Компрессор КТ6-Эл
Назначение и технические данные. Компрессор КТб-Эл предназначен для обеспечения сжатым воздухом тормозной системы, аппаратов и системы пескоподачи электровозов. Его основные технические данные следующие:
Рабочее давление, кПа………….900
Частота вращения коленчатого вала, об/мин . . . 440 Эффективная подача при противодавлении 900 кПа,
м»/мин………………..2,75
Потребляемая мошность при противодавлении
900 кПа, кВт……………..24
Охлаждение………………воздушное
Смазка ………………..циркуляционная под давлением и разбрызгиванием
Марка масла………………. компрессорное К-19 летом и К-12 зимой ГОСТ 1861-73 »
Количество масла в картере, л ……… 12
Давление масла в системе смазки прогретого компрессора, кПа…………….. 150-600
Направление вращения (со стороны прив»ода)… по часовой стрелке
Режим работы……………..повторно-кратковременный ПВ=50о/0 при цикле до 10 мин. Время работы под нагрузкой не должно превышать 15 мин
Габаритные размеры, мм………… 740x1255x1105
Масса без масла, кг ,…………..630
Конструкция и принцип действия. Кривошипно-воздушный компрессор КТ6-Эл (рис. 194) трехцилиндровый с ^-образным расположением цилиндров, двухступенчатого сжатия, с промежуточным охлаждением воздуха. С электродвигателем компрессор соединен муфтой.
На литом чугунном картере 2 шпильками закреплены через уплотнительные прокладки цилиндры 7. Передняя часть картера закрыта крышкой 10, в которой смонтирован подшипник коленчатого вала; второй подшипник установлен в противоположной стенке картера. В картере установлен электроподогреватель трубчатого типа для предотвращения замерзания масла зимой. На дне картера размещен фильтр 12 для очистки масла, подаваемого накосом в систему смазки.
Для доступа внутрь картера в боковых стенках имеется по одному люку 1. Охлаждающие ребра на цилиндрах первой ступе-■;п расположены в продольном направлении, а на цилиндре второй :.тупени — в поперечном. Цилиндр второй ступени размещен вертикально, а цилиндры первой ступени — под углом 60° к нему.
Поршни компрессора соединены шатунами с шейкой коленчатого вала 11 через разъемную головку 8. Пластинчатые всасывающие и нагнетательные клапаны смонтированы в крышках 6 цилиндров. Компрессор имеет промежуточный, холодильник 5 для охлаждения сжимаемого воздуха. Холодильник 5 и цилиндры компрессора обдуваются воздухом нагнетаемым вентилятором 9. Вращение вала вентилятора осуществляется от коленчатого вала компрессора через клиноременную передачу.
Коленчатый вал (рис. 195) стальной, штампованный; к его выступам приварены противовесы 3, к которым винтами прикреплены балансиры 4. На коренные шейки вала напрессованы шариковые чодшипники 2 и 5. В средней части имеется шатунная шейка /.
На шатунную шейку надета разъемная головка 2 (рис. 196), жестко соединенная с шатуном / и шарнирно с прицепными шатунами 3. В верхние разъемные головки шатунов запрессованы бронзовые втулки 4. Через коленчатый вал и головку шатунов прохо-тят каналы для смазки. Шатуны соединяют с коленчатым валом лавающими пальцами чугунные термически обработанные поршни. Плавающие пальцы фиксируются от выпадания пружинными кольцами, вставляемыми в канавки поршня.
Рис. 195. Коленчатый вал компрес- Рис. 196. Узел шатунов компрессора сора
Поршень (рис. 197) имеет бобышки 1 с отверстиями для пальца, две канавки 2 для компрессионных колец и две 3 для маслосъем-ных. Компрессионное кольцо (рис. 198, а) цилиндрической формы, маслосъемное (рис. 198, б) имеет конические срезы, которыми оно ■бращено к верхней части поршня. Поверхности колец для лучшей приработки фосфатируют или лудят. В маслосъемных кольцах имеется по восемь сквозных отверстий для стекания в картер избыточного масла через отверстия в поршне.
На верхних фланцах цилиндров закреплены клапанные коробки. Корпус 10 коробки (рис. 199) чугунный с охлаждающими ребрами. Внутри коробки имеются две полости, в которых расположены нагнетательный 9 и всасывающий 7 кольцевые пластинчатые клапаны одинаковой конструкции, отличающиеся монтажом и направлением открытия пластин. Пластина клапана прижата к седлу
3 2
Рис. 197. Поршень цилиндра Рис. 198. Поршневые первой ступени компрессора кольца
Рис. 199. Клапанная коробка первой ступени сжатия компрессора тремя пружинами. Высота подъема пластин ограничена упором, соединенным с седлом шпилькой и корончатой гайкой. Нагнетательный клапан крепится упором //, который удерживается ввернутым в крышку 12 болтом 13 с контргайкой. Всасывающий клапан второй ступени крепится стаканом, который зажат тремя болтами, ввернутыми в корпус клапанной коробки. Всасывающий клапан первой ступени прижимается непосредственно нижней частью крышки /. Каждая крышка привернута четырьмя гайками на шпильках через паронитовую прокладку.
Разгрузочный механизм всасывающего клапана состоит из поршня 2, уплотненного резиновой диафрагмой 14, стяжного болта 4, упора 5 с тремя пальцами 8, взаимодействующими с пластиной клапана и пружин 3 и 6.
Сжатый воздух охлаждается между первой и второй ступенями в холодильнике (рис. 200), состоящем из двух секций. Фланцы 2 и 5 холодильника соединяются с клапанными коробками цилиндров первой ступени, а фланец 4. — с клапанной коробкой цилиндра второй ступени. Каждая секция состоит из 22 медных трубок, развальцованных во фланцах. На трубки / навиты и припаяны латунные ленты, образующие охлаждающие ребра, В нижние коллекторы холодильника ввернуты краны для спуска конденсата и масла. Предохранительный клапан 3 предотвращает недопустимое повышение давления в холодильнике в случае ■неплотности всасывающего и нагнетательного клапанов второй ступени компрессора, і
Компрессор имеет смешанную систему смазки. К шатунной шейке коленчатого вала, пальцам, шатунам и поршневым пальцам масло подается лопастным масляным насосом под давлением; остальные детали смазываются разбрызгиванием из картера.
Валик / (рис. 201) масляногЪ насоса, вращающийся в бронзовых втулках, входит квадратным концом во втулку, запрессованную в коленчатый вал компрессора. Диск 4 валика имеет два паза, в которые вставлены лопасти 5 и 6, прижимаемые к эксцентричной цилиндрической поверхности корпуса.
Крышка, корпус и фланец масляного насоса, изготовленные из антифрикционного чугуна, соединяются четырьмя шпильками. При
Рис. 201. Масляный насос компрессора
вращении диска 4 вследствие эксцентричности валика меняется объем между лопастями, диском и корпусом. Масло всасывается из картера через штуцер Б и по каналу 2 нагнетается к подшипникам компрессора через коленчатый вал. Давление в масляной системе ограничивается шаровым редукционным клапаном 3, сжатие пружины которого регулируется. Избыток масла сбрасывается через шаровой клапан.
Давление масла в системе контролируется по манометру. Оно должно быть не менее 300 кПа при частоте вращения коленчатого вала 850 об/мин и не менее 150 кПа при 440 об/мин.
Воздух всасывается компрессором через фильтры 3 (см. рис. 194). Внутренняя полость картера сообщена с атмосферой через сапун 4, который сбрасывает избыточное давление при движении поршней и пропуске воздуха через поршневые кольца.
При движении вниз поршней цилиндров первой ступени сжатый во вредном пространстве воздух расширяется, давление над всасывающими клапанами становится ниже атмосферного и происходит всасывание воздуха в цилиндр через фильтр из окружающей среды. При движении поршня вверх усилием пружин всасывающие клапаны прижимаются к седлу, воздух сжимается и через нагнетательный клапан, открываемый под давлением, поступает в верхний коллектор холодильника, оттуда по ребристым трубам — в нижний коллектор, а затем через другой ряд трубок — во вторую камеру верхнего коллектора, которая соединена с всасывающей полостью цилиндра второй ступени. Из верхнего коллектора сжатый воздух всасывается в цилиндр второй ступени при ходе его поршня вниз и вторично сжимается при ходе поршня вверх.
Когда давление над поршнем станет больше, чем в „главном резервуаре, открывается нагнетательный клапан второй ступени и сжатый воздух поступает в главный резервуар. Всасывающие клапаны не имеют разгрузочных устройств, так как прекращение подачи сжатого воздуха обеспечивается отключением электродвигателя.