Установлено два вида опробования тормозов: полное и сокращенное. При полном опробовании проверяют состояние тормозной магистрали, плотность тормозной сети, действие тормозов у всех вагонов, подсчитывают нажатие тормозных колодок в поезде и количество ручных тормозов. Перед затяжными спусками 0,018 и круче полное опробование производят с 10-минутной выдержкой в заторможенном состоянии.
При сокращенном опробовании проверяют состояние тормозной магистрали по действию тормоза хвостового вагона
Полное опробование производят: на станциях формирования перед отправлением поезда; после смены локомотива; если участок обращения более 600 км для грузовых поездов на одной из станций, где производится смена локомотивных бригад и имеется ПТО (перечень станций устанавливается МПС); перед выдачей моторвагонного поезда из депо или после отстоя на станции без бригады; на станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками, где поезд останавливается по техническим надобностям.
При электропневматических тормозах полное опробование производят: на станциях формирования и оборота пассажирских поездов, оборудованных ЭПТ; перед выдачей моторвагонного поезда из депо после ремонта, технического обслуживания, отстоя без бригады.
Сокращенное опробование производят: после прицепки поездного локомотива к составу, если до этого не было произведено полное опробование от станционной сети или локомотива; после перемены кабины управления моторвагонного поезда и после смены локомотивных бригад без отцепки локомотива; после всякого разъединения соединительных рукавов в поезде, соединения рукавов при прицепке подвижного состава, перекрытия концевого крана в составе; в пассажирских поездах после стоянки более 20 мин, при падении давления в главных резервуарах ниже 5,5 кгс/см2, при смене кабины управления или после передачи управления машинисту второго локомотива; при изменении плотности тормозной сети в грузовом поезде более 20% указанной в справке формы ВУ-45; после проверки исправности сигнализатора обрыва тормозной магистрали в случае загорания лампы ТМ на стоянке, в пунктах смены локомотива пассажирского поезда, оборудованного ЭПТ; при прицепке вагонов с проверкой действия тормоза на каждом прицепленном вагоне, оборудованном ЭПТ.
В грузовых поездах проверку плотности тормозной сети и действие тормозов на торможение и отпуск на первых пяти вагонах в головной части поезда производят: после передачи управления машинисту второго локомотива нли при смене кабины управления на перегоне; при падении давления в главных резервуарах ниже 5,5 кгс/см2; при прицепке дополнительного локомотива и после его отцепки; после стоянки более 30 мин.
Если в хвосте поезда локомотив включен в тормозную магистраль и радиосвязь исправна, состояние тормозной магистрали проверяют по показаниям манометра при ступени торможения и отпуска, а плотность тормозной сети и действие тормоза на первых пяти вагонах не проверяют. Машинист хвостового (подталкивающего) локомотива обязан сообщить по радио величину давления в тормозной магистрали машинисту головного локомотива.
После проверки срабатывания автотормозов хвостового вагона отпуск тормозов производят постановкой ручки крана машиниста в I положение с выдержкой в пассажирских поездах до 5,0 — 5,2 кгс/см2 в уравнительном резервуаре, а в грузовом и грузо-пассажирском до давления в уравнительном резервуаре на 0,5 кгс/см2 выше предтормозного зарядного давления с последующим переводом в поездное положение.
Таблица 231. Основные неисправности, обнаруживаемые при опробовании тормозов в пути следования
Наименование устройств и приборов |
Неисправность |
Меры устранения и предупреждения |
Тормозная (сеть) магистраль |
Время снижения давления в главных резервуарах ниже нормы. Большой перепад давления воздуха в тормозной сети между головой и хвостом поезда |
Устранить утечки. Покрепить воздухопроводы, тормозные приборы, резервуары. Камеры, концевые краны |
Воздухораспределители и кран машиниста |
Самопроизвольный отпуск отдельных тормозов в поезде при ступени торможения |
Покренить приваточные фланцы воздухораспределителя или заменить его |
При опробовании тормозов происходит самопроизвольный отпуск группы воздухораспределителей на равнинном режиме в головной части поезда |
Произвести ступень торможения снижением давления в магистрали на 0,7 — 0.8 кгс/см2 с кратковременной постановкой ручки крана в положение VA перед постановкой ее в IV положение |
|
Самоторможение поезда при переводе ручки крана машиниста из I положения во II или при переходе с завышенного на нормальное зарядное давление в магистрали |
Переводить ручку крана из 1 во 11 положение медленно (за 2—3 с). Отрегулировать стабилизатор на понижение давления в уравнительном резервуаре на 0,2 кгс/см2 за время 80 — 120 с. Выявить и выключить приборы, вызывающие самоторможение |
|
При трогании поезда и в пути следования происходит самоторможение |
Устранить утечки воздуха из тормозной магистрали, образующиеся при растяжении или сжатии состава |
|
Замедленный отпуск или неотпуск тормозов отдельных вагонов, обнаруживаемый по искрению колодок или по сигналам, подаваемым линейными работниками |
Остановить поезд. Выключить воздухораспределитель и выпустить весь воздух из рабочей камеры и запасного резервуара |
Таблица 232. Наименьшее допустимое время снижения давления на 0,5 кгс/см2 в главных резервуарах локомотива при проверке плотности тормозной сети поезда
Примечания. 1. Время снижения давления в главных резервуарах для локомотивов серий, не указанных в таблице, а также в резервуарах стационарных пультов ПТО принимать по графе локомотивов с соответствующим объемом главных резервуаров.
- При работе по системе многих единиц, когда главные резервуары локомотивов соединены в общий объем, указанное в таблице время увеличивать пропорционально изменению объема главных резервуаров.
- При проверке плотности тормозной магистрали грузового поезда с повышенного зарядного давления 6,0 — 6,2 кгс/см2 нормы времени, указанные в таблице, уменьшать на 20%. при зарядном давлении 4,8 — 5,0 кгс/см2 увеличить на 10%.