Действие цепей управления электровоза в тяговом режиме
Для приведения электровоза в движение необходимо вставить ключ в специальное гнездо устройства блокировки тормозов АБТ и включить выключатель управления ВУ20 в кабине машиниста, из которой производится управление. Затем реверсивно-селек-тивную рукоятку контроллера машиниста установить в положение М или МС в соответствии с выбранным Вперед или Назад направлением движения. Если предполагается езда на последовательном соединении тяговых электродвигателей, то рукоятку ставят в положение МС, а если на последовательно-параллельном и параллельном, то в положение М.
Управление тяговыми электродвигателями на последовательном соединении. При установке реверсивно-селективной рукоятки контроллера машиниста в положение Вперед МС (Назад МС) напряжение от провода Э301 (рис. 177) через выключатель ВУ20
Рис. 177. Схема цепи управления иа 1-й позиции главной рукоятки контроллера машиниста и реверсивио-селективиой в положении МС
подается на провода 501-505 и далее на контроллер машиниста. От провода 505 через контакты 63-64 (65-65) контроллера машиниста КтМ провод Э561 (Э562) напряжение подается иа катушку вентиля реверсора ПкР. Вал последнего поворачивается в положение, соответствующее выбранному направлению движения, причем при положении реверсора Вперед в секции А реверсор в секции Б займет положение Назад. При этом через вспомогательные контакты реверсора напряжение подается на катушку промежуточного реле РП20, а через предохранитель Прб, провод 618, диоды Д72 и Д73 — на катушки H переключателей двигателей ПкД1 и ПкД2.
От провода 502 через контакты 67-68 контроллера КтМ по проводу Э563 напряжение подается на катушку M тормозного переключателя ПкТ, и его вал устанавливается в положение тягового режима. От провода 501 через контакты 71-72 КтМ по проводу Э565 напряжение подается на катушку С переключателя ПкС, его вал поворачивается в положение С, подготавливая последовательную цепь тяговых электродвигателей двух (трех) секций.
При постановке главной рукоятки контроллера машиниста на 1-ю позицию (см. рис. 148* и 177) замыкаются контакторные элементы 9-10, 13-14, 15-16, 19-20, 21-22, 23-24, 27-28 главного барабана контроллера машиниста, и питание получают провода Э583, Э585, Э535, Э533, Э587. При этом получают питание катушки контакторов К31, К32, К39, К40, К35 и К36. Катушки вентилей линейных контакторов К1, К18, К19 получают питание от провода Э583 по цепи: вспомогательный контакт ПкС, провод 594, вспомогательный контакт ПкГ, провод 595, размыкающий контакт кнопки БВ выключателя БлКн7, провод 598, вспомогательный контакт БВ, провод 599, контакт реле РП20, провод 601, контакт реле РП28, провод 602, контакт реле РП23, провод 603, вспомогательный контакт ПкТ, провод 604, катушка контактора К18, провод 589, вспомогательный контакт контактора К32, провод 588, вспомогательный контакт контактора К31, провод 677, диод Д74, провод Э581, контакты 9-10, 111-112, замкнутые при нулевом положении тормозной рукоятки контроллера машиниста, провод 600, корпус. Параллельно катушке контактора К18 подсоединены катушки контакторов К1 через вспомогательный контакт ПкТ и К19 через вспомогательный контакт ПкД2. При этом образуется цепь последовательно соединенных тяговых электродвигателей со степенью возбуждения 16% двух (трех) секций, включенных через пусковые резисторы головной секции А электровоза.
Цепь катушки линейных контакторов К1, К18 и К19 после их включения дополнительно замыкается на корпус через замыкающий вспомогательный контакт контактора КГ
На 2-й позиции главной рукоятки КтМ замыкается контакт 25-26″, и по проводу Э586 подается напряжение на катушку контактора КЗЗ через размыкающий контакт контактора К14, провод 579, вспомогательный контакт ПкГ, провод 541, диод Д64, провод 539, провод 540, вспомогательный контакт ПкТ, провод 450, вспомогательный контакт ПкТ, провод 400, корпус. Одновременно от провода 541 через диод Д65, провод 543 питание получает катушка контактора К34. Контакторы КЗЗ и К34 включаются и своими размыкающими вспомогательными контактами отключают контакторы К31 и К32, образуя ступень ослабления возбуждения тяговых электродвигателей ОВ4.
На 3-й позиции размыкаются контакты 19-20 и 21-22 контроллера КтМ и отключаются контакторы ослабления возбуждения К39 и К40; тяговые электродвигатели работают в режиме ослабленного возбуждения ОВ2. На 4-й позиции размыкается контакт 23-24 КтМ, отключаются контакторы ослабления возбуждения К35 и К36 и тяговые электродвигатели переходят в режим полного возбуждения. При дальнейшем перемещении главной рукоятки до 21-й позиции реостатные контакторы, включаясь, шунтируют ступени пусковых резисторов до полного их выведения в головной секции А (см. табл. 10). Во второй и третьей секциях пусковые резисторы зашунтированы силовыми контактами переключателя ПкС и соединительной пластиной ПІ. В этих секциях реостатные контакторы работают вхолостую. Двадцать первая позиция ходовая, на ней включены реостатные контакторы К5- К9, KU-K17 и полностью выведены пусковые резисторы.
Перемещение главной рукоятки контроллера машиниста на С соединении после 21-й позиции механической блокировкой контроллера исключается. На этой позиции, перемещая тормозную рукоятку, можно получить четыре ступени ослабления возбуждения ОВ1-ОВ4.
При переводе тормозной рукоятки на позицию ОВ1 через контакт 99-100 тормозного барабана контроллера, провод Э531, размыкающий вспомогательный контакт контактора К36, провод 538, вспомогательный размыкающий контакт контактора К24, провод 579, вспомогательный контакт ПкГ, диоды Д64 и Д65 напряжение аналогично описанной выше цепи подается на катушки вентилей контакторов КЗЗ и «К34. При этом контакторы КЗЗ и К34 шунтируют обмотки возбуждения тяговых электродвигателей резисторами с сопротивлением, соответствующим ступени ОВ1.
Вентили этих контакторов на этой же позиции получают дополнительное питание через контакт 101-102 тормозного барабана контроллера по цепи: провод Э532, вспомогательный контакт контактора К61, провод 546, вспомогательный контакт контактора КЗЗ, провод 547 вспомогательный контакт контактора К34, провод 538. По проводу Э532 напряжение подается также на «катушку реле РП18, а через замыкающий контакт реле РП21 — на катушку контактора К61.
Дальнейшее перемещение тормозной рукоятки приводит к возбуждению вентилей следующих контакторов: на позиции ОВ2- К35 и К36; на ОВЗ — К37 и К38, а на ОВ4 — К39 и К40. Для перехода на СП соединение электродвигателей необходимо тормозную, а затем главную рукоятку контроллера машиниста сбросить на нулевые позиции, реверсивно-селективную установить в положение M, а затем главной рукояткой контроллера начать пуск электровоза на этом соединении.
Управление тяговыми электродвигателями на последовательно-параллельном и параллельном соединениях. При установке ревер-сивно-селективной рукоятки в положение Вперед M (Назад М) напряжение от провода Э301 (рис. 178) по цепи: контакт выключателя управления ВУ20, провод 501, предохранитель ПрЮ, провод 502, контакт АБТ, провод 503, размыкающий контакт реле РП26, провод 504, контакт КЭП13/5, 6, провод 505, контакты 63-64 (65-66) реверсивно-селективного барабана контроллера машиниста, провод Э561 (Э562) — подается на катушку Вперед {Назад) реверсора ПкР, а после поворота его вала в положение, соответствующее выбранному направлению движения, — по проводу 567 на катушки реле РП20 и переключателей ПкД1 и ПкД2. От провода 502 через контакты 67-68 и 73-74 контроллера машиниста напряжение подается по проводам Э563 и Э566 на катушки M тормозного переключателя ПкТ и СП-П режимного пе-
Рис. 178. Схема цепи управления иа 1-й позиции главной рукоятки контроллера машиниста и реверсивио-селективиой в положении М
реключателя ПкС. При этом в нулевом положении главной рукоятки контроллера машиниста валы переключателей ПкС и ПкГ установятся в положение СП-П.
/9 Я3 /Д/-П0?йц„ии Г/авной Рукоятки замыкаются контакты 9-10, 13-14, 15-16, 19-20, 21-22, 23-24, 27-28 главного вала контроллера машиниста и напряжение от провода 502 подается на провода à585, Э535, Э533 и Э587, а от провода 501 — на провод Э582.
По проводу Э582 через размыкающий вспомогательный контакт переключателя ПкГ, провод 591, вспомогательный контакт ПкС, провод 590, напряжение подается на катушку реле времени РВ6. При этом получают питание катушки вентилей контакторов К35, К36, К39, К40 и через размыкающие вспомогательные контакты контакторов КЗЗ и К34 катушки вентилей контакторов КЗ 1 и К32.
От провода Э587 через размыкающий вспомогательный контакт переключателя электродвигателей ПкД1, провод 596, контакт ПкД2, провод 597, контакт реле времени РВ6, провод 598, вспомогательный контакт быстродействующего выключателя БВ, провод 599, контакт реле РП20, провод 504, контакт реле РП28, провод 602, контакт реле РП23, провод 603, вспомогательный контакт ПкТ, провод 604 напряжение подается на катушки линейных контакторов К1, К18 и К19 (по описанной выше цепи), и последние выключаются.
В каждой секции собираются цепи по четыре тяговых электродвигателя, соединенных последовательно, при полностью введенных пусковых резисторах. На 1-й позиции СП соединения аналогично С соединению степень возбуждения тяговых электродвигателей 16%-
Рис. 179. Схема цепи управления на 21-й позиции главной рукоятки контроллера машиниста реверсивно-селективной в положении М
При дальнейшем перемещении главной рукоятки контроллера машиниста производится постепенное отключение контакторов ослабления возбуждения. На 4-й позиции главной рукоятки контроллера тяговые электродвигатели переводятся на полное возбуждение. Перемещая главную рукоятку до 21-й позиции включительно, реостатные контакторы шунтируют ступени пусковых резисторов до полного их выведения в каждой секции.
На 21-й позиции (рис. 179) подается питание на катушки вен- . тилей контакторов КЮ и К17 по цепи: провод 604, размыкающий контакт реле РП16, провод 616, размыкающий вспомогательный контакт ПкД1, провод 613, вспомогательный контакт ПкД2, провод 614, вспомогательный контакт переключателя ПкС, провод 615, катушка вентиля контактора КЮ, провод 610, вспомогательный контакт переключателя ПкТ, провод 612, замыкающий контакт контактора К18, провод 611, диод Д54, провод Э621, контакт 29-30 главного барабана контроллера, провод 600, корпус. От провода 616 через вспомогательный контакт ПкТ, провод 617 получает питание катушка контактора К17. Контакторы КЮ и К17 включаются, подготовляя цепи к переходу с СП на П соединение. На 21-й позиции можно применять четыре ступени ослабления возбуждения тяговых электродвигателей.
При переводе главной рукоятки с 21-й на 22-ю позицию отключается ряд реостатных контакторов (см. табл. 10). От провода 501 (см. рис. 148*) через контакт 11-12 главного барабана контроллера, провод Э564, вспомогательный контакт СП-П переключателя ПкС, провод 574 получает питание включающая катушка переключателя ПкГ, вал которого поворачивается в положение, соответствующее параллельному соединению. Поскольку напряжение с провода Э582 снимается и подается на провод Э564, то при повороте вала ПкГ катушка реле времени РВ6 кратковременно теряет питание, однако контакты реле РВ6 в проводах 597, 598 на некоторое время (3 с) остаются включенными. После поворота вала ПкГ катушка реле времени РВ6 вновь получает питание от провода Э564 через замыкающий вспомогательный контакт ПкГ. При переходе валов групповых переключателей в положение Я загорается сигнальная лампа (контроль перехода) КП (ЛС87) и гаснет после их поворота. С 22-й по 37-ю позицию происходит реостатный разгон электровоза на параллельном соединении тяговых электродвигателей; 37-я позиция ходовая, на ней может быть осуществлено ослабление возбуждения тяговых электродвигателей всех ступеней (рис. 180).
Обратное перемещение главной рукоятки контроллера машиниста. При переводе главной рукоятки контроллера машиниста с 22-й на 21-ю позицию (см. рис. 148*) контакты главного барабана контроллера машиниста 9-10 и 11-12 размыкаются, а 13-14, 15-16, 35-36, 39-40, 41-42, 43-44, 45-46, 49-50, 51-52, 53-54, 55-56 и 57-58 замыкаются. С провода Э564 напряжение снимается и подается на провод Э582, а провода Э624, Э626, Э627, Э628, Э629, Э631, Э632, Э633, Э634 и Э635 соединяются с землей.
Рис. 180. Схема цепи управления на 37-й позиции главной рукоятки контроллера машиниста, реверсивно-селективной — в положении М, тормозной — на позиции ОВ4
При этом прекращается питание катушек вентилей группового переключателя ПкГ, его вал поворачивается и занимает положение С-СП, после чего через вспомогательный контакт ПкГ в проводах Э582, 591 включаются реостатные контакторы К4, К5, Щ К9, KU, К12, КІЗ, К14, К15 и К16 в соответствии с разверткой контроллера (см. табл. 10). Задержка включения реостатных контакторов происходит также при обратном перемещении главной рукоятки с 22-й на 21-ю позицию и ниже.