Реле управления и защиты
Реле промежуточные РП-277, РП-280, РП-282, РП-580-2 (рис. 192) постоянного тока предназначены для размножения сигналов первичных реле и коммутации цепей управления. Реле РП-277 имеет два размыкающих контакта, реле РП-280 — два замыкающих и два размыкающих контакта, реле РП-282 -• четыре размыкающих контакта.
Реле времени РЭВ-2Э4 (рис. 193) предназначено для управления с выдержкой времени аппаратами цепей управления, реле времени РЭВ-299- для управления схемой защиты от юза, РЭВ-312 (рис. 194) для управления с выдержкой времени аппаратами силовой цепи.
Реле заземления РЗ-303 (рис. 195) предназначено для защиты силовой цени электровоза при замыкании на «землю».
Реле контроля «земли» РКЗ-306 (рис. 196) предназначено для сигнализации о появлении замыкания на «землю» в цепи вспомогательных машин.
трансформаторном помещении и высоковольтной камере. Номинальное напряжение штанги 1000 В.
Штанга заземляющая состоит из изоляционной штанги 3, выполненной из дерева, контактного пальца 2 для осуществления видимого контактного соединения заземляющего провода с вводом трансформатора и провода 1, конец которого при работе присоединен к заземленной конструкции с помощью гайки-барашка.
Реле защиты от юза РЗЮ-580-1 (рис. 197) предназначено для сигнализации о юзе колесных пар, включения контактора ослабления поля и включения клапана песочниц.
Реле боксования РБ-469 (рис. 198) предназначено для защиты тяговых двигателей от боксования: обеспечивает подсыпку песка под колеса электровоза и включение сигнальной лампочки.
Реле перегрузки РТ-252, РТ-253, РТ-255 (рис. 199), РТ-465-1 (рис. 200) предназначены для защиты от перегрузок и коротких замыканий в силовых и вспомогательных цепях электровоза.
Технические данные реле приведены в табл. 37, 38.
По конструкции реле промежуточные, реле времени, реле заземления, реле контроля «земли», реле защиты от юза максимально унифицированы. Реле электромагнитные, с магнитной системой клапанного типа. Магнитная система состоит из ярма 5 и-образ-ной формы (см. рис. 192) и якоря 2. Магнитопровод установлен на панели из пластмассы. Реле имеет полюсный наконечник 11 (кроме реле времени) сферической формы. Для предохранения от саморазвинчивания резьбовое соединение наконечника и сердечника магнитопровода производится на сурике железном густотертом. На сердечнике магнитопровода расположена катушка 1. На якоре установлена немагнитная прокладка 3.
Блокировка представляет самостоятельный узел (рис. 201). От попадания пыли н грязи контакты блокировки защищены прозрачным кожухом. Контакты мостикового типа, материал контактных накладок — серебро. Неподвижные контакты 4 установлены на изоляционной панели 3. Подвижные контакты 5 собраны на штоке 10 «и изолированы друг от друга втулками 6, 8, Контактное нажатие создается пружиной 7. Перемещение всего подвижного контактного узла создается отключающей пружиной 1. Различное сочетание контактов в пределах одного типоразмера получают заменой съемных неподвижных контактов, поворотом мостиков, уменьшением или добавлением контактных пар. На неподвижных контактах установлены скобы 2, фиксирующие наконечник от проворачивания. Шток с набором контактов перемещается в отверстиях стоек 9.
Усилие, необходимое для переключения контактов, передается на шток блокировки через планку, закрепленную на якоре.
Регулировка срабатывания реле осуществляется изменением затяжки отключающей пружины 8 (см. рис. 192). Регулировка рабочего зазора под якорем осуществляется с помощью шпильки 4.
Ниже приводятся конструктивные особенности некоторых реле.
Магнитная система реле времени несколько отличается от магнитной системы промежуточного реле. Магнитопровод имеет литое алюминиевое основание, которое является дополнительным корот-козамкнутым витком, увеличивающим выдержку времени при отключении. Магнитопровод выполнен без полюсного наконечника, на ярме устанавливается медная гильза П (см рис. 193), которая создает выдержку времени при отключении реле В катушке установлена вторая медная гильза.
Таблица 37
241
Продолжение табл. 37
Таблица 38
Реле времени РЭВ-312 имеет катушку с усиленной изоляцией для обеспечения необходимой диэлектрической прочности между выводами катушки и блокировки, так как контакты включены в силовую цепь электровоза. Реле установлено на панели 11 (см. рис. 191).
Реле заземления (см. рис. 195) имеет указатель срабатывания 12. Для повышения четкости срабатывания на магнитной системе установлен малый (диаметром 25 мм) полюсный наконечник. Катушка состоит из двух обмоток: включающей .4 и удерживающей В. Схема включения реле приведена на рис. 202. При заземлении точки в цепь включающей катушки замыкается, реле сраба-т ывает.
При включении реле размыкающий контакт реле разрывает цепь удерживающей катушки главного выключателя, а замыкающий контакт включает цепь сигнальной лампочки.
Реле боксовапия РБ-469 представляет собой электромагнитное реле с магнитной системой клапанного типа (см. рис. 198). Маг-нитопровод выполнен шихтованным из пластин электротехнической стали. Якорь 8 сплошной из стали АРМКО. На магнитопро-воде установлена катушка 10. Блокировка 1 представляет собой самостоятельный узел. Якорь опирается на призму 5. Рабочий воздушный зазор иод якорем устанавливается при помощи шпиль-
ки 7. На якоре установлена немагнитная прокладка (медная заклепка) 9.
Регулировка напряжения срабатывания реле производится из менением натяжения пружины 2. Магннтопровод реле заземлен. Схема включения реле представлена на рис. 203. Реле включается между равнопотенциальными (в поминальном режиме) точками цепи двух параллельно включенных якорей тяговых двигателей через контакты реле времени. Срабатывает реле при наличии разности потенциалов между точками включения, возникающей в результате боксования колесной пары или при вращении двух соседних колесных пар с разными скоростями. Контакты реле боксования воздействуют на клапаны песочниц и сигнальную лампочку.
Реле перегрузки электромагнитные с магнитной системой клапанного типа (см. рис. 199, 200). Механизм реле, состоящий из шихтованного магнитопровода (ярма 4 и якоря 3), катушки (шины) 12, отключающей пружины 2, блокировки 9, бленкера 10, смонтирован между двумя прессованными из электроизоляционного материала боковинами 1. Вес якоря сбалансирован противовесом 11. Катушка плотно установлена в окне ярма и закреплена сверху клипом 5. Блокировка выполнена в виде самостоятельного узла (рис. 204). Контактный мостик 5 конструктивно обеспечивает проскальзывание контактов при переключении. Неподвижные контакты 2 крепятся к корпусу 1 путем развальцовки резьбовых втулок, запрессованных в корпус. Штоки 4, 8 разделены на две части, между которыми находится держатель 7 с подвижными мостиками и контактной пружиной 6. Перемещение всего подвижного контактного узла осуществляется отключающей пружиной 3. Блокировка закрыта прозрачным кожухом. Для сигнализации о срабатывании реле имеет механический указатель срабатывания — бленкер с ручным возвратом 10. Якорь закрыт съемным прозрачным кожухом 8.
Регулирование и настройка
В случае замены немагнитной прокладки, катушки, пружины или контактов реле отрегулируйте согласно техническим данным и опломбируйте.
Реле промежуточные, времени, заземления, контроля земли, защиты от юза и кругового огня регулируйте следующим образом: установите рабочий зазор под якорем с помощью шпильки 4, перемещением блокировки на уголке 9 (см. рис. 192) установите необходимые растворы и провалы контактов. Не допускается зазор между планкой на якоре и штоком блокировки при притянутом якоре.
Отрегулируйте срабатывание реле изменением натяжения отключающей пружины с помощью гайки 6, навинчивая ее на шпильку 7.
Проверяйте четкость включения промежуточных реле при минимальном напряжении в цепях управления.
Регулировку выдержки времени производите при поминальном напряжении на катушке реле времени.
Реле заземления, отрегулированное на срабатывание при минимальном напряжении, должно оставаться включенным, если обесточена включающая обмотка и напряжение в цепи удерживающей обмотки с добавочным сопротивлением равно 40 В, и не должно включаться при обесточенной включающей обмотке и напряжении 55 В в цепи удерживающей обмотки с добавочным сопротивлением.
Реле боксования (см. рис. 198) регулируйте следующим образом: при замкнутом якоре 8 выставьте зазор 0,05- 0,15 мм между якорем 8 и ярмом 11 в месте А с помощью призмы 5; выставьте с помощью угольника 6 зазор между угольником 6 и якорем 8 в месте Б 0,3- 0,2 мм, установите зазор между якорем 8 и полюсом ярма 11 2,5+0,2 мм с помощью регулировочной шпильки 7 па угольнике 6; установите раствор и провал контактов перемещением блокировки 1 на боковине ярма 11, отрегулируйте реле на ток срабатывания изменением натяжения пружины 2 с помощью гайки 3, навинчивая ее на шпильку 4.
Реле перегрузки регулируйте следующим образом: установите рабочий зазор под якорем с помощью гайки 6, навинчивая ее на шпильку 7. Зазор между якорем и штоком блокировки должен быть 0,05-0,3 мм, отрегулируйте установкой необходимого количества пластин на якоре. Регулируйте реле на срабатывание изменением натяжения пружины 2 с помощью винта 13. Следите за тем, чтобы бленкер 10 срабатывал при разомкнутом размыкающем контакте.
Перечень основных проверок технического состояния реле приведен в табл. 39.