Контроллер машиниста КМЭ-8Г
Назначение и технические данные. Контроллер машиниста служит для дистанционного управления работой тяговых двигателей. Он имеет следующие технические данные:
Номинальное напряжение » 50 В Номинальный ток контактов 30 А
Раствор контактов 4-7 мм
Провал контактов 2,5-4 мм Нажатие контактов 2,45-2,94 Н Напряжение переменного тока частотой 50 Гц для испытания изоляции в течение 1 мин 1500 В Наибольший разрываемый ток при напряжении
50 В и индуктивности в цепи £=50 мГн 10 А
Масса 175 кг
Конструкция и принцип действия. Контроллер машиниста КМЭ-8Г (рис. 87) имеет два кулачковых вала: главный и тормозной.
Валы приводятся в движение двумя рукоятками: главной 2 и тормозной 1, которые связаны с соответствующими зубчатыми передачами. •
Реверсирование тяговых двигателей и выбор схемы их соединения в тормозном режиме осуществляются двумя кулачковыми барабанами, которые установлены на подшипниках на главном и тормозных валах; оба барабана управляются одной реверсивно-селек-тивной рукояткой.
Изоляционные кулачковые шайбы главного и тормозного валов и кулачки барабанов переключают контакторные элементы 4, смонтированные на двух рейках 6.
Главный вал имеет 24 кулачковые шайбы и обеспечивает 37 фиксированных рабочих позиций (не считая нулевой), из которых 16, 27 и 37-я являются ходовыми, а остальные пусковыми. Тормозной вал набран из 22 кулачковых шайб и имеет четыре позиции ослабления возбуждения и 16 позиций торможения. Фиксация главного и тормозного валов по позициям обеспечивается защелками рукояток, западающими в пазы секторов на крышке 3 контроллера машиниста. 96
Реверсивно-селективная рукоятка имеет девять положений: нулевое и по четыре положения в направлениях Вперед и Назад (М-тяговый режим; П, СП и С-рекуперативный режим).
Каждый контакторный элемент 4 имеет подвижной и неподвижный контакты, установленные на изоляторе, который закреплен к рейке. Контакты замыкаются под действием пружины, размыкаются при нажатии кулачковой шайбы. Последовательность замыкания контактов определяется профилем кулачковых шайб.
Для предотвращения ошибочных действий при работе все три рукоятки механически сблокированы между собой, что обеспечивает:
при установке реверсивной рукоятки в положение М главная рукоятка может быть установлена на любую позицию;
при установке главной рукоятки контроллера машиниста на 16, 27 и 37-ю позиции тормозная рукоятка может быть установлена на позиции ослабления возбуждения ОПІ, ОПП, ОПШ, ОПП1, при этом перемещение главной рукоятки невозможно до возвращения тормозной рукоятки на нулевую позицию;
при установке реверсивной рукоятки в положения П, СП и С тормозная рукоятка может быть установлена на 02-ю позицию, что дает возможность установить главную рукоятку на 1-ю позицию, а затем поворачивать тормозную рукоятку контроллера машиниста до 15-й позиции;
обратный поворот тормозной рукоятки возможен до 1-й позиции включительно, а после установки главной рукоятки на нулевую позицию тормозную рукоятку можно повернуть также на нулевую позицию;
при рабочем положении главной и тормозной рукояток поворот реверсивно-селективной рукоятки невозможен.
При техническом обслуживании ТО-3 и текущих ремонтах проверяют последовательность замыкания контакторных элементов, взаимодействие механических блокировок, разрыв, провал и нажатие контактов.