Тяговый электродвигатель ТЛ-2К1
Назначение и технические данные. Тяговый электродвигатель постоянного тока ТЛ-2К1 (рис. 27) предназначен для преобразования электрической энергии,получаемой из контактной сети, в механическую в тяговом режиме, а в рекуперативном режиме-для преобразования механической инерционной энергии электровоза в электрическую.
Вращающий моменте вала якоря электродвигателя передается на колесную пару через двустороннюю одноступенчатую цилиндрическую ко-созубую передачу. При такой передаче подшипники электродвигателя не получают добавочных нагрузок по аксиальному направлению.
Подвешивание электродвигателя опорно-осевое. С одной стороны он опирается моторно-осевыми подшипниками на ось колесной пары электровоза, а с другой — на раму тележки через шарнирную подвеску и резиновые шайбы. Тяговый электродвигатель имеет высокий коэффициент использования мощности (0,74) при наибольшей скорости электровоза (рис. 28). Возбуждение электродвигателя в тяговом режиме — последовательное, а в рекуперативном — независимое.
Система вентиляции независимая, аксиальная, с подачей вентилирующего воздуха сверху в коллекторную камеру и выбросом вверх с противоположной стороны вдоль оси электродвигателя (рис. 29,30). Технические данные электродвигателя ТЛ-2К1 следующие:
Напряжение на зажимах электродвигателя, В…………….. 1500
Часовой режим
Ток, А ………………….. 480
Мощность, кВт…………… 670
Частота вращения, об/мин …. 790
К-п.д……………………. 0,931
Продолжительный режим
Ток, А ………………….. 410
Мощность, кВт .:…………. 575
Частота вращения, об/мин …. 830
К.п.д……………………. 0,936
Класс изоляции по нагревостой-
КОСТИ . :…………………… Р
Наибольшая частота вращения при среднеизношенных бандажах,
об/мин…………………… 1690
Передаточное отношение ….. 88/23
-Сопротивление обмоток при температуре 20 °С, Ом:
главных полюсов…………. 0,0254
дополнительных полюсов и компенсационных катушек ……… 0,033
якоря…………………… 0,036
Количество вентилирующего воздуха, м 1мин, не менее……. 95
Масса без шестерни, кг……. 5000
Конструкция. Тяговый электродвигатель ТЛ-2К1 состоит из остова 3 (рис. 31), якоря 6, щеточного аппарата 2 и подшипниковых щитов 1, 4.
Остов (рис. 32) представляет собой отливку из стали марки 25Л-П цилиндрической формы и служит одновременно магнитопроводом. К.нему прикреплены шесть главных и шесть дополнительных полюсов, поворотная траверса с шестью щеткодержателями и щиты с роликовыми подшипниками, в которых вращается якорь электродвигателя.
Установку подшипниковых щитов производят в такой последовательности: собранный остов с полюсными и компенсационными катушками ставят стороной, противоположной коллектору, вверх. Индуктивным нагревателем нагревают горловину до температуры 100- 150 °С, вставляют и крепят щит восемью болтами М24 из стали 45. Затем поворачивают остов на 180°, опускают якорь, устанавливают траверсу и аналогично описанному выше вставляют другой щит и
крепят его восемью болтами М24. С наружной поверхности остов имеет два прилива для крепления букс мо-торно-осевых подшипников, прилив и съемный кронштейн для подвешивания электродвигателя, предохранительные приливы для транспортировки. Со стороны коллектора имеются три люка, предназначенных для осмотра щеточного аппарата и коллектора. Люки герметично закрываются крышками 7, 11, 15 (см. рис. 31).
Крышка 7 верхнего коллекторного люка укреплена на остове специальным пружинным замком, крышка 15 нижнего люка — одним болтом М20 и специальным болтом с цилиндрической пружиной, а крышка 11 второго нижнего люка — четырьмя болтами М12.
Для подвода воздуха имеется вентиляционный люк 18. Вентилирующий воздух выходит со стороны, противоположной коллектору, через специальный кожух 5, укрепленный «на подшипниковом щите и остове. Выводы из электродвигателя выполнены кабелем марки ППСРМ-1-4000 площадью сечения 120 мм2. Кабели защищены брезентовыми чехлами с комбинированной пропиткой. На кабелях имеются ярлычки из нолихлорви-ниловых трубок с обозначением Я. ЯЯ, К и КК. Выводные кабели Я и Я Я (рис. 33) соединены с обмотками якоря, дополнительных полюсов и с компенсационной, а выводные кабели К и КК соединены с обмотками главных пол юсов.
Сердечники главных полюсов 13 (см. рис, 31} набраны из рулонной электротехнической стали марки 2212 толщиной 0,5 мм, скреплены заклепками и креплены на остове четырьмя болтами М24 каждый. Междусердечником главного полюса и остовом имеется одна стальная прокладка толщиной 0,о мм. Катушка главного полюса 12, имеющая 19 витков, намотана на ребро из мягкой ленточной меди Л ДІМ размерами 1,95X65 мм, изогнута по радиусу для обеспечения прилегания к внутренней поверхности остова.
Корпусная изоляция состоит из семи слоев стеклослюдинитовой ленты ЛСЭП-934-ТПл 0,13X30 мм (ГОСТ 13184 — 78*) с полиэтиленте-рефталатной пленкой на лаке марки ПЭ-934 и двух слоев ленты технической лавсановой термоусаживаю-идейся толщиной 0,22 мм (ТУ 17 ГССР 88-79), причем один слой лавсановой ленты, промазанный лаком КО-919 (ГОСТ 16508 — 70), наматывают в середине слоев корпусной изоляции, а второй — в качестве восьмого слоя корпусной изоляции. Ленты наматывают с перекрытием в половину ширины.
Междувитковая изоляция выполнена из асбестовой бумаги в два слоя толщиной 0,2 мм каждый, пропитанной лаком КО-919 (ГОСТ 16508 — 70). Витковую и корпусную изоляции полюсных катушек выпекают в приспособлениях согласно разработанному технологическому процессу.
Для улучшения рабочих характеристик электродвигателя применена компенсационная обмотка 14, расположенная в пазах, проштампованных в наконечниках главных полюсов, и соединенная с обмоткой якоря последовательно. Компенсационная обмотка состоит из шести катушек, намотанных из мягкой прямоугольной медной проволоки ПММ размерами 3,28X22 мм, имеет 10 витков. В каждом пазу расположено по два витка. Корпусная изоляция состоит из шести слоев стеклослюдинитовой ленты ЛСЭК-5-СПл толщиной 0,11 мм (ГОСТ 13184 — 78*) и одного слоя ленты технической лавсановой тер-моусаживающейся толщиной 0,22 мм (ТУ 17 ГССР 8-78), уложенных с перекрытием в половину ширину ленты. Витковая изоляция имеет один слой стеклослюдинитовой ленты той же марки, она уложена с перекрытием в половину ширины ленты. Компенсационная обмотка в пазах закреплена клиньями из текстолита марки Б. Изоляция компенсационных катушек выпекается в приспособлениях.
Сердечники дополнительных полюсов 10 выполнены из толстолистового проката или поковки и укреплены на остове тремя болтами М20. Для уменьшения насыщения дополнительных полюсов между остовом и сердечниками дополнительных полюсов предусмотрены диамагнитные прокладки толщиной 7 мм. Катушки дополнительных полюсов9 намотаны на ребро из мягкой медной проволоки ПММ размерами 6X20 мм и имеют 10 витков каждая. Корпусная и покровная изоляции этих катушек аналогичны изоляции катушек главного полюса. Междувитковая изоляция состоит из асбестовых прокладок толщиной 0,5 мм, пропитанных лаком КО-919.
Щеточный аппараттяговогоэлектродвигателя (рис.34)состоит из траверсы 1 разрезного типа с поворотным механизмом, шести кронштейнов 3 и шести щеткодержателей 4.
Траверса стальная, отливка швеллерного сечения имеет по наружному ободу зубчатый венец, входящий в зацепление с шестерней 2(рис. 35) поворотного механизма. В остове фиксирована и застопорена траверса щеточного аппарата болтом фиксатора 3, установленным на наружной стенке верхнего коллекторного люка, и прижата к подшипниковому щиту двумя болтами стопорного устройства 1: один — внизу остова, другой — сочстороны подвешивания. Электрическое соединение кронштейнов траверсы между собой выполнено кабелями ППСРМ-150. Кронштейны щеткодержателя разъемные (из двух половин), закреплены болтами М20 на двух изоляционных пальцах 2 (см. рис. 34), установленных на траверсе. Стальные шпильки пальцев спрессованы пресс-массой АГ-4В, на них насажены фарфоровые изоляторы.
Щеткодержатель (рис. 36) имеет две цилиндрические пружины 1, работающие на растяжение. Пружины закреплены одним концом на оси, вставленной в отверстие корпуса 2 щеткодержателя, другим — на оси нажимного пальца 4 с помощью винта 5, которым регулируют натяжение пружины. Кинематика нажимного механизма выбрана так, что в рабочем диапазоне обеспечивается практически постоянное нажатие на щетку 3. Кроме того, при наибольшем до-пустимом износе щетки нажатие пальца 4 на щетку автоматически прекращается. Это позволяет предотвратить повреждение рабочей поверхности коллектора гибкими проводами сработанных щеток. В окна щеткодержателя вставлены две разрезные щетки марки ЭГ-61А размерами 2(8X50X56) мм с резиновыми амортизаторами. Щеткодержатели к кронштейну крепятся шпилькой и гайкой. Для более надежного крепления и регулировки положения щеткодержателя относительно рабочей поверхности по высоте при износе коллектора на корпусе щеткодержателя и кронштейне предусмотрены гребенки.
Якорь (рис. 37, 38) электродвигателя состоит из коллектора, обмотки, вложенной в пазы сердечника 5 (см. рис. 37), набранного в пакет из рулонной электротехнической стали марки 2212 толщиной 0,5 мм, стальной втулки 4, задней 7 и передней 3 нажимных шайб, вала 8. В сердечнике имеется один ряд аксиальных отверстий для прохода вентилирующего воздуха. Передняя нажимная шайба 3 одновременно служит корпусом коллектора. Все детали якоря собраны на общей втулке 4 коробчатой формы, напрессованной на вал 8 якоря, что обеспечивает возможностьего за мены.
Якорь имеет 75 катушек 6 и 25 секционных уравнительных соединений 2. Пайка концов обмотки и уравнительных соединений с петушками коллекторных пластин 1 выполнена оловом 02(ГОСТ 860 — 75) на специальной установке токами высокой частоты.
Каждая катушка имеет 14отдельных проводников, расположенных по высоте в два ряда и по семь проводников в ряду. Они изготовлены из медного провода ПЭТВСД размерами 0,9X7,1/1,32X758 мм. Каждый пакет из семи проводников изолирован так-
же лентой стеклослюдинитовои ЛСЭК-5-ТПл толщиной 0,09 мм с перекрытием в половину ширины ленты. Корпусная изоляция пазовой части катушки состоит из пяти слоев стеклослюдинитовои ленты ЛСЭК-5-ТПл размерами 0,09X20 мм, одного слоя ленты фторопластовой толщиной 0,03 мм и одного слоя стеклолен-ты ЛЭС толщиной 0,1 мм, уложенных с перекрытием в половину ширины ленты.
Уравнители секционные изготовляют из трех проводов размерами 1X2,8 мм марки ПЭТВСД. Изоляция каждого провода состоит из одного слоя стеклослюдинитовои ленты ЛСЭК-5-СПл размерами 0ДХ20мм и одного слоя ленты фторопластовой толщиной 0,03 мм. Вся изоляция уложена с перекрытием в половину ширины ленты. Изолированные провода соединяют в секцию одним слоем стеклоленты, уложенной с перекрытием в половину ширины ленты. В пазовой части обмотку якоря крепят текстолитовыми клиньями, а в лобовых частях — стеклобаидажом.
Коллектор электродвигателя с диаметром рабочей поверхности 660 мм набран из медных пластин, изолированных друг от друга армированным коллекторным слюдопластом марки КИФЭА (ТУ 21-25-17-9-84), число пластин — 525. От нажимного конуса и втулки коллектора корпус коллектора изолирован корпусной изоляцией и изоляционным цилиндром, изготовленным из комбинированных материалов. Наружный слой — формовочный миканит марки ФФГ-0,3(ГОСТ 6122 — 75*), внутренний — пленкостеклоткань ГТП-2ПЛ (ТУ 16 503.124-78) толщиной 0,2 мм.
Общая толщина корпусной изоляции 3,6 мм, а изоляционного цилиндра — 2 мм.
Обмотка якоря имеет следующие данные: число пазов 75, шаг по пазам 1 — 13, число коллекторных пластин 525, шаг по коллектору 1 — 2, шаг уравнителей по коллектору 1 — 176.
Якорные подшипники электродвигателя тяжелой серии с цилиндрическими роликами типа 80-42428М обеспечивают разбег якоря в»преде-1 лах 6,3 — 8,1 мм. Наружные кольца подшипников запрессованы в подшипниковые щиты, а внутренние — на вал якоря. Подшипниковые камеры для предотвращения воздействия внешней среды и утечки смазки имеют уплотнение (рис. 39). Моторно-осевые подшипники состоят из латунных вкладышей, залитых по внутренней поверхности баббитом Б16(ГОСТ 1320 — 74*), и букс с постоянным уровнем смазки. Буксы имеют окно для подачи смазки. Для предотвращения поворота вкладышей предусмотрено в буксе шпоночное соединение.
Моторно-осевые подшипники
(рис. 40) состоят из вкладышей 2 и 3 и букс 9 с постоянным уровнем смазки, контролируемым по указателю 10. Каждая букса соединена с остовом специальным замком и закреплена четырьмя болтами М36Х2 из стали 45. Для облегчения завинчивания болты имеют четырехгранные гайки, упирающиеся в специальные упоры на остове. Растачивание горловин под моторно-осевые подшипники производят одновременно с растачиванием горловин под подшипниковые щиты. Поэтому буксы моторно-осе-вых подшипников невзаимозаменяемы. Букса отлита из стали 25Л-1. Каждый вкладыш моторно-осевых подшипников состоит из двух половин, в одной из которых, обращенной к буксе, сделано окно для подачи смазки. Вкладыши имеют бурты, фиксирующие их положение в осевом направлении. От проворачивания вкладыши предохраняют шпонками 1. С целью предохранения моторно-осевых подшипников от пыли и влаги ось между буксами закрыта крышкой. Вкладыши отлиты из латуни. Внутренняя их поверхность залита баббитом и расточена по диаметру 205,45+ода мм. После расточки вкладыши подгоняют по шейкам оси колесной пары. Для обеспечения регулировки натяга вкладышей в моторно-осевых подшипниках между буксами и остовом установлены стальные прокладки 4 толщиной 0,35 мм, которые по мере износа наружного диаметра вкладышей снимают.
Устройство, применяемое для смазывания моторно-осевых под-шипникбв, поддерживает в них постоянный уровень смазки. В буксе 9 имеются две сообщающиеся камеры.5 и 8. В смазку камеры 8 погружена пряжа. Камера 5, заполненная смазкой,
нормально не сообщается с атмосферой. По мере расходования смазки уровень ее в камере 8 понижается. Когда он станет ниже отверстия трубки 6, воздух поступает через эту трубку в верхнюю часть камеры 5, перегоняя из нее смазку через отверстие д в камеру 8. В результате уровень смазки в камере 8 повысится и закроет нижний конец трубки 6. После этого камера 5 опять будет разобщена с атмосферой, и перетекание смазки из нее в камеру 8 прекратится. Таким образом, пока взапасной камере есть смазка, уровень ее в камере 8 не будет понижаться. Для надежной работы этого устройства необходимо обеспечить герметичность камеры 5. Буксу заправляют смазкой по трубе 7 через отверстие д под давлением с помощью специального шланга с наконечником.
В качестве смазки используют масло(см. прил. 11).