Вентиляторы
Назначение. Для подачи воздуха в систему охлаждения электрооборудования и вентиляции кузова применяют блоки центробежных вентиляторов Ц8-19 № 7, 6 или вентиляторов № 6, которые устанавливают при модернизации выпрямительных установок: четыре вентилятора Ц8-19 № 6 вместо шести Ц8-19 № 7, 6.
На части электровозов установлены центробежно-винтовые вентиляторы со встроенным направляющим аппаратом (системы инж. В. Ю. Ру-бинова), с помощью которого подачу вентилятора можно регулировать в пределах от 42 до 100% номинальной. Подачу регулируют вручную по сезонам с помощью рычага (летний или зимний режим), а также при длительных стоянках электровоза.
Технические данные
- Тип вентилятора Ц8-19, Ц8-19, № 7, 6 № 6
- Диаметр рабочего колеса, мм . . . 760 600
- Номинальная частота вращения,об/мии …. 1470 1470
- Подача, м3/мин . 300 — 360 250 — 260
- Полный напор, развиваемый вентилятором, гПа(кгс/м2) …. 33,3 — 30,4 24,5- 25,5 (340 — 308) (250 — 260)
- Мощность на валу двигателя, кВт . 27 — 32,5 25 — 26
- К.п.д., % … 60 70
Конструкция. Центробежный вентилятор Ц8-19 № 7, 6 (рис. 6.10) состоит из рабочих конических сварных колес 4, насаженных на вал электродвигателя 1 и помещенных в спиральный улиткообразный кожух 5, крышек 2, входных всасывающих патрубков 7. Рабочее колесо состоит из несущего и вспомогательного дисков, имеет 20 загнутых вперед лопаток и втулку.
Связующим элементом для кожуха вентилятора и электродвигателя является кузов электровоза; при этом используется промежуточный каркас, электродвигатели устанавливают на амортизаторы. Сползание рабочего колеса с вала электродвигателя предотвращает болт, ввернутый в вал; стопорная шайба с краями, загнутыми на грань болта и лыску ступицы колеса, исключает самоотвинчивание этого болта.
Готовые колеса подвергаются статической балансировке, а после установки их на вал электродвигателя совместно с ротором электродвигателя — динамической балансировке.
Центробежно-винтовой вентилятор (рис. 6.11) имеет поворотный рычаг 1 для установки соответствующего режима работы вентилятора. Предусмотрено девять фиксированных положений рычага (рис. 6.12), в соответствии с этим на стопорной планке 3 (см. рис. 6.11 и 6.12) сделано девять отверстий, в каждом из которых рычаг закрепляется фиксатором 2. Крайним положениям рычага соответствуют надписи «Открыто» (при этом направляющий аппарат 4 на рис. 6.11 полностью открыт) и «Закрыто» (направляющий аппарат закрыт).
Рис. 6.11. Центробежно-винтовой вентилятор (а) и расположение лопаток направляющего аппарата в закрытом положении (б)
Режим работы вентилятора устанавливается на плановых видах ремонта, при этом на рычаг поворотного механизма направляющего аппарата ставят пломбу 4 (см. рис. 6.12). Если во время эксплуатации необходимо изменить положение рычага, машинист должен сделать об этом запись в журнале технического состояния электровоза.
Рис. 6.12. Положения рычага поворотного механизма направляющего аппарата
В летнем режиме рычаг 1 должен находиться на первом отверстии, у надписи «Открыто». В этом случае при чистых фильтрах на охлаждаемое оборудование поступает номинальное количество охлаждающего воздуха. В зимнем режиме рычаг 1 переводят в одно из промежуточных положений; расход воздуха через тяговые двигатели должен быть не менее 95 м3/мин при чистых фильтрах.
Расход воздуха в процентах от номинального в зависимости от положения рычага поворотного механизма направляющего аппарата следующий:
Положение рычага . 1 2 3 4
Расход воздуха в %
от номинального . . 100 98 97 94
Положение рычага .5 6 7 8 9
Расход воздуха в %
от номинального . . 89 77 69 62 42
Приведенные данные получены в результате испытаний при чистых фильтрах, в эксплуатации они могут отличаться. Расход воздуха на тяговые двигатели периодически на текущих ремонтах необходимо контролировать.
Количество охлаждающего воздуха для тяговых двигателей НБ-412К можно определить, пользуясь зависимостью, приведенной на рис. 6.13.