Преобразователи НБ-429А и НБ-436А
Назначение и технические данные. На электровозах ВЛ8 установлены преобразователи НБ-429А и НБ-436А (на последних выпусках). Они предназначены для питания обмоток возбуждения тяговых двигателей при рекуперативном торможении. Основные технические данные преобразователей НБ-429А и НБ-436А приведены в табл. 1.
Преобразователь НБ-429А. Он состоит из шестиполюсного низковольтного генератора постоянного тока и высоковольтного четы-рехполюсного двигателя, смонтированных на одном валу и представляющих собой однокорпусный агрегат закрытого исполнения с самовентиляцией (рис. 20). Вентилятор встроен со стороны коллектора генератора. Неразъемный остов 3 цилиндрической формы
Таблица 1
Показатели
Значения показателей преобразователя
НБ-429А
НБ-436А
Двигатель |
Геиератор |
Двигатель |
Генератор |
|
Мощность, кВт |
29,5 |
22,2 |
40,7 |
30,4 |
Напряжение на коллекторе, | ||||
В |
3300 |
37 |
3300 |
38 |
Ток якоря, А |
11 |
600 |
15 |
800 |
К. п. д., % (без демпфера) |
84 |
73,2 |
86,0 |
71,0 |
Сопротивление резистора, | ||||
постоянно включенного | ||||
в цепь якоря, Ом |
10 |
— |
10 |
— |
Сопротивление обмотки | ||||
якоря при 20°С, Ом |
9,35 |
0,00376 |
7,05 |
0,00315 |
Сопротивление обмотки по- | ||||
следовательного возбужде- | ||||
ния (для генератора обмотки | ||||
противовозбуждения) кату- | ||||
шек главных полюсов при | ||||
20°С, Ом |
1,54 |
0,000321 |
1,14 |
0,00231 |
Сопротивление обмотки не- | ||||
зависимого возбуждения при | ||||
20СС, Ом |
4 |
0,627 |
4 |
0,65 |
Сопротивление обмотки ка- | ||||
тушек добавочных полюсов | ||||
при 20″С, Ом |
1,72 |
0,00205 |
1,772 |
0,00202 |
Размеры щеток, мм |
10 х 25 х |
16 х 32 х |
10 х 25 х |
16 х 32 х |
х 50 |
х 32 |
х 50 |
х 32 |
|
Нажатие на щетку, Н |
11,7-14,7 |
9,8-11,7 |
__ |
___ |
Частота вращения, об/мин
Система вентиляции
Расчетный режим работы, мин
Масса, кг
1200 1200 Самовентиляция
40 1900
40 1900
Рис. 20. Продольный (а) и поперечный (б) разрезы преобразователя НБ-429А: 1-щеточная траверса двигателя; 2, 4 — подшипниковые щиты; 3-остов: 5 щегочная траверса генератора; б-якорь: 7-реле оборотов; Я кронштейн щеткодержателя: 9 щеткодержатель; 10, 19 сердечники добавочных полюсов; 11, 18 катушки добавочных полюсов; 12-ка-тушка обмотки последовательною возбуждения главною полюса двигателя: 13, 1б-катушка обмоток независимого возбуждения; 14. 15 сердечники главных полюсов; 77-катушка обмотки прогивовозбуждеиия генератора
N»6
отлит из стали. В средней части остова имеются окна с отъемными глухими крышками для удобства монтажа и демонтажа катушек.
Подшипниковые щиты 2 и 4 стальные литые. Подшипники преобразователя роликовые. Со стороны двигателя установлен фиксирующий подшипник типа ЗН92317К1, со стороны генератора-плавающий типа ЗН32317К1Т1. На свободном конце вала со стороны генератора смонтировано реле оборотов 7 с регулировкой на отключение при частоте вращения 1750 об/мин.
Двигатель выполнен с последовательным возбуждением. Катушка 12 главного полюса имеет 130 витков, «добавочного полюса
Рис. 23. Схема соединения обмоток генератора НБ-429А (НБ-436А)
11-219 витков (рис. 21). Обмотка якоря двигателя волновая (рис. 22). Секции изолированы лакотканью толщиной 0,1 мм в семь слоев, лентой из лакоткани толщиной 0,2 мм и тафтяной лентой толщиной 0,25 мм по одному слою, уложенных в полуперекрышу.
Магнитная система генератора выполнена малонасыщенной. Сердечники главных полюсов двигателя и генератора набраны из листовой электротехнической стали и скреплены заклепками-стержнями. На главных полюсах генератора размещены катушки независимого возбуждения 16 (см. рис. 20), получающие питание от генератора управления, и встречно включенные катушки обмотки противовозбуждения 17, обтекаемые током рекуперации тяговых двигателей, обеспечивающие необходимые характеристики генератора для устойчивой работы электрических цепей в рекуперативном режиме.
Катушки обмотки противовозбуждения 17 включены в две параллельные цепи по три последовательно (рис. 23). Катушки имеют два витка, изолированные асбестовой лентой одним слоем вразбежку, микалентой толщиной 0,13 мм шестью слоями вполуперекрышу и киперной лентой толщиной 0,45 мм по одному слою встык и вполуперекрышу.
На главных полюсах двигателя размещены катушки обмотки последовательного возбуждения 12 (см. рис. 20), включенные последовательно с обмоткой якоря и катушками 11 добавочных полюсов, и катушки обмотки независимого возбуждения 13.
■ Изоляция катушек последовательного возбуждения состоит из одного слоя тафтяной ленты, уложенной вразбежку, шести слоев лакоткани и одного слоя киперной ленты, уложенных вполуперекрышу.
Изоляция катушек независимого возбуждения двигателя и генератора выполнена тафтяной лентой толщиной 0,25 мм одним слоем вразбежку, лентой из лакоткани толщиной 0,2 мм и киперной лен-
Рис. 24. Схема сердечника обмотки якоря с коллекторными пластинами генератора НБ-429А (НБ-436А)
той толщиной 0,45 мм по одному слою вполуперекрышу.
Сердечники 10 и 19 добавочных полюсов стальные поковки. Корпусная изоляция катушек добавочных полюсов состоит из двух слоев микаленты толщиной 0,13 мм вполуперекрышу и кипер-ной ленты толщиной 0,45 мм но одному слою вполуперекрышу и вразбежку.
Обмотка якоря генератора петлевая с уравнителями, укрепленными на конусе коллектора бандажами (рис. 24). Секция изолирована микалентой толщиной 0,1 мм тремя слоями вполуперекрышу и стеклолентой толщиной 0,1 мм одним слоем встык.
На якоре секции укреплены бандажами.
Траверса 5 генератора поворотного типа с шестью пальцами прикреплена к остову штифтами; на каждом пальце смонтировано по пять щеткодержателей 9 со щетками размерами 16 х 32 х х 32 мм марки ЭГ-2А. Двигатель преобразователя имеет поворотную траверсу с четырьмя щеткодержателями.
Преобразователь НБ-436А. Он отличается от преобразователя НБ-429А мощностью, повышение которой достигнуто за счет более рационального использования объема паза якоря, что дало возможность обмотку якоря выполнить проводом ПЭЛШКД с диаметром 1,16 мм вместо провода ПЭЛШД с диаметром 1 мм на двигателе преобразователя НБ-429А. В остальном конструкция преобразователя НБ-436А подобна конструкции преобразователя НБ-429А (см. рис. 20).
Демонтаж и монтаж. Преобразователь снимают с электровоза. От конца вала со стороны генератора отсоединяют подвижную часть реле оборотов, а с подшипниковой крышки-корпус реле. Затем снимают подшипниковую крышку и торцовую шайбу со стороны двигателя. Внутреннюю подшипниковую крышку временно крепят на трех болтах. Снимают щетки из щеткодержателей двигателя через коллекторные люки и щеткодержатели генератора с пальцами. Затем преобразователь ставят в вертикальное положение коллектором двигателя вниз, снимают подшипниковый щит со стороны генератора и вынимают якорь из остова. Последующую разборку узлов производят на стеллажах. Сборку производят в обратном порядке.
Контрольные величины в эксплуатации. Диаметр коллекторов двигателей преобразователей НБ-429А или НБ-436А и электродвигателей НБ-430А, НБ-431А должен быть не менее 370 мм, ширина нетушка-не менее 10 мм. Нормальная ширина канавки 7, глубина 4 мм. Возможно уширение канавки лишь за счет длины петушка. При срабатывании щеток их высота должна быть не менее 30 мм. Наименьший диаметр коллектора генератора преобразователей НБ-429А или НБ-436А 350 мм, ширина петушка 20 мм.
Нажатие пальцев на щетку для всех вспомогательных машин допустимо в пределах 11,7-14,7 Н. Зазор между щеткой и щеткодержателем допускается по ширине щетки не более 0,8 мм, по толщине щетки не более 0,4 мм. Расстояние от щеткодержателя до рабочей поверхности коллектора 2,5-5,5 мм. Радиальный зазор в подшипниках 0,07-0,12 мм. Сопротивление изоляции вспомогательных машин должно быть не менее 2 МОм.