Действие цепей управления в рекуперативном режиме
Перед переходом на рекуперативное торможение включают электродвигатели АМ-М преобразователей (см. рис. 140*) и реле тока РТ37 всех секций. При этом главная и тормозная рукоятки контроллера машиниста должны находиться на нулевой позиции. Затем реверсивно-селективную рукоятку устанавливают в одно из выбранных положений П, СП или С в зависимости от скорости движения электровоза. Рассмотрим работу цепей управления при переходе в режим рекуперативного торможения на параллельном соединении тяговых электродвигателей при управлении электровозом с головной секции А.
При установке реверсивно-селективной рукоятки контроллера машиниста в положение Я от провода Э561 получает питание катушка вентиля реверсора Вперед и реле РП20 секции А, а через межсекционное соединение Ш25-Ш29 и провод Э562 — катушка вентиля реверсора Назад и реле РП20 секции Б. Валы реверсоров устанавливаются в положение, соответствующее направлению движения электровоза Вперед головной секцией А. По проводу Э566 напряжение подается на катушки вентилей СП-П переключателей ПкС всех секций, и их валы поворачивается в положение СП-П. От провода Э564 через размыкающий вспомогательный контакт ПкС, провод 574 получают питание включающие катушки вентилей групповых переключателей ПкГ всех секций, и их валы устанавливаются в положение Я. При этом через контакт ПкГ в проводах Э564, 590 напряжение получает катушка реле времени РВ6.
При переводе тормозной рукоятки на 02-ю позицию от провода 501 возбуждается катушка вентиля Т тормозного переключателя ПкГ по цепи: контакт 109-110 тормозного барабана контроллера машиниста, провод 507, контакт 7-8 реверсивно-селективного барабана контроллера, провод Э587, вспомогательный контакт ПкГ, провод 597, замыкающий контакт реле РВ6, провод 598, замыкающий вспомогательный контакт БВ, провод 599, замыкающий контакт РП20, провод 601, замыкающий контакт реле РП28, провод 602, замыкающий контакт реле РТ37, провод 559, вспомогательный контакт ПкД2, провод 558, вспомогательный контакт ПкД1, провод 557, катушка вентиля Т тормозного переключателя ПкТ, провод Э536, замкнутый контакт 113-114 тормозного барабана контроллера, провод 600, корпус. Вал тормозного переключателя поворачивается в положение тормозного режима.
От провода 502 через контакт 103-104 тормозного барабана контроллера и провод Э533. вспомогательный контакт ПкТ, провод 575, вспомогательный контакт БВ, провод 576 получают питание катушки вентилей контакторов К23 и К24, и последние
8-377
подключают* обмотки возбуждения тяговых электродвигателей всех секций к генераторам преобразователей. От провода 559 через вспомогательный контакт ПкТ, провод 604 получает питание катушка вентиля линейного контактора К18, а через вспомогательный контакт ПкД2, провод 605 — катушка линейного контактора К19 по цепи: провод 589, вспомогательный контакт ПкТ, провод 677, диод Д74, провод Э581, контакт 9-10 главного барабана контроллера, контакт 111-112 тормозного барабана контроллера, провод 600, корпус. В этом случае силовая цепь тяговых электродвигателей соответствует параллельному соединению тормозного режима с включенными линейными контакторами К18 и К19. При этом не включены линейные контакторы К} и КЮ и нет тока возбуждения, но через силовые контакты контакторов К18 и К19 создается цепь питания катушки реле рекуперации PHU. Затем главную рукоятку контроллера машиниста устанавливают на 1-ю позицию, при этом-никаких изменений в цепях управления не происходит.
При переводе тормозной рукоятки на 1-ю позицию провод Э537 (рис. 181) через контакт 115-116 контроллера машиниста соединяется с корпусом, и катушки контактора К62 и реле РП19 от провода 604 через контакт реле ВУПЗ, провод 556″, провод 555, замыкающий вспомогательный контакт контактора К53, провод 554, катушку контактора К23, провод Э537, контакт 116-115 контроллера машиниста получают питание. При включении контактора К62 последовательно соединенные обмотки возбуждения генераторов преобразователей получают питание от провода 507 через регулировочный резистор R31 управляемой секции. Реле РП19, сработав, подготавливает цепи включения реостатных контакторов. Цепи рекуперации окончательно собираются после включения линейных контакторов Д7 и КЮ, катушки вентилей которых получают питание от провода Э587 после отпускания реле рекуперации РН11. Реле РН11 отключается на одной из позиций тормозной рукоятки, когда разность напряжения контактной сети и суммарной э. д. с. тяговых электродвигателей окажется равной 100 В, якорь реле РН11 отпадает и катушки вентилей контакторов К1 и КЮ получают питание по цепи: провод 606, замыкающий вспомогательный контакт К23, провод 608, контакт реле РНП, провод Э537, контакт контроллера 115-116,
После включения контактора К1 от провода Э564 напряжение через вспомогательный контакт ПкГ, провод 590, вспомогательный контакт ПкС, провод 592, замыкающий вспомогательный контакт К1, провод 593, диоды Д43, Д44, провод 641 подается к катушкам вентилей реостатных контакторов К8, К13, К16, а через размыкающий контакт реле РП16 — к катушке вентиля реостатного контактора К5. Землю эти контакторы получают через замыкающие вспомогательные контакты РП19. Включаясь, контакторы К5, К13, К8 и К16 выводят все пусковые резисторы секции.
При перемещении тормозной рукоятки с 1-й до 15-й позиции выключаются секции регулировочного резистора R31 и растет
Рис. 181. Схема цепи управления на 1-й позиции главной и тормозной рукояток контроллера машиниста, реверсивно-селективной — в положении Я
ток в обмотках возбуждения генераторов преобразователей. На 2-й позиции тормозной рукоятки от провода Э532 включается реле РП18, а через размыкающий вспомогательный контакт реле РП21, провод 549 — контактор К61. При этом шунтируется секция 15-16 резистора R31. Начиная со 2-й позиции тормозной рукоятки контроллера (см. рис. 148*), катушка контактора К61 получает питание от провода Э533 через замыкающий вспомогательный контакт контактора К24, провод 548, замыкающий вспомогательный контакт контактора К6, провод Э532, размыкающий контакт реле РП21, провод 549, провод 500, корпус.
На 3-й позиции тормозной рукоятки получают питание катушки вентилей электроблокировочных клапанов КЭБ всех секций по проводу Э534 через вспомогательный контакт тормозного перекключателя ПкТ, провод 550, замыкающий контакт контактора К19, провод 551, контакт пневматического выключателя управления ВУП2, провод 552, провод 500, корпус. Это приводит к открытию их выпускных и закрытию впускных клапанов, в результате чего, если во время рекуперативного торможения будет применено торможение краном машиниста, наполнение сжатым воздухом тормозных цилиндров электровоза не произойдет. При заряженной тормозной магистрали воздухом давлением 450- 500 кПа, замыкающий контакт ВУП2 замкнут. В режиме рекуперации при падении давления воздуха в тормозной магистрали до 270-290 кПа (например, нарушение целостности тормозной магистрали, экстренное торможение) ВУП2 выключаются и размыканием своих контактов снимают питание с катушек вентилей клапанов КЭБ. Электроблокировочные клапаны открывают свои впускные клапаны, обеспечивая этим наполнение тормозных цилиндров.
Схемой предусмотрена возможность совместного торможения электрического и вспомогательным (прямодействующим) краном при давлении воздуха в тормозных цилиндрах ниже 130-150 кПа. При давлении воздуха выше указанного цепи электрического тормоза разбираются пневматическими выключателями управления ВУПЗ, которые срабатывают на всех секциях (контакт ВУПЗ включен в цепь катушек контактора К62 и реле РП19).
После разрыва контактором К62 цепи независимых обмоток возбуждения преобразователей ток возбуждения тяговых электродвигателей падает до нуля и тяговые электродвигатели переходят в тяговый режим. При токе 100 А отключается реле тока РТ37, которое своим контактом разрывает цепи питания катушек вентилей линейных контакторов. Этим исключается одновременное применение двух видов торможения во избежание заклинивания колесных пар при служебном и экстренном торможении поезда во время рекуперации.
Для служебного снятия рекуперативного торможения главную рукоятку ставят на нулевую позицию, а тормозную перемещают в сторону нулевой, пока в цепи тяговых электродвигателей появится ток тягового режима, превышающий 100 А. При этом срабатывает реле РТ37 и своим вспомогательным контактом разрывает цепь питания катушек вентилей линейных контакторов, контактора К62 и промежуточного реле РП19. Линейные контакторы разрывают силовую цепь тяговых электродвигателей.
При срыве рекуперации вспомогательный контакт контактора К19 разрывает цепь питания катушек вентилей клапанов КЭБ, и клапана открывают доступ воздуху в тормозные цилиндры независимо от положения крана машиниста благодаря наличию в цепях электроблокировочного клапана КЭП8, который, возбуждаясь, через размыкающий вспомогательный контакт контактора К19 обеспечивает дополнительный доступ воздуха в тормозные цилиндры.
Рис. 182. Схема цепи управления иа 1-й позиции главной и тормозной рукояток контроллера машиниста, реверсивио-селективиой — в положении СП
Во время разрядки тормозной магистрали до 290-270 кПа контакт пневматического выключателя ВУП2 размыкается и отключает питание катушек вентилей клапанов КЭБ, в результате чего приводится в действие пневматический тормоз, и при давлении воздуха в тормозных цилиндрах выше 130-150 кПа цепи электрического торможения разбираются. Последующий сбор цепей рекуперативного торможения возможен только после установки тормозной рукоятки на нулевую позицию.
Во избежание срыва рекуперативного торможения в результате случайного отключения реле рекуперации его контакты в цепи линейных контакторов шунтируются замыкающими вспомогательными контактами линейного контактора К1.
Работа цепей управления электровоза в режиме рекуперативного торможения на СП (рис. 182) и С (рис. 183) соединениях тяговых электродвигателей происходит аналогично, как и на П соединении. При установке реверсивно-селективной рукоятки в положение СП или С прекращается подача напряжения на вклю-
Рис. 183. Схема цепи управления на 1-й позиции главной и тормозной рукояток контроллера машиниста, реверсивно-селективной — в положении С
чающие катушки вентилей групповых переключателей, и их валы устанавливаются в положение С-СП. На С соединении катушки вентилей переключателей ПкС получают напряжение от провода Э565.
В отличие от соединений П и СП на С соединении тяговых электродвигателей для создания цепи катушки реле рекуперации головной секции А линейный контактор К1 на средней и головной Б секциях трехсекционного электровоза и на секции Б двухсекционного включается при установке тормозной рукоятки контроллера машиниста на 02-ю позицию. Это достигается соответствующими положениями пластин 1114 в средней и головной Б секциях (см. табл. 9).
Сопротивление ступеней регулировочного резистора на параллельном соединении меньше, чем на С и СП соединениях. Это обеспечивается подключением параллельно секциям резистора ЯЗН-и с помощью вспомогательного контакта ПкГ секций резистора Я311-18 (см. рис. 181).