Защита силовых и вспомогательных цепей
Зашига силовых цепей от перенапряжений. От атмосферных перенапряжений трансформатор и оборудование, рассчитанные на напряжение 25 кВ, защищены разрядником 5 (см. рис. 2). На случай коммутационных перенапряжений вторичная обмотка трансформатора, контакторы ЭКГ и выпрямительные установки защищены разрядниками 7, 8 и цепочками НС: конденсатором Е1 с резистором г7, конденсатором Е2 с резистором г8 и конденсаторами ЕЗ-Е5 и Е8-Е12.
Следует отметить, что цепочки 1?С совместно с дросселем ДП осуществляют также снижение уровня радиопомех.
За счет индуктивности обмоток переходного реактора 25 при размыкании контакторов с дугогашением А, Б, В, Г главного контроллера на них возникают коммутационные перенапряжения, приводящие к подгару дугогасительных контактов контакторов. Для уменьшения перенапряжений на контакторах и снижения подгара контактов обмотки переходного реактора шунтированы конденсаторами 163 и 164 Конденсаторы в свою очередь шунтированы разрядными резисторами г/1 и г12, на которые они и разряжаются в случае перегорания вставок предохранителей 161 и 162. В случае пробоя или короткого замыкания конденсаторов 163 и 164 перегорают вставки предохранителей 161 и 162.
Защита силовых цепей от коротких замыканий. От коротких замыканий силовые цепи в целом защищены главным выключателем 4, который отключается при срабатывании промежуточного реле РМТ при токах в первичной обмотке тягового трансформатора, равных 250 А±10%.
Защита от замыканий на землю. От замыканий на землю силовые цепи защищены реле заземления 88, действующим на отключение ГВ (рис. 12). Реле заземления 88 срабатывает на всех позициях главного контроллера при замыкании на землю любой точки силовой цепи.
Для того чтобы не устанавливать на каждой секции электровоза две защиты от замыкания на «землю» для двух групп тяговых двигателей и силовых выпрямительных установок, а обойтись одной защитой, включают между равнопотенциальными точками два резистора г37, г38 и устанавливают одну защиту. В нормальном режиме без замыкания на «землю» по этим резисторам протекает незначительный уравнительный ток, обусловленный несимметричным включением секционированных и несекционированных обмоток тягового трансформатора (на четных позициях вала главного контроллера).
Защита от замыкания на «землю» имеет еще одну особенность. Начало и конец секционированных и несекционированных тяговых обмоток тягового трансформатора соединены с «землей» через конденсаторы ЕЗ-Е5, Е8-Е12 (см. рис. 2). Силовая цепь как бы «привязана» к «земле» для того, чтобы на отдельных точках ее не возникало перенапряжений относительно «земли». Но, с другой стороны, через эти конденсаторы, «землю» и включающую обмотку реле 88 может протекать емкостный ток, который будет вызывать ложные срабатывания реле. Для исключения этого явления в цепь включающей обмотки реле 88 включен дроссель 78, рассчитанный на небольшой ток и имеющий значительную индуктивность. Этим самым предотвращается протекание по включающей обмотке реле емкостных токов.
Защита тяговых двигателей. Тяговые двигатели защищены от перегрузки — реле перегрузки РП1-РП4 (см. рис. 2), отключающими при токе 1500±50 А промежуточное реле 264 (см. рис. 2 и 20), которое в свою очередь действует на отключение главного выключателя; от боксования — реле боксования 43 и 44, которые, срабатывая, обеспечивают периодическую подачу песка под колесные пары.
Защита главного контроллера. При переходе вала главного контроллера с позиция на позицию переключающиеся силовые контакторы кратковременно оказываются под двойным током. Длительное нахождение контактов под таким током недопустимо. Такой же ток действует на контакты при медленном вращении вала главного контроллера или застревании его между позициями. Поэтому если вал главного контроллера находится между позициями более 2-3 с, то срабатывает реле времени 204, действующее на отключение главного выключателя.
Рис 12. Схема защиты от замыкания на «землю» в силовых цепях
Рис. 13. Упрощенная схема протекания тока короткого замыкания
Защита от коротких замыканий выпрямительных установок.
Эта защита осуществляется блоком дифференциальных реле БРД (рис. 13). Токовые катушки дифференциальных реле 21 и 22 вместе с дросселем включены между двумя точками цепи вторичных обмоток силового трансформатора, имеющими равные потенциалы. Поэтому по токовым катушкам нормально не протекает ток. Уравнительный ток в токовых обмотках катушек реле 21 и 22 может возникнуть в следующих режимах: боксование одной или нескольких колесных пар, отключение одного или нескольких тяговых двигателей, отключение выпрямительной установки, движение электровоза на неходовых позициях.
Однако в этих режимах дифференциальная защита не срабатывает, так как через магнитопроводы реле пропущены две шины, по которым ток проходит во встречном направлении и практически равномерно делится между обеими шинами (наличие шунта в этих режимах не сказывается на распределении тока). Магнитные потоки от этих токов будут взаимно уничтожаться.
В случае короткого замыкания (к. з.) в цепи одной из выпрямительных установок, например 61, через блок дифференциальных реле будет протекать уравнительный ток к. з. Скорость нарастания этого тока настолько велика, что индуктивное сопротивление дросселя начнет задерживать увеличение тока в цепи (шине), где дроссель установлен. Поэтому основная часть тока к. з. будет протекать по цепи тех катушек реле, которые не имеют дросселя.
Эти токи создадут магнитные потоки, разные по величине. Возникает результирующий магнитный поток, который в данном примере в цепи реле 21 будет направлен навстречу магнитному потоку, создаваемому удерживающей катушкой реле. Якорь этого реле отпадет, и его блок-контакты разорвут цепь питания удерживающей катушки главного выключателя.
При коротком замыкании в выпрямительной установке 62 сработает реле 22. В этом случае машинист должен отключить выпрямительную установку, в цепн которой произошло короткое замыкание, разъединителями (см. рис. 2) вентилей 81, 83 (82, 84).
Защита вспомогательных цепей. Вспомогательные цепи защищены от коротких замыканий токовым реле 113 (см. рис. 10), действующим на отключение ГВ. Для защиты двигателей вспомогательных машин от перегрузки применены тепловые реле 137, 139, 141-148, 153-156, которые отключают соответствующие контакторы. При замыкании вспомогательных цепей на «землю» срабатывает реле 123, в результате загорается сигнальная лампа.
Цепи электрических печей кабины, обмотки 380 В трансформатора ТРПШ, трансформатор 771, обогреватели санузла, трансформаторы напряжения 77, 112, счетчик электроэнергии 103 и вольтметр 97 защищены от токов короткого замыкания предохранителями 114, 115, 117, 118, 120-122.
В зависимости от времени года необходимо изменять уставку тока срабатывания тепловых реле ТРТ с помощью регулировочного рычажка. Весной и осенью регулировочные рычажки тепловых реле 137, 139, 141-148, 153-156, защищающих ФР, МВ1, МВ4, МН и М/С, нужно устанавливать на отметке 0 шкалы уставок реле, зимой — на отметке -3, летом на отметке +3.
Запрещено переводить регулировочный рычажок теплового реле за отметки +3 и -3.
На вспомогательную обмотку тягового трансформатора включены конденсаторы 172 для снижения уровня атмосферных перенапряжений, возникающих во вспомогательных цепях электровоза.