РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЩИТ РЩ-26
Назначение. Распределительный щит предназначен для управления совместной работой генератора и аккумуляторной батареи.
Конструкция. На лицевой стороне щита расположены приборы, регулятор напряжения СРН, кремниевые диоды Д, рубильники и предохранители.
На обратной стороне щита установлены резисторы и селеновые выпрямители. Перед запуском генератора управления ГУ катушки регулятора напряжения обесточены.
Рис. 10.4. Принципиальная схема распределительного щита и цепи подзаряда аккумуляторной батареи
Замкнутый под действием пружины контакт СРН резисторами г0 и г7 (рис. 10.4) шунтирует резистор г1, включенный последовательно с обмоткой возбуждения генератора.
Когда начинает вращаться якорь генератора, в цепи возбуждения возникает ток, увеличивающий возбуждение генератора. При достижении напряжением генератора управления 52-53 В контактор 135 включается и размыкающим контактом переключает питание цепей управления от аккумуляторной батареи на генератор управления через резистор гЗ, а аккумуляторную батарею подключает на заряд через резистор г4. Один из размыкающих блок-контактов контактора 135 отключает катушки СРН от генератора управления, и в дальнейшем питание они получают от цепей управления через замыкающий контакт 135. Это обеспечивает регулирование напряжения в цепях управления 50 В и вызывает необходимое для заряда аккумуляторной батареи повышение напряжения на генераторе управления на падение напряжения на резисторе гЗ. Второй размыкающий блок-контакт отключает питание сигнальной лампы ГУ на пульте управления.
Пружину регулятора натягивают так, чтобы при напряжении 50± 1,5 В без нагрузки в цепи управления подвижной контакт находился в среднем (равновесном) положении и не касался неподвижных. Нормальная работа подвижного контакта СРН под нагрузкой регулируется изменением сопротивления резистора г/.
При напряжении в цепи управления выше 50 В усилие, создаваемое катушками СРН, превышает усилие пружины; при этом притягивается якорь и замыкаются контакты СРН, шунтирующие обмотку возбуждения генератора резисторами г7 и г8 — напряжение понижается. При напряжении в цепи управления ниже 50 В пружина преодолевает электромагнитное усилие, подвижной контакт, замкнувшись резисторами г0 и г7, шунтирует резистор г! в цепи обмотки возбуждения — напряжение повышается. Резисторы г0, г7 и г8 предназначены для ограничения толчков тока в обмотке возбуждения генератора и уменьшения искрения контактов СРН.
Напряжение на генераторе ит зависит от тока нагрузки 1н цепей управления: иг=ииу-т-1ягз, где г3 — сопротивление гасящего резистора в цепи управления; {/цу = 50 В. Напряжение на аккумуляторной батарее 1/б зависит от напряжения на генераторе и тока заряда батареи 13, т. е. и6= иг — 13г4, где г4 — сопротивление гасящего резистора.
При снижении напряжения на генераторе до напряжения отключения контактора 135, в цепь катушки которого включен резистор гб, или при отключении контакторов 125 и 126 контактор 135 отключается и питание цепей управления далее осуществляется через его размыкающий контакт от аккумуляторной батареи. Для предупреждения бросков напряжения в цепях управления при отключении контакторов 125 и 126 катушка СРН продолжает получать питание от генератора управления через размыкающий блок-контакт контактора 135.
Надежная работа распределительного щита при всех возможных нагрузках, а также возникающих перенапряжениях обеспечивается установкой двух параллельно включенных диодов Д типа В200 не ниже 8-го класса с одинаковым классификационным падением напряжения. Чтобы компенсировать влияние температурного коэффициента сопротивления, последовательно с катушкой СРН включены резисторы г2 й г9.
Для контроля годности предохранителя на РЩ введены выводы-шины Ш. При проверке предохранителя замыкают выводы-шины и выключают выключатель В. Если лампа РЩ горит, значит, предохранитель годен, если она не горит, предохранитель надо заменить.
При выходе ГУ1 из строя переключатель П1 переводят из положения Генератор управления 1 в положение Генератор управления II.
В случае работы электровозов по системе многих единиц и перехода 156 на аварийную систему «Исключен 1-й электровоз» переключатель цепей управления П2 следует установить в положение «Аварийно» с целью подзарядки аккумуляторной батареи ведущего электровоза от генератора управления ведомого электровоза по межэлектровозным проводам Э53, Э54.
В эксплуатации необходимо регулярно следить за состоянием и четкостью работы регулятора напряжения.