Трансформатор ТРПШ-2, регулируемый подмагничиванием шунтов
Назначение. Трансформатор ТРПШ-2 питает через выпрямительный мост постоянным»током цепи управления электровоза и обеспечивает подзаряд аккумуляторной батареи; он работает в режиме стабилизатора напряжения. Стабилизация вторичного напряжения осуществляется с помощью обмотки подмагничивания шу (рис. 137),
При снижении напряжения на первичной обмотке х&>1 в обмотке ы)2 благодаря бесконтактному регулятору напряжения растет постоянный ток, что ведет к увеличению степени насыщения стали шунтов постоянным магнитным потоком и вытеснению в основной магнитопровод переменного магнитного потока. С увеличением переменного магнитного потока в основном магнитопроводе, на котором находится вторичная обмотка ш2, напряжение на ней увеличивается.
При увеличении напряжения в первичной обмотке ток подмаг-нпчивания в обмотках шунтов уменьшается, уменьшается в них и магнитный поток подмагничнвания стали. Переменный магнитный поток в стержнях шунюв увеличивается, а в основном стержне уменьшается, что влечет за собой снижение напряжения вторичной обмотки. Технические данные трансформатора ТРПШ-2 следующие:
Номинальная мощность 9,2 кВ Л
Номинальное первичное напряжение 380 В
Пределы колебания первичного напряжения 280-460 В
Среднее значение выпрямленного напряжения вто- 55 В ричной обмотки Номинальный ток обмоток:
первичной 20 Л
вторичной 80 »
подмагничивания 6,5 »
Частота питающего напряжения 50 Гц
Напряжение короткого замыкания (при номинальном 15% токе подмагничивания), не более
Масса 195 кг
Конструкция. Магнитная система ТРПШ-2 состоит из трех стержневых магнигопроводов, шихтованных из листов (толщина 0,35 мм) электротехнической стали марки ЭЗЗО ГОСТ 802-58. Два крайних магнитопровода (шунты) имеют сечение 3,9X9.5см,
средний (основной) -» 9,5×9,5 см.
Первичная обмотка намотана проводом ПСД 3,53X4,7 мм ГОСТ 7019-71 в два слоя плашмя и состоит из двух катушек по 74 витка каждая. Катушки соединены последовательно и каждая из них обхватывает все три магнитопровода.
Вторичная обмотка также состоит из двух катушек, намотанных
Рис. 137. Схема соединения обмоток трансформатора ТРПШ-2
проводом ПСД 3,53X4,7 мм в один слой двумя проводами в параллель по 37 витков. Каждая катушка обхватывает один из стержней основного магниюпровода; катушки соединены параллельно.
Обмотка подмагничивания намотана проводом ПСД диаметром 2,1 мм ГОСТ 7019-71 и состоит из четырех катушек по 575 витков. Каждая катушка обхватывает один из стержней шунтирующего магнитопровода. Кагушки соединены последовательно таким образом, что при работе ТРПШ-2 постоянные магнитные потоки, наводимые в стержнях шунтов, складываются, а э. д. с, наводимые переменным магнитным потоком во всех четырех катушках, взаимно компенсируются.
Катушки первичной обмотки и обмотки подмагничивания выполняют на каркасе из стеклопластика. Все катушки пропитывают в лаке КП-18 ТУОАБ 504.017 с последующей выпечкой. Магнитные шунты от основного магнитопровода отделены стальными трубами и стянуты изолированными шпильками.
Уход в эксплуатации. При техническом обслуживании и текущих ремонтах электровоза на ТРПШ-2 необходимо проверить затяжку крепежных деталей контактных соединений магнитопровода, панели зажимов и в случае необходимости подтянуть их. Удалить с катушек пыль, продув сухим сжатым воздухом.
При нарушении покрытия катушек ТРПШ-2 необходимо их окрасить электроизоляционной эмалью, а при капитальном ремонте электровоза пропитать в лаке ФЛ-98 ГОСТ 12294-66.
Внимание! Необходимо иметь в виду, что напряжение на катушках подмагничивания может достигать 600 В и более.