В России нашли применение две системы тока в тяговой сети: система постоянного тока и система однофазного тока промышленной частоты.
При системе постоянного тока на тяговой подстанции переменный трехфазный ток промышленной частоты с помощью статических выпрямителей преобразуется в постоянный.
При системе однофазного переменного тока на тяговой подстанции напряжение переменного трехфазного тока промышленной частоты понижается до уровня напряжения тяговой сети, при этом к тяговой сети подводится однофазное напряжение. Отдельные участки тяговой сети могут подключаться к разным фазам тягового трансформатора для выравнивания нагрузки внешней сети.
Данные о роде тока и уровнях напряжения для различных видов электрического транспорта приведены в табл.
В этой таблице под номинальным напряжением тяговой подстанции понимается напряжение на шинах тяговой подстанции при ее номинальной нагрузке. Напряжение на шинах тяговой подстанции при отсутствии нагрузки в тяговой сети примерно на 4 — 6% выше номинального значения.
Ток и напряжение электрического транспорта
Транспорт |
Ток |
Напряжения, В |
|||
на шинах тяговой подстанции |
на токоприемнике электроподвижного состава |
||||
ном |
ном |
мах |
тт |
||
Городской транспорт: |
|||||
трамвай, троллейбус |
Постоянный |
600 |
550 |
700; 720 |
400 |
(при рекуперации) |
|||||
метрополитен |
» |
825 |
750 |
900; 975 |
600 |
(при рекуперации) |
|||||
Магистральные и пригородные железные дороги |
» |
3300 |
3000 |
3850; 4000 |
2400 |
Однофазный 50 Гц |
(при рекуперации) |
||||
» |
27 500 |
25000 |
29000 |
— |
|
Промышленный транспорт: |
|||||
подземный |
Постоянный |
275 |
250 |
325 |
— |
наземный |
» |
3300 |
3000 |
3850 |
— |
» |
1650 |
1500 |
1925 |
— |
|
» |
600 |
550 |
700 |
||
Однофазный 50 Гц |
11000 |
10000 |
— |
— |
|
(6600) |
(6000) |
Под номинальным напряжением на токоприемнике э. п. с. понимается среднее значение за время прохождения участка.
Максимальное значение напряжения на токоприемнике э. п. с. определяется конструкцией э. п. с. Выше этого значения напряжение в тяговой сети не должно подниматься. При наличии рекуперации это значение несколько увеличивается. Под рекуперацией понимается режим, при котором э. п. с. отдает энергию в тяговую сеть.
Минимальное значение напряжения также определяется конструктивным исполнением э. п. с. При таком напряжении э. п. с. еще продолжает нормальную работу. Снижение напряжения в тяговой сети ниже указанного уровня недопустимо. Как следует из данных табл., отклонения напряжения в тяговой сети лежат в пределах +25—30%, что значительно выше допустимых отклонений напряжений для общепромышленных сетей. Это является одной из важных особенностей системы электроснабжения электрического транспорта.