющих грузовые станции с сортировочной станцией в разных уровнях с гор. улицами, удобную передачу вагонов с сортировочной на грузовую станцию.
Путевое развитие и размещение основные устройств грузовых станций должны обеспечивать: поточность передвижения вагонов и локомотивов по станции; сосредоточение сортировочной работы по расформированию, формированию поездов и передач, подборке вагонов на грузовые фронты на одном сортировочном устройстве (если это позволяет заданный объём работы); применение комплексной механизации и автоматизации погрузочно-выгрузочных работ; минимум пробеги автомобильного транспорта; экономию земель, занимаемых станцией, и наименьшее протяжение инженерных коммуникаций
На грузовых станциях предусматривается потребное число приёмо-отправочных путей и сортировочных путей для приёма и отправления поездов с местными вагонами, подборки вагонов по погрузочно-выгрузочным фронтам, а при необходимости — также пути для приёма и отправления транзитных поездов. Сооружаются спец. сортировочные устройства — профилированные вытяжные пути со стрелочными горловинами на уклонах или площадке, а также сортировочные горки малой мощности. При погрузке и выгрузке навалочных и насыпных грузов сооружается весовой путь с вагонными весами. На грузовых станциях, имеющих на грузовых фронтах для погрузки и выгрузки грузов устройства точечного типа, где использование маневрового локомотива нецелесообразно, для перемещения вагонов вдоль грузового фронта используются вагонотолкатели, электрическое лебёдки, электрошпили и т. п.
Грузовые станции: а — грузовой район расположен последовательно основным паркам; б — грузовой район расположен параллельно основным паркам.
Оформление и обработка поездных документов, сбор комплексной информации о подходе поездов, вагонов и грузов, подготовка данных для оперативного планирования работы на грузовых станциях осуществляются в станционном технологическом центре, размещённом в районе парков путей, поблизости от основные маневрового района.
Рис. 3. Схема пункта погрузки угля из шахты; 2 — галерея; 3 — бункеры; 4 — запасный склад угля; 5 — склад крепёжного леса; 6 — кран; 7 — погрузочные
Схема устройства грузовых станций и место её расположения выбираются на основе технико-экономических расчётов в результате сравнения вариантов с учётом последующего развития, размеров и характера работы, площади отводимой территории, топографич., геологич. и пр. местных условий, а при развитии станций — также с учётом наиболее полного использования существующих устройств.
В зависимости от основные назначения и характера работы различают следующие грузовые станции: неспециализированные и специализированные общего пользования, необщего пользования для обслуживания подъездных путей, перегрузочные станции, портовые, паромные и линейные грузовые станции
Рис. 5. Схема станции примыкания, пункта налива и промывочно-пропарочной станции: ПОП — приёмо-отправочный парк; С — сортировочный парк; 1 — производственно-бытовой корпус; 2 — депо пропарки цистерн; 3 — открытая эстакада обработки цистерн; 4 — ангар наружной обмывки цистерн; 5 — промежуточный резервуар для тёмных нефтепродуктов; 6 — нефтеловушка; 7 — промежуточный резервуар для воды; 8 — насосная станция; 9 — пожарное депо; 10 — трансформаторная подстанция; 11 — проезд для автотранспорта; 12 — битумохранилище; 13 — платформа; 14 — наливная колонка для битума; 15 — насосная; 16 — эстакада для подогрева цистерн; 17 — наливная эстакада; 18 — пути для очищенных цистерн.
Неспециализированным грузовым станциям общего пользования предназначаются для переработки тарных, штучных, перевозимых в контейнерах, некоторых навалочных и др. грузов. Эти станции сооружаются в крупных городах для обслуживания населения и предприятий, в первую очередь не имеющих подъездных путей.
Рис. 1. Схемы грузовых станций сквозного типа: а — для небольшого объёма работы; б — для большого объёма работы с параллельным расположением всех устройств; в — то же с расположением приёмного парка последовательно остальным устройствам; П — приёмный парк; ПОП — приёмо-отправочный парк; СО — сортировочно-отправочный парк; С — сортировочный парк; ВП — выставочный парк; ГР — грузовой район; ТО — пути для технического обслуживания вагонов, ПП — подъездной путь.
Грузовые станции общего пользования должны обеспечивать: круглосуточный приём и отправление поездов, формирование и расформирование составов с подборкой вагонов по грузовым фронтам; круглосуточное выполнение грузовых и коммерческих операций; подготовку вагонов под погрузку; экипировку маневровых локомотивов. На некоторых грузовых станциях может осуществляться также пропуск транзитных грузовых и пассажирских поездов. В необходимых случаях выполняется сортировка мелких отправок, прибывающих в сборных вагонах, взвешивание вагонов, экипировка поездов и секций с машинным охлаждением, отцепочный ремонт вагонов, обслуживание подъездных путей. Для производства операций по погрузке, выгрузке и хранению на грузовых станциях имеется грузовой район. Предусматривается централизов. завоз и вывоз грузов автомобильным транспортом. грузовые станции общего пользования бывают сквозные (рис. 1) и тупиковые (рис. 2). Выбор схемы грузовых станций зависит от объёма выполняемой работы; имеющейся станционной площадки; типа станции (сквозная или тупиковая); типа грузового района (тупиковый или комбинированный); места расположения подъездных путей к предприятиям, складам и др.
Специализированные грузовые станции общего пользования предназначаются для массовой погрузки или выгрузки однородных грузов (например, угля, руды, минерально-строительных материалов, нефтепродуктов, леса и лесоматериалов, зерна, контейнеров) гл. обр. в пунктах добычи или в крупных городах и промышленных центрах. Схема грузовых станций зависит от рода груза, способа погрузки- выгрузки и технологии подачи-уборки вагонов. Для погрузки в вагоны угля или руды, отгружаемых в местах их добычи, сооружаются станции или пункты погрузки, схемы которых определяются объёмом работы и способом погрузки — бункерным с предварит, накоплением груза в бункерах (рис. 3) или безбункерным; на некоторых шахтах применяются оба способа погрузки. Способ погрузки выбирается на основе технико-экономических расчётов в зависимости от объёма суточной продукции. Вагоны на погрузочных путях под бункером перемещаются электрическое лебёдками.
Пункты (базы) выгрузки минерально-строительного материалов (песка, щебня,, камня и др.) устраивают в крупных городах, где ведётся большое жилищное и промышленное строительство (рис. 4). Разгрузочный путь базы располагается на ж.-б. или металлической эстакаде выс. 4—5 м, на которую подаются саморазгружающиеся вагоны. Длина эстакады зависит от заданной вместимости по отд. видам материалов. Погрузка из отвалов в автомобили осуществляется экскаваторами, тракторными и ковшевыми погрузчиками и т. п.
Рис. 4. Схема пункта (базы) выгрузки, минерально-строительных материалов: 1 — приёмо-отправочные и сортировочные пути; 2 — разгрузочный путь на эстакаде; 3 — отвал.
Рис. 6. Схема лесопогрузочной станции: 1 — погрузочный путь; 2 — район подвозимого к станции леса (или склад лесоматериалов).
В местах массовой заготовки леса или «материалов сооружаются лесопогрузочные станции (рис. 6), на которые лесные материалы доставляются различных видами транспорта. Схемы таких грузовых станций наиболее полни отвечают специфич. условиям работы лесными грузами. Кроме приёмо-отправочных путей имеются пути для погрузки леса или лесоматериалов (крайние пути по обе стороны от главного пути).
Рис. 9. Схема грузовой станции, обслуживающей подъездные пути: ПП1 — ПП8 — подъездные пути; ГР — грузовой район; ПОШ — приёмо-отправочный парк (в т. ч. маршрутов ПП1); С — сортировочный парк; ПСП — приёмо-сдаточный парк_ групп вагонов ПП2, 4—8; ПОПП— приёмо-отправочный парк маршрутов ППЗ; ПС — промышленная станция.
Для станции обеспечивается удобное передвижение как порожних составов, так и погруженных групп вагонов или целых маршрутов. Для погрузки-выгрузки леса и лесоматериалов в вагоны и укладки и штабеля применяются краны, автопорузчики, электрическое лебёдки, секционные конвейеры и др.
Станции, обслуживающие подъездные пути, сооружаются с учётом их рационального взаимодействия с подъездными путями на основе единых технологических норм.
Рис. 7. Схема пункта, обслуживающего дерновой элеватор: 1 — приёмо-отправочные пути; 2 — весы; 3 — элеватор; 4 — приёмные лари; 5 — ходовой путь; 6 — разгрузочные пути; 7 — пути для накопления вагонов.
В местах массового поступления зерна сооружаются станции или пункты, обслуживающие элеваторы (рис. 7). Схема путевого развития пункта обеспечивает оборудуются механизмами для сушки, очистки и погрузки зерна. Вагоны во время выгрузки или погрузки зерна передвигаются электрошпилями. После накопления и обработки в элеваторе зерно может грузиться в вагоны и отправляться маршрутами. С путей элеватора может быть устроен второй выход (на рис. 7 показан пунктиром); в этом случае пути для накопления вагонов превращаются в сквозные и передвижение вагонов в процессе подачи-погрузки (выгрузки — уборки) будет полностью поточным.
Для выполнения операций, связанных с прибытием и отправлением, перегрузкой и временным хранением, сортировкой, технического и коммерческим обслуживанием контейнеров, в крупных городах и портах сооружаются спец. станции-терминалы с ж.-д. путями для обслуживания грузового движения и перегрузочным комплексом. Расположение путей для грузового движения и перегрузочного комплекса может быть последовательным и параллельным. Число погрузочно-выгрузочных путей, взаимное расположение устройств, размеры контейнерных площадок зависят от объёма работы, типа контейнеров и средств механизации.
грузовые станции, обслуживающие подъездные пути, сооружаются при наличии большого числа примыкающих предприятий, баз и складов. На таких грузовых станциях в грузовых районах выполняется относительно небольшой объём работы; иногда грузового района процессов, комплексного использования технических средств с обслуживанием определенные групп подъездных путей предприятиями промышленного железнодорожного транспорта. Оптимальная форма обслуживания примыкающих подъездных путей выбирается на основе технико-экономических расчётов.