Компрессор Э-500
Компрессор Э-500 имеет следующие основные технические данные:
Производительность………….. 1 750 л/мин
Противодавление …………… 9 ат
Наибольшее допускаемое давление …… 10 »
Число ступеней сжатия………… 2
» цилиндров высокого давления ….. 1
» » низкого » ….. 1
Диаметр цилиндра низкого давления ….. 246 мм
» » высокого » ….. 140 »
Ход поршней…………….. 225 »
Передаточное отношение зубчатой передачи . . 4,55
Диаметр всасывающей трубы ……… 50,0 мм
» нагнетательной трубы …….. 38,0 »
Вес……………..■….. 612 кг
Компрессор имеет два цилиндра: цилиндр низкого давления и цилиндр высокого давления. Цилиндры отлиты из чугуна вместе с корпусом и имеют снаружи ребра для лучшего охлаждения. Во внутренние полости цилиндров впрессованы сменные втулки, изготовленные из чугуна марки С-44; эти втулки при износе выпрессо-вываются и заменяются новыми.
Во втулках цилиндров перемещаются поршни, имеющие кольца.
На поршне высокого давления сделано шесть выточек для поршневых колец: пяти уплотняющих и одного маслоснимающего. Поршень низкого давления имеет три уплотняющих и одно маслосни-мающее кольцо. Поршни соединены с шатунами, головки которых обхватывают кривошипы коленчатого вала. Головки шатунов имеют вкладыши с баббитовой заливкой.
Коленчатый вал, изготовленный из стали Ст. 5, вращается в подшипниках скользящего трения; вкладыши этих подшипников выполнены из бронзы и залиты баббитом.
На коленчатом валу посажено зубчатое колесо, приводимое во вращение шестерней, насаженной на конец вала двигателя.
Зубчатая передача выполнена шевронной с передаточным числом 73 : 16 л- 4,55. Малая шестерня выполнена из хромоникелевой стали, большая — из стали марки 1045.
Цилиндры высокого и низкого давления закрыты одной общей крышкой — клапанной коробкой, в которой установлены всасывающие и нагнетательные клапаны.
Цилиндр низкого давления имеет три всасывающих клапана и три нагнетательных; цилиндр высокого давления — один всасывающий клапан и один нагнетательный. Клапаны изготовлены пустотелыми из высококачественной стали.
Между цилиндрами и клапанной коробкой устанавливается клин-геритовая прокладка.
Картер компрессора имеет сверху съемную чугунную крышку. 1ежду корпусом и крышкой ставится картонная прокладка.
Для предохранения цилиндров компрессора от пыли на всасы-ающей трубе низкого давления установлен фильтр, набитый воло-ом и железной стружкой.
Подшипник двигателя скользящего трения с кольцевой подачей мазки установлен в подшипниковом щите со стороны коллектора. Внутренняя поверхность вкладыша заливается баббитом Б16.
Коллектор, траверсы, сердечники полюсов, щеткодержатели ряд других деталей одинаковы для двигателей ДК-404А и ДК-403Г.
С марта 1957 г. вместо двигателя ДК-404А устанавливались дви-атели НБ-404А, отличающиеся подшипниковым узлом. Подшип-:ик скользящего трения заменен двухрядным роликовым сфериче-ким подшипником № 3612.