Реостатное торможение
Для поддержания постоянной скорости движения на уклоне в заданных пределах или для осуществления остановочного торможения рекомендуется применять электрическое реостатное торможение.
Для сбора схемы режима электрического торможения установите главную рукоятку контроллера машиниста в положение О, реверсивную оставьте в лоложении ПП Вперед, соответствующем направлению движения электровоза Только после выполнения этих операций возможно перевести тормозную рукоятку в положение П (за счет механических блокировок валов КМЭ). В этом положении происходит сбор схемы и переключение аппаратов в режим электрического торможения
Если не собирается схема в одной из секций электровоза, то не погаснут сигнальные лампы ТД и ППВ. Перевод тормозной рукоятки в положение ПТ или Торможение при горящих лампах ТД и ППВ приведет к пневматическому торможению электровоза без участия машиниста. Одновременно подается звуковой сигнал, извещающий о неправильном сборе схемы режима электрического торможения. Для прекращения пневматического торможения электровоза и отключения звукового сигнала тормозную рукоятку КМЭ переводите в положение П или О.
Режим подтормаживания. Режим подтормаживания электрово за осуществляйте путем перевода тормозной рукоятки КМЭ из положения П в положение ПТ только после сбора схемы режима электрического торможения, о чем сигнализирует погасание сигнальных ламп ППВ .и ТД. В этом положении происходит отключение питания блока автоматики и начинается плавное нарастание тормозной силы электровоза до величины 10 тс в течение 1-2 с, г. е. происходит подтормаживание электровоза.
Режим торможения. Режим электрического торможения осуществляйте переводом тормозной рукоятки из положения П или ПТ в положение Торможение. В этом положении получают питание цепи блока автоматики. Изменяя угол поворота тормозной рукоятки в секторе Торможение, соответственно изменяете фазу импульса, которая подается в блок автоматики и регулирует время открытия тиристоров в выпрямительной установке возбуждения 60 Чем меньше фаза импульса, тем большую часть проводящего полупериода проходит ток через тиристоры и тем большее среднее значение выпрямленного тока выпрямительной установки возбуждения 60. И наоборот, если фаза импульса доходит до 120- 160° эл., то тиристоры полностью закрыты и ток по обмоткам возбуждения не протекает.
Следовательно, поворачивая тормозную рукоятку, можно плавно изменять выпрямленное напряжение выпрямительных установок 60 и соответственно ток возбуждения тяговых двигателей, что в свою очередь регулирует силу торможения электровоза.
В положении Торможение происходит плавное нарастание тормозной силы электровоза до величины, которая определяется за-датчиком тормозной силы. Задатчик тормозной силы установлен на контроллере машиниста и имеет 12 фиксированных положений, соответствующих тормозной силе от 20 до 50 тс с равномерными интервалами.
С ростом тормозной силы происходит снижение скорости движения до заданной величины скорости, устанавливаемой тормозной рукояткой контроллера машиниста. Заданная скорость торможения контролируется по указателю скорости УС, установленному на пульте машиниста.
В режиме электрического торможения контролируйте ток якоря, который не должен превышать величины 830 Л, и ток возбуждения, величина которого должна быть не более 1100 Л.
Режим остановочного торможения. Режим остановочного торможения осуществляйте путем установки тормозной рукоятки КМЭ в крайнее положение, что соответствует нулевой скорости по указателю скорости УС. В результате происходит режим торможения электровоза с заданной силой торможения по задатчику тормозной силы.
Для прекращения реостатного торможения и разбора схемы установите тормозную рукоятку в положение 0.
Необходимо помнить, что по окончании реостатного торможения двигатели вентиляторов МВЗ, МВ4 разрешается выключать не ранее чем через 1-2 мин после снятия нагрузки с тормозных сопротивлений ВТ С (с целью избежания опасных перегревов патрубков воздуховодов к БТС).
Система управления режимом реостатного торможения обеспечивает ограничение по скорости движения электровоза (не более 110 км/ч), ограничение по току возбуждения тяговых двигателей (не более 1100 А), ограничение по току тормозных сопротивлений (не более 830 А) и ограничение по коммутации.
Автоматическое регулирование и ограничение тормозной силы позволяют наиболее полно использовать тормозные возможности электровоза.
Подробное описание работы системы управления режимом электрического реостатного торможения приведено в разделе электрических аппаратов.
Срабатывание аппаратов защиты, блокировки которых включены в цепь контакторов 46, 47, а также аварийное отключение одного или нескольких контакторов тяговых двигателей 51-54 в режиме электрического торможения приводят к разбору схемы этого режима и происходит автоматическое включение пневматических тормозов.
Снятие пневматического торможения и восстановление электрической схемы торможения возможны путем возврата тормозной рукоятки контроллера машиниста в положение 11 или О.
При коротком замыкании в цепи обмоток возбуждения или сквозном пробое плеча выпрямительных установок возбуждения срабатывает токовая защита, которая обеспечивает отключение главного выключателя.
Взаимодействие электрического и пневматического торможений. В режиме электрического торможения электровоза возможно применение пневматического подтормаживания состава при помощи крана машиниста (но не электровоза). Допускается совместное электрическое и пневматическое торможения электровоза от локомотивного крана при условии, что давление в тормозных ни-линдрах не будет превышать 1,3-1,6 кг/см2.
В случае превышения этого давления ПВУ2 разберет цепь питания контакторов 46, 47, что вызовет прекращение реостатного торможения
При экстренном торможении крапом машиниста снижается давление в тормозной магистрали Когда это давление достигает уставки срабатывания ПВУ1 (2,7-2,9 кгс/см2), его контакты отключают вентиль регенерации ВР, через который поступает воздух в тормозные цилиндры электровоза, а при достижении давления 1,6 кгс/см2 сработает ПВУ2 и разберет схему ценен возбуждения. Одновременно подается звуковой сигнал, сигнализирующий о ненормальностях в электрической схеме.
Для снятия экстренного торможения и восстановления электрической схемы торможения кран машиниста установите в поездное положение, а тормозную рукоятку КМЭ — в положение II или О.
При выходе из строя пантографа отключите его разъединителем 2
При выходе из строя главного выключателя 4, крышевого оборудования, силового трансформатора 3 отключите секцию.
При выходе из строя блока выпрямительной установки 61 или 62 отключите его соответственно разъединителем 81 или 82.
При выходе из строя тягового двигателя отключите неисправный тяговый двигатель отключателем двигателей ОД1-ОД4. При этом применение реостатного торможения не допускается.