Рубрики
ВЛ15

Электровоз ВЛ 15 — Питание цепей управления


Источником стабилизированного напряжения для питания цепей управления служат аккумуляторные батареи и генераторы управления с агрегатом панели управления. По технической документации на электровозах ВЛ15-001-гВЛ15-036 устанавливалась АПУ-445, а с ВЛ15-037 -АПУ-010. В технической документации ТЭВЗа даны ссылки только на эти два типа АПУ, хотя на ряде электровозов стоят АПУ с табличками «АПУ-009». Вероятно, на заводе для изготовления АПУ-010 использовались заготовки от АПУ-009.

В каждой секции электровоза устанавливается по одному агрегату, с помощью которого управляются размещенные в этой секции два генератора управления и аккумуляторная батарея.

Номинальные технические данные:…………………АПУ-010 АПУ-445

Напряжение цепей управления, В ……………………….50±2 50±1,5

Напряжение заряда аккумуляторной батареи, В…..50±2 67±2

Напряжение усиленного заряда аккум. батареи, В …. — 69±2

Напряжение срабатывания контактора К1, В……….42±2

Напряжение срабатывания блока защиты, В………..62±2 65 J 3

Максимальный зарядный ток, А………………………….20±3 25±5

Максимальный зарядный ток в режиме усиленного заряда, А…………………………………………….- 30±5

Минимальный зарядный ток, А……………………………3±1

Принципиальная электрическая схема цепей управления и заряда аккумуляторной батареи обеих секций электровоза идентична. Все низковольтные цепи на секции получают питание от провода Э301.

Все четыре генератора управления электровоза работают на единую шину цепей управления (50 В), равномерно распределяя между собой нагрузку с помощью блоков выравнивания напряжения генераторов (БВНГ).

Напряжение генераторов Є1 и 02 регулируется с помощью регуляторов напряжения БРН.

Блоки защиты (БЗ) размещены в кассетах и предназначены для защиты цепей управления и электронной аппаратуры самой ПУ от опасных повышений напряжения генератора при возникновении каких-либо неисправностей в цепи возбуждения генератора. Разрешается восстанавливать работу генератора посредством нажатия кнопки 57 не более трех раз. Если генератор не запускается, необходимо выяснить причину неисправности. После того как неисправность устранена, необходимо нажать на кнопку 57.Если неисправность устранить не удается, необходимо рубильник соответствующего генератора выключить.

При любой неисправности АПУ или аккумуляторной батареи поставить ножи АБ и ГУ в среднее положение и работать на одной панели управления.

Общий вид агрегатов АПУ с лицевой стороны представлен на рис. 178.а. — АПУ-010 и рис. 178.6.- АПУ-445. На панели управления 1 размещены: амперметр РАЗ в цепи аккумуляторной батареи, амперметры РАЛ и РА2 в цепях генераторов управления, вольтметр Р1, разъединители 57 для выключения генератора Є1 и 56 для выключения генератора Є2, §3 для выключения аккумуляторной батареи; тумблеры 54 и 55 для переключения вольтметра и 82 для включения лампы освещения агрегата; предохранители Р4, Р5, Р6 в цепи аккумуляторной батареи; РЗ в цепи осветительной лампы агрегата; автоматические выключатели в цепи возбуждения генераторов управления Р1, Р8 и предохранители Р2, Р7 в цепях якорей генераторов управления.

В шкафу 2 размещены электронные блоки кассетного исполнения: блоки регулятора напряжения генератора БРН, блоки защиты БЗ, блоки выравнивания напряжения генераторов БВНГ.

АПУ-010

Принципиальная электрическая схема агрегата панели управления АПУ-010 представлена на вкладке 1.

Рис. 178. Агрегат панели управления.

Аккумуляторная батарея в каждой секции электровоза заряжается непосредственно от цепей управления по двум параллельным группам GBl.] и GBl.2 (по 20 аккумуляторных элементов в каждой группе) по мостовой схеме. Плечи моста состоят из аккумуляторов GB1.1 и GBl.2, резисторов R12, R13 (суммарное сопротивление 1,8 Ом) и R15, R16 (суммарное сопротивление 1,8 Ом). В диагональ моста включен резистор R14 сопротивлением 2 Ома.

Интересно почитать:   Электровоз ВЛ 15 - Цепи вспомогательных машин

При неработающих генераторах управления питание цепей управления электровоза осуществляется от аккумуляторных батарей GB1.1 и GBl.2, включенных последовательно через размыкающий силовой контакт К 1.3 контактора К1.

После запуска мотор-вентиляторов при достижении на генераторах Gl и G2 напряжения 40-42 В включается контактор К1 и через его вспомогательные контакты контактор К2. В результате этого замыкаются замыкающие силовые контакты К1.4 и К2.4, размыкается размыкающий контакт К1.3 и аккумуляторные батареи GB1.1 и GBl.2 начинают заряжаться. Если аккумуляторные батареи сильно разряжены, то разность потенциалов в диагонали моста между проводами 37 и 38 имеет положительное значение («+» на проводе 31). При этом заряд аккумуляторов GBl. 1 осуществляется токами, проходящими по двум цепям.

Первая зарядная цепь: «+» 50 В цепей управления, шунт RS2, рубильник S3, предохранитель F4, провод 30, зажим Х23:3, «+» батареи GB1.1, «-» батареи GB1.1. зажим Х23:4, провод 31, замыкающий контакт К2.4, резисторы R12, R13, предохранитель^, рубильник S3, провод 300, зажим Х23:7, корпус электровоза.

Вторая зарядная цепь: «+» 50 В цепей управления, шунт RS2, рубильник S3, предохранитель F4, провод 30, зажим Х23:3. «+» батареи GBl. 1, «-» батареи GBl. 1, зажимХ23:4, провод 31, резисторR14, шутRS3, про-вод 46,зажимХ23:5, «+»батареи GBl.2, «-«батареи GBl.2, зажимХ23:6, провод 34, предохранитель F5, рубильник S3, провод 300, зажим Х23:7. корпус электровоза.

Аналогично по двумя цепям происходит заряд батареи GBl.2.

Первая зарядная цепь: «+» 50 В цепей управления, рубильник S3, предохранитель F6, резисторы R15, R16, замыкающий контакт К1.4 контактора К1, шунт RS3, провод 46, зажим Х15:4, «+» батареи GBl.2, «-» батареи GBl.2, зажим XI5:6, провод 34, предохранитель F5, рубильник S3, провод 300, зажим Х23:7, корпус электровоза.

Вторая зарядная цепь: «+» 50 В цепей управления, шунт RS2, рубильник S3, предохранитель F4, провод 30, зажим Х23:3, «+» батареи GB1.1,

«батареи GBl. 1, зажимХ23:4, провод 31, резистор R14, шунт RS3, провод 46, зажимХ23:5, «+» батареи GBl.2, «-» батареи GBl.2, зажимХ23:6, провод 34, предохранитель F5, рубильник S3, провод 300, зажим Х23:7, корпус электровоза. В результате через сильно разряженные аккумуляторы GBl. 1 и GBl.2 пройдет начальный зарядный ток 20 — 22 А.

По мере заряда аккумуляторов и возрастания их э.д.с. зарядные токи уменьшаются соответственно до нуля, а затем меняет знак на противоположный разность потенциалов на проводах 31 и 38. При этом вначале уменьшается до нуля, а затем увеличивается в противоположном направлении ток через резистор R14, отбирающий часть тока от аккумуля-тор-ной батареи, чем обеспечивается ограничение тока полностью заряженной батареи на уровне 3 А.

Для обеспечения надежного самовозбуждения генераторов управления Gl и G2 при запуске предусмотрена подпитка их обмоток возбуждения от цепей управления через автоматический выключатель SF6 и замыкающий контакт реле наличия тока вентилятора КА7, зажим Х21:5, провод 11, размыкающий вспомогательный контакт К2.1 контактора К2, резисторы R2 (панель А5,1) и R11 (панель А5,3). Посредством этой цепи ток через эмиттер-коллекторный переход транзисторов V4 (блоки A3 и All) поступает в обмотки возбуждения соответствующих генераторов, чем обеспечивается быстрое и надежное их самовозбуждение. После запуска генераторов включается контактор К2 и своей размыкающей блокировкой К2.1 обесточивает цепь подпитки.

Интересно почитать:   Электровоз ВЛ 15 - ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ ЭЛЕКТРОВОЗА

АПУ-445

Схемы блоков БВНГ, БЗ и БРН АПУ-010 и АПУ-445 в основном идентичны. Принципиальная электрическая схема агрегата панели управления АПУ-445 представлена на вкладке 1.

Заряд аккумуляторной батареи в каждой секции осуществляется от суммарного напряжения цепей управления (50 В) и вольтодобавочного устройства, размещенного на двух блоках А7, А8.

В блоке А7 смонтирован генератор прямоугольных импульсов, выполненный по схеме симметричного мультивибратора с полуобмотками трансформатора Т1. Вторичная обмотка этого трансформатора включает и отключает транзисторы У2 и У4 (блока А8), обеспечивая питание полуобмоток П и №2 силового трансформатора Т1 переменным прямоугольным напряжением. Напряжение вторичных обмоток «3 и У4 выпрямляется мостовым выпрямителем VI.. .У 4, суммируется с напряжением цепей управления (50 В) и подается на заряд аккумуляторной батареи.

В схеме предусмотрено два режима заряда аккумуляторной батареи -нормальный и усиленный, это достигается переключением рубильника Б1 (блок А9).

Нормальный режим обеспечивается переключением рубильника в нижнее положение, при котором выходное напряжение вольтодобавочного устройства, снимаемое с обмотки ¥/3 трансформатораТ2, равно 17 В.

Усиленный режим обеспечивается переключением рубильника Б1 в верхнее положение, при котором выходное напряжение, снимаемое с последовательно включенных обмоток ¥/3 и ¥/4, составляет 18-20 В.

До запуска мотор-вентиляторов аккумуляторная батарея подключена к цепям управления (провод Э301) через силовой нормально-замкнутый контакт контактора К1 и провод 5. После запуска мотор-вентиляторов, когда напряжение на любом из них достигает 40 В, включается контактор К1. При этом аккумуляторная батарея отключается от цепей управления и подключается на заряд.

Ток заряда батареи замыкается следующим образом: цепь управления 50 В (провод 5), замыкающий силовой контакт К1, провод 36, выпрямительный мост VI …У 4 (блок А9), обмотки УЗ и У4 трансформатора Т2 (блок А9), рубильник Б2, предохранитель ¥4, шунт амперметра 11ЯЗ, клемма Х4 (блок А6), провод 49, клемма Х3:3, провод 328, плюс аккумуляторной батареи, минус аккумуляторной батареи, провод 327, клемма ХЗ: 4, провод 50, предохранитель РЗ, рубильник Б2, провод 300.

При этом аккумуляторная батарея оказывается подключенной на заряд к суммарному напряжению цепей управления и вольтодобавочного устройства. Вольтодобавочое устройство состоит из блоков А7, А8, А9, а также размещенных отдельно дросселя Ы и трансформатора Т2.

Для обеспечения надежного самовозбуждения генераторов управления в1 и в2 при запуске предусмотрена подпитка их обмоток возбуждения от цепей управления через контакт автомата 8Б6, замыкающий контакт реле наличия тока вентилятора КА7, клемму Х2:5, провод 51, размыкающий блок-контакт контактора К1, резисторы Я2 и И11.

Посредством этой цепи ток через эмиттер-коллекторные переходы транзисторов У 4, блоков А2 и А11, резисторы ИЗ, 114 и Я9,118 поступает в обмотку возбуждения генератора, чем обеспечивается быстрое его самовозбуждение.

Когда после запуска генераторов напряжение любого из них достигнет 40 В, включается контактор К1 и своей размыкающей блокировкой обесточивает цепь подпитки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности