Вспомогательные цепи
На электровозе вспомогательное оборудование получает напряжение от обмотки собственных нужд тягового трансформатора (рис. 303, 304, 305). Напряжение х. х. обмотки собственных нужд равно 232 В на выводах х-а5, 406 В на выводах х-а4 и 638 В на выводах х-аЗ при напряжении контактной сети 25 кВ.
Все вспомогательное оборудование разделено на потребителей однофазного тока 380 и 220 В, питание которых осуществлено непосредственно от выводов обмоток х-а4, х-а5 и потребителей трехфазного тока. К потребителям однофазного тока с номинальным напряжением 380 В относят: нагревательные элементы печей обогрева кабины машиниста 173-177; калорифер обогрева лобовых стекол 196; обогреватели санузла 179, Ш; трансформаторы напряжения 77,412; вентиль защиты 104; трансформатор, регулируемый подмагничиванием шунтов, ТРПШ; вольтметр 97, контролирующий напряжение контактной сети; катушка отключающего электромагнита ГВ, которая получает питание через размыкающие контакты реле 236, резистор Я41 и размыкающие контакты дифференциальных реле 21, 22; асинхронный расщепитель фаз ФР; реле контроля земли 123; трансформатор 192, предназначенный для снижения питающего напряжения с 380 В до 50 В для обогревателей картера главного компрессора, редуктора главного контроллера, спускных кранов главных резервуаров и электроплитки.
К потребителям однофазного тока с номинальным напряжением 220 В относят счетчик электроэнергии 103, обогреватель главного выключателя.
Потребителями трехфазного тока являются асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором МВ1, МВ2 — приводы вентиляторов охлаждения тяговых двигателей І—IV; МВЗ и МВ4 — приводы вентиляторов охлаждения выпрямительных установок, охлаждения радиаторов силового трансформатора и сглаживающих
Рис. 303. Схема вспомогательных цепей
Рис. 304. Схема резервирования вспомогательных цепейреакторов, а в режиме Торможение — охлаждения тормозных резисторов, привод масляного насоса МН системы охлаждения трансформатора и привод компрессора МК.
Питание выпрямительных установок возбуждения 60, блоков измерения БИ и блоков автоматики БА осуществляется напряжением 380 В через предохранители 118 и 199. и контакты блокировочного переключателя БП, замыкающиеся только в положении Торможение.
Для обеспечения необходимой фазировки питания трехфазным напряжением схема включения этих аппаратов различна в первой м второй секциях электровоза.
Обогреватели санузла 179, 180 (оборудование санузла на второй секции) включаются реле 136, печи обогрева кабины 173-177 и на-
греватедн калорифера обогрева лобовых стекол — контакторами 134,
159, 195. 1пг о
Расщепитель фаз включается контактором 125. Запуск расщепителя фаз асинхронный н осуществляется при помощи резистора гЬ, включаемого на время пуска контактором 119. Обмотка собственных нужд трансформатора и генераторная фаза расщепителя фаз образуют трехфазную систему, от которой получают питание цепи вспомогательных машин. При выходе из строя расщепителя фаз в одной из секции распломбировывают и включают разъединители 126 в обеих секциях, обмотка собственных нужд тягового трансформатора отключается при помощи переключателя вспомогательных цепей 111 в той секции, где неисправен расщепитель фаз, установив его в среднее положение. В результате этих переключений будет выведен из работы неисправный расщепитель фаз на одной секции, и пуск всех вспомогательных машин возможен от расщепителя фаз и одной обмотки собственных нужд другой секции.
Вентиляторы МВ1-МВ4, насос МИ и компрессор МК включаются контакторами 127-130, 133, 124. При включении вентиляторов МВ1-МВ4 н компрессора МК их контакторами также включаются дополнительные конденсаторы 165-168, 171 между линейной н генераторной фазами, облегчающие запуск и условия работы двигателей в результате улучшения симметрии трехфазной системы.
Питание вспомогательным цепям при нахождении электровоза в депо можно подать через розетки 108, 109, ПО с помощью переключателя 111, который в этом случае переключают в нижнее положение. К розеткам подводится переменное напряжение 380 В от сети депо. Это напряжение подается только на вспомогательные машины этой секции.
Разъединители секций 126 в рабочем режиме должны находиться в отключенном положении и быть запломбированы. Недопустимо при включенных разъединителях секций 126 переключать питание вспомогательных цепей от напряжения депо через подкузовные розетки 108, 109, ПО. В этом случае в результате обратной трансформации силового трансформатора на его первичной обмотке появится напряжение 25 кВ.
В случае выхода из строя на длительное время одной из питающих тяговых подстанции напряжение контактной сети в зоне этой подстанции будет около 12 кВ при номинальном питающем напряжении соседних подстанций. Для обеспечения нормальной работы вспомогательных машин в этом случае у обмотки собственных нужд тягового трансформатора предусмотрен дополнительный вывод 3, используемый только при снижении напряжения и подключаемый переключателем обмоток трансформатора 105. Нормальное положение переключателя нижнее. В этом положении он подключает цепи вспомогательных машин к выводу 4, имеющему номинальное напряжение х. х. 406 В.
При подъезде к зоне с поврежденной подстанцией машинист по сетевому вольтметру следит за снижением напряжения в контактной сети. Если вольтметр показывает менее 19 кВ, машинист выключает вспомогательные машины, главный выключатель, опускает токоприем ник и, разблокировав шторы высоковольтной камеры (ВВК), переключает переключатель обмоток в верхнее положение. После этого, заблокировав ВВК ч собрав нормальные цепи, можно продолжать движение. На вспомогательные машины будет подано напряжение примерно 460 В, которое по мере движения будет снижаться и при напряжении в контактном проводе 12 кВ составит около 300 В, что будет достаточным по условиям работы вспомогательных машин.
Показания сетевого вольтметра во время движения с питанием вспомогательных машин от вывода аЗ будут завышенными в 1,6 раза по сравнению с действительными. Поэтому обратное переключение переключателя обмоток в нормальное положение следует выполнять при напряжении (по сетевому вольтметру), равном 30 кВ, что соответствует напряжению в контактной сети 19 кВ.
На электровозе устанавливают переключатели вспомогательных цепей 771 с тремя фиксированными положениями. Верхнее положе-нне ножей переключателя вспомогательных цепей является рабочим положением (см. рис. 304). Среднее (фиксированное) положение ножей переключателя 1/1 необходимо для осуществления режима резервирования расщепителей фаз. В этом случае розетки 108- 1/доказываются отключенными от остальных вспомогательных цепей и случайное прикосновение к ним не может вызвать поражение обслуживающего персонала электрическим током.
Нижнее положение ножей переключателя 1/1 предназначено для осуществления режима питания вспомогательных машин от сети депо (см. рис. 302).
Розетка 100 установлена для испытания АЛСН.