Колесные пары
Назначение. Колесные пары направляют электровоз по рельсовому пути, передают силу тяги, развиваемую электровозом, и тормозную силу при торможении, воспринимают статические и динамические нагрузки, возникающие между рельсом и колесом, и преобразуют вращающий момент тягового двигателя в поступательное движение электровоза.
Технические данные
- Диаметр колеса по кругу катания,мм…………1250+5
- Расстояние между внутренними торцами бандажей, мм … 1440±3
- Ширина бандажа, мм …. 140±2
- Толщина нового бандажа по кругу катания, мм……..90+5
- Диаметр подступичной части оси, мм……….. 235+2
- Диаметр шейки оси, мм … 180
- Диаметр средней части оси, мм … 200+2
Конструкция. Колесная пара (рис. 2.3) состоит из оси 2, колесных центров 3 с бандажом 4.
На электровозах ВЛ60К применялась колесная пара, элементы которой (ось, колесный центр) отличаются от элементов унифицированной колесной пары, примененной впоследствии. Диаметр подступичной части оси унифицированной колесной пары и соответственно внутренний диаметр ступицы колесного центра равны 235 мм вместо 220 мм.
Ось унифицированной колесной пары (рис. 2.4) кованая из специальной осевой стали. Для монтажа колес, букс и двигателя на ней предусмотрены буксовые, предподступичные, подступич-ные части и моторно-осевые шейки. Все поверхности оси, за исключением торцов, шлифованные.
Для увеличения усталостной прочности подступичные части, буксовые и моторно-осевые шейки оси подвергнуты упрочняющей накатке роликом. На буксовых шейках имеется резьба M170X3-6g для гаек, закрепляющих приставные кольца роликовых подшипников. На торцах оси выполнено по два отверстия с резьбой М16-7Н для крепления планок, предохраняющих гайки от отвинчивания. После окончательной механической обработки ось проверяют дефектоскопом.
Колесные центры (рис. 2.5) коробчатого сечения отлиты из стали 25ЛШ. Каждый колесный центр подвергнут статической балансировке путем приварки накладок. На удлиненные ступицы центров напрессованы в горячем состоянии зубчатые колеса 6 (см. рис. 2.3). При этом натяг в холодном состоянии выдержан в пределах 0,25-0,33 мм.
Бандаж 4 изготовлен из специальной стали по ГОСТ 398-81. Размеры его выполнены по ГОСТ 3225-80, профиль бандажа — по ГОСТ 11018-87. Правильность профиля проверяют специальным шаблоном. Бандаж посажен на обод колесного центра в горячем состоянии при температуре 250-320 °С. Перед посадкой бандаж проверен магнитным дефектоскопом на отсутствие трещин. Для предотвращения сползания с колесного центра бандаж застопорен кольцом 5 из стали специального профиля по ГОСТ 5267.10-90.
Собранное колесо с колесным центром, бандажом, зубчатым колесом и бандажным кольцом напрессовано на ось усилием 1080-1471 кН (ПО- 150 тс). Формирование колесных пар и уход за ними в эксплуатации.
Колесные пары формируют в соответствии с Инструкцией по формированию и содержанию колесных пар тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм (ЦТ МПС/№ 4351). Уход за колесными парами в эксплуатации необходимо осуществлять в соответствии с этой же инструкцией.